Проявления перфекционизма в учебной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 07.06.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Хилькова, А. Б. Проявления перфекционизма в учебной среде / А. Б. Хилькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115327/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье рассматривается проблема перфекционизма среди студентов в учебной среде на основе результатов исследований различных ученых. Рассматриваются конструктивные и деструктивные проявления перфекционизма, а также различные его виды, такие как самоориентированный, ориентированный на других и социально-предписанный перфекционизм, их влияние на академические достижения и психологическое состояние студентов.

Ключевые слова: перфекционизм, конструктивный перфекционизм, деструктивный перфекционизм, период студенчества.

Введение . Проблема перфекционизма активно рассматривается учёными с различных сторон. Во-первых, как положительный аспект, стимулирующий саморазвитие личности, во-вторых, как феномен, оказывающий негативное влияние на психологическое состояние человека и формирующий различные дисфункциональные установки (направленность на соответствие высоким социальным стандартам, ожидание негативной оценки от окружающих и приписывание негативной оценки своим результатам, частое сравнение себя с другими людьми) [4].

Перфекционизм может проявляться в различных сферах жизни человека, в том числе и в учебном процессе.

Период студенчества является особым для самореализации учащегося, развития его интеллектуальных, ценностно-смысловых и эмоционально-волевых свойств. По этой причине, эмоциональная напряжённость в этот период может привести к возникновению как конструктивных, так и деструктивных форм перфекционизма [1].

Цель данной статьи состоит в анализе проявлений перфекционизма в учебной среде.

В настоящее время не существует общепринятого определения понятия «перфекционизм». В целом, под перфекционизмом понимают психологическую характеристику, включающую высокие требования, предъявляемые личностью к себе, своей деятельности и к окружающим, которые сопровождаются строгими когнитивными установками и убеждениями.

По трёхмерной теории перфекционизма (П. Хьюитт, Г. Флетт), выделяют: перфекционизм, ориентированный на себя; перфекционизм, ориентированный на окружающих людей; социально-предписанный перфекционизм. Каждая из этих составляющих проявляется в личности в различной степени.

Перфекционизм, ориентированный на себя, подразумевает наличие у человека высоких стандартов в отношении себя и своей деятельности, сильной внутренней мотивации к самосовершенствованию. Для таких людей характерна повышенная самокритичностью, дисциплинированность, высокая степень самоконтроля.

Перфекционизм, ориентированный на окружающих, характеризуется наличием завышенных требований и ожиданий к другим людям, нетерпимостью к ошибкам окружающих и склонностью к их оценке.

Социально-предписанный перфекционизм проявляется в потребности человека соответствовать стандартам окружающих, убеждённости в том, что окружающие люди имеют высокие ожидания относительно него. Такие люди стремятся избежать негативной оценки, получить одобрение [5].

В современных теоретических подходах перфекционизм считается явлением, которое может иметь здоровую или патологическую форму, и, в связи с этим, разделяется на два типа: конструктивный (или здоровый) и деструктивный (или невротический).

Конструктивный перфекционизм характерен для людей, которые, устанавливая для себя высокие стандарты, используют организаторские навыки для их достижения, проявляют гибкость мышления и способны получать удовлетворение от проделанной работы. Данный тип перфекционизма способствует развитию личности, а также положительно влияет на субъективное благополучие [7]. В академической среде данная форма перфекционизма способствует учебному процессу, научной и творческой деятельности. У студентов при этом отмечают позитивную самооценку, эффективность, получение удовольствия от преодоления сложностей [3].

Деструктивный перфекционизм, напротив, связан со страхом совершения ошибок, неуверенностью в действиях, отсутствием удовлетворения от результата, сниженным уровнем субъективного благополучия [7]. Стремление человека достичь идеала становится навязчивой идеей. Современные исследования выявляют тесную связь невротического перфекционизма с тревожными расстройствами, депрессиями, хроническим переутомлением и суицидальным риском [2]. Студенты, имеющие деструктивные проявления перфекционизма, склонны к прокрастинации при выполнении учебных задач, к полному отказу от достижения цели из-за невозможности достижения идеального результата [3].

В исследовании, проведённом Е. А. Домыревой и В. В. Паниной среди студентов ФГБОУ «Курский государственный университет» в возрасте 18–22 лет (выборка — 150 человек) с целью выявления перфекционизма и оценки степени его выраженности, были получены следующие результаты: 50 % опрошенных студентов имеют средний уровень самоориентированного перфекционизма, что соответствует конструктивному проявлению данного феномена; высокий уровень самоориентированного перфекционизма выявлен у 24 % опрошенных, низкий — у 26 %. Исследование перфекционизма, ориентированного на других показало следующие результаты: 32 % студентов имеют высокий уровень, средний уровень данного вида перфекционизма наблюдался у 20 % испытуемых, а низкий — у 48 %. По шкале социально-предписанного перфекционизма у 28 % респондентов перфекционизм находился на среднем уровне, 18 % испытуемых показали низкий уровень, а более половины (54 %) студентов демонстрировали высокий уровень данного вида перфекционизма.

Особого внимания в результатах данного исследования заслуживает то, что более, чем у половины опрошенных студентов выявлен высокий уровень именно социально-предписанного перфекционизма, который проявляется в убеждённости человека в том, что у окружающих есть завышенные ожидания и требования относительно него, это может негативно влиять и на учебный процесс.

Перфекционизм в учебной среде имеет взаимосвязь с такими явлениями, как прокрастинация и страх неудач, ошибок. Данная взаимосвязь подробно описана в исследовании, проведённом Mina Cho и Yoon-Seon Lee в медицинском университете в Сеуле, Корея. Исследователи отмечают, что современная культура в медицинских университетах требует безупречной успеваемости от студентов, вследствие этого студенты склонны устанавливать завышенные стандарты при выполнении учебных заданий, несоответствие которым может вызывать академическую прокрастинацию. По результатам исследования была выявлена склонность студентов-медиков к самоориентированному перфекционизму, конструктивные формы которого могут положительно сказываться на академических достижениях и успеваемости. Однако, у студентов, имеющих выраженный страх неудач, самоориентированный перфекционизм приводит к академической прокрастинации, другими словами, самоориентированные перфекционисты с большей вероятностью могут откладывать выполнение учебных задач при наличии страха неудач [6].

Заключение. Исследование перфекционизма в учебной среде является актуальной проблемой, поскольку он может проявляться как в конструктивной, так и деструктивной формах, и, соответственно, оказывать положительное и отрицательное влияние на психологическое состояние студента и его академическую успеваемость. Деструктивные проявления перфекционизма имеют связь с излишним страхом неудач, академической прокрастинацией, уровнем тревожности.

Наиболее выраженным у студентов является перфекционизм ориентированный на себя, а также социально-предписанный перфекционизм. Формирование у студента конструктивных форм вышеперечисленных видов перфекционизма может способствовать саморазвитию личности.

Дальнейшие исследования в этой области могут помочь разработать эффективные методики работы с перфекционизмом у студентов, способствующие их успешной учебной деятельности и психологическому благополучию.

Литература:

  1. Веребчан, Н. Н. Системный подход к исследованию индивидуально-психологических детерминант развития перфекционизма студента / Н. Н. Веребчан // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2022. № 4. — С. 332–351. — Текст: непосредственный.
  2. Домырева, Е. А. Перфекционизм в системе саморазвития личности современных студентов / Е. А. Домырева, В. В. Панина // Вестник калужского университета. 2019. № 3(4). — С. 81–84. — Текст: непосредственный.
  3. Ким, К. В. Особенности проявления перфекционизма как деструктивной формы поведения / К. В. Ким, В. В. Алексеева // Педагогика. Психология. Философия. 2020. № 4 (20). — С. 100–106. — Текст: непосредственный.
  4. Литвинова, Н. Ю. Взаимосвязь перфекционизма и тревожности в деятельности студента / Н. Ю. Литвинова // МНКО. 2023. № 3 (100). — С. 173–174. — Текст: непосредственный.
  5. Панина, В. В. Исследование особенностей перфекционизма у современных студентов / В. В. Панина // Психология — наука будущего: поиск молодых ученых. 2019. — С. 62–64. — Текст: непосредственный.
  6. Cho M., Lee Y. S. The effects of medical students' self-oriented perfectionism on academic procrastination: the mediating effect of fear of failure. Korean J Med Educ. 2022. № 34(2). — С. 121–129. — Текст: непосредственный.
  7. Pham K. V., Duong N. T., Pham Thi T. D. Investigating perfectionism and subject wellbeing among college students: stress coping strategies as a mediator // Education and science journal. 2023. № 4. — С. 196–210. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, высокий уровень, учебная среда, негативная оценка, учебный процесс, окружающее, период студенчества, саморазвитие личности, субъективное благополучие.


Ключевые слова

перфекционизм, конструктивный перфекционизм, деструктивный перфекционизм, период студенчества

Похожие статьи

Задать вопрос