Публицистический текст: вопросы жанровой дифференциации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (188) январь 2018 г.

Дата публикации: 13.01.2018

Статья просмотрена: 6715 раз

Библиографическое описание:

Коробов, С. В. Публицистический текст: вопросы жанровой дифференциации / С. В. Коробов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47747/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматриваются различные подходы к внутристилевой дифференциации текстов публицистического стиля. Отражены противоречия, которые могут возникать перед исследователем при рассмотрении жанров публицистического текста. Представлена авторская позиция на рассматриваемую тему.

Ключевые слова: публицистический текст, публицистический функциональный стиль, вопросы жанровой дифференциации публицистического текста, рекламные тексты, журналистские тексты.

Среди текстов массовой коммуникации, публицистический текст занимает довольно прочные позиции. В связи с чем углубленное изучение особенностей, жанровых разновидностей текстов публицистического стиля представляет интерес для исследователей и специалистов-практиков. Однако, если при рассмотрении специфики функционирования данных текстов особых разногласий не возникает, то при изучении жанровых разновидностей можно столкнуться с некоторыми противоречиями, так как позиции ученых на жанровую дифференциацию текстов публицистического стиля не такие однозначные, как может показаться на первый взгляд. Поэтому, как нам кажется, важно иметь теоретическую базу, отражающую проблемы дифференциации публицистических текстов.

При всем многообразии учебных пособий по стилистике и литературному редактированию, журналистике, достаточно сложно найти интерпретацию понятия «публицистический текст». В этом плане определение Е. С. Щелкуновой имеет определенную ценность. Его мы и возьмем за основу в данной статье.

Публицистический текст — «связанный знаковый комплекс, сориентированный на взаимодействие автора и массовой аудитории для обмена актуальной социальной информацией, представлениями, мнениями и максимально актуализирующий потенциал текстовой динамики» [7].

Обратим внимание на обороты «обмена актуальной социальной информации» и «взаимодействие автора и массовой аудитории». Действительно, в текстах публицистического стиля четко прослеживается социальная направленность: освещение актуальных проблем, социально значимой информации — на это, прежде всего, направлены публицистические тексты. Справедливо также утверждение о нацеленности данных текстов на массовую аудиторию — язык публицистического текста отличается доступностью и экспрессивностью, сочетаемой со стандартом, причем доля экспрессии, как правило, преобладает. Благодаря этому тексты публицистического стиля способны воздействовать на несколько социальных групп.

Перейдем к вопросу о внутристилевой дифференциации текстов публицистического стиля. Публицистический функциональный стиль представляет собой сложную картину. В зависимости от позиции той или иной научной школы, возникают некоторые разногласия в подходе к стилевой дифференциации публицистической сферы общения. Так, поднимается вопрос о функциональной принадлежности рекламных и PR-текстов: с одной стороны, они содержат в себе те же особенности, характерные для всех текстов публицистического стиля, а с другой — имеют специфику, связанную со сферой применения (рекламный и PR-дискурс). В связи с этим возникает вопрос: публицистические тексты — журналистские, рекламные и PR-тексты или же только жанровые разновидности текстов СМИ? Рассмотрим разные позиции.

По мнению И. Б. Голуб, публицистические произведения печатаются прежде всего в газетах, а также представлены в «журналах, адресованных массовому читателю, журналистских выступлениях по радио, телевидению, в речах общественно-политических деятелей» и т. д. Автор также выделяет информационные (заметка, репортаж, интервью), аналитические (статья, корреспонденция, комментарий) и художественно-публицистические (очерк, фельетон, памфлет) жанры. Характеризуя публицистический стиль (газетно-публицистический), И. Б. Голуб оперирует такими понятиями, как «публицист», «публицистика», «журналист». Следовательно, автор подразумевает под текстами публицистического стиля журналистские тексты (печатные и теле/радио тексты); о текстах рекламы и PR, как о жанровой разновидности публицистического стиля не упоминается [1].

Схожа позиция профессора В. И. Максимова, автора учебной литературы по стилистике и литературному редактированию, современному русскому языку. Профессор выделяет следующие подстили публицистического функционального стиля: газетно-публицистический или «язык газеты» (самый репрезентативный подстиль публицистического стиля) и публицистическую журнальную прозу, которая делится, в свою очередь, на проблемно (познавательно)-аналитические и художественно-публицистические жанры. В. И. Максимов отмечает, что в текстах публицистического стиля ярко выражен принцип социальной оценки, а также наблюдается «тесное переплетение» стандартизированных и экспрессивных языковых средств[4]. Следуя данной позиции, стоит отметить, что печатные тексты публицистического стиля — это публикации, характерные для газет и журналов, то есть преимущественно журналистские тексты (заметки, статьи, интервью, очерки, репортажи и т. д.), которые отмечены оценочностью, чередованием экспрессии и стандарта.

Интересна также следующая точка зрения. Рассматривая сферы речевого общения, авторы Г. Я. Солганик и Т. С. Дроняева упоминают о стиле массовой коммуникации, отождествляя его с публицистическим функциональным стилем:

«Стиль массовой коммуникацииэто стиль газет, радио, телевидения, рекламы, ораторской речи. Иногда его называют публицистическим. <…> Этот стиль реализуется в многочисленных жанрах, таких как информационная заметка, репортаж, очерк, интервью, корреспонденция, рекламное объявление, рекламная статья, выступление на митинге и многих других» [3].Как видно, понятие тексты стиля массовой коммуникации (публицистические) включают в себя не только журналистские, но и рекламные тексты.

Заслуживает внимания позиция А. В. Флоря. Автор выделяет следующие субстили публицистического стиля: газетно-публицистический (репортаж, очерк, фельетон, заметка и др.), критический, политико-публицистический (манифесты, программные документы партий), ораторский (речь). Из интерстилей, по мнению А. В. Флоря, наиболее распространены научно-публицистический (эссе, интервью с учеными и др.) и художественно-публицистический. [6].

Авторы Н. А. Купина, Т. В. Матвеева выделяют три жанровых типа (подстиля) публицистического стиля: информационный; аналитический, художественно-публицистический (классический подход к жанровой дифференциации текстов СМИ). При этом рекламным текстам дается особая характеристика: «ценностный базис и многосторонний характер деятельности, примат экономической выгоды, технологичность процесса создания поликодового текста, огромная общая текстовая масса и наличие круга специалистов, производящих ее, все больше выдвигают рекламный дискурс и текст на самостоятельное положение в системе функциональных стилей речи».

Однако, по словам, авторов, «при наличии сильной тенденции к функциональному обособлению, необходимо констатировать, что конструктивный принцип рекламы как текстотипа полностью идентичен принципу публицистического стиля» [2].

Иная позиция у Л. Р. Дускаевой: «…Стиль публицистических текстов обладает и общими, функционально-стилистическими чертами… и чертами, характерными для стилевых разновидностей». Автор отмечает сложную картину «внутристилевой дифференциации публицистического стиля», выделяя журналистский, рекламный и PR профессиональные стили [5].

Итак, рассмотрев различные точки зрения на стилевые разновидности публицистических текстов, мы пришли к следующим выводам. В стилистике четко устоялась позиция, согласно которой, публицистические тексты — это тексты средств массовой информации (информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров). При этом подходы к стилевой дифференциации текстов СМИ могут отличаться, но все же тенденция «публицистический текст — журналистский текст» на данный момент занимает прочные позиции.

Однако становится все более популярной точка зрения, согласно которой к текстам публицистического стиля относят рекламные и PR-тексты; также отмечается тенденция к функциональному обособлению рекламных текстов, которая, впрочем, на данный момент, по мнению исследователей, не целесообразна.

Все же, стоит отметить, что несмотря на разнообразие трактовок, жанровое своеобразие публицистического текста можно отразить, рассматривая жанровые разновидности текстов СМИ как наиболее репрезентативные публикации публицистического стиля: от заметки до фельетона в разной мере реализуются информационная, оценочная и воздействующая функции, сочетание экспрессии и стандарта, а также другие признаки рассматриваемых нами текстов, отражающие специфику публицистического стиля. Таким образом, мы поддерживаем традиционную позицию, подразумевая под публицистическими текстами — «газетно-журнальные» произведения журналистики.

Литература:

  1. Голуб, И. Б. Русский язык и практическая стилистика: учебно-справочное пособие [электронный ресурс] / И. Б. Голуб. — 3-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 355 с. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/BEBD5447-E7BC-4F61-B5AA-36135393974E (дата обращения: 9.12.2017).
  2. Купина, Н. А. Стилистика современного русского языка: учебник для академического бакалавриата / Н. А. Купина, Т. В. Матвеева. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 415 с. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/D2FF5127-CA30–4A12–9C71–563114AF44C9 (дата обращения: 9.12.2017).
  3. Солганик Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256 с.
  4. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. проф. В. И. Максимова. — М.: Гардарики, 2005. — 651 с.
  5. Стилистика и литературное редактирование в 2 т. Том 1: учебник для академического бакалавриата / Л. Р. Дускаева [и др.]; отв. ред. Л. Р. Дускаева. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 325 с. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/5D5C1644-FBF6–45D2–898C-C76176AE600A (дата обращения: 5.12.2017).
  6. Флоря А. В. Русская стилистика [Электронный ресурс]: курс лекций / А. В. Флоря. — 5-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 892 с. — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=375633 (дата обращения: 21.12.2017).
  7. Щелкунова, Е. С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование: дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук [электронный ресурс] / Е. С. Щелкунова. — Воронеж, 2004. — 194 с. URL: http://cheloveknauka.com/v/118884/d#?page=1 (дата обращения: 7.11.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): публицистический стиль, текст, публицистический текст, массовая коммуникация, публицистический функциональный стиль, автор, массовая аудитория, позиция, актуальная социальная информация, литературное редактирование.


Ключевые слова

рекламные тексты, публицистический текст, публицистический функциональный стиль, вопросы жанровой дифференциации публицистического текста, журналистские тексты

Похожие статьи

Лингвистические особенности делового дискурса

В данной статье рассматривается понятие дискурс и охарактеризованы особенности его типов. Также в работе отражены основные характеристики и лингвистические особенности письменного и устного институционального делового дискурса.

О рецензии на научную статью

Статья посвящена наиболее важным для практики научных работников (нелингвистов) особенностям рецензии на научную статью как аналитического жанра журналистики и как феномена опосредованного письменного общения в сфере науки, имеющего не только информа...

Прагматическая составляющая текстов политической рекламы как одного из видов коммуникативной деятельности

В статье освещается вопрос прагматической направленности современных рекламно-политических текстов. Представлен анализ фрагментов текстов предвыборных программ политических партий на предмет выявления в них реализации коммуникативной функции.

Сфера рецепции термина «художественный образ»

Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...

Особенности перевода политической лексики в английской лингвокультуре

В данной статье предпринята попытка развести такие понятия, как «политическая лексика» и «общественно-политическая лексика», а также показать значимость политической лингвистики, как отдельной дисциплины, рассматривающая когнитивные и прагматические ...

Понятие эстетического вкуса в психолого-педагогических исследованиях

В статье рассмотрено понятие эстетики в психолого-педагогической литературе. Отражены истоки происхождения понятия эстетики. Отображены точки зрения различных исследователей по вопросам эстетики и художественного восприятия.

Способы выражения и перевода оценочной лексики в текстах публицистического стиля

В статье рассматриваются способы использования оценочной лексики, выявляются основные тенденции и способы ее перевода, анализируется степень точности и адекватности перевода оценочных определений в текстах публицистического характера на примере англо...

Лингвистический национализм: теория и практика

В данной статье анализируется понятие и сущность национализма в целом и лингвистического национализма в частности. Рассмотрены классификация и причины возникновения национализма, вопросы, связанные с проявлением политики лингвистического национализма...

Вербальные средства представления политического конфликта в немецких СМИ

Целью данной работы является анализ лингвистических средств представления политических конфликтов в немецких СМИ. В данной статье рассматриваются особенности вербальной коммуникации в ситуациях политического конфликта в немецких статьях и анализируют...

Интервью как объект авторского права

Статья посвящена интервью как объекту авторского права в журналистике. Приведены различные дискуссионные точки зрения исследователей, учтены жанровые особенности интервью. Проанализированы статусы интервьюируемого, журналиста и редакции СМИ и их авто...

Похожие статьи

Лингвистические особенности делового дискурса

В данной статье рассматривается понятие дискурс и охарактеризованы особенности его типов. Также в работе отражены основные характеристики и лингвистические особенности письменного и устного институционального делового дискурса.

О рецензии на научную статью

Статья посвящена наиболее важным для практики научных работников (нелингвистов) особенностям рецензии на научную статью как аналитического жанра журналистики и как феномена опосредованного письменного общения в сфере науки, имеющего не только информа...

Прагматическая составляющая текстов политической рекламы как одного из видов коммуникативной деятельности

В статье освещается вопрос прагматической направленности современных рекламно-политических текстов. Представлен анализ фрагментов текстов предвыборных программ политических партий на предмет выявления в них реализации коммуникативной функции.

Сфера рецепции термина «художественный образ»

Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...

Особенности перевода политической лексики в английской лингвокультуре

В данной статье предпринята попытка развести такие понятия, как «политическая лексика» и «общественно-политическая лексика», а также показать значимость политической лингвистики, как отдельной дисциплины, рассматривающая когнитивные и прагматические ...

Понятие эстетического вкуса в психолого-педагогических исследованиях

В статье рассмотрено понятие эстетики в психолого-педагогической литературе. Отражены истоки происхождения понятия эстетики. Отображены точки зрения различных исследователей по вопросам эстетики и художественного восприятия.

Способы выражения и перевода оценочной лексики в текстах публицистического стиля

В статье рассматриваются способы использования оценочной лексики, выявляются основные тенденции и способы ее перевода, анализируется степень точности и адекватности перевода оценочных определений в текстах публицистического характера на примере англо...

Лингвистический национализм: теория и практика

В данной статье анализируется понятие и сущность национализма в целом и лингвистического национализма в частности. Рассмотрены классификация и причины возникновения национализма, вопросы, связанные с проявлением политики лингвистического национализма...

Вербальные средства представления политического конфликта в немецких СМИ

Целью данной работы является анализ лингвистических средств представления политических конфликтов в немецких СМИ. В данной статье рассматриваются особенности вербальной коммуникации в ситуациях политического конфликта в немецких статьях и анализируют...

Интервью как объект авторского права

Статья посвящена интервью как объекту авторского права в журналистике. Приведены различные дискуссионные точки зрения исследователей, учтены жанровые особенности интервью. Проанализированы статусы интервьюируемого, журналиста и редакции СМИ и их авто...

Задать вопрос