Социокультурный феномен советского агитплаката периода нэпа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 августа, печатный экземпляр отправим 14 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 21.07.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Комар, В. Е. Социокультурный феномен советского агитплаката периода нэпа / В. Е. Комар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — URL: https://moluch.ru/archive/529/116804/ (дата обращения: 27.07.2024).

Препринт статьи



В статье анализируется развитие агитплаката в России в период нэпа, акцентируя внимание на его роли в коммуникации между властью и народом. Рассматривается влияние конструктивизма на визуальный стиль плакатов и их отражение в изменениях культурного и социального контекста того времени.

Ключевые слова: наглядная агитация, плакат, Гражданская война, Октябрьская революция, экономическая политика, рекламный плакат.

Изображение как форма коммуникации издавна использовалась в качестве агитационной и информационной практики. Так, в Древнем Риме людей привлекали изображением товаров и услуг над входами в лавки. С XVвека в людных местах вывешивались листы бумаги, информирующие о важных политических и общественных событиях, в то же время зародилось слово «плакат», с нидерландского глагол anplakken, означающий приклеивать, прибивать. Однако лишь во второй половине XVIII века, в период формирования буржуазного общества, плакат возник как инструмент рекламы и агитации.

В России предшественниками плаката были афиши, издаваемые с конца XVIII века. Они, как правило, распространяли информацию о событиях в сфере культуры. Реклама же товаров размещалась на вывесках, где изображался сам товар. Прямым источником русского плаката было лубочное искусство, известное в России с середины XVII века, на композиционные принципы которого — повествование из нескольких изображений, опирается и советский плакат вплоть до середины XX столетия [2, с. 10–13]. Лубок конца XIX — начала XX века взял на себя роль агитационного и пропагандистского материала до того, как его место занял плакат. Позже для советских художников-агитаторов лубок стал образцом того, как можно использовать элементы фольклора, пословиц и поговорок, песен, сказочных сюжетов и персонажей, а также символы и нарративные приемы, присутствующие в массовом сознании, в новом советском искусстве.

Началом развития плаката в агитационном направлении стал период Первой мировой войны: теперь политическая идея формулировалась в виде лозунга, часто сокращенного до одного слова, а иногда развернутого и подробного . Впервую очередь это были плакаты, агитирующие за государственные займы. Следующим этапом стали Февральская и Октябрьская революция 1917 г. Предвыборная борьба в Учредительное собрание осенью и зимой 1917 г.стала первой практикой массового применения агитационных изображений. В это же время устанавливаются канонические персонажи плаката — солдат и рабочий. Так, в первые месяцы после революции политический плакат формируется как самостоятельный пропагандистский инструмент и готовится почва для дальнейшего развития плаката в послереволюционный период.

В новом качестве агитационное мастерство плаката проявляется в годы Гражданской войны и военной интервенции, жанр плаката заменит многотиражные газеты. Задачу ежедневного освещения новостей фронта взяли на себя художники и поэты «Окон РОСТА», просуществовавших с 1919 по 1921 гг. Кроме фронтовых новостей «Окна РОСТА» затрагивали речи В. И. Ленина, зарождение промышленности и сельского хозяйства молодой страны [1, с. 16].

С окончанием Гражданской войны происходит переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике (НЭП), установленной 14 марта 1921 года X съездом РКП(б). Целью политики было выведение страны из упадка посредством разрешения частного предпринимательства, возобновления рыночных отношений, с восстановлением народного хозяйства [6, с. 76], что воспринималось как «уступка капитализму». Для разъяснения политических, социальных, идеологических и экономических целей таких уступок необходимы были пропагандистские акции, где средства пропаганды и агитации, в том числе наглядной, подчеркивали преимущества нового политического курса. Так, наглядная агитация — это использование эмоционально заряженных средств, которые активизируют зрительное восприятие для того, чтобы формировать у людей определённые идеологические и социально-политические взгляды [3, с. 186].

Одной из форм наглядной агитации был плакат, который приобрёл новые черты в эпоху НЭПа. Как и прежде его подстраивали и использовали для разъяснения нововведений и агитацию за новую политику государства — в этом была его цель. Как известно, НЭП затрагивала различные сферы жизни общества, соответственно, и плакат различался по направлениям использования. Исходя из критерия направления использования можно предложить следующую классификацию плакатов: политические, социальные, агитационные, информационные, рекламные, просветительские и учебно-методические плакаты [4, с. 68–71]. В то же время агитационные плакаты могут быть и политическими, и социальными и т. п. Форма и содержание агитационного плаката напрямую зависят от потребностей времени.

Можно сказать, что плакаты периода НЭПа разъясняли населению государственную политику, формировали моральные установки, информировали о событиях, способствовали экономическому оживлению и продвигали идею всестороннего развития человека. Все эти составляющие агитации и пропаганды позволят выяснить в чем состоит социокультурный феномен агитационного плаката периода НЭПа. Следует рассмотреть вопрос со следующих сторон: визуальный стиль и темы плаката.

1920-е годы — уникальное время для экспериментов, в том числе в плакатном искусстве. После Октябрьской революции визуальный язык плаката всё ещё заимствовал традиционные направления, такие как лубок или модерн, в первую очередь, для доступности образов и символов, которые могли бы понимать широкие массы зрителей, часто художественно необразованные и неграмотные. Постепенно художники-плакатисты внедряли новые приемы плакатного искусства, вместе с тем решая задачу общепонятности: кубофутуризм «Окон РОСТА», супрематизм Э. Лисицкого, К. Малевича и т. д., и наконец, конструктивизм А. М. Родченко, В. Ф. Степановой, А. М. Лавинского, А. С. Левина и других художников.

Конструктивистский плакат впервые активно проявил себя в художественной сфере в период внедрения новой экономической политики. Главными чертами конструктивизма в плакате является рационализм, использование геометрических форм и плоскостей, отказ от декоративных элементов, строгий шрифт с буквами без засечек, внедрение фотомонтажа и книжной иллюстрации. Целью такого плаката было продемонстрировать чёткую структуру композиции, отказавшись от декоративных орнаментальных элементов, свойственных более ранним плакатам.

Наиболее явно эти черты обнаруживаются в рекламном плакате тех лет, однако, визуальный стиль конструктивизма в той или иной форме продемонстрирован и в других видах плаката, что и делает его уникальным относительно прошлых, основанных на выразительных средствах модерна, и будущих соцреалистических работ.

Что касается тематики плакатов, то после Октябрьской революции плакат был средством наглядной агитации и пропаганды нового пути развития страны. Постепенно образы и темы изменялись в соответствии с реалиями времени. Так, темы острой классовой борьбы революции и раскола общества времён Гражданской войны сменялись темами новой экономической политики.

В отличие от предыдущего периода, плакат периода НЭПа имел более «мирные» черты. Вместе с сохранявшейся темой классовой борьбы и поиском новых внешних и внутренних врагов, большее значение приобретают проблемы повседневной жизни, нового быта, основанного на административно-рыночных отношениях [5, с. 16]. В условиях бедствий, эпидемий, массового голода после Гражданской войны в плакате появляются темы восстановления хозяйства, соблюдения гигиены, пропаганда необходимости прививок, помощи голодающим и беспризорным детям. К «мирной» тематике относятся и усиленная борьба с безграмотностью, воспитание молодёжи, советские праздники, внедрение здорового образа жизни, расцвет торговли, а вместе с ней рекламного плаката, который был невозможен в предыдущие годы.

Таким образом, определим социокультурный феномен как явление, отразившее специфику советского общества посредством культуры, с одной стороны, перенимающей традиционные образцы эпохи модерна и более ранних периодов, с другой, создающей новые, неповторимые формы выражения. Так, социокультурный феномен плаката периода НЭП заключается в его уникальном визуальном стиле, отражавшем изменения в культурном пространстве той эпохи, а вместе с тем и изменения в повседневной жизни советских людей. Однако, если стиль конструктивистского плаката зародился и прекратил существование вместе окончанием НЭПа, то «мирная» тематика, появившаяся в этот период, продолжилась и в последующие годы вплоть до начала Великой Отечественной войны, и приобрела новый расцвет после.

Литература:

  1. Алексеева Т. П. Фольклорные тенденции советского идеологического плаката / Т. П. Алексеева, Н. В. Виницкая // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2018. — № 29. — С. 5–22.
  2. Вашик К. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века / К. Вашик, Н. И. Бабурина. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 422 c.
  3. Войтасик Л. Психология политической пропаганды / Л. Войтасик. — М.: Прогресс, 1981. — 281 c.
  4. Окушова Г. А. Агитационный плакат как эффективное средство визуальных коммуникаций в политической сфере / Г. А. Окушова // Кит. — 2013. — № 13. — С. 68–71.
  5. Чаус Н. В. Социокультурная повседневность в советском плакате 1917–1941 гг.: специальность 07.00.02 «Отечественная история»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Чаус Надежда Васильевна; Российский государственный университет туризма и сервиса. — Москва, 2011. — 236 c.
  6. Чесноков А. Ю. Причины введения Новой экономической политики (НЭПа) в СССР / А. Ю. Чесноков, Д. О. Меренков, Б. А. Ершов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 1–3. — С. 76–78.


Задать вопрос