В данной статье выделяются проблемы, стоящие перед учителем при правовом просвещении учащихся и некоторые возможные способы их решения.
Ключевые слова: правовое просвещение, неправовые дисциплины, правовая культура.
Одна из главных целей «Основ государственной политики РФ» — это создание единой системы качественного правового просвещения и юридического образования, для формирования правового мышления подрастающего поколения, устойчивого уважения к закону, а также преодоление правового нигилизма и повышение уровня правовой культуры граждан [1].
В юридической науке правовое просвещение понимается как целенаправленная и систематическая деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства. [2]
Правовое просвещение — сложный, многогранный процесс, нацеленный на формирование у подрастающего поколения системы правовых знаний, то есть правовой грамотности. Система правового просвещения, основывается на таких формах деятельности как правовое образование, пропаганда правовых знаний, наглядно-демонстрационные формы (стенды, видеоматериалы и пр.). [3]
Правовое просвещение, имеет определенную цель, формирование правовой культуры, правовых знаний, включение позитивных правовых убеждений и ценностей у подрастающего поколения.
После проведения анкетирования среди учителей средней и начальной школы были выделены следующие проблемы:
– Выпускники школ недостаточно осведомлены о вопросах современного права;
– Педагогический коллектив не готов к освоению новых технологий и методов, позволяющих использовать потенциал преподаваемых неправовых дисциплин;
– Недостаток ресурсов (методик, способов, средств) для осуществления правового просвещения в рамках неправовых дисциплин.
Если говорить о неправовых дисциплинах, в качестве ещё одной проблемы можно отметить необходимость выстраивания грамотной многоуровневой системы правового просвещения, обеспечение целостного, непрерывного, поэтапного процесса, который базируется на принципах дозирования правовой информации. Обучающиеся должны последовательно включаться в круг правовых проблем с опорой на их собственный опыт.
Кроме того, необходимо достаточное и качественное информационное обеспечение, важны критерии отбора информации, способы её накопления, методы, средства и формы передачи. Данные аспекты правового просвещения останавливают учителя, так как это требует большего времени подготовки и знаний.
На формирование позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние следующие факторы:
– Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;
– Качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида;
– Распространение и использование информационных материалов, формирующих правовую грамотность;
– Понятность, доступность и эффективность законодательства.
– Ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение. [2]
Обязательно при создании системы правового просвещения нужно учитывать и возрастные особенности обучающихся, подбирать и использовать интерактивные, современные методы обучения, в том числе телекоммуникационные технологии, дистанционно правовое обучение и работа в сети «интернет». Для отслеживания результатов продумать комплексный контроль усвоения учебного материала и выработки навыков правомерного поведения.
К условиям реализации правового просвещения в образовательном учреждении можно отнести:
- Ориентацию на конкретный конечный результат воспитательных усилий;
- Оптимальное планирование воспитательной работы в подразделениях образовательных учреждений;
- Эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний в воспитательном процессе;
- Включение показателей участия педагогов в воспитании учащихся в оценку их деятельности в период аттестации;
- Опору на творческую активность учащихся.
Правовое просвещение учащихся — задача непростая, но очень актуальная, её решение зависит от многих условий. Несмотря на это правовое просвещение становится общегосударственной задачей, так как качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны.
Поддержание учениками их активной гражданской позиции, применение совокупности форм, методов и приёмов, стимулирующих их социальную активность, информационное обеспечение учителей и многое другое необходимо для создания подходящих условий для правового просвещения учеников и их становления как личности любящей свою страну и уважающей её законы.
Литература:
- «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168)
- Атагимова Э. И., Макаренко Г. И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2015. № 1 (14). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-prosveschenie-problemy-i-puti-resheniya.
- Попова Т. В., Быстрова Н. В., Коротеева О. Д. Специфика правового просвещения школьников в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58–2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-pravovogo-prosvescheniya-shkolnikov-v-sovremennyh-usloviyah.