Формирование нравственных ценностей у молодежи посредством правового просвещения, осуществляемого органами прокуратуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Научная публицистика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 08.03.2022

Статья просмотрена: 207 раз

Библиографическое описание:

Аптукаева, Ю. Р. Формирование нравственных ценностей у молодежи посредством правового просвещения, осуществляемого органами прокуратуры / Ю. Р. Аптукаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89274/ (дата обращения: 16.12.2024).



В этой статье рассматривается текущая проблема российского общества, которая выражается в воспитании моральных ценностей среди молодежи. Была изучена информация о правовой осведомленности, ее структуре и возможностях формирования правовой осведомленности посредством юридического просвещения, проводимого органами прокуратуры. Согласно результатам исследования, автор сформулировал принципы формирования юридического образования.

Ключевые слова: прокуратура, правовое просвещение, правовое сознание, принципы правового просвещения и его формы.

This article examines the current problem of Russian society, which is expressed in the education of moral values among young people. Information on legal awareness, its structure and the possibilities of forming legal awareness through legal education conducted by the Prosecutor's Office was studied. According to the results of the study, the author formulated the principles of formation of legal education.

Keywords: prosecutor's office, legal education, legal consciousness, principles of legal education and its forms.

В соответствии с нынешними условиями глобализации и современной перестройки сознания людей, изменения моральных ценностей и низкой правовой неграмотности молодёжи, которые обучаются в образовательных учреждениях. Перед ними стоят задачи обучения молодежи позитивному отношению к праву, миротворчеству, повышению их социальной активности.

В современных условиях развития российского общества произошли значительные изменения в социальных и культурных основах, которые повлекли за собой моральный и духовный кризис. Это можно наблюдать в правовом сознании молодежи, то есть в правовой неграмотности и нигилизме, а также в аномалиях, которые стали неотъемлемыми элементами современного российского общества. Государственная молодежная политика является одной из конкретных мероприятий законодательных и исполнительных органов, направленных на реализацию творческого потенциала молодежи и ее успешного вступления в самостоятельную жизнь.

Гражданского и правового сознания у молодых людей является основным признаком правового государства. Ни одна из текущих задач, стоящих перед российским обществом, не может быть решена без предоставления прав и свобод граждан, без законности и юридического порядка и гарантированных прав граждан.

В молодежной среде происходят негативные события, с одной стороны-подростковая зависимость, проституция, алкоголизм, отсутствие занятости, бездействие, а с другой — низкий уровень правовой компетентности населения, особенно молодого поколения в связи с отсутствием использования средств педагогической деятельности в формировании правовой осведомленности молодежи. Эти противоречия в том, что эти проблемы должны найти способы увеличить юридическое образование молодежи.

Одной из важнейших и актуальных проблем современного российского общества является нежелание граждан и особенно молодежи в первую очередь участвовать в политической жизни страны. Отсутствие устоявшейся организации юридического образования актуально на данный момент, поскольку их теоретическое, юридическое и практическое разрешение позволяет повысить престиж прав и обеспечить соблюдение законов у молодежи, а также важность создания условий для развития гражданской и правовой деятельности.

Правильное формирование правосудия создает условия, когда молодые люди имеют позитивное и ответственное отношение к праву.

Возможность правильного воспитания правого и письменного поведения у подростков предопределена многими факторами, влияющими на современное общество. В большинстве случаев это касается развития и принятия новых законов РФ в области защиты прав детей и подростков, а также необходимости усиления культурного поведения населения РФ, а также введения своевременной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних и подростков.

В этой сфере проблем именно здесь и вступает в ряды активистов для поднятия правовой позиции молодых российских прокуроров. В одном из распоряжений генерального прокурора Российской Федерации «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законов и юридическому образованию» от 10.09.2008 № 182 можно подчеркнуть, что предусмотрена новая функция прокуратуры — это участие в юридическом образовании. То есть для работы по внедрению уважения граждан к закону преодоление правового нигилизма должно максимально использовать весь потенциал прокуратуры. Важным инструментом для решения этих проблем является юридическое образование, которое представляет собой распространение знаний о праве в обществе, а также разъяснение положений существующих нормативных актов и практики их применения с целью формирования убеждений о необходимости соблюдения нормативных актов и предотвращения правонарушений. Несмотря на отсутствие, до сих пор это направление деятельности непосредственно прописано в самом Федеральном законе " О Прокуратуре Российской Федерации», эта функция фактически осуществлялась органом прокуратуры в течение нескольких лет с момента принятия назначенного ордера. В этом смысле у властей прокуратуры есть еще одна важная общественная задача — принять меры, способствующие преодолению правового нигилизма, повышению правовой культуры населения, прививанию уважения к закону гражданам.

Средством решения этой проблемы является реализация мер по правовому образованию населения, включая лекции, беседы, выступления в средствах массовой информации с разъяснением действующего законодательства. В преамбуле распоряжения Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 было установлено, что основная роль права, на котором основано государство и гражданское общество, диктует необходимость формирования правовой культуры общества, повышения правовой осведомленности граждан, готовности следовать закону и видеть их непосредственный интерес к нему. В случае приживления уважения граждан к закону преодоление правового нигилизма должно максимально использовать доступный потенциал прокуратуры для систематического юридического образования и образования населения [3; стр. 72].

О юридическом образовании, можно сказать, что оно состоит из следующих направлений:

  1. Обучение — преподавание и усвоение правовых знаний в учебных заведениях юридического и другого профиля;
  2. Пропаганда — распространение правовых знаний в обществе и разъяснение в доступной форме положений отдельных правовых актов на неопределенный круг лиц;
  3. Консультирование — разъяснения отдельным гражданам правовых норм, применяемых в определенных правовых спорах.

Правовое воспитание осуществляется посредством двух видов образований:

  1. Общего — образование в области правовых знаний, пропаганда прав и юридическое консультирование населения в целом;
  2. Специального — выполнение такой деятельности по отношению к отдельным категориям лиц, например: несовершеннолетние лица; лица, которые стремятся поступить на военную службу; лица, находящиеся в исправительных учреждениях.

Прокуратура РФ реализует все направления и виды юридического образования. А также прописывает основные принципы юридического просвещения. Они в себя включают: науку, информативность, рассуждения, видимость, достижимость, последовательность и систематичность. Также необходимо помнить, что юридическое образование не может достичь своих целей, если оно несет только информативность о праве, нужно дополнительно проводить мероприятия, которые будут направлены не только на теоретические знания, но и на практическое участие. Основной задачей этой деятельности является создание внутренних стимулов для соблюдения правовых норм. Не обращая внимания на эти требования, это приводит к противоречию между юридическими знаниями и действиями граждан [1; стр. 193].

Объекты правового просвещения — это все категории граждан, прежде всего молодые, наиболее остро воспринимающие негативные последствия экономической трансформации и правового нигилизма [2; стр. 38]. Это обстоятельство влияет на методы, формы и средства юридического образования. Таким образом, доведение осведомленности молодых людей до наказаний за преступления, которые несут правовые последствия и другие нарушения являются одной из важнейших задач юридического просвещения.

Правовое просвещение, специально предназначенное для продвижения права и разъяснения законодательства, принимает множество форм.

Например, проведение беседы со студентами учебных заведений по юридическим темам во всех сферах жизни общества

Или предоставление задач для улучшения навыков поиска решений для той или иной ситуации, переоборудованных в современный холод.

А также мобилизация структуры обучения юридическим знаниям. (Поскольку молодое поколение достаточно хорошо знакомо с техническим оборудованием, гаджетами, это то поколение, которое взаимодействует с ними на «ты» и взаимодействует с электронными носителями, кроме того, они более известны и удобны таким образом для получения различной информации. Для более эффективного изучения информации можно проводить встречи и беседы со студентами в оборудованной аудитории технических средств (компьютеры, интерактивные доски, проектор и многие другие), сопровождать лекции, презентациями, короткими роликами социальных объявлений. Все это нужно, чтобы отчетливо объяснить молодым людям, к каким последствиям могут привести действия, когда нет обычных знаний о их правах и обязанностях, а также что может привести к неграмотности использования средств для защиты их личности.)

И еще не забудем про организацию различных мероприятий, конференций. (Посвящение тем о юридическом образовании молодого поколения, чтобы пробудить наиболее активный интерес, а также позволить развивать свои таланты в написании статей, исследовании, стимулирование молодежи с их собственной активностью и проявление их творческих способностей. [4; C. 36]

Важнейшим условием формирования правовых убеждений у несовершеннолетних и молодежи является личная вера в то, чтобы соблюдение законов было правомерным, а также нетерпимое отношение к проявлениям нарушения закона другими людьми.

В последнее время на территории крупных городов страны набирает популярность услуга по краткосрочной аренде элекросамокатов, которой может воспользоваться любой желающий путем установки соответствующего мобильного приложения. Но на почве этой новой услуги стали появляться негативные случаи и в основном аудиторией использования этой услугой стала как раз молодёжь, ребята от 14 до 27 лет. Помощник прокурора г. Иркутска А. Д. Мещеряков 3 сентября 2021 года на официальном сайте прокуратуры разъяснил об «Ответственности за управление электросамокатами лицами, не имеющими водительского удостоверения».

Также можно привести пример, о работниках прокуратуры Костромской области посетили ОГБОУ Кадетская школа-интернат «Костромской Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетский корпус», где состоялся круглый стол «Встреча с прокурором». Прокуроры познакомили кадетов с историей российской прокуратуры, направлениями ее работы, в том числе по защите прав и законных интересов детей. Кадеты, входящие в Совет командиров, рассказали о деятельности исследовательского общества «Кадет», традициях образовательной организации.

Прокуратура Островского района для воспитанников ГКУ КО «Островский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» провела лекцию на тему: «Твои права, твоя ответственность», разъяснив отдельные положения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответственность несовершеннолетних.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что формирование правовой грамотности у подростков является неотъемлемой частью образовательного процесса во всех учебных заведениях, который должен осуществляться с обеих сторон — учителями/преподавателями и самими учениками/студентами. При формировании правовой грамотности среди молодежи необходимо добиться повышения их правовой культуры, включая знание не только прав, но и справедливого отношения к правовым ценностям. Для развития в зачислении правовой грамотности молодых поколений необходимо добиться улучшения социально — правовой деятельности, готовности следовать правовым правилам и законам Российской Федерации, осуществления в жизни и своей деятельности не только своих прав и обязательств, но и защищать права других. На данный момент для российского общества проблема юридического образования несовершеннолетних наиболее актуальна, поскольку необходимо развивать здоровую нацию с повышенным уровнем их правовой осведомленности и правовой культуры, адекватно воспринимать аморальные ситуации в обществе, способные правильно реагировать на них, и с помощью знаний о юридически установленных правах и законах для разрешения существующих конфликтов.

Литература:

  1. Чяпас А. Б., Павшюнис В. И. Проблемы правового воспитания несовершеннолетних// Проблемы социологии права / отв. ред. В. H. Кудрявцев, А. Б. Чяпас. Вып. 1. Вильнюс, 1970. С. 192–193.
  2. Шишкин В. В. Программа борьбы с коррупцией: желаемое, но невозможное // Безопасность бизнеса. 2008. № 4. С. 20–40.
  3. Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию// Журнал российского права. 2004. № 3. С. 70–75.
  4. Андрианов М. С. Психологические аспекты правового просвещения и формирования правосознания граждан // Жидких А. А., Будай С. Н., Андрианов М. С., Чернышова Т. Е., Артемов В. В. Организация работы органов прокуратуры по правовому просвещению: метод. рекомендации. М., 2009. C. 33–39.
Основные термины (генерируются автоматически): юридическое образование, правовое просвещение, правовой нигилизм, Российская Федерация, российское общество, знание, молодое поколение, правовая осведомленность, юридическое просвещение, Генеральный прокурор.


Ключевые слова

правовое сознание, правовое просвещение, прокуратура, принципы правового просвещения и его формы

Похожие статьи

Концептуализация педагогической составляющей образовательной деятельности преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций

В статье обосновывается значимость усиления педагогической составляющей в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и необходимость ее концептуализации для совершенствования образов...

Административная ответственность: теоретические и практические аспекты

Статья посвящена исследованию теоретических и практических аспектов административной ответственности в современном обществе. Акцент делается на анализе понятия и сущности административной ответственности, ее исторического развития, а также принципов,...

Проблемы формирования кадрового потенциала в образовательной среде

Автор выявляет основные проблемы в сфере образования, связанные с кадровым потенциалом образовательной организации, классифицирует и предлагает пути преодоления как возможность развития кадрового потенциала любой образовательной организации. В работ...

Социальное назначение прокурора в гражданском судопроизводстве

В данной статье автор анализирует проблему социальной роли прокурора в гражданском процессе. Автором утверждается, что прокурор выполняет в гражданском процессе очень важную социальную роль. Автор приходит к выводу, что публичный интерес участия прок...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения

В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.

К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как субъекта возрождения духовности и национального самосознания

В статье анализируется проводимая в современной начальной школе работа по духовно-нравственному воспитанию, сопоставляется уровень ожиданий педагогов младших классов с результатами практической воспитательной деятельности. Также описываются предполаг...

Исследование актуальных проблем прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного следствия

В статье исследуются актуальные аспекты, связанные с осуществлением прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. В настоящее время рассматриваемый институт имеет некоторые проблемы, которые напрямую препят...

Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...

Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области

В статье раскрыто понятие правовой культуры с точки зрения социологии, рассматриваются характерные черты правовой культуры личности, представлены результаты исследования.

Похожие статьи

Концептуализация педагогической составляющей образовательной деятельности преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций

В статье обосновывается значимость усиления педагогической составляющей в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и необходимость ее концептуализации для совершенствования образов...

Административная ответственность: теоретические и практические аспекты

Статья посвящена исследованию теоретических и практических аспектов административной ответственности в современном обществе. Акцент делается на анализе понятия и сущности административной ответственности, ее исторического развития, а также принципов,...

Проблемы формирования кадрового потенциала в образовательной среде

Автор выявляет основные проблемы в сфере образования, связанные с кадровым потенциалом образовательной организации, классифицирует и предлагает пути преодоления как возможность развития кадрового потенциала любой образовательной организации. В работ...

Социальное назначение прокурора в гражданском судопроизводстве

В данной статье автор анализирует проблему социальной роли прокурора в гражданском процессе. Автором утверждается, что прокурор выполняет в гражданском процессе очень важную социальную роль. Автор приходит к выводу, что публичный интерес участия прок...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения

В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.

К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как субъекта возрождения духовности и национального самосознания

В статье анализируется проводимая в современной начальной школе работа по духовно-нравственному воспитанию, сопоставляется уровень ожиданий педагогов младших классов с результатами практической воспитательной деятельности. Также описываются предполаг...

Исследование актуальных проблем прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного следствия

В статье исследуются актуальные аспекты, связанные с осуществлением прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. В настоящее время рассматриваемый институт имеет некоторые проблемы, которые напрямую препят...

Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...

Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области

В статье раскрыто понятие правовой культуры с точки зрения социологии, рассматриваются характерные черты правовой культуры личности, представлены результаты исследования.

Задать вопрос