Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые условия ее формирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 20.05.2016

Статья просмотрена: 15351 раз

Библиографическое описание:

Гаврилова, И. В. Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые условия ее формирования / И. В. Гаврилова, К. В. Захарова, Т. А. Малащенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 655-659. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29877/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена исследованию современного представления о понятии «экономика знаний», ее характеристиках, функциях, элементах, а также этапах формирования. В статье также исследуется методика измерения «экономики знаний». Особое внимание в статье уделяется самому понятию экономики знаний, ее сущности и характеристикам.

Ключевые слова:экономика знаний, инновационный путь развития, методика измерения «экономики знаний», рейтинг.

Понятие «экономика знаний»

Термин «экономика знаний» был предложен в 1962 г. американским экономистом Ф. Махлупом, который обозначил им сектор экономики, ориентированный на производство знаний.

Сейчас этот термин используется более широко для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а создание и использование знаний становится источником роста, фактором, определяющим конкурентоспособность компаний, регионов и стран.

Функции знаний в «экономике знаний»

В условиях инновационной постиндустриальной экономики знания принято воспринимать как:

‒ прямой результат деятельности;

‒ продукт прямого конечного потребления;

‒ фактор производства, использующийся при производстве экономических благ;

‒ предмет и средство распределения и/или сделок на рынке;

‒ средство накопления интеллектуальной информации;

‒ средство управленческой деятельности;

‒ способ объединения общества и воспроизводства общественных институтов.

В современной экономической литературе чаще всего используется определение, предложенное специалистами Всемирного банка, согласно которому под экономикой знаний следует понимать экономику, которая создает, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности.

Выделяют следующие четыре фундаментальных элемента «Экономики знаний»:

1. Институциональная структура.

Институциональная структура основывается на создании определенных стимулов экономического характера и институциональной природы, поддерживающих масштабное распространение и эффективное применение локальных и глобальных знаний во всех сферах экономической жизни общества, способствующих развитию предпринимательства, а также поддерживающих экономические и социальные преобразования, порождаемые революцией знаний.

2. Инновационная система.

В условиях инновационной системы создаются эффективные организационные формы и деловое окружение, которые поощряют инновации и предпринимательство, охватывают коммерческие структуры, научные и исследовательские центры, университеты и другие учреждения, действующие в интересах развития глобальных знаний и одновременно, трансформируясь в соответствии с местными требованиями, применяют знания для производства инновационных продуктов, услуг и путей реализации деловых операций.

3. Образование иобучение.

Указанный элемент призван формировать общество квалифицированных, динамичных и творческих людей с перспективами получения достойного образования и пожизненного обучения для всех представителей общества.

4. Информационная инфраструктура.

Процесс создания динамичной инфраструктуры, а также конкурентоспособного, инновационного, информационного экономического пространства предоставляет собой различные эффективные и конкурирующие услуги и инструменты, предназначаемые для широкого спектра сфер жизнедеятельности общества. Данный процесс реализуется не только в формате высоких технологий — таких, как Интернет и мобильная связь, но также радио, телевидение и разнообразные медиа-средства, компьютерные технологии и другие средства для хранения, реализации операций и применения информации, в том числе большой набор коммуникационных услуг.

Мануэль Кастельс (один из крупнейших социологов современности, специализирующийся вобласти теории информационного общества) выделяет следующие пять отличительных черт новой экономики:

1) производительность все в большей степени зависит от использования достижений науки и техники, а также от качества информации и менеджмента;

2) в развитых капиталистических странах внимание производителей и потребителей смещается от материального производства в сторону информационной деятельности;

3) происходит глубокая трансформация организации производственного процесса (от стандартизированного массового в сторону «кастомизированного» (т. е. гибко перестраивающегося в соответствии с меняющимися требованиями потребителя) производства и от вертикально интегрированной организации в сторону горизонтальных сетевых взаимоотношений и взаимосвязей между подразделениями).

4) экономика становится все более глобальной, вследствие чего капитал, производство, менеджмент, рынки, труд, информация и технологии организованы вне зависимости от национальных границ;

5) технологические изменения, в основе которых — информационные технологии, преобразующие материальную основу современного мира, приобретают все более революционный характер.

Главная и отличительная черта новой экономики — ускоренное развитие и использование нематериальных активов и нематериальной среды хозяйственной деятельности.

Производство, распределение и использование знаний составляют основу «экономики знаний», а ее инфраструктурой становится всемирная информационная «паутина».

Особенности:

В указанном аспекте важно обратить внимание на ниже представленные обстоятельства и особенности:

‒ дискретность знаний как продуктов (любых знания либо созданы, либо не созданы; в природе не существует «знания наполовину» или на «две третьих»);

‒ Знание, так же как и иное общественное (публичное) благо, являясь созданным, доступно всем без исключения;

‒ по своей природе происхождения, знание — это информационный продукт (информация после процесса потребления, не исчезает, как стандартный материальный продукт).

Предпосылки формирования «экономики знаний»:

‒ позиционирование знаний в качестве важнейшего ресурса наряду с природными ресурсами, трудовыми ресурсами и различными формами существования капитала;

‒ повышение удельного веса сферы услуг и высокий рост информационно емких услуг для бизнес-структур;

‒ высокая значимость человеческого капитала и инвестиций в образование и профессиональную подготовку рабочих кадров;

‒ развитие и широкое применение новых форм информационно — коммуникационных технологий;

‒ трансформация роли инноваций в первоочередной источник экономического роста и конкурентоспособности фирм, регионов и национальных экономик [1].

Методика измерения «экономики знаний»

Всемирным Банком в рамках программы «Знания для развития» (Knowledge for Development — K4D) разработана методика, позволяющая оценить готовность той или иной страны к переходу на модель развития, основанную на знаниях. Методика включает 109 показателей, объединенные в 4 группы и характеризующие следующие ключевые параметры:

  1. институциональный режим, который стимулирует эффективное использование существующего и создание нового знания, а также развитие предпринимательства;
  2. уровень образования населения и наличие у него навыков, связанных с использованием, обменом и созданием знаний;
  3. информационная и коммуникационная инфраструктура, способствующая эффективному распространению и переработке информации;
  4. национальная инновационная система.

Методика предполагает расчет двух сводных индексов — Индекса экономики знаний (The Knowledge Economy Index, KEI) и Индекса знаний (The Knowledge Index, KI).

Индекс знаний — комплексный экономический показатель для оценки способности страны создавать, принимать и распространять знания, то есть своего рода индикатор ее общего потенциала к развитию интеллектуальных продуктов. Он характеризует потенциал той или иной страны или региона по отношению к экономике знаний. Индекс знаний представляет собой среднее арифметическое баллов, которые государство имеет по трем переменным в каждом из трех направлений: образование и человеческие ресурсы, масштабы инноваций и информационно-коммуникационные технологии.

Индекс экономики знаний — комплексный показатель для оценки эффективности использования страной знаний в целях ее экономического и общественного развития. Он характеризует уровень развития той или иной страны или региона по отношению к экономике знаний. В основе расчета Индекса экономики знаний лежит предложенная Всемирным банком «Методология оценки знаний» (The Knowledge Assessment Methodology — KAM), в которой установлена прямая взаимосвязь между так называемой «интеллектуальностью» экономики и долгосрочным, стабильным экономическим ростом, а также конкурентоспособностью страны.

Индекс экономики знаний, в отличие от Индекса знаний, оценивает не потенциал страны, а то, насколько среда в той или иной стране способствует тому, чтобы знания эффективно использовались в экономическом развитии. Для этого в дополнение к трем вышеперечисленным группам факторов добавляется четвертая категория — институциональный режим.

Таким образом, индекс экономики знаний представляет собой среднее арифметическое из четырех субиндексов: институциональный режим, образование, информационная и коммуникационная инфраструктура, инновационная система. В каждый субиндекс входит три показателя, имеющих одинаковый вес.

Рассмотрим каждый из субиндексов в отдельности.

  1. Институциональный режим страны.

Определяется при помощи трех показателей:

‒ тарифные и нетарифные барьеры;

Оценивает существующие тарифные и нетарифные барьеры, ограничивающие свободную торговлю: запреты на импорт, квоты, таможенные пошлины, требования по лицензированию и т. д.

‒ качество регулятивных мер;

Оценивает распространение враждебных по отношению к рынку действий органов власти: контроль цен, чрезмерный банковский надзор, неадекватное регулирование внешней торговли и развития бизнеса и т. д.

Для оценки показателя используются Governance Indicators — оценки экономических мер органов власти различных стран — членов Группы Всемирного банка.

‒ власть закона;

В рамках этого показателя оценивается уровень преступности, эффективность и предсказуемость судебной власти, возможность принудительного осуществления контрактов и т. д.

Для его оценки также используются Governance Indicators Всемирного банка.

  1. Уровень образованности населения.

Данный субиндекс образуют три показателя:

‒ уровень образования взрослого населения (рассчитывается как процент людей, умеющих читать и писать, среди населения старше 15 лет);

‒ валовой охват средним образованием (рассчитывается как отношение численности людей, фактически получающих среднее образование, вне зависимости от возраста, к количеству людей, имеющих возраст, типичный для получения среднего образования в данной стране);

‒ валовой охват высшим образованием (рассчитывается как отношение численности людей, фактически получающих высшее образование, вне зависимости от возраста, к численности людей, имеющих возраст, типичный для получения высшего образования в данной стране).

  1. Информационная и коммуникационная инфраструктура.

Индекс развития ИКТ (ICT Development Index) разработан Международным телекоммуникационным союзом (International Telecommunication Union, ITU) в 2007 г. В него включены следующие показатели:

‒ количество телефонов на 1000 жителей;

Показатель рассчитывается как сумма количества телефонных линий, соединяющих аппарат пользователя с сетью телефонной связи, на 1000 жителей и количества мобильных телефонов на 1000 жителей.

‒ количество компьютеров на 1000 жителей;

Показатель рассчитывается как сумма настольных компьютеров и ноутбуков, приходящихся на 1000 жителей.

‒ количество пользователей Интернета на 1000 жителей;

Показатель рассчитывается по данным национальных статистических агентств, которые используют разные способы проведения исследования.

  1. Инновационная система.

Развитие инновационной системы определяют следующие показатели:

‒ сумма роялти (вид лицензионного вознаграждения) и лицензионных платежей на 1 млн жителей;

Для обеспечения сопоставимости информации по разным странам показатель рассчитывается в долларах США.

‒ количество научных и технических статей в журналах, посвященных физике, биологии, химии, математике, клинической медицине, инженерии, технологии и астрономии, на 1 млн жителей.

‒ количество патентов, выданных United States Patent and Trademark Office (USPTO), в том числе патенты на изобретения, патенты на промышленные образцы, патенты на новые виды растений, переизданные патенты, защитные публикации и др., на 1 млн жителей.

После определения субиндексов вычисляется показатель Nw, соответствующий числу стран, чьи показатели хуже, чем у данной страны, и это число сопоставляется с общим числом стран в рассматриваемой группе Nc по следующей формуле:

Нормализованный показатель=10(Nw/Nc) (1)

Нормализованный показатель принимает значения от 0 до 10. Чем выше балл, тем более высоко оценивается страна по данному критерию.

Таким образом, нормализованный показатель описывает положение той или иной страны по сравнению с показателями других стран, чем ближе к 10, тем выше уровень развития экономики знаний.

Индексы экономики знаний рассчитываются для каждой страны, для групп стран и для всего мира в целом [2,3].

В каждой стране создаются свои условия для формирования экономики знаний. Целью формирования и развития экономики знаний в России является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

В таблице 1 представлены данные из отчета Всемирного банка по индексам экономики знаний отдельных стран для 2012 г., так как более актуальных данных нет [4].

Таблица 1

Рейтинг стран по уровню индекса экономики знаний

Ранг

Страна

Индексы

Субиндексы

KEI

KI

Институцио­нальный режим

Иннова­ции

Образование

Информацион­ная инфраструктура

1

Швеция

9,43

9,38

9,58

9,74

8,92

9,49

2

Финляндия

9,33

9,22

9,65

9,66

8,77

9,22

3

Дания

9,16

9

9,63

9,49

8,63

8,88

4

Нидерланды

9,11

9,22

8,79

9,46

8,75

9,45

5

Норвегия

9,11

8,99

9,47

9,01

9,43

8,53

6

Новая Зеландия

8,97

8,93

9,09

8,06

9,81

8,3

7

Канада

8,92

8,72

9,52

9,32

8,61

8,23

8

Германия

8,9

8,83

9,1

9,11

8,2

9,17

9

Австралия

8,88

8,98

8,56

8,92

9,71

8,32

10

Швейцария

8,87

8,65

9,54

9,86

6,9

9,2

55

Россия

8,78

6,96

2,23

6,93

6,79

7,16

Как видно из таблицы, в первую пятерку вошли страны Северной Европы, которые уже сформировали условия для создания и развития экономики знаний. Россия находится на 55 месте. По Индексу экономики знаний несколько превосходит средние данные по группе стран, опережает по уровню институционального режима экономики и по уровню образования. Но сильно отстает по индексу инноваций. По сравнению с другими странами в России низкими являются: качество государственного регулирования, эффективность правительства, уровень выполнения законов, контроль коррупции, гражданские свободы, политические права и политические свободы.

Литература:

1. Максаковский В. П. Экономика знаний. — Смоленск: Универсум, 2012. — 104с.

2. Пипия Л. К. Измерение экономики знаний: теория и практика. — М.: Институт проблем развития науки РАН, 2008. — 191 с.

3. Трофимова Л. А., Трофимов В. В. Управление знаниями. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. — 77 с.

4. Группа Всемирного Банка. Режим доступа. http://russian.doingbusiness.org/

Основные термины (генерируются автоматически): Индекс экономики знаний, Всемирный банк, знание, инновационная система, показатель, KEI, Индекс знаний, Россия, высшее образование, институциональный режим.


Ключевые слова

экономика знаний, инновационный путь развития, рейтинг, методика измерения «экономики знаний», рейтинг.

Похожие статьи

Эволюция кадровой политики в эпоху экономики знаний

Статья посвящена оценке состояния и совершенствования кадровой политики государства на современном этапе, ее эволюции в связи с меняющимися реалиями мировой экономической системы. В статье также исследуется кадровая политика России, ее цели, задачи, ...

Современная концепция инновационного развития и формирования «экономики знаний»: проблемы теоретического анализа

В докладе, посвященном проблемам формирования и теоретического анализа экономики знаний как новой формы экономической системы, проведен анализ особенностей процесса взаимодействия ключевых факторов данного процесса (институты, инновации, национальная...

К вопросу об объектах и границах учебной дисциплины «Культура речи»

В статье рассматриваются разные подходы к построению учебной дисциплины «Культура речи» в зависимости от профиля обучения студентов.

Организационная культура как фактор конструктивного разрешения конфликтов

В статье рассматривается понятие «организация», выделяются типы организации, дается определение конфликта в организации, рассматривается его специфика, виды и причины возникновения конфликтов. Особое внимание уделяется понятию «организационная культу...

Концепция устойчивого развития применительно к территории образовательной организации

Данная статья посвящена теоретической модели управления территорией образовательной организации, через призму концепции устойчивого развития территории. Автор определяет базовые принципы, на которых может строится развитие территории образовательной ...

Развитие социальных компетенций как условие формирования гражданской позиции студентов

Статья посвящена проблеме взаимосвязи социальных компетенций и гражданской позиции личности, рассматриваются подходы к определению данных понятий и выявляются точки их соприкосновения. Особое внимание в статье уделено основным проблемам формирования ...

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития

В статье рассматриваются актуальные аспекты развития системы непрерывного образования, отражаются различные подходы к определению понятия «непрерывное образование», раскрывается содержание системы непрерывного образования, перспективы и особенности р...

Реализация аксиологического подхода в системе среднего профессионально образования

В статье раскрыта сущность аксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов, пути его реализации, дано обобщение понятия «ценности» «подход к обучению», показана структура аксиологического подхода.

Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества

Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...

Прототипический подход к анализу категории «конфликт»

В статье анализируется проблема конфликтов, рассматривается роль социально-познавательной активности в их возникновении и развитии. Представлены результаты эмпирического исследования смыслового содержания категории «конфликт». Обосновано использовани...

Похожие статьи

Эволюция кадровой политики в эпоху экономики знаний

Статья посвящена оценке состояния и совершенствования кадровой политики государства на современном этапе, ее эволюции в связи с меняющимися реалиями мировой экономической системы. В статье также исследуется кадровая политика России, ее цели, задачи, ...

Современная концепция инновационного развития и формирования «экономики знаний»: проблемы теоретического анализа

В докладе, посвященном проблемам формирования и теоретического анализа экономики знаний как новой формы экономической системы, проведен анализ особенностей процесса взаимодействия ключевых факторов данного процесса (институты, инновации, национальная...

К вопросу об объектах и границах учебной дисциплины «Культура речи»

В статье рассматриваются разные подходы к построению учебной дисциплины «Культура речи» в зависимости от профиля обучения студентов.

Организационная культура как фактор конструктивного разрешения конфликтов

В статье рассматривается понятие «организация», выделяются типы организации, дается определение конфликта в организации, рассматривается его специфика, виды и причины возникновения конфликтов. Особое внимание уделяется понятию «организационная культу...

Концепция устойчивого развития применительно к территории образовательной организации

Данная статья посвящена теоретической модели управления территорией образовательной организации, через призму концепции устойчивого развития территории. Автор определяет базовые принципы, на которых может строится развитие территории образовательной ...

Развитие социальных компетенций как условие формирования гражданской позиции студентов

Статья посвящена проблеме взаимосвязи социальных компетенций и гражданской позиции личности, рассматриваются подходы к определению данных понятий и выявляются точки их соприкосновения. Особое внимание в статье уделено основным проблемам формирования ...

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития

В статье рассматриваются актуальные аспекты развития системы непрерывного образования, отражаются различные подходы к определению понятия «непрерывное образование», раскрывается содержание системы непрерывного образования, перспективы и особенности р...

Реализация аксиологического подхода в системе среднего профессионально образования

В статье раскрыта сущность аксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов, пути его реализации, дано обобщение понятия «ценности» «подход к обучению», показана структура аксиологического подхода.

Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества

Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...

Прототипический подход к анализу категории «конфликт»

В статье анализируется проблема конфликтов, рассматривается роль социально-познавательной активности в их возникновении и развитии. Представлены результаты эмпирического исследования смыслового содержания категории «конфликт». Обосновано использовани...

Задать вопрос