К истории вопроса политики ликвидации безграмотности в контексте развития просветительской деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LXXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2024)

Дата публикации: 29.03.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Ганиев, Д. М. К истории вопроса политики ликвидации безграмотности в контексте развития просветительской деятельности / Д. М. Ганиев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 50-55. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/513/18421/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье исследуется история вопроса политики ликвидации безграмотности в контексте современных трендов развития образования, направленных на актуализацию просветительской деятельности. Автор применительно к настоящему моменту акцентирует внимание на важность политики ликвидации безграмотности в советский период как базового условиях социально-экономического развития страны в последующие годы, когда были достигнуты высокие результаты в советской науке, культуре и искусстве.

Ключевые слова: ликбез, ликвидация безграмотности, просвещение, народное просвещение.

Политика «ликвидации безграмотности» (сокр. ликбез) неотрывно связана с достижениями СССР, но иной раз она несправедливо стоит за спиной индустриализации, достижениями в космосе и победы в Великой Отечественной войне, а ведь без программы ликбеза этих достижений могло бы и не быть. В современном мире идеи ликвидации безграмотности остаются по-прежнему актуальными с поправкой на вызовы современной эпохи, цели и задачи государства в сфере образования и просвещения.

Если в советский период для проведения модернизации нужно было достичь минимума, то на данный момент согласно национальной доктрине образования в Российской Федерации: «система образования призвана обеспечить: подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий», т. е. сейчас необходимо развитие разностороннего человека [1].

Например, в современном информационном обществе есть стандарты ИКТ-компетентности (информационно-коммуникационные технологии). ИКТ — это способность человека пользоваться информационными и коммуникационными технологиями для получения доступа к информации, ее нахождения, обработки, оценки, а также для распространения и т. д. Этого достаточно для успешной жизни и труда в информационном обществе [3]. Путем развития ИКТ-компетентности можно упростить жизнь и улучшить ее качество как для граждан, так и для государства. Многие бюрократические процессы можно будет перенести в онлайн-формат, что будет удобно гражданам, а государственные органы смогут легче контролировать поток обращений, запросов и т. п.

Ликбез — это советизм, т. е. сокращение от лозунга, который означает ликвидацию безграмотности. Этот термин подразумевает массовое просвещение в науке и культуре. В 1920-х гг. термин только появился и означал обучение неграмотного взрослого населения умению читать и писать. Историческое понятие появилось как сокращение от слов «ликвидация безграмотности» — это государственная программа РСФСР. Первый шаг в ликвидации неграмотности был сделан благодаря декрету Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. По нему неграмотное население Советской России возрастом от 8 до 50 лет, было обязано начать обучение в специальных заведениях. Комиссариату просвещения было дано право привлекать всех лиц, не умевших читать и писать к обучению на основе призыва или трудовой повинности [4].

В современном мире термин означает обучение в той сфере, в которой человек безграмотен, то есть обучение чему-то новому и есть ликбез.

Ликбез — это крупнейшая образовательная программа в истории России. Но зачем она была нужна? До Октябрьской революции в Российской империи по переписи 1897 года грамотных было лишь 21,1 % [5]. Это был самый низкий показатель в Европе. Умение читать в массе своей было распространено среди аристократии и городских жителей (среди городских жителей чуть больше половины), на селе же грамотных было меньше трети. В аграрной Российской Империи развитие образования шло медленно, после революции для построения нового общества требовался решительный скачек. Лев Давидович Троцкий на V Всероссийском Съезде РКСМ в 1922 году говорил: «Я обращаюсь к вам и через вас ко всем наиболее чутким, наиболее честным, наиболее сознательным слоям молодого пролетариата и передового крестьянства с призывом: учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену!» [5]. Все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать и писать, обязывалось учится грамоте. Образование рассматривалось как шаг к всеобщему участию в политической жизни страны.

19 июля 1920 года была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия Ликбеза. Она контролировала процесс обучения от подготовки учителей до создания учебников (в процессе создания принимали участие разные деятели культуры такие как, например, Максим Горький). Целью ставилось научить граждан читать, писать записи нужные в бытовой жизни, расписываться, считать, понимать схемы и диаграммы. Для обучающихся рабочий день уменьшался в пользу времени для уроков, заработная плата оставалась той же. Срок обучения составлял около полугода. Осенью того же года во многих губерниях появились курсы педагогов [6]. Кроме РСФСР, ликбез проводился и в нерусских регионах страны, для многих народов была создана письменность на основе латиницы, а затем в 1930-х и на кириллице. Конечно, малым народам для упрощения изучения русского языка (главного в СССР) это помогало. Но это ухудшало качество образования для тех, кто учил латиницу на первом этапе ликбеза, зато на языках нацменьшинств началось в больших количествах издание литературы.

В Народном комиссариате просвещения были созданы методы для обучения письму и чтению с применением политических понятных для обучающихся лозунгов. Было начато издание особенных, специальных букварей. С 1920–1924 годов вышел первый советский букварь для взрослых учеников под авторством Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской букварь под названием «Долой неграмотность» — включал в себя такие известные лозунги, как, например, «Мы — не рабы, рабы — не мы», «Мы разбили цепи неволи», «Коммунизм наш факел победный» и др. В то же время были созданы другие подобные буквари, например, «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова. Часть этих букварей были напечатаны за границей. Это было сделано за деньги из валютных фондов РСФСР.

В 1923 осенью было создано общество «Долой неграмотность» (ОДН). После первого съезда ОДН к ликвидации неграмотности широко были подключены студенты и образованные рабочие. Общества ОДН возникли во всех республиках СССР. В 1926 году количество грамотных в РСФСР составило 56,6 % это на 12,5 % больше, чем в 1920 году [7].

Новый скачок в образовании населения сыграла инициатива ВЛКСМ. Этой инициативой был «Культпоход». Комсомольцы стали той силой, которая должна была стать двигателем нового общества.

В Советском Союзе проводился не только удар по неумению читать и писать, проводился так же необходимый для индустриализации «ликбез технический». Ликвидация технической безграмотности проводилась с целью, чтобы взрослые рабочие знали про электричество, двигатель, радио и т. д. Знания средней школы тогда были настоящим чудом для крестьян. Ликбез вместе с идеями коммунизма были очень популярны. Советская власть завоевала множество сторонников. Взрослые люди, как дети снова открывали для себя наш мир.

Вся система ликбеза была выстроена централизованной кампанией, она действовала единым органом. Всей финансовой политикой занималось государство. После же начала НЭПа вся эта система попала в кризис. Во многих регионах большое количество школ просто закрылось. В Оренбурге, например, ликпунктов вообще не осталось. Это показывало полную зависимость нового образования того времени от государства.

ВЧК л/б (Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности) провела большую работу по ликвидации безграмотности, но большая часть крестьян и рабочих возвращалась за парты обратно через пару месяцев после обучения. Это было связано с тем, что новый советский человек еще не выработал привычку читать и спустя время грамота забывалась.

Но несмотря на жесткость мер и ошибок, ликбез стал тем, что дало необходимый толчок стране в развитии. Нужно понимать, что ликвидация безграмотности смогла создать базу для индустриализации, дать будущее современным поколениям. По сути своей ликбез — это тот самый первый кирпичик в победах нашей страны. Пробежать этот путь в 100 лет позволило нам в том числе и образование. Оно позволило открыть космос и дало нам ядерный щит, который до сих пор не дает никому посягнуть на суверенитет России. Но стоит ли жить только наследием? Его нужно приумножать и делать жизнь лучше.

В современном мире, несмотря на всеобщность образования, широкие народные массы обладают слишком поверхностными знаниями во многих областях гуманитарных, общественных и технических наук, при этом растет популярность лженаучных теорий. Задача современного ликбеза не столько ликвидировать безграмотность, сколько развивать культуру мышления и готовить широкие массы населения к саморазвитию и самообразованию на основе ресурсов информационного общества, что становится актуальным трендом современной просветительской деятельности.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
  2. Душенко Константин Гранит науки // Вестник культурологии. 2019. № 2 (89). С. 125–129.
  3. ИКТ-компетентность и культура общения с информацией на сайтах образовательной организации [Электронный ресурс] // Порталы и сайты образовательных организаций на платформе «Синергия-Инфо» URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/ikt-kompetentnost__i_kul_tura_obraweniya_s_informaciej_na_sajtah_obrazovatel_noj_organizacii (дата обращения: 21.02.2024)
  4. Декрет совета народных комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» [Электронный ресурс] // Президентская библиотека URL: https://www.prlib.ru/history/619846 (дата обращения: 21.02.2024)
  5. Когда умение читать и писать стало общепринятой нормой? [Электронный ресурс] // Портал «Культура.РФ» URL: https://www.culture.ru/s/vopros/chitat-i-pisat (дата обращения: 21.02.2024)
  6. 19 июля 1920 года была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности [Электронный ресурс] // Ассоциация «Российское историческое общество» URL: https://historyrussia.org/sobytiya/99-let-nazad-byla-sozdana-chrezvychajnaya-komissiya-po-likvidatsii-bezgramotnosti.html (дата обращения: 21.02.2024)
  7. Ликвидация безграмотности в СССР [Электронный ресурс] // Проза.ру URL: https://proza.ru/2022/07/06/682 (дата обращения: 21.02.2024)

Похожие статьи

Генезис идеи формирования правовой ответственности в отечественной педагогике

Правовое воспитание подрастающего поколения имеет давнюю историю. Гражданское воспитание неоднократно рассматривалось как в трудах зарубежных и отечественных исследователей, так и в работах российских педагогов-практиков. Как и на Западе, для России ...

Проявления маргинального отношения к праву

В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основн...

Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения

В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания молодого поколения на уроках истории и во внеурочное время

В статье автор исследует методику реализации патриотического воспитания через исследовательскую деятельность.

Формирование нравственных ценностей у молодежи посредством правового просвещения, осуществляемого органами прокуратуры

В этой статье рассматривается текущая проблема российского общества, которая выражается в воспитании моральных ценностей среди молодежи. Была изучена информация о правовой осведомленности, ее структуре и возможностях формирования правовой осведомленн...

Проблема поликультурного образования в начальной школе

В данной статье представлена характеристика поликультурного образования, его сущность и особенности. Рассмотрены смежные понятия и научные взгляды на проблему поликультурного образования в школах. Представлены способы реализации поликультурного образ...

Взгляды К. Д. Ушинского на проблему женского образования

В статье говорится о становлении женщины как равноправного члена общества. Деятельность К. Д. Ушинского тесно связана с данной проблематикой, он рассматривает новые принципы работы в сфере женского образования, которые бы несли в себе психолого- педа...

Инструменты развития эстетических и патриотических чувств обучающихся среднего профессионального образования: «Когда каждый стих лечит душу…»

В данной статье автор рассматривает эффективные инструменты воздействия на позитивные эстетические и патриотические чувства будущих специалистов в период адаптации к образовательному пространству современного ССУЗа (профессиональной образовательной о...

Роль социально-педагогической составляющей в процессе патриотического воспитания старшеклассников

В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социаль...

Похожие статьи

Генезис идеи формирования правовой ответственности в отечественной педагогике

Правовое воспитание подрастающего поколения имеет давнюю историю. Гражданское воспитание неоднократно рассматривалось как в трудах зарубежных и отечественных исследователей, так и в работах российских педагогов-практиков. Как и на Западе, для России ...

Проявления маргинального отношения к праву

В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основн...

Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения

В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания молодого поколения на уроках истории и во внеурочное время

В статье автор исследует методику реализации патриотического воспитания через исследовательскую деятельность.

Формирование нравственных ценностей у молодежи посредством правового просвещения, осуществляемого органами прокуратуры

В этой статье рассматривается текущая проблема российского общества, которая выражается в воспитании моральных ценностей среди молодежи. Была изучена информация о правовой осведомленности, ее структуре и возможностях формирования правовой осведомленн...

Проблема поликультурного образования в начальной школе

В данной статье представлена характеристика поликультурного образования, его сущность и особенности. Рассмотрены смежные понятия и научные взгляды на проблему поликультурного образования в школах. Представлены способы реализации поликультурного образ...

Взгляды К. Д. Ушинского на проблему женского образования

В статье говорится о становлении женщины как равноправного члена общества. Деятельность К. Д. Ушинского тесно связана с данной проблематикой, он рассматривает новые принципы работы в сфере женского образования, которые бы несли в себе психолого- педа...

Инструменты развития эстетических и патриотических чувств обучающихся среднего профессионального образования: «Когда каждый стих лечит душу…»

В данной статье автор рассматривает эффективные инструменты воздействия на позитивные эстетические и патриотические чувства будущих специалистов в период адаптации к образовательному пространству современного ССУЗа (профессиональной образовательной о...

Роль социально-педагогической составляющей в процессе патриотического воспитания старшеклассников

В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социаль...