В данной статье рассматриваются различные подходы к внутристилевой дифференциации текстов публицистического стиля. Отражены противоречия, которые могут возникать перед исследователем при рассмотрении жанров публицистического текста. Представлена авторская позиция на рассматриваемую тему.
Ключевые слова: публицистический текст, публицистический функциональный стиль, вопросы жанровой дифференциации публицистического текста, рекламные тексты, журналистские тексты.
Среди текстов массовой коммуникации, публицистический текст занимает довольно прочные позиции. В связи с чем углубленное изучение особенностей, жанровых разновидностей текстов публицистического стиля представляет интерес для исследователей и специалистов-практиков. Однако, если при рассмотрении специфики функционирования данных текстов особых разногласий не возникает, то при изучении жанровых разновидностей можно столкнуться с некоторыми противоречиями, так как позиции ученых на жанровую дифференциацию текстов публицистического стиля не такие однозначные, как может показаться на первый взгляд. Поэтому, как нам кажется, важно иметь теоретическую базу, отражающую проблемы дифференциации публицистических текстов.
При всем многообразии учебных пособий по стилистике и литературному редактированию, журналистике, достаточно сложно найти интерпретацию понятия «публицистический текст». В этом плане определение Е. С. Щелкуновой имеет определенную ценность. Его мы и возьмем за основу в данной статье.
Публицистический текст — «связанный знаковый комплекс, сориентированный на взаимодействие автора и массовой аудитории для обмена актуальной социальной информацией, представлениями, мнениями и максимально актуализирующий потенциал текстовой динамики» [7].
Обратим внимание на обороты «обмена актуальной социальной информации» и «взаимодействие автора и массовой аудитории». Действительно, в текстах публицистического стиля четко прослеживается социальная направленность: освещение актуальных проблем, социально значимой информации — на это, прежде всего, направлены публицистические тексты. Справедливо также утверждение о нацеленности данных текстов на массовую аудиторию — язык публицистического текста отличается доступностью и экспрессивностью, сочетаемой со стандартом, причем доля экспрессии, как правило, преобладает. Благодаря этому тексты публицистического стиля способны воздействовать на несколько социальных групп.
Перейдем к вопросу о внутристилевой дифференциации текстов публицистического стиля. Публицистический функциональный стиль представляет собой сложную картину. В зависимости от позиции той или иной научной школы, возникают некоторые разногласия в подходе к стилевой дифференциации публицистической сферы общения. Так, поднимается вопрос о функциональной принадлежности рекламных и PR-текстов: с одной стороны, они содержат в себе те же особенности, характерные для всех текстов публицистического стиля, а с другой — имеют специфику, связанную со сферой применения (рекламный и PR-дискурс). В связи с этим возникает вопрос: публицистические тексты — журналистские, рекламные и PR-тексты или же только жанровые разновидности текстов СМИ? Рассмотрим разные позиции.
По мнению И. Б. Голуб, публицистические произведения печатаются прежде всего в газетах, а также представлены в «журналах, адресованных массовому читателю, журналистских выступлениях по радио, телевидению, в речах общественно-политических деятелей» и т. д. Автор также выделяет информационные (заметка, репортаж, интервью), аналитические (статья, корреспонденция, комментарий) и художественно-публицистические (очерк, фельетон, памфлет) жанры. Характеризуя публицистический стиль (газетно-публицистический), И. Б. Голуб оперирует такими понятиями, как «публицист», «публицистика», «журналист». Следовательно, автор подразумевает под текстами публицистического стиля журналистские тексты (печатные и теле/радио тексты); о текстах рекламы и PR, как о жанровой разновидности публицистического стиля не упоминается [1].
Схожа позиция профессора В. И. Максимова, автора учебной литературы по стилистике и литературному редактированию, современному русскому языку. Профессор выделяет следующие подстили публицистического функционального стиля: газетно-публицистический или «язык газеты» (самый репрезентативный подстиль публицистического стиля) и публицистическую журнальную прозу, которая делится, в свою очередь, на проблемно (познавательно)-аналитические и художественно-публицистические жанры. В. И. Максимов отмечает, что в текстах публицистического стиля ярко выражен принцип социальной оценки, а также наблюдается «тесное переплетение» стандартизированных и экспрессивных языковых средств[4]. Следуя данной позиции, стоит отметить, что печатные тексты публицистического стиля — это публикации, характерные для газет и журналов, то есть преимущественно журналистские тексты (заметки, статьи, интервью, очерки, репортажи и т. д.), которые отмечены оценочностью, чередованием экспрессии и стандарта.
Интересна также следующая точка зрения. Рассматривая сферы речевого общения, авторы Г. Я. Солганик и Т. С. Дроняева упоминают о стиле массовой коммуникации, отождествляя его с публицистическим функциональным стилем:
«Стиль массовой коммуникации— это стиль газет, радио, телевидения, рекламы, ораторской речи. Иногда его называют публицистическим. <…> Этот стиль реализуется в многочисленных жанрах, таких как информационная заметка, репортаж, очерк, интервью, корреспонденция, рекламное объявление, рекламная статья, выступление на митинге и многих других» [3].Как видно, понятие тексты стиля массовой коммуникации (публицистические) включают в себя не только журналистские, но и рекламные тексты.
Заслуживает внимания позиция А. В. Флоря. Автор выделяет следующие субстили публицистического стиля: газетно-публицистический (репортаж, очерк, фельетон, заметка и др.), критический, политико-публицистический (манифесты, программные документы партий), ораторский (речь). Из интерстилей, по мнению А. В. Флоря, наиболее распространены научно-публицистический (эссе, интервью с учеными и др.) и художественно-публицистический. [6].
Авторы Н. А. Купина, Т. В. Матвеева выделяют три жанровых типа (подстиля) публицистического стиля: информационный; аналитический, художественно-публицистический (классический подход к жанровой дифференциации текстов СМИ). При этом рекламным текстам дается особая характеристика: «ценностный базис и многосторонний характер деятельности, примат экономической выгоды, технологичность процесса создания поликодового текста, огромная общая текстовая масса и наличие круга специалистов, производящих ее, все больше выдвигают рекламный дискурс и текст на самостоятельное положение в системе функциональных стилей речи».
Однако, по словам, авторов, «при наличии сильной тенденции к функциональному обособлению, необходимо констатировать, что конструктивный принцип рекламы как текстотипа полностью идентичен принципу публицистического стиля» [2].
Иная позиция у Л. Р. Дускаевой: «…Стиль публицистических текстов обладает и общими, функционально-стилистическими чертами… и чертами, характерными для стилевых разновидностей». Автор отмечает сложную картину «внутристилевой дифференциации публицистического стиля», выделяя журналистский, рекламный и PR профессиональные стили [5].
Итак, рассмотрев различные точки зрения на стилевые разновидности публицистических текстов, мы пришли к следующим выводам. В стилистике четко устоялась позиция, согласно которой, публицистические тексты — это тексты средств массовой информации (информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров). При этом подходы к стилевой дифференциации текстов СМИ могут отличаться, но все же тенденция «публицистический текст — журналистский текст» на данный момент занимает прочные позиции.
Однако становится все более популярной точка зрения, согласно которой к текстам публицистического стиля относят рекламные и PR-тексты; также отмечается тенденция к функциональному обособлению рекламных текстов, которая, впрочем, на данный момент, по мнению исследователей, не целесообразна.
Все же, стоит отметить, что несмотря на разнообразие трактовок, жанровое своеобразие публицистического текста можно отразить, рассматривая жанровые разновидности текстов СМИ как наиболее репрезентативные публикации публицистического стиля: от заметки до фельетона в разной мере реализуются информационная, оценочная и воздействующая функции, сочетание экспрессии и стандарта, а также другие признаки рассматриваемых нами текстов, отражающие специфику публицистического стиля. Таким образом, мы поддерживаем традиционную позицию, подразумевая под публицистическими текстами — «газетно-журнальные» произведения журналистики.
Литература:
- Голуб, И. Б. Русский язык и практическая стилистика: учебно-справочное пособие [электронный ресурс] / И. Б. Голуб. — 3-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 355 с. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/BEBD5447-E7BC-4F61-B5AA-36135393974E (дата обращения: 9.12.2017).
- Купина, Н. А. Стилистика современного русского языка: учебник для академического бакалавриата / Н. А. Купина, Т. В. Матвеева. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 415 с. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/D2FF5127-CA30–4A12–9C71–563114AF44C9 (дата обращения: 9.12.2017).
- Солганик Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256 с.
- Стилистика и литературное редактирование / Под ред. проф. В. И. Максимова. — М.: Гардарики, 2005. — 651 с.
- Стилистика и литературное редактирование в 2 т. Том 1: учебник для академического бакалавриата / Л. Р. Дускаева [и др.]; отв. ред. Л. Р. Дускаева. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 325 с. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/5D5C1644-FBF6–45D2–898C-C76176AE600A (дата обращения: 5.12.2017).
- Флоря А. В. Русская стилистика [Электронный ресурс]: курс лекций / А. В. Флоря. — 5-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 892 с. — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=375633 (дата обращения: 21.12.2017).
- Щелкунова, Е. С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование: дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук [электронный ресурс] / Е. С. Щелкунова. — Воронеж, 2004. — 194 с. URL: http://cheloveknauka.com/v/118884/d#?page=1 (дата обращения: 7.11.2017)