Организационная культура как фактор конструктивного разрешения конфликтов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мкртумян, Л. С. Организационная культура как фактор конструктивного разрешения конфликтов / Л. С. Мкртумян. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/6405/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье рассматривается понятие «организация», выделяются типы организации, дается определение конфликта в организации, рассматривается его специфика, виды и причины возникновения конфликтов. Особое внимание уделяется понятию «организационная культура», выделяются ее функции, рассматривается их связь с условиями конструктивного разрешения организационных конфликтов.

Ключевые слова: конфликт в организации, организационная культура, тип реагирования в конфликте, конструктивное поведение.

 

Е. В. Буртовая дает следующее определение организации: организация — это производственно-технологическое объединение людей и средств производства; коллектив тружеников, которые объединяют свои усилия и способности для развития производства, принимают активное участие в решении социально-экономических проблем; такая совокупность людей, в которой индивиды объединены определенными связями и отношениями.

В обществе функционируют различные типы организаций: предприятия, учреждения, университеты, институты, финансовые структуры, общественные организации (например, политические партии, профсоюзы и др.), ассоциативные организации (например, семья). Организации структурно состоят из целого ряда подразделений: цехов, смен, отдельных служб, бригад и др. Эти объединения выступают как первичные группы, т. е. являются социальной средой, в которой человек непосредственно контактирует с другими людьми.

Организации выполняют разнообразные функции и отличаются друг от друга по роду деятельности их членов, уровню организации и сплоченности, количественному составу. Являясь важнейшей ячейкой общества, организация соединяет и координирует поведение людей, специализирующихся на разных типах деятельности, включает их в единый трудовой процесс, решает не только производственные задачи, но и создает условия для развития своих членов. Здесь в среде непосредственного общения закладываются первоначальные представления людей, формируются мнения, закрепляются привычки, проявляются склонности, утверждается общественная репутация работников. Взаимные связи и отношения складываются не только на основе производственной деятельности, но и под влиянием реальных условий жизни: политических, психологических, нравственных и др. Людей сплачивают общие интересы, идеи, цели, нравственные нормы и принципы [1].

«Оболочкой» организации является организационная культура. Существует множество подходов к определению понятия «организационная культура». Сравнительную характеристику таких подходов предложила О. Г. Тихомирова, они представлены в Таблице 1 [5].

Таблица 1

Сравнительная таблица основных определений организационной культуры

Авторы

Содержание определений

Определения — характеристики деятельности организации и ее членов

Д.Олдхэм

Методы выполнения работы и то, как обращаются с людьми в этой организации

Э.Шейн

Коллективные базовые представления, обретаемые группой в процессе внешней адаптации и внутренней интеграции. Культура и лидерство являются по сути двумя сторонами одной монеты, культуры порождаются лидерами, навязывающими группе свои собственные ценности и представления

Б. З. Мильнер

Представления и подходы к постановке дела, формы отношений к достижению результатов деятельности

К.Сил и Д.Мартин

Ценностей организации (ядро культуры) определяют философию, миссию организации; язык, истории, легенды, ритуалы, церемонии, внешний вид, одежда и др. (формы культуры) передают ценности; для поддержание культуры формируются правила найма работников, тренинги, программы обучения, планирования карьеры и т.д.

Р.Холл

Положения, понятия и ценности, которые создают опору для действия

Определения, содержащие перечисление элементов организационной культуры

Просто перечисляющие набор компонент, входящих в организационную культуру

Д.Хэмптон

Понятия, знания, ценности, материальные предметы, формальные законы и неформальные обычаи

Д.Гибсон Д.Иванцевич

Признанные ценности, убеждения, нормы и формы поведения в организации

Р.Дафт

Набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами общества или организации

Д.Ньюстром и К.Дэвис

Набор разделяемых понятий, ценностей, убеждений, норм

Ф.Лютенс

Наблюдаемые регулярные формы поведения, нормы (отношение сотрудников к своей работе), доминирующие ценности, философия (принятые в организации отношения сотрудников между собой, отношения к клиентам), правила, организационный климат

Н.Лэметр

Система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми ее членами

Определения, отражающие характер воздействия компонент на организацию

К.Камерон и Р.Куинн

То, что ценно для организации, каковы стили ее лидерства, язык и символы, процедуры и повседневные нормы, как определяется успех. Все то, что определяет уникальность характера организации

Р.Гриффин

Набор ценностей организации, которые помогают ее членам понять, для чего была основана организация, как она работает, и что для нее важно

П.Вейлл

Система отношений, действий, артефактов, которая выдерживает испытания временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию

Ф.Харрис и Р.Моран

Осознание работниками себя и своего места в организации; способы и язык общения в организации; внешний вид работников, их поведение, верования; организация питания, обучения и развития; отношение ко времени; характер отношений между людьми разного ранга, интеллекта, опыта и т. д.; ценности организации, трудовая этика и мотивация

Д.Элдридж и А.Кромби

Уникальная совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т. п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей

Определения, трактующие организационную культуру как целостную категорию

М.Мескон

Атмосфера или социальный климат в организации

Э.Джакус

Образ мышления и способ действия, которые должны быть усвоены и хотя бы частично приняты новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими»

 

Выделим основные функции организационной культуры.

1.         Охранная функция. Суть её заключается в том, что организационная культура создаёт специфическую систему ценностей, норм и правил, которая служит барьером для проникновения нежелательных тенденций и отрицательных ценностей из окружающей среды.

2.         Интегрирующая функция, суть которой заключается в том, что единая система ценностей в организации позволяет каждому ощутить себя частью единого целого и определить свою роль и ответственность. При этом формируется чувство общности, сплачивающее членов организации, и собственный оригинальный имидж организации.

3.         Регулирующая функция, которая формирует и контролирует поведение членов организации. С помощью норм, стандартов, правил организационная культура определяет поведение людей внутри организации, а нередко и за её пределами. Регулирующая функция задаёт в организации однозначность и упорядоченность во всех процессах хозяйственной деятельности.

4.         Замещающая функция. Суть её заключается в том, что сильная организационная культура позволяет организации замещать формальные механизмы и отношения в случае их недостаточности или отсутствия на неформальные, вытекающие из особенностей внутриорганизационных отношений.

5.         Адаптивная функция заключается в том, что новые сотрудники организации, не обладающие культурой данной организации, безболезненно и легко вписываются в социальную и производственную системы организации и в сложившуюся систему отношений.

6.         Образовательная и развивающая функции проявляются в том, что уровень организационной культуры воздействует соответствующим образом на воспитание и образовательный уровень в организации. Чем выше общий образовательный уровень в организации, тем, как правило, большее желание у отдельных сотрудников поднять свой образовательный уровень. Таким образом, высокая организационная культура способствует улучшению «человеческого капитала» и социальной стабильности в организации.

7.         Функция управления качеством. Суть этой функции состоит в том, что качество организационной культуры напрямую определяет качество работы, рабочей среды, микроклимата в организации, которые в свою очередь определяют качество продукции организации [4].

В процессе совместной деятельности в трудовом коллективе нередко возникают конфликты. Конфликт в организации можно определить как «открытую форму существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка» [1].

Существуют четыре основных типа организационных конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой.

Внутриличностный конфликт — это специфический тип конфликтного процесса, развертывающегося внутри личности, вследствие дисгармоничности, противоречивости стремлений, присущих различным подсистемам и структурам психологической системы индивида, между сознательными и бессознательными его влечениями, между требованием совести и стремлением получить удовольствия, между инстинктивными позывами и нормами культуры и нравственности.

Межличностный конфликт — наиболее часто возникающий в организации тип конфликта. Межличностный конфликт отражает психологическую атмосферу всей организации и отдельного коллектива. Наиболее известная типология межличностных конфликтов на производстве принадлежит Н. В. Гришиной, которая рассматривает их как вертикальные и горизонтальные, так и различные модификации.

1.         Конфликты, возникающие как реакция на препятствие к достижению основных целей деятельности, получение определенного продукта.

2.         Конфликты, вызванные факторами, препятствующими достижению людьми личных целей трудовой деятельности.

3.         Конфликты, обусловленные несоответствием поведения партнеров по работе нормам и ценностям, принятым в коллективе.

4.         Конфликты, возникающие на основе личных взаимоотношений людей, из притязаний, особенностей личности.

Следовательно, межличностный конфликт можно определить как взаимное отрицательное восприятие людей, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, оценок или потребностей, и связанную с этим отрицательную реакцию на слова и поступки человека, рассматриваемого в качестве нежелательного партнера или соперника [3].

Конфликт между личностью и группой возникает, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы (сложившихся в группе норм поведения и труда), когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. Конфликт возникает из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповой конфликт. Само понятие «межгрупповой конфликт» предполагает, что конфликтный процесс возникает во взаимодействии между различными группами и может осуществляться по различным причинам, в различных условиях, формах, с различной степенью напряженности.

Из всех причин, приводящих к межгрупповым конфликтам, можно выделить три основные:

1)        объективные условия взаимодействия, связывающие или разделяющие социальные группы;

2)        внутригрупповые процессы, в том числе конфликтные, протекающие в каждой из взаимодействующих групп;

3)        содержание и направленность межгрупповых взаимодействий [3].

М. М. Кашапов и Т. Г. Киселева выделяют следующие типы реагирования на конфликт: агрессия, уход и оптимальное разрешение.

Агрессия — реакция человека, при которой он выражает свои чувства и мнения в грубой, угрожающей, нападающей, требовательной или враждебной манере.

Уход — отклонение от разрешения конфликта.

Оптимальное разрешение конфликтной ситуации — это результат, достигнутый в ходе устранения противоречия, составляющего ядро конфликта. [2].

Существует несколько условий оптимального разрешения конфликта. Мы рассмотрим их во взаимосвязи с функциями организационной культуры. Свои выводы мы представили в виде таблицы (Таблица 2).

Таблица 2

Взаимосвязь условий оптимального разрешения конфликта и функций организационной культуры

Условие оптимального разрешения конфликта

Функция организационной культуры, отвечающая данному условию

Взаимопонимание и взаимодействие сотрудников

Коммуникационная (установление и использование эффективных коммуникационных потоков)

Общее согласие, сплоченность коллектива

Стабилизационная (развитие системы социальной стабильности в организации)

Готовность к изменению собственных установок

Адаптивная

Самоконтроль, поведение, направленное на получение позитивного результата

Регулирующая

Высокий образовательный уровень, позволяющий своевременно распознать конфликт и определить свои ожидания по поводу возникшей конфликтной ситуации

Образовательная и развивающая

 

Таким образом, рассмотрев функции организационной культуры, мы определили, что она благоприятно влияет на конструктивное поведение в конфликте и способствует оптимальному разрешению конфликтных ситуаций. Все это, безусловно, является одним из факторов успешной совместной деятельности сотрудников, положительно влияющей на эффективность работы организации в целом.

 

Литература:

 

1.                  Буртовая Е. В. Конфликтология. Учебное пособие. [Текст]. — М.: ЮНИТИ, 2002. 508 с.

2.                  Кашапов М. М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. [Текст]. — М. — Ярославль: Ремдер, 2003. 184 с.

3.                  Островская С. И. Управление конфликтами в организации. Учебное пособие. [Текст]. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2002. 115 с.

4.                  Старцев Ю. Н. Менеджмент. Учебное пособие [Текст]. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2007. 148 с.

5.                  Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка. [Текст]. — СПб.: СПбГУ ИМТО, 2008. 148 с.

Основные термины (генерируются автоматически): организационная культура, конфликт, ценность, группа, межличностный конфликт, норма, оптимальное разрешение, оптимальное разрешение конфликта, функция, конструктивное поведение.

Ключевые слова

организационная культура, конфликт в организации, тип реагирования в конфликте, конструктивное поведение., конструктивное поведение

Похожие статьи

Разрешение конфликтов в образовательной организации

Разрешение конфликтов в образовательной организации. Автор: Шараева Ленара Гильмутдиновна.

Межличностные конфликты возникают из-за притязаний на ограниченные ресурсы.

Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических...

Конструктивное разрешение конфликта позволяет человеку сформировать позитивный опыт действий в конфликтных ситуациях, получить навыки эффективного взаимодействия, повысить свой статус.

Межгрупповые конфликты в организации и пути их...

Разрешение конфликтов в образовательной организации. Компромиссные конфликты разрешаются путем взаимного соглашения конфликтующих сторон. Межгрупповые конфликты возникают внутри одной группы или между группами.

Межличностные конфликты в студенческой группе

Педагогические конфликтные ситуации, технологии их разрешения. конфликтная ситуация, конфликт, педагог, ситуация, педагогический процесс, студент, педагогическое воздействие, возникшая ситуация, учащийся, конструктивное отношение.

Методы профилактики конфликтов в компаниях

Разрешение конфликтов в образовательной организации. Эмоциональные конфликты — неудовлетворение интересов отдельной личности, столкновение

Поначалу это был конфликт межличностный, но вскоре он трансформировался в конфликт между личностью и группой.

Функциональное значение конструктивного разрешения...

Функциональное значение конструктивного разрешения конфликтов в диаде «учитель-ученик». Автор: Слепцова Светлана Анатольевна. Рубрика: Психология и социология.

Медиация как конструктивный метод урегулирования...

конфликт, сторона, социальное взаимодействие, разрешение конфликта, ситуация, директор, конфликтная ситуация, директор фирмы, сторона конфликта, допустимое поведение.

Ключевые слова: социальный конфликт, конфликтология...

Рассмотреть различные типы конфликтов. Определить способы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций. Анализ стратегий поведения курсантов государства Казахстан...

Межличностные отношения и конфликты на предприятии

конфликт, конфликтная ситуация, межличностный конфликт, разрешение конфликта, разрешение спора, руководитель, сторона. Похожие статьи. Разрешение конфликтов в образовательной организации.

Похожие статьи

Разрешение конфликтов в образовательной организации

Разрешение конфликтов в образовательной организации. Автор: Шараева Ленара Гильмутдиновна.

Межличностные конфликты возникают из-за притязаний на ограниченные ресурсы.

Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических...

Конструктивное разрешение конфликта позволяет человеку сформировать позитивный опыт действий в конфликтных ситуациях, получить навыки эффективного взаимодействия, повысить свой статус.

Межгрупповые конфликты в организации и пути их...

Разрешение конфликтов в образовательной организации. Компромиссные конфликты разрешаются путем взаимного соглашения конфликтующих сторон. Межгрупповые конфликты возникают внутри одной группы или между группами.

Межличностные конфликты в студенческой группе

Педагогические конфликтные ситуации, технологии их разрешения. конфликтная ситуация, конфликт, педагог, ситуация, педагогический процесс, студент, педагогическое воздействие, возникшая ситуация, учащийся, конструктивное отношение.

Методы профилактики конфликтов в компаниях

Разрешение конфликтов в образовательной организации. Эмоциональные конфликты — неудовлетворение интересов отдельной личности, столкновение

Поначалу это был конфликт межличностный, но вскоре он трансформировался в конфликт между личностью и группой.

Функциональное значение конструктивного разрешения...

Функциональное значение конструктивного разрешения конфликтов в диаде «учитель-ученик». Автор: Слепцова Светлана Анатольевна. Рубрика: Психология и социология.

Медиация как конструктивный метод урегулирования...

конфликт, сторона, социальное взаимодействие, разрешение конфликта, ситуация, директор, конфликтная ситуация, директор фирмы, сторона конфликта, допустимое поведение.

Ключевые слова: социальный конфликт, конфликтология...

Рассмотреть различные типы конфликтов. Определить способы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций. Анализ стратегий поведения курсантов государства Казахстан...

Межличностные отношения и конфликты на предприятии

конфликт, конфликтная ситуация, межличностный конфликт, разрешение конфликта, разрешение спора, руководитель, сторона. Похожие статьи. Разрешение конфликтов в образовательной организации.