Технологические изменения стимулируют спрос на квалифицированную рабочую силу и повышение квалификации во всех странах. Появление экономики, основанной на знаниях (k-economy), породило “новое” понятие грамотности на рабочем месте, изменив отношения между работодателями и работниками.
Ключевые слова: инновации, управление знаниями и общество, эффективность экономики знаний, конкурентоспособность, управление.
Экономика, основанная на знаниях — это экономика, в которой идеи и технологии являются ингредиентами, интеллектуальная собственность — товаром, люди ожидают более умных продуктов с большим удобством, а технологические лидеры стимулируют инновации. Реализация потенциала экономики знаний требует экономической, институциональной и нормативной среды, способствующей приобретению, развитию и использованию знаний, системы образования, предоставляющей гражданам возможность создавать и использовать знания, динамичной информационной инфраструктуры, инновационных систем и сетей. Существует тесная связь между инвестициями в научно-исследовательскую и инновационную базу экономики и устойчивым экономическим ростом.
Знания — это самый мощный двигатель производства. Необычайный прогресс в области информационных и коммуникационных технологий в сочетании с возросшими темпами научно-технического прогресса и глобальной конкуренции наряду с меняющимся спросом является причиной того, что знания становятся все более важными. Важно быть частью экономики, основанной на знаниях, потому что информация и знания заменяют капитал и энергию в качестве основных активов, создающих богатство.
Создание качественных человеческих ресурсов важно в з-экономике. Эти люди составят основу з-экономики. Работники умственного труда универсальны, автономны и высококвалифицированы и способны использовать и накапливать знания для осуществления полезных действий, обладая очень сильными аналитическими навыками. Они гибки и обладают высокой терпимостью к двусмысленности. Для того чтобы Малайзия создала пул з-лидеров и з-работников, система образования должна быть обновлена и реструктурирована. Основное внимание должно быть направлено на то, чтобы сделать существующую учебную программу более инновационной, чтобы помочь студентам изобретать и развивать критический и аналитический способ мышления и, в конечном счете, создать достаточный резерв хорошо образованных, высококвалифицированных и сильно мотивированных работников.
Наблюдатели отмечают, что рабочие привычки переходят от пожизненной работы в одной организации к работе в портфолио. Работники умственного труда производят и распространяют идеи и информацию, а не товары или услуги. Это индивидуумы с устремлениями, отличными от иерархически сознательного персонала прошлого; они также мобильны и действительно уходят. Нанимать талантливых людей сложно, и удерживать их тоже сложнее. Таким образом, чтобы перекрыть утечку интеллектуального капитала в конкурентной экономике знаний, к работникам умственного труда следует относиться как к активу, а не как к издержкам. Предпочтительно, чтобы ими управляли так, как если бы они были партнерами (или, по крайней мере, добровольцами). Конечно, работникам умственного труда требуются менеджеры по знаниям, а не начальники. Эти менеджеры новой эры должны установить и применять к себе строгие стандарты для выполнения тех функций, которые определяют способность выполнять. Однако управление работниками умственного труда требует, чтобы сами менеджеры действовали как хорошие последователи и командные игроки, а также как лидер и технолог. Поскольку процесс влияния на производительность работников умственного труда в основном направлен на развитие, им также необходимо оттачивать навыки оценки, коучинга, наставничества и предоставления обратной связи. Одним из показателей их эффективности будет качество (внутренних и внешних) отношений, которые они создают.
Мировая экономика испытывает на себе последствия быстрой глобализации и либерализации, а также влияние наступающей информационной эпохи. Прогноз состоит в том, что этот информационный век приведет к созданию нового глобального экономического порядка, в котором будут доминировать информационные экономики и экономики, основанные на знаниях (ЭОЗ). Связь между образованием и экономическим ростом укрепляется по мере увеличения темпов передачи технологий.
Нет сомнений в том, что информационная экономика и экономика знаний создают возможности во всех секторах в ряде развитых и развивающихся стран. Это новый источник для создания качественных рабочих мест, создания богатства, перераспределения доходов и борьбы с бедностью, а также для быстрого экономического развития, процветания и содействия глобальной конкурентоспособности.
Развитые капиталистические страны переходят от индустриальной экономики, подпитываемой природными ресурсами, к экономике услуг, подпитываемой человеческими ресурсами. Эта тенденция отражается в растущем разрыве между балансовой стоимостью и рыночной стоимостью корпораций. Традиционные факторы корпоративной оценки больше не отражают реальную стоимость корпорации, поскольку в процессе бухгалтерского учета теряются нематериальные активы, знания и навыки сотрудников и организационная способность использовать знания и навыки для создания ценности. В большинстве компаний стоимость нематериальных активов превышает стоимость материальных активов (физических ресурсов и капитала). Задача менеджеров состоит в том, чтобы рассматривать свою организацию через призму структур знаний, а не через физические структуры. Когда они это сделают, они поймут важность развития нематериальных активов. В экономике знаний ресурсы неограниченны, в отличие от ресурсов в индустриальном обществе. Знания растут, когда ими делятся.
Существует связь между результатами нашего образования и тем, что требуется экономике для обеспечения роста и развития. Этот разрыв требует изменения политики в сторону экономики, основанной на знаниях. Именно в свете вышесказанного становится необходимым динамизировать школьную программу, чтобы она отражала меняющиеся реалии. Важность образования и человеческого капитала для экономического роста в последнее время находится в центре экономического планирования и управления. Образование — это важнейшая сила, которая порождает технологический прогресс в экономике. Такие экономики, как Гонконг, Корея, Сингапур и Тайвань, достигли беспрецедентных темпов экономического роста главным образом благодаря своим крупным инвестициям в образование. Неоклассическая экономика признавала только 2 фактора производства (рис.1):
Рис. 1. Факторы производства в неоклассической экономике
Сейчас это меняется. Информация и знания заменяют капитал и энергию в качестве основных активов, создающих богатство, точно так же, как последние два заменили землю и рабочую силу 200 лет назад. Технологический прогресс, вероятно, повысит ценность образования в создании человеческого капитала. По мере того как развивающиеся страны либерализуют свои торговые режимы и открываются для передачи технологий из промышленно развитых стран, ценность образования возрастает. В экономике, основанной на К, знания являются наиболее важным фактором производства. Это создает больше богатства, чем другие традиционные факторы производства, земля, труд и капитал. Это также товар сам по себе. Это контрастирует с экономикой, основанной на производстве, где знания играют менее заметную роль, а рост в значительной степени обусловлен накоплением традиционных факторов производства. В экономике, основанной на К, образование и квалифицированные человеческие ресурсы, или человеческий капитал, являются наиболее ценным активом.
Заключение. Знания и инновации играли решающую роль в развитии с самого начала человеческой истории. Но с глобализацией и технологической революцией последних нескольких десятилетий знания явно стали ключевым фактором конкурентоспособности и в настоящее время коренным образом меняют модели мирового экономического роста и активности. Поэтому как развитым, так и развивающимся странам следует в срочном порядке подумать о своем будущем в рамках программы ЭОЗ. В дополнение к инвестициям в знания, распространение знаний через формальные и неформальные сети имеет важное значение для экономических показателей. Показатели человеческого капитала, особенно те, которые касаются образования и занятости, являются центральными показателями экономики, основанной на знаниях. Измерение частных и социальных норм отдачи от инвестиций в образование и профессиональную подготовку поможет определить средства повышения способности отдельных лиц и фирм к обучению.
Литература:
- Блиндер АС (2000). Интернет и новая экономика;
- Фонг КО (2006). Развитие человеческого капитала — путь вперед: управление человеческим капиталом в эпоху глобализации;
- Похьола М. (ред.), (2000). Информационные технологии, производительность и экономический рост.