Роль плаката в современном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 05.02.2022

Статья просмотрена: 7851 раз

Библиографическое описание:

Мойдинова, Бехруза. Роль плаката в современном мире / Бехруза Мойдинова, О. С. Касымов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88647/ (дата обращения: 22.12.2024).



Статья посвящена проблеме классификации плакатного дизайна как вида изобразительного искусства. Рассмотрено место плаката в историческом аспекте и в разрезе его влияния на современное общество, а также были охарактеризованы основные функции социального плаката. В статье подчеркнута значимость и актуальность плаката, обозначены современные тенденции в его развитии, выявлены ключевые этапы в методологии создания плаката дизайнером с учетом его специфики: поиск идеи, формирование плакатного образа, выбор средств выразительности, особенности композиции плаката, выбор системы изобразительных средств.

Ключевые слова: социальная реклама, функции плаката, значение плаката, методика создания плаката.

The article is devoted to the problem of the prohibition of poster design as a form of fine art. In particular, the main functions of the poster were characterized. The article emphasizes the visibility and relevance of the poster, outlines the current directions of its development, identifies the key stages in the methodology of creating a poster by a designer, taking into account its characteristics: the search for ideas, the formation of a poster image, the choice of means of expression, the features of the composition of the poster, the choice of a system of visual means.

Keywords: social advertising, poster functions, poster meaning, poster creation methodology.

В современном мире всё чаще происходят изменения коммуникационного пространства. Социальная реклама стала одним из основных средств общения, воздействующих на эмоциональное состояние людей, мотивы их деятельности, чувства, поступки и формирование новых социальных норм и ценностей. Одним из значимых мест в социальной рекламе занимает плакат, который в отличие от других видов изобразительного искусства рационален и несет в себе прямое назначение воздействовать на человека и его решения. Слово «плакат» немецкого происхождения (нем. plakat — налепить, приклеить) — это «крупноформатное несфальцованное издание с односторонней печатью. Обычно это иллюстрация с сопроводительным заголовком» [4].

Традиционно принято разделять все изобразительные искусства на живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство. В отличие от многих иных видов изобразительного искусства, плакат рационален и рассудочен. Исходя из принципа большего подобия, плакат обычно или причисляют к некой разновидности графики, или вовсе не указывают на его видовую принадлежность [3].

На этапе зарождения и расцвета ведущей техникой печати плаката являлась литография (гравюра на камне), реже автотипия (в плакатах, использующих фотомонтаж). Предком современного плаката считаются настенные росписи, которые были сделаны еще в Древнем Египте и Римской империи. Плакат, как разновидность прикладной печатной графики, окончательно сложился в конце XIX века. Первые плакаты были представлены в качестве так называемых «летучих листках», гравюрах времен Реформации и крестьянских войн в Германии XVI века или в политических афишах во Франции XVIII века. Вторую половину XIX века считают золотым веком плаката, в это время плакаты были целым произведением искусства. Особое место в развитии плаката в конце XIX — начале ХХ веков занимает Франция, где плакат в основном имел рекламно-промышленный характер и был связан с конкуренцией капиталистических компаний. Изменения в развитии плаката непосредственно произошли во время Первой мировой войны, когда особенно остро были выявлены все противоречия в народных массах. Именно в переломные моменты истории плакат, как никакое другое искусство, был востребован и в дальнейшем принял агитационный характер. В середине ХХ века офсетная (фотомеханическая) печать вытеснила литографию в плакате.

В XXI веке плакат все также актуален, так как до сих пор наблюдается множество драматических и трагических событий в современном мире и плакат является отражением развития общества. В начале XXI века с появлением дешевых принтеров получила распространение цифровая печать плакатов. Современный плакат видоизменяется и выходит за рамки традиционного материала — бумаги. Для создания плакатного макета могут быть использованы такие техники, как линогравюра (гравюра на линолеуме), ксилография (на дереве) и другие техники гравирования.

Любой плакат подчинен нескольким принципам:

1. Однозначность — для усиления выразительности, плакатный образ должен исключать множественность толкования. Данный принцип помогает людям сразу понять суть плаката.

2. Лаконичность — темпы современной жизни требуют ясных и ярких образов, кратких фраз, которые «цепляют» внимание зрителя.

3. Синхронность — использование в плакате современной по отношению к адресату эстетической системы.

По мнению историков, плакату присущи следующие функции:

  1. Воспитательная — воспитание и выработка у граждан определенных поведенческих моделей.
  2. Патриотическая — манифестация значимых для данного общества ценностей.
  3. Пропагандистская — пропаганда тех или иных норм, моральных и поведенческих установок.
  4. Имиджевая — создание стиля жизни или некой определенной идеальной модели, к которой необходимо стремиться гражданам.

Политологи, в частности Г. Г. Николайшвили, сходятся во мнении, что функциями плаката являются:

– формирование общественного мнения;

– привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни;

– стимулирование действий по решению социальных проблем;

– формирование позитивного отношения к государственным структурам;

– демонстрация социальной ответственности бизнеса;

– укрепление социально значимых институтов гражданского общества;

– формирование новых типов общественных отношений или изменение поведенческой модели общества [1].

Плакаты бывают нескольких видов: политический, агитационный, социальный, рекламный и киноплакат или афиша. В зависимости от цели, которую хочет достичь автор плаката, он может стать коммерческим, информационным или психологическим инструментом. Позднее происходит трансформация сферы создания плаката в виде компьютерной среды, что стало основным конкурентом полиграфии и печатного слова. Сначала он возник в виде обоев рабочего стола (wallpapers), которые из простой графики эволюционировали в разного рода словесно-графические послания.

Затем в интернете можно было наблюдать целую тенденцию создания ярких и действенных «плакатов», получивших название «демотиваторы» (или по-другому «демы»). Демотиваторы в отличие от компьютерной графики изначально ориентированы на простое, прямое и читаемое сообщение. Фактически, это тот случай, когда legendum (подпись к фотографии или картине) целиком составляет послание визуального образа.

Современный плакат испытывает на себе влияние различных факторов, таких как технический прогресс, формирование визуально-композиционного строя, влияние государственной власти, развитие профессиональных школ, развитие культурной жизни страны. В наши дни плакат в основном используется как рекламоноситель или как информационный инструмент. Плакаты получили очень широкое распространение, их можно увидеть в магазинах, аптеках, химчистках, развлекательных центрах, кинотеатрах, выставках и т. д. Рекламный плакат в настоящее время видоизменился по сравнению с классическим периодом, но по-прежнему остается актуальным.

Сегодня плакат — это наиболее распространенный вид наружной рекламы, у которого есть свои преимущества, которые связаны с тем, что яркий, привлекающий внимание дизайном и качеством полиграфии плакат еще долго будет держать ведущие позиции на рекламном рынке.

Реклама пылесосов Miele

Рис. 1. Реклама пылесосов Miele

Реклама жевательной резинки Hubba Bubba

Рис. 2. Реклама жевательной резинки Hubba Bubba

Создание любого плаката начинается с образа. Формирование художественного образа в плакате начинается с выбора темы. Как род агитационного искусства, плакат не может быть посвящен прошлому или же проектировать будущее, он всегда направлен исключительно на настоящее. Тема плаката должна быть не только современной и актуальной, но и значимой в жизни, благодаря чему она сможет обладать функцией убеждения. Жанрово-тематическая специфика плаката неотделима от главного из составляющих его содержания — идеи. Сам плакат по сути не является ничем иным, как образным воплощением жизненно важной идеи в присущих ему изобразительных средствах. Важно, чтобы идея в социальном плакате быстро считывалась зрителем, так как зритель всего несколько секунд может фокусировать свое внимание на плакате. Поэтому крайне необходимо, чтобы человек сразу понял ту идею, которую носит в себе плакат. Часто для этого в плакате присутствует (а иногда и доминирует) вербальная составляющая. В этом случае текст должен быть лаконичен, читабелен и соответствовать поставленной задаче.

Проблема, затрагиваемая в плакате, также является одним из ключевых элементов содержательного аспекта плаката, так как плакат в силу своей агитационной ориентированности достаточно категоричен. Выбор композиции, которая будет способствовать максимально ясной передаче содержательного аспекта плакатного изображения и отражении затронутой проблемы, является одним из самых важных этапов разработки дизайна социальных плакатов. Так, например, плакатная фигура, вынесенная на передний пространственный или акцентно-изобразительный план, приобретает совершенно иную смысловую нагрузку, нежели ее расположение во втором, третьем и последующем плакатном ряду. Композиционный центр в плакате чаще всего один — это объяснятся необходимостью быстрого и четкого считывания основной идеи плаката и максимально продуманного управления взглядом зрителя.

Что касается изобразительной системы, то она ничем, ничем не регламентирована в плакатах. Дизайнер плаката может применять самые разные способы: нарисовать плакат с помощью руки, сделать плакат цветным, использовать графические приемы. Может использовать самый разнообразный материал — гуашь, темперу, масло, фотоснимки. Плакат может быть плоскостным и объемным, может создаваться на бумаге, холсте, картоне [2]. Другими словами, он совершенно свободен в формах и средствах выражения, но все же не выглядит полностью независимым, так как не основан на «фактически собственных» изобразительных средствах (графические, живописные, искусства фотографии и т. д.). Но с развитием информационных технологий стали возникать и проблемы, связанные с тем, что люди, которые далеки от сферы графического дизайна и искусства, работают в полиграфии, не зная теоретических основ дизайна.

Грамотно созданный плакат является мощным инструментом передачи мнения по социально значимым темам, он актуализирует поднятую проблему, таким образом приближая к ее решению. Знание дизайнером теоретических основ при создании плаката позволит создать для зрителя качественный контент с учетом современных тенденций в области дизайна.

В качестве выводов хочется отметить, что развитие полиграфии способствовало появлению большего диапазона выразительных средств, таких как цвет, разнообразный наборный шрифт, размер оттиска, качество печати, повышающих эффективности графической коммуникации в плакате. Параллельно с развитием технологии создания оригинал-макета формировался и развивался язык плаката. Плакатная форма высказывания эффективно используется теперь и в интернет-баннерах. Увеличение количества печатной рекламы на улицах городов, связанное во многом с внедрением компьютерной графики, а также появление рекламы в Интернете привели к снижению эффективности графической коммуникации при использовании традиционных форм плаката. В связи с этим решение стоящих перед дизайнерами задач осуществляется в нескольких направлениях: изменение привычной конфигурации бумажного носителя, использование более долговечных материалов, освоение новейших электронных технологий (электронная бумага) и связанных с этим новых выразительных средств. Плакат, в сочетании с другими информационными носителями, включенный в инновационные рекламные кампании, остается важным средством графической коммуникации в рекламной сфере.

Литература:

1. Николайшвили Г. Г. Социальная реклама: теория и практика: учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 2008. 191 с.

2. Саратовская Н. Н. Плакат как объект искусствоведческого исследования // Белорусский государственный университет культуры и искусств [Электронный ресурс]. URL: https://plakat.unid. by/blogosphera/plakat-kak-obekt-iskusstvovedcheskogo-issledovaniya

3. Саратовская Н. Н. Художественный образ в плакате: проблема содержания и формы // Белорусский государственный университет культуры и искусств [Электронный ресурс]. URL: https://plakat.unid.by/blogosphera/hudozhestvennyy-obraz-v-plakate-problema-soderzhaniya-i-formy

4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т. 3. — М.: Прогресс, 1971. 827 с.

Основные термины (генерируются автоматически): плакат, графическая коммуникация, изобразительное искусство, современный плакат, социальная реклама, компьютерная графика, плакат были, плакатный образ, современный мир, социальный плакат.


Ключевые слова

социальная реклама, функции плаката, значение плаката, методика создания плаката

Похожие статьи

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода культуры современного общества

В статье рассматривается понятие «Дизайн рекламы» как сосредоточение двух кардинально противоположных по аксиологическому аспекту деятельностей (коммерция и эстетика). Дается четкая характеристика понятия «Дизайн рекламы» как элемента системы визуаль...

Технология проектного обучения: история и современность

Статья представляет попытку зафиксировать первые этапы формирования технологии проектного обучения. В результате проведённого анализа, касающегося истории создания метода проектного обучения, были выявлены общие признаки на начальном этапе развития м...

Хайп: к определению понятий в социогуманитарных исследованиях

В статье рассматривается явление хайпа как феномена социально-культурной сферы в актуальных социогуманитарных исследованиях. Сформулированы 4 контекста современного научного дискурса с позиции которых феномен хайпа изучается в настоящее время. Постав...

Формирование философской культуры учителя (элементы, противоречия, движущие силы, эволюция)

В данной статье представлены условия формирования философской культуры как сложного социального и духовного феномена: элементы, противоречия, движущие силы, эволюция Основной целью исследования являются направления формирования философской культуры, ...

Тенденции книжного дизайна

В статье приведено описание тенденций развития современного книжного дизайна. Исследование опирается на профессиональную литературу по данной теме и анализ практического опыта. Освещены современные технические возможности, применяемые при книгопечата...

Особенности понятия и принципов формирования кадровой политики организации

В статье рассматриваются ведущие подходы к определению понятия кадровой политики организации, ее обусловленность стратегическими приоритетами организационного развития, внешними социально-экономическими факторами и внутренним характером межличностных...

Ретроспектива развития арендных отношений

В статье автор рассматривает историю развития аренды как социально-экономического явления, играющего ключевую роль в формировании законодательства развитых стран. Особое внимание уделяется изучению условий и факторов, способствовавших зарождению и ра...

Роль и место исследовательской деятельности в юриспруденции

В статье рассмотрена роль исследовательской деятельности в юриспруденции, а именно рассмотрены четыре подхода, описывающие необходимость исследования современных проблем юриспруденции, которые заключаются в техногенности современного права, комплексн...

О некоторых новых словах в сфере образования

Данная статья посвящена одному из самых продуктивных и динамичных процессов в современном русском языке — словообразованию. В статье выявляются основные тенденции современного русского словообразования в образовательной сфере, анализируются их особен...

Политическая реклама: специфика, функции, оценка эффективности

В статье рассмотрены основные теоретические аспекты политической рекламы. Дано определение понятия «политическая реклама» и определены ее сущностные характеристики. Рассмотрена классификация политической рекламы по различным типам и признакам. Предст...

Похожие статьи

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода культуры современного общества

В статье рассматривается понятие «Дизайн рекламы» как сосредоточение двух кардинально противоположных по аксиологическому аспекту деятельностей (коммерция и эстетика). Дается четкая характеристика понятия «Дизайн рекламы» как элемента системы визуаль...

Технология проектного обучения: история и современность

Статья представляет попытку зафиксировать первые этапы формирования технологии проектного обучения. В результате проведённого анализа, касающегося истории создания метода проектного обучения, были выявлены общие признаки на начальном этапе развития м...

Хайп: к определению понятий в социогуманитарных исследованиях

В статье рассматривается явление хайпа как феномена социально-культурной сферы в актуальных социогуманитарных исследованиях. Сформулированы 4 контекста современного научного дискурса с позиции которых феномен хайпа изучается в настоящее время. Постав...

Формирование философской культуры учителя (элементы, противоречия, движущие силы, эволюция)

В данной статье представлены условия формирования философской культуры как сложного социального и духовного феномена: элементы, противоречия, движущие силы, эволюция Основной целью исследования являются направления формирования философской культуры, ...

Тенденции книжного дизайна

В статье приведено описание тенденций развития современного книжного дизайна. Исследование опирается на профессиональную литературу по данной теме и анализ практического опыта. Освещены современные технические возможности, применяемые при книгопечата...

Особенности понятия и принципов формирования кадровой политики организации

В статье рассматриваются ведущие подходы к определению понятия кадровой политики организации, ее обусловленность стратегическими приоритетами организационного развития, внешними социально-экономическими факторами и внутренним характером межличностных...

Ретроспектива развития арендных отношений

В статье автор рассматривает историю развития аренды как социально-экономического явления, играющего ключевую роль в формировании законодательства развитых стран. Особое внимание уделяется изучению условий и факторов, способствовавших зарождению и ра...

Роль и место исследовательской деятельности в юриспруденции

В статье рассмотрена роль исследовательской деятельности в юриспруденции, а именно рассмотрены четыре подхода, описывающие необходимость исследования современных проблем юриспруденции, которые заключаются в техногенности современного права, комплексн...

О некоторых новых словах в сфере образования

Данная статья посвящена одному из самых продуктивных и динамичных процессов в современном русском языке — словообразованию. В статье выявляются основные тенденции современного русского словообразования в образовательной сфере, анализируются их особен...

Политическая реклама: специфика, функции, оценка эффективности

В статье рассмотрены основные теоретические аспекты политической рекламы. Дано определение понятия «политическая реклама» и определены ее сущностные характеристики. Рассмотрена классификация политической рекламы по различным типам и признакам. Предст...

Задать вопрос