Статья посвящена исследованию современного представления о понятии «экономика знаний», ее характеристиках, функциях, элементах, а также этапах формирования. В статье также исследуется методика измерения «экономики знаний». Особое внимание в статье уделяется самому понятию экономики знаний, ее сущности и характеристикам.
Ключевые слова:экономика знаний, инновационный путь развития, методика измерения «экономики знаний», рейтинг.
Понятие «экономика знаний»
Термин «экономика знаний» был предложен в 1962 г. американским экономистом Ф. Махлупом, который обозначил им сектор экономики, ориентированный на производство знаний.
Сейчас этот термин используется более широко для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а создание и использование знаний становится источником роста, фактором, определяющим конкурентоспособность компаний, регионов и стран.
Функции знаний в «экономике знаний»
В условиях инновационной постиндустриальной экономики знания принято воспринимать как:
‒ прямой результат деятельности;
‒ продукт прямого конечного потребления;
‒ фактор производства, использующийся при производстве экономических благ;
‒ предмет и средство распределения и/или сделок на рынке;
‒ средство накопления интеллектуальной информации;
‒ средство управленческой деятельности;
‒ способ объединения общества и воспроизводства общественных институтов.
В современной экономической литературе чаще всего используется определение, предложенное специалистами Всемирного банка, согласно которому под экономикой знаний следует понимать экономику, которая создает, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности.
Выделяют следующие четыре фундаментальных элемента «Экономики знаний»:
1. Институциональная структура.
Институциональная структура основывается на создании определенных стимулов экономического характера и институциональной природы, поддерживающих масштабное распространение и эффективное применение локальных и глобальных знаний во всех сферах экономической жизни общества, способствующих развитию предпринимательства, а также поддерживающих экономические и социальные преобразования, порождаемые революцией знаний.
2. Инновационная система.
В условиях инновационной системы создаются эффективные организационные формы и деловое окружение, которые поощряют инновации и предпринимательство, охватывают коммерческие структуры, научные и исследовательские центры, университеты и другие учреждения, действующие в интересах развития глобальных знаний и одновременно, трансформируясь в соответствии с местными требованиями, применяют знания для производства инновационных продуктов, услуг и путей реализации деловых операций.
3. Образование иобучение.
Указанный элемент призван формировать общество квалифицированных, динамичных и творческих людей с перспективами получения достойного образования и пожизненного обучения для всех представителей общества.
4. Информационная инфраструктура.
Процесс создания динамичной инфраструктуры, а также конкурентоспособного, инновационного, информационного экономического пространства предоставляет собой различные эффективные и конкурирующие услуги и инструменты, предназначаемые для широкого спектра сфер жизнедеятельности общества. Данный процесс реализуется не только в формате высоких технологий — таких, как Интернет и мобильная связь, но также радио, телевидение и разнообразные медиа-средства, компьютерные технологии и другие средства для хранения, реализации операций и применения информации, в том числе большой набор коммуникационных услуг.
Мануэль Кастельс (один из крупнейших социологов современности, специализирующийся вобласти теории информационного общества) выделяет следующие пять отличительных черт новой экономики:
1) производительность все в большей степени зависит от использования достижений науки и техники, а также от качества информации и менеджмента;
2) в развитых капиталистических странах внимание производителей и потребителей смещается от материального производства в сторону информационной деятельности;
3) происходит глубокая трансформация организации производственного процесса (от стандартизированного массового в сторону «кастомизированного» (т. е. гибко перестраивающегося в соответствии с меняющимися требованиями потребителя) производства и от вертикально интегрированной организации в сторону горизонтальных сетевых взаимоотношений и взаимосвязей между подразделениями).
4) экономика становится все более глобальной, вследствие чего капитал, производство, менеджмент, рынки, труд, информация и технологии организованы вне зависимости от национальных границ;
5) технологические изменения, в основе которых — информационные технологии, преобразующие материальную основу современного мира, приобретают все более революционный характер.
Главная и отличительная черта новой экономики — ускоренное развитие и использование нематериальных активов и нематериальной среды хозяйственной деятельности.
Производство, распределение и использование знаний составляют основу «экономики знаний», а ее инфраструктурой становится всемирная информационная «паутина».
Особенности:
В указанном аспекте важно обратить внимание на ниже представленные обстоятельства и особенности:
‒ дискретность знаний как продуктов (любых знания либо созданы, либо не созданы; в природе не существует «знания наполовину» или на «две третьих»);
‒ Знание, так же как и иное общественное (публичное) благо, являясь созданным, доступно всем без исключения;
‒ по своей природе происхождения, знание — это информационный продукт (информация после процесса потребления, не исчезает, как стандартный материальный продукт).
Предпосылки формирования «экономики знаний»:
‒ позиционирование знаний в качестве важнейшего ресурса наряду с природными ресурсами, трудовыми ресурсами и различными формами существования капитала;
‒ повышение удельного веса сферы услуг и высокий рост информационно емких услуг для бизнес-структур;
‒ высокая значимость человеческого капитала и инвестиций в образование и профессиональную подготовку рабочих кадров;
‒ развитие и широкое применение новых форм информационно — коммуникационных технологий;
‒ трансформация роли инноваций в первоочередной источник экономического роста и конкурентоспособности фирм, регионов и национальных экономик [1].
Методика измерения «экономики знаний»
Всемирным Банком в рамках программы «Знания для развития» (Knowledge for Development — K4D) разработана методика, позволяющая оценить готовность той или иной страны к переходу на модель развития, основанную на знаниях. Методика включает 109 показателей, объединенные в 4 группы и характеризующие следующие ключевые параметры:
- институциональный режим, который стимулирует эффективное использование существующего и создание нового знания, а также развитие предпринимательства;
- уровень образования населения и наличие у него навыков, связанных с использованием, обменом и созданием знаний;
- информационная и коммуникационная инфраструктура, способствующая эффективному распространению и переработке информации;
- национальная инновационная система.
Методика предполагает расчет двух сводных индексов — Индекса экономики знаний (The Knowledge Economy Index, KEI) и Индекса знаний (The Knowledge Index, KI).
Индекс знаний — комплексный экономический показатель для оценки способности страны создавать, принимать и распространять знания, то есть своего рода индикатор ее общего потенциала к развитию интеллектуальных продуктов. Он характеризует потенциал той или иной страны или региона по отношению к экономике знаний. Индекс знаний представляет собой среднее арифметическое баллов, которые государство имеет по трем переменным в каждом из трех направлений: образование и человеческие ресурсы, масштабы инноваций и информационно-коммуникационные технологии.
Индекс экономики знаний — комплексный показатель для оценки эффективности использования страной знаний в целях ее экономического и общественного развития. Он характеризует уровень развития той или иной страны или региона по отношению к экономике знаний. В основе расчета Индекса экономики знаний лежит предложенная Всемирным банком «Методология оценки знаний» (The Knowledge Assessment Methodology — KAM), в которой установлена прямая взаимосвязь между так называемой «интеллектуальностью» экономики и долгосрочным, стабильным экономическим ростом, а также конкурентоспособностью страны.
Индекс экономики знаний, в отличие от Индекса знаний, оценивает не потенциал страны, а то, насколько среда в той или иной стране способствует тому, чтобы знания эффективно использовались в экономическом развитии. Для этого в дополнение к трем вышеперечисленным группам факторов добавляется четвертая категория — институциональный режим.
Таким образом, индекс экономики знаний представляет собой среднее арифметическое из четырех субиндексов: институциональный режим, образование, информационная и коммуникационная инфраструктура, инновационная система. В каждый субиндекс входит три показателя, имеющих одинаковый вес.
Рассмотрим каждый из субиндексов в отдельности.
- Институциональный режим страны.
Определяется при помощи трех показателей:
‒ тарифные и нетарифные барьеры;
Оценивает существующие тарифные и нетарифные барьеры, ограничивающие свободную торговлю: запреты на импорт, квоты, таможенные пошлины, требования по лицензированию и т. д.
‒ качество регулятивных мер;
Оценивает распространение враждебных по отношению к рынку действий органов власти: контроль цен, чрезмерный банковский надзор, неадекватное регулирование внешней торговли и развития бизнеса и т. д.
Для оценки показателя используются Governance Indicators — оценки экономических мер органов власти различных стран — членов Группы Всемирного банка.
‒ власть закона;
В рамках этого показателя оценивается уровень преступности, эффективность и предсказуемость судебной власти, возможность принудительного осуществления контрактов и т. д.
Для его оценки также используются Governance Indicators Всемирного банка.
- Уровень образованности населения.
Данный субиндекс образуют три показателя:
‒ уровень образования взрослого населения (рассчитывается как процент людей, умеющих читать и писать, среди населения старше 15 лет);
‒ валовой охват средним образованием (рассчитывается как отношение численности людей, фактически получающих среднее образование, вне зависимости от возраста, к количеству людей, имеющих возраст, типичный для получения среднего образования в данной стране);
‒ валовой охват высшим образованием (рассчитывается как отношение численности людей, фактически получающих высшее образование, вне зависимости от возраста, к численности людей, имеющих возраст, типичный для получения высшего образования в данной стране).
- Информационная и коммуникационная инфраструктура.
Индекс развития ИКТ (ICT Development Index) разработан Международным телекоммуникационным союзом (International Telecommunication Union, ITU) в 2007 г. В него включены следующие показатели:
‒ количество телефонов на 1000 жителей;
Показатель рассчитывается как сумма количества телефонных линий, соединяющих аппарат пользователя с сетью телефонной связи, на 1000 жителей и количества мобильных телефонов на 1000 жителей.
‒ количество компьютеров на 1000 жителей;
Показатель рассчитывается как сумма настольных компьютеров и ноутбуков, приходящихся на 1000 жителей.
‒ количество пользователей Интернета на 1000 жителей;
Показатель рассчитывается по данным национальных статистических агентств, которые используют разные способы проведения исследования.
- Инновационная система.
Развитие инновационной системы определяют следующие показатели:
‒ сумма роялти (вид лицензионного вознаграждения) и лицензионных платежей на 1 млн жителей;
Для обеспечения сопоставимости информации по разным странам показатель рассчитывается в долларах США.
‒ количество научных и технических статей в журналах, посвященных физике, биологии, химии, математике, клинической медицине, инженерии, технологии и астрономии, на 1 млн жителей.
‒ количество патентов, выданных United States Patent and Trademark Office (USPTO), в том числе патенты на изобретения, патенты на промышленные образцы, патенты на новые виды растений, переизданные патенты, защитные публикации и др., на 1 млн жителей.
После определения субиндексов вычисляется показатель Nw, соответствующий числу стран, чьи показатели хуже, чем у данной страны, и это число сопоставляется с общим числом стран в рассматриваемой группе Nc по следующей формуле:
Нормализованный показатель=10(Nw/Nc) (1)
Нормализованный показатель принимает значения от 0 до 10. Чем выше балл, тем более высоко оценивается страна по данному критерию.
Таким образом, нормализованный показатель описывает положение той или иной страны по сравнению с показателями других стран, чем ближе к 10, тем выше уровень развития экономики знаний.
Индексы экономики знаний рассчитываются для каждой страны, для групп стран и для всего мира в целом [2,3].
В каждой стране создаются свои условия для формирования экономики знаний. Целью формирования и развития экономики знаний в России является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
В таблице 1 представлены данные из отчета Всемирного банка по индексам экономики знаний отдельных стран для 2012 г., так как более актуальных данных нет [4].
Таблица 1
Рейтинг стран по уровню индекса экономики знаний
Ранг |
Страна |
Индексы |
Субиндексы |
||||
KEI |
KI |
Институциональный режим |
Инновации |
Образование |
Информационная инфраструктура |
||
1 |
Швеция |
9,43 |
9,38 |
9,58 |
9,74 |
8,92 |
9,49 |
2 |
Финляндия |
9,33 |
9,22 |
9,65 |
9,66 |
8,77 |
9,22 |
3 |
Дания |
9,16 |
9 |
9,63 |
9,49 |
8,63 |
8,88 |
4 |
Нидерланды |
9,11 |
9,22 |
8,79 |
9,46 |
8,75 |
9,45 |
5 |
Норвегия |
9,11 |
8,99 |
9,47 |
9,01 |
9,43 |
8,53 |
6 |
Новая Зеландия |
8,97 |
8,93 |
9,09 |
8,06 |
9,81 |
8,3 |
7 |
Канада |
8,92 |
8,72 |
9,52 |
9,32 |
8,61 |
8,23 |
8 |
Германия |
8,9 |
8,83 |
9,1 |
9,11 |
8,2 |
9,17 |
9 |
Австралия |
8,88 |
8,98 |
8,56 |
8,92 |
9,71 |
8,32 |
10 |
Швейцария |
8,87 |
8,65 |
9,54 |
9,86 |
6,9 |
9,2 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
55 |
Россия |
8,78 |
6,96 |
2,23 |
6,93 |
6,79 |
7,16 |
Как видно из таблицы, в первую пятерку вошли страны Северной Европы, которые уже сформировали условия для создания и развития экономики знаний. Россия находится на 55 месте. По Индексу экономики знаний несколько превосходит средние данные по группе стран, опережает по уровню институционального режима экономики и по уровню образования. Но сильно отстает по индексу инноваций. По сравнению с другими странами в России низкими являются: качество государственного регулирования, эффективность правительства, уровень выполнения законов, контроль коррупции, гражданские свободы, политические права и политические свободы.
Литература:
1. Максаковский В. П. Экономика знаний. — Смоленск: Универсум, 2012. — 104с.
2. Пипия Л. К. Измерение экономики знаний: теория и практика. — М.: Институт проблем развития науки РАН, 2008. — 191 с.
3. Трофимова Л. А., Трофимов В. В. Управление знаниями. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. — 77 с.
4. Группа Всемирного Банка. Режим доступа. http://russian.doingbusiness.org/