Проблемы правового просвещения при обучении неправовым дисциплинам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 16.06.2022

Статья просмотрена: 256 раз

Библиографическое описание:

Стомаченко, А. А. Проблемы правового просвещения при обучении неправовым дисциплинам / А. А. Стомаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93126/ (дата обращения: 25.11.2024).



В данной статье выделяются проблемы, стоящие перед учителем при правовом просвещении учащихся и некоторые возможные способы их решения.

Ключевые слова: правовое просвещение, неправовые дисциплины, правовая культура.

Одна из главных целей «Основ государственной политики РФ» — это создание единой системы качественного правового просвещения и юридического образования, для формирования правового мышления подрастающего поколения, устойчивого уважения к закону, а также преодоление правового нигилизма и повышение уровня правовой культуры граждан [1].

В юридической науке правовое просвещение понимается как целенаправленная и систематическая деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства. [2]

Правовое просвещение — сложный, многогранный процесс, нацеленный на формирование у подрастающего поколения системы правовых знаний, то есть правовой грамотности. Система правового просвещения, основывается на таких формах деятельности как правовое образование, пропаганда правовых знаний, наглядно-демонстрационные формы (стенды, видеоматериалы и пр.). [3]

Правовое просвещение, имеет определенную цель, формирование правовой культуры, правовых знаний, включение позитивных правовых убеждений и ценностей у подрастающего поколения.

После проведения анкетирования среди учителей средней и начальной школы были выделены следующие проблемы:

– Выпускники школ недостаточно осведомлены о вопросах современного права;

– Педагогический коллектив не готов к освоению новых технологий и методов, позволяющих использовать потенциал преподаваемых неправовых дисциплин;

– Недостаток ресурсов (методик, способов, средств) для осуществления правового просвещения в рамках неправовых дисциплин.

Если говорить о неправовых дисциплинах, в качестве ещё одной проблемы можно отметить необходимость выстраивания грамотной многоуровневой системы правового просвещения, обеспечение целостного, непрерывного, поэтапного процесса, который базируется на принципах дозирования правовой информации. Обучающиеся должны последовательно включаться в круг правовых проблем с опорой на их собственный опыт.

Кроме того, необходимо достаточное и качественное информационное обеспечение, важны критерии отбора информации, способы её накопления, методы, средства и формы передачи. Данные аспекты правового просвещения останавливают учителя, так как это требует большего времени подготовки и знаний.

На формирование позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние следующие факторы:

– Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;

– Качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида;

– Распространение и использование информационных материалов, формирующих правовую грамотность;

– Понятность, доступность и эффективность законодательства.

– Ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение. [2]

Обязательно при создании системы правового просвещения нужно учитывать и возрастные особенности обучающихся, подбирать и использовать интерактивные, современные методы обучения, в том числе телекоммуникационные технологии, дистанционно правовое обучение и работа в сети «интернет». Для отслеживания результатов продумать комплексный контроль усвоения учебного материала и выработки навыков правомерного поведения.

К условиям реализации правового просвещения в образовательном учреждении можно отнести:

  1. Ориентацию на конкретный конечный результат воспитательных усилий;
  2. Оптимальное планирование воспитательной работы в подразделениях образовательных учреждений;
  3. Эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний в воспитательном процессе;
  4. Включение показателей участия педагогов в воспитании учащихся в оценку их деятельности в период аттестации;
  5. Опору на творческую активность учащихся.

Правовое просвещение учащихся — задача непростая, но очень актуальная, её решение зависит от многих условий. Несмотря на это правовое просвещение становится общегосударственной задачей, так как качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны.

Поддержание учениками их активной гражданской позиции, применение совокупности форм, методов и приёмов, стимулирующих их социальную активность, информационное обеспечение учителей и многое другое необходимо для создания подходящих условий для правового просвещения учеников и их становления как личности любящей свою страну и уважающей её законы.

Литература:

  1. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168)
  2. Атагимова Э. И., Макаренко Г. И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2015. № 1 (14). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-prosveschenie-problemy-i-puti-resheniya.
  3. Попова Т. В., Быстрова Н. В., Коротеева О. Д. Специфика правового просвещения школьников в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58–2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-pravovogo-prosvescheniya-shkolnikov-v-sovremennyh-usloviyah.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое просвещение, правовая культура, подрастающее поколение, правовая грамотность, правовое просвещение учащихся, правовой нигилизм, формирование.


Ключевые слова

правовая культура, правовое просвещение, неправовые дисциплины

Похожие статьи

Актуальные проблемы преподавания права в школе

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы, возникающие в ходе преподавания права в школе. Актуальность исследования связана с постоянно меняющимся законодательством, что в современных условиях делает затруднительным полноценное обучение праву в...

Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования

В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.

Экологическое право на уроках обществознания

В статье рассматриваются аспекты экологического права, которые изучаются на уроках обществознания в общеобразовательных школах.

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры

В статье автор рассматривает правовое воспитание в качестве средства формирования правовой культуры.

Проблемы реализации правового воспитания в школе

В статье рассматривается проблема реализации правового воспитания в школе, которая состоит в разработке концепции правового образования в школе; в подготовке и издание соответствующих учебно-методических пособий; в создании системы подготовки и пере...

Основные формы выражения и пути преодоления правового нигилизма

В статье автор рассматривает основные формы выражения и пути преодоления правового нигилизма.

Роль ситуационных задач в формировании правовой компетенции учащихся на уроках обществознания

В данной статье ситуационные задачи рассматриваются как инструмент формирования, развития и диагностики правовой компетентности школьников на уроках обществознания.

Современная концепция нравственно-правового воспитания студентов

В статье представлены актуальные вопросы современного нравственно-правового воспитания студентов вуза; проведён методологический анализ деструктивных тенденций в молодежной среде, выявлена взаимозависимость нравственного и правового воспитания.

Правовое воспитание учеников подросткового возраста в различных видах деятельности

В данной статье представлены факторы, влияющие на формирование юридических понятий у учащихся средних специальных учебных заведений, приведены первичные эмпирические данные полученные в результате настоящего исследования.

Некоторые аспекты формирования основ экологической культуры обучающихся в школе

В статье исследуются формы организации внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в школе. Рассматриваются эффективные подходы к формированию основ экологической культуры обучающихся.

Похожие статьи

Актуальные проблемы преподавания права в школе

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы, возникающие в ходе преподавания права в школе. Актуальность исследования связана с постоянно меняющимся законодательством, что в современных условиях делает затруднительным полноценное обучение праву в...

Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования

В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.

Экологическое право на уроках обществознания

В статье рассматриваются аспекты экологического права, которые изучаются на уроках обществознания в общеобразовательных школах.

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры

В статье автор рассматривает правовое воспитание в качестве средства формирования правовой культуры.

Проблемы реализации правового воспитания в школе

В статье рассматривается проблема реализации правового воспитания в школе, которая состоит в разработке концепции правового образования в школе; в подготовке и издание соответствующих учебно-методических пособий; в создании системы подготовки и пере...

Основные формы выражения и пути преодоления правового нигилизма

В статье автор рассматривает основные формы выражения и пути преодоления правового нигилизма.

Роль ситуационных задач в формировании правовой компетенции учащихся на уроках обществознания

В данной статье ситуационные задачи рассматриваются как инструмент формирования, развития и диагностики правовой компетентности школьников на уроках обществознания.

Современная концепция нравственно-правового воспитания студентов

В статье представлены актуальные вопросы современного нравственно-правового воспитания студентов вуза; проведён методологический анализ деструктивных тенденций в молодежной среде, выявлена взаимозависимость нравственного и правового воспитания.

Правовое воспитание учеников подросткового возраста в различных видах деятельности

В данной статье представлены факторы, влияющие на формирование юридических понятий у учащихся средних специальных учебных заведений, приведены первичные эмпирические данные полученные в результате настоящего исследования.

Некоторые аспекты формирования основ экологической культуры обучающихся в школе

В статье исследуются формы организации внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в школе. Рассматриваются эффективные подходы к формированию основ экологической культуры обучающихся.

Задать вопрос