В статье рассматривается проблема создания образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета, предложено в составе ее структуры выделить материально-технический, технологический и субъектно-социальный компоненты, которые согласуются с компонентным составом профессиональной компетентности будущих учителей ‒ мотивационно-ценностным, когнитивно-деяльностным и личностно-рефлексивным. Предложена авторская типология образовательной среды, которая дифференцируется по внедрению нововведений, видами деятельности, особенностями окружения, спецификой воздействия на личность и выполняет соответствующие функции.
Ключевые слова:образовательная среда, типология образовательной среды, функции образовательной среды, структура образовательной среды, профессиональная компетентность учителя.
The article discusses the problem of creating a learning environment for the formation of professional competence of students from pedagogical university; which includes material and technical, technological and subject-social components that are consistent with the components of professional competence of future teachers — motivational-value, cognitive-activity and personal-reflexive. The author proposes a typology of the educational environment, which is differentiated by the introduction of innovations, activities, features of the environment, the specifics of the impact on the person and performs the appropriate function.
Keywords: educational environment, the typology of the educational environment, the function of the educational environment, the structure of the educational environment, professional competence of the teacher.
Сегодня интерес к феномену образовательной среды обосновывается изменениями социальной среды и внедрением системы личностно-ориентированного образования. Образовательная среда является одним из ведущих факторов развития личности, предоставляет возможность молодежи идентифицировать себя в социуме, удовлетворить собственные потребности в обучении, воспринимать образование как личностную ценность.
Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров. Совершенствование учебно-воспитательного процесса высшей школы осуществляется в контексте современных образовательных тенденций, а именно: массового характера образования и его непрерывности; ориентации образования на нововведения; учета специфики будущей профессиональной деятельности. Подготовка современного учителя направлена не только на овладение им знаний, умений и навыков, но и на адаптацию к условиям будущей профессиональной деятельности в социуме. Ориентация системы высшего образования на формирование профессиональной компетентности будущих учителей требует создания образовательной среды, побуждающей к реализации стратегических целей и задач развития образования. Высшая школа способствует формированию профессиональной компетентности будущих учителей как субъектов образовательной среды, которые живут в современных условиях глобализации и являются всесторонне развитыми, творческими личностями. Развитие образовательной среды в высших учебных педагогических заведениях связано с внедрением в практику работы инновационных педагогических технологий, проектированием современного содержания образования, профориентацией, увеличением объема самостоятельной работы студентов, выполнением творческих и проблемных заданий и т. п.
Современные понятия «образовательная среда» предложены в работах Н. Гонтаровской, Т. Гущиной, Е. Лактионовой, А. Савенкова, А. Хуторского и др. Различные аспекты влияния образовательной среды на развитие личности рассматриваются в научных исследованиях Б. Вульфова, А. Коберника, Ю. Мануйлова, Л. Новиковой и др. Структура образовательной среды исследована Ю. Кулюткиным, Е. Климовым, В. Пановым, В. Слободчиковим и др. Типология образовательной среды нашла отражение в научных исследованиях А. Артюхиной, Я. Корчака, С. Тарасова, В. Ясвина и др.
Целью написания статьи является определение структурных компонентов и ведущих функций образовательной среды, создания ее типологии с целью обеспечения процесса эффективного формирования профессиональной компетентности будущих учителей.
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» начал активно использоваться в 20-е годы ХХ в. в исследованиях С. Шацкого («педагогика среды»), П. Блонского («общественная среда ребенка»), А. Макаренка («окружающая среда»). Почти в течение века содержание этого понятия приобретало признаки комплексности, многоаспектности, многомерности, динамичности. Системное рассмотрение феномена образовательной среды занимает одно из ведущих мест в теории и методике высшего профессионального образования. Существующие определения понятия «образовательная среда» и подходы к выделению ее структурных составляющих, к сожалению, не полностью соответствуют ее характеристике.
Под образовательной средой современные ученые (Б. Боденко, А. Куракин, Ю. Мануйлов, А. Хуторской и др.) понимают естественное и искусственно созданное социокультурное окружение человека, которое включает содержание и различные средства образования, обеспечивающие продуктивную деятельность студентов и направляющие процесс развития личности посредством создания благоприятных для этого условий. Т. Гущина поддерживает научную позицию А. Савенкова и доказывает, что под образовательной средой следует понимать систему педагогических и психологических условий, которые создают возможность для раскрытия уже сформированных способностей и индивидуальных особенностей личности, так и еще не проявившихся интересов и способностей [2, с. 189]. А. Лактионова отмечает, что образовательная среда является психолого-педагогической реальностью, содержащей специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для ее развития в рамках социального и пространственно-предметного окружения [3, с. 46]. Считаем, что основой рассмотренных определений понятия «образовательная среда» является выделение исследователями конкретных психологических и педагогических условий для обеспечения продуктивной деятельности личности. В нашем исследовании ориентируемся на определение образовательной среды А. Лактионовой, которое, по нашему мнению, характеризуется логичностью и содержательной конкретностью.
Таким образом, в научной литературе исследуемая дефиниция рассматривается с различных позиций. Во-первых, как естественная или искусственно созданная социокультурная среда учебного заведения, включающая различные виды, средства и содержания образования, с помощью которых можно обеспечивать продуктивную деятельность ее субъектов; во-вторых, как совокупность материальных требований в соответствии с педагогическими, эргономичными, санитарно-гигиеническими требованиями к учебно-воспитательному процессу, имеющихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
В современной психолого-педагогической литературе выде6ляется большое количество типов образовательной среды: традиционная, социальная, учебная, информационная, гуманитарная, природная, творческая, игровая, технологическая, креативная, интегрированная, коммуникативная и др. Особое внимания ученых акцентировано на изучение инновационной (Г. Беляев, М. Диденко, Ю. Карпова, Н. Разина и др.), информационно-образовательной (А. Андреев, И. Захарова, А. Остроумова, Е. Печерская, В. Стародубцев и др.), виртуальной (Н. Королева, А. Митина, Н. Рыжова), рефлексивной (Т. Давыденко и И. Шумакова, А. Малахова), здоровьесберегающей (М. Сентизова, Н. Рылова, Г. Тушина) сред.
Необходимо отметить, что любая типология образовательной среды –условная, потому что может сочетать различные, иногда довольно противоречивые условия развития личности. Наиболее распространенной является типологизация образовательной среды выдающегося польского педагога Я. Корчака (труд «Как любить ребенка»). В основу классификации автором положен стиль отношений между взрослыми и детьми с целью развития личности ребенка: «догматический», «беззаботного потребления», «внешнего лоска и карьеры», «идейный». С целью сравнительного анализа типологий образовательной среды в историко-педагогическом контексте эту типологию образовательной среды подробно описывает В. Ясвин [5, с. 15–20]. С. Тарасов определяет типы образовательных сред по следующим признакам: стилем взаимодействия в среде (конкурентная — кооперативная, гуманистическая — технократическая и т. п.); характеру отношений к социальному опыту и его передачи (традиционная — инновационная, национальная — универсальная и т. п.); степенью творческой активности (творческая — регламентированная); характером взаимодействия с внешней средой (открытая — закрытая) [4, с. 136]. Анализ современных научных исследований позволил А. Артюхиной предложить типологию среды в образовании по следующим признакам:
- педагогическим функциям в профессионально-личностном развитии специалиста (дидактическая, воспитательная, интеллектуально-развивающая);
- профилю образовательного учреждения — дошкольное учреждение, школа (гимназия, лицей), колледж, вуз, университетский округ, регионально-этнокультурная среда;
- организационно-деятельностным структурам (среда кафедры, факультета, вуза, учреждения для учебно-производственной практики);
- масштабу привлеченных участников в образовательный процесс (академическая группа, курс, проектная группа и т. д.);
- структурно-качественным характеристикам (на основе адаптивной функции, приобщения к культуре, информационного и экологического компонентов среды и т. п.) [1].
Обобщение различных подходов к проблеме исследования позволило разработать авторскую типологию образовательной среды. В ее основу положена концепция профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях с использованием компетентностного и структурно-функционального подходов. Предложенная типология образовательной среды учитывала особенности ее воздействия на личность, которая получает высшее педагогическое образование. При этом особое внимание акцентировалось на определение основных функций исследуемого феномена и путей их практической реализации в процессе профессиональной подготовки студенческой молодежи.
Итак, предлагаем основные типы образовательной среды педагогического университета дифференцировать:
1) по внедрению нововведений (традиционная и творческо-инновационная);
2) по видам деятельности (игровая, учебная, профессиональная, коммуникативная);
3) по особенностям окружения (природная, социальная, информационно-образовательная, виртуальная);
4) по специфике воздействия на личность (здоровьесберегающая, развивающая, воспитательная и рефлексивная).
Проведенный анализ имеющихся исследований подтверждает недостаточную разработанность проблемы взаимосвязи между функциями образовательных сред, их компонентами и типами. В то же время следует отметить, что в процессе профессиональной подготовки целесообразно акцентировать внимание на определении именно ведущих (главных) функций образовательной среды.
Итак, традиционной образовательной среде в большей степени присуща прагматическая функция, реализация которой способствует овладению академическими профессиональными знаниями и умениями, рациональной организацией повседневной деятельности, подготовке студентов к дальнейшей самостоятельной жизни. Творческо-инновационная образовательная среда определяется креативно-преобразовательной функцией, которая предусматривает развитие творческих способностей студентов, возможность детализировать проблемы с целью их дальнейшего нестандартного исследования, творческое преобразование действительности путем решения различных профессиональных задач, постоянное внедрение инноваций в профессиональную деятельность.
Игровая, учебная, профессиональная, коммуникативная образовательные среды способствуют формированию у студентов активной профессионально ориентированной позиции. Игровая среда выполняет обычно стимулирующую функцию в образовании (повышение заинтересованности к определенным видам профессиональной деятельности; программирование индивидуального опыта успешной работы будущих учителей; приобщение к самообразованию и саморазвитию). Учебная среда реализует на практике образовательную функцию (усвоение научных знаний, формирование специальных и общеобразовательных учебных умений и навыков), обеспечивает условия для интеллектуального развития студентов, вооружение их методами самостоятельной познавательной деятельности, что приводит к полноте, логической упорядоченности и осознанности полученных знаний. Профессиональная среда способствует выполнению адаптивной функции (подготовка личности к эффективной будущей профессиональной деятельности и ее адаптация к условиям педагогического труда). Коммуникативная среда предполагает овладение студентами приемами межличностного общения, формирование толерантности, доброжелательности и сопереживания, что составляет основу коммуникативной функции.
Для природной среды превалирующей является эколого-эстетическая функция, которая проявляется: в формировании осознанного нравственно-этического отношения к окружающей среде; преодолении потребительского подхода к природе; готовности к систематической экологически направленной профессиональной деятельности. Социально-экономическая функция детерминируется социальной средой, реализация которой приводит к обеспечению потребностей общества в компетентных педагогах, созданию условий для обновления, углубления профессиональных знаний, умений и навыков в социуме; гармонизации социальных отношений. Информационно-образовательная среда обеспечивает информационную функцию, которая побуждает студентов к эффективному отбору, хранению и передачи необходимой образовательной информации, владению современными информационными средствами и технологиями.
Реализация здоровьесберегающей, развивающей, воспитательной и рефлексивной функций выше выделенных типов образовательных сред соответственно способствует: осознанию ценности здоровья, соблюдению принципов и правил здорового образа жизни, владению арсеналом сохранения, восстановления и развития здоровья; развитию внимания, воображения, памяти, мышления, эмоций, интересов, способностей студентов, профессионально-значимых качеств личности; формированию духовных, эстетических, этических представлений, взглядов, убеждений, системы идеалов, трансформации ценностных ориентаций современного общества в личностные мировозренческие позиции, формированию нравственных и профессиональных качеств; осознанию собственных способностей, адекватной оценке и критическому отношению к себе и другим в профессиональной деятельности, самосовершенствованию педагога как личности и профессионала.
Стоит отметить, что типы образовательной среды не существуют изолированно друг от друга. Они могут интегрироваться — сочетать несколько видов локальных сред в одну, что приводит к усилению их влияния на развитие профессионально-значимых качеств личности. Например, традиционная и виртуальная, учебная и воспитательная, творческая и рефлексивная, профессиональная и социальная образовательные среды чаще всего проявляют признаки интегративности. Их эффективность функционирования детерминируется наличием целостной системы педагогического воздействия на личность.
Образовательную среду вуза можно рассматривать как упорядоченную совокупность компонентов психолого-педагогической реальности. В структуре образовательной среды В. Левин выделяет следующие компоненты: социальный, пространственно-предметный, психолого-педагогический; Ю. Кулюткин и С. Тарасов — пространственно-семантический, содержательно-методический и коммуникативно-организационный. В качестве составляющих образовательной среды Е. Климов, В. Слободчиков и В. Ясвин определяют социально-психологический, учебно-методический и предметно-пространственный; В. Панов — деятельностный (технологический), коммуникативный и пространственно-предметный компоненты. Таким образом, несмотря на имеющиеся различия в подходах к диференциации составляющих образовательной среды различными авторами прослеживается их определенная идентичность (пространственно-предметный, коммуникативный, социальный, методический или технологический компоненты и т. п.).
В нашем исследовании при определении структуры образовательной среды учитывались существующие подходы ученых к данной проблеме. В структуре исследуемого феномена выделяем материально-технический, технологический и субъектно-социальный компоненты, которые согласуются со структурой профессиональной компетентности будущего учителя, а именно — мотивационно-ценностным, когнитивно-деятельностным и личностно-рефлексивным компонентами.
Материально-технический компонент образовательной среды высшего учебного заведения предполагает наличие определенной инновационной инфраструктуры. Каждое образовательное учреждение имеет собственный материально-технический потенциал для создания инновационной образовательной среды. Основное внимание в современных образовательных учреждениях обращается на развитие информационной образовательной среды путем внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях. Консолидация информационно-образовательных ресурсов в системе образования, организация единого образовательного пространства на основе использования современных компьютерных технологий необратимым образом меняет педагогический процесс, не только его содержательную, организационную и методическую основы, но и систему ценностей студентов при усвоении знаний, умений и навыков (мотивационно-ценностный компонент профессиональной компетентности). Модернизация образовательных процессов связана с созданием арсенала новейших инструментов накопления, обработки и передачи образовательной информации посредством информационных каналов. К ним относятся — создание локальных и международных образовательных сетей, концептуальное введение систем открытого образования, реализация эффективных моделей дистанционного обучения, разработка и применение современных средств обучения, электронных библиотек, мультимедийных средств, систем программного обеспечения, реализация проектной деятельности в образовательном информационном пространстве и тому подобное.
Технологический компонент образовательной среды связан с технологизацией системы образования. Он обеспечивает формирование когнитивно-деятельностного компонента профессиональной компетентности будущих учителей. Технологизация учебного процесса имеет целью совершенствования традиционного педагогического процесса путем пооперационного применения системы действий, или процедур, учитывающих современные научные достижения и гарантирующих достижение более высокого уровня обучения. Переход в соответствии с основными положениями Болонской декларации на кредитно-трансферную систему обучения в высшей школе качественно меняет процесс подготовки педагогических кадров. При использовании инновационных педагогических технологий обеспечивается индивидуализация обучения, проведение объективного, динамического и систематического контроля знаний с помощью компьютерного тестирования, выполнения большого количества творческих и проблемных задач в процессе самостоятельной работы студентов.
Субъектно-социальный компонент образовательной среды предполагает взаимосвязанную целенаправленную деятельность преподавателя и студента, ориентированную на развитие рефлексии собственной деятельности, личностных профессионально значимых качеств (личностно-рефлексивный компонент профессиональной компетентности).
Создание и управление образовательной средой высшего учебного заведения должно осуществляться в направлениях его насыщения, диверсификации, возможности построения индивидуальной траектории формирования каждого конкретного специалиста, его самоопределения и самореализации, удовлетворения образовательных и личностных потребностей. Локальные образовательные среды в высшей школе (учебная, природная, информационно-образовательная, инновационная, рефлексивная социокультурная) в их взаимосвязи способствуют развитию различных видов компетенций (предметной, экологической, информационно-технологической, здоровьесберегающей, творческо-инновационной, аутопсихологической, социально-коммуникативной и др.).
Образовательная среда педагогического университета становится фактором формирования профессиональной компетентности будущего учителя, при условии, что: содержание учебных дисциплин ориентировано на практику; формы и методы деятельности логично обоснованны; в отношениях студентов и преподавателей превалируют принципы демократичности и развивающего обучения; имеются материально-технические возможности организации современной учебной деятельности и т. п. Создание базовых учебных и экспериментальных площадок, проведение научно-практических семинаров и конференций, совместных круглых столов с участием студентов, преподавателей, учителей школ и учащихся; организация студенческих научных лабораторий, педагогических практик позволяет охватывать практически все компоненты образовательной среды.
Оценка эффективности функционирования образовательной среды высшего учебного заведения должна осуществляться с учетом разных показателей и отражать уровень сформированности профессиональной компетентности ее выпускников. При определении результатов эффективности образовательной среды следует обращать внимание на:
- удовлетворенность студентов содержанием и организацией труда (привлекательность учебного заведения и образовательных услуг, внедрение инновационных технологий, создание условий для самостоятельной учебной и научно исследовательской работы, физиологически обоснованный режим учебы и отдыха);
- характер отношений между участниками образовательного процесса (сотрудничество на паритетных началах, соответствующий социально-психологический микроклимат);
- наличие необходимых пространственно-предметных условий, обеспечивающих престижность учебного заведения (современная материально-техническая база, компьютерные сетевые системы, электронные библиотеки, спортивные сооружения, рекреационные зоны, использование энергосберегающих технологий);
- ведение на должном уровне нормативно-правовой документации (электронное ведение документации, включая академические журналы, профессорско-преподавательский потенциал, характер управленческой деятельности) и др.
Таким образом, образовательная среда вуза является совокупностью духовно-материальных условий функционирования вуза, обеспечивающих саморазвитие активной и творческой личности, формирования ее профессионально-значимых качеств и реализации инновационного потенциала. В основу авторской типологии образовательной среды положена концепция профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях с использованием компетентностного и структурно-функционального подходов, что позволило проследить взаимосвязь между типами образовательной среды, ее функциями и компонентами (материально-технический, технологический и субъектно-социальный).
Литература:
1. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): автореф. дисс.... доктора пед. наук: сп. 13.00.08 — теория и методика профессионального образования / А. И. Артюхина. — Волгоград, 2007. — 40 с.
2. Гущина Т. Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная середа»: по материалам исследования / Т. Н. Гущина // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) — 2011. — № 4. — С. 187–190.
3. Лактионова Е. Б. Образовательная середа как условие развитие личности ее субъектов / Е. Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. — 2010. — № 128. — С. 40–54.
4. Тарасов С. В. Образовательная середа: понятие, структура, типология / С. В. Тарасов // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. — 2011. — № 3. — Т. 3. — С. 133–138.
5. Ясвин В. А. Образовательная середа: от моделирования к проектированию / Витольд Альбертович Ясвин. — М.: Смысл, 2001. ‒ 365 с.