Взгляды К. Д. Ушинского на проблему женского образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Взгляды К. Д. Ушинского на проблему женского образования / Е. Г. Огольцова, А. В. Кошлоба, А. Н. Машковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 318-319. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53935/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье говорится о становлении женщины как равноправного члена общества. Деятельность К. Д. Ушинского тесно связана с данной проблематикой, он рассматривает новые принципы работы в сфере женского образования, которые бы несли в себе психолого- педагогический характер. В статье отмечается роль обучения женщины на воспитание последующего поколения, где образование приобретает свою специфику, основанную на чувственности и наглядности. В целом, берется во внимание деятельность учителей в различных учебных заведениях.

Ключевые слова: идеи К. Д. Ушинского, педагогическая деятельность, воспитание, женское образование, Смольный институт благородных девиц, реформа, принцип наглядности, принцип народности.

Keywords: ideas of K. D. Ushinsky, pedagogical activity, education, female education, Smolny Institute of noble maidens, reform, the principle of visibility, principle of nationality.

К проблеме женского образования в России серьезно обратились во второй половине 19 в. Это связано с ущемлением прав женщин в обществе, отсутствием условий развития их потенциала. Так же, особый интерес к женскому образованию был обусловлен значительной ролью женщины в воспитании будущего поколения, что не смогло не затронуть внимание ученых-педагогов.

В своей деятельности К. Д. Ушинский уделял особое внимание проблеме женского образования и воспитания. Он являлся сторонником равных прав между мужчиной и женщиной в образовании. Так, им была введена новая для России концепция женского образования, которая заключается в полной образовательной подготовке женщин в сочетании с педагогическими знаниями. Следуя этому, в психолого-педагогический цикл входили такие предметы как психология, педагогика, физиология, различные способы учебного процесса в младших классах. Как основатель принципа народности в воспитании, Константин Ушинский отмечал влияние женщины как будущей матери на формирование молодого поколения, делал акцент на гуманном характере образования. По его мнению, женщина должна иметь общее образование, психолого-педагогическую подготовку к воспитанию нового поколения. Также педагог акцентировал свое внимание на важность единой программы начального, основного (возможно разделение в образовательных учреждениях, где существует военная подготовка) и высшего образования независимо от пола. Однако, в связи с тем, что по своей природе женщина более цельная и практичная натура, ее образование должно иметь специфику (дело, чувство, мысль как единое целое), которая опирается на чувства с применением разнообразных видов наглядности. В профессиональной подготовке педагогов-женщин необходимо учитывать их духовность и эмоциональность, так как это влияет на формирование чувственной сферы детей.

Константин Ушинский был решительным сторонником открытых привилегированных женских воспитательных и учебных заведений, критиковал их за изолированность женщин от российской жизни. По мнению педагога, именно плохо организованное женское образование является еще одной из причин разногласия между учащимися разных слоев населения. Решению этой проблемы способствовало непосредственная практическая педагогическая деятельность в Смольном институте благородных девиц.

В период предстоящей учебной реформы старейшего из институтов — Воспитательного Общества благородных девиц, императрица Мария Александровна,осознавая необходимость и сложность предстоящей реформы, серьезно отнеслась к данной проблеме, поэтому для полной разработки в соответствии с современными требованиями педагогики и условиями русской жизни, был выбран Ушинский. Он был лично известен императрице как талантливый педагог и был назначен ею инспектором Смольного института. В период деятельности К. Д. Ушинского в Смольном институте Мария Александровна с интересом следила за его преобразовательной работой.

Имя Константина Дмитриевича Ушинского занимало исключительное место среди русских педагогов. К. Д. Ушинский стремился на деле осуществить свои взгляды на женское образование и воспитание, дать обществу новое, здоровое и идейное направление, поставить его на новый путь. Эта возможность не могла не пленять идеалистически настроенного педагога, каким был К. Д. Ушинский.

Находясь на должности инспектора Смольного института благородных девиц (1859 г), К. Д. Ушинский занимался активной деятельностью по реформированию института, где принцип наглядности является одним из движущих принципов. Деятельность К. Д. Ушинского в Смольном институте благородных девиц как реформатора имела огромное значение в области науки, а также в реализации общественных благ. Идеи педагога в области женского образования имели всеобщее признание обществом. Им был создан педагогический класс, который в дальнейшем послужил основой к продолжению разработки идей женского педагогического образования его сторонниками. Вместе с разработкой общих положений по подготовке женщины в роли учителя в России, К. Д. Ушинским также были разработаны планы по профессиональной подготовке будущих учителей в таких специальных учебных заведениях как женские школы, учительских семинариях, сиротские и высших заведениях.

Особое влияние на педагогические идеи по теории женского образования К. Д. Ушинского оказали уже существующие взгляды и опыт предшественников и соратников, в том числе и взгляды Н. А. Вышнеградского. Педагогическая деятельность Н. А. Вышнеградского и реформаторская деятельность К. Д. Ушинского в области женского образования протекали параллельно. Так, Н. А. Вышнеградский в своей деятельности и созданных им гимназиях реализовывал общие положения К. Д. Ушинского об обучении и воспитании девочек, а также его опыт, полученный в рамках Смольного института.

Таким образом, педагогические взгляды и педагогическая деятельность данных основоположников просвещения женщины в России, безусловно, внесли существенный вклад в развитие педагогической мысли и женского образования.

Литература:

  1. Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского. -М.: Учпедгиз, 1950. 366 с.
  2. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. — 272 с.
  3. Кобзырев Т. Ушинский о женском образовании. Черкесск: обл. кн. изд-во, 1946.
  4. Решеткина Ж. А. К. Д. Ушинский о женском образовании // Ушинский и современные проблемы просвещения Чебоксары: Изд-во ЧГПИ, 1974, с.59–62.
  5. Тимощенко JT. H. К. Д. Ушинский о воспитании девочек // Вопросы истории педагогики. Томск: Изд-во ТГПИ, 1975.
Основные термины (генерируются автоматически): женское образование, Смольный институт, Россия, воспитание, девица, женщина, педагогическая деятельность, принцип наглядности.


Ключевые слова

Педагогическая деятельность, воспитание, реформа, женское образование, принцип наглядности, идеи К. Д. Ушинского, Смольный институт благородных девиц, принцип народности

Похожие статьи

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования

Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского. Обсуждается вопрос о народном воспитании и реформировании народной школы. Автор рассматривает основные взгляды великого педагога на связь теории и практики, отмечает, что труд — основа воспитания...

Генезис идеи формирования правовой ответственности в отечественной педагогике

Правовое воспитание подрастающего поколения имеет давнюю историю. Гражданское воспитание неоднократно рассматривалось как в трудах зарубежных и отечественных исследователей, так и в работах российских педагогов-практиков. Как и на Западе, для России ...

Воспитание читательской культуры младших школьников в контексте педагогики К. Д. Ушинского

В данной статье анализируется проблема воспитания читательской культуры у младших школьников. Выдвигается гипотеза, что многие проблемы обучения и воспитания детей, рассматриваемые К. Д. Ушинским, остаются актуальными для современной педагогики и пси...

Теория трудового воспитания в зарубежной педагогической мысли

В данной статье трудовое воспитание характеризуется как процесс, который способствует развитию личности, рассматриваются идеи, теории, точки зрения выдающихся педагогов эпохи просвещения.

Педагогические взгляды Константина Петровича Победоносцева

В статье проводится анализ педагогических концепций известного русского мыслителя Константина Петровича Победоносцева. Рассматриваются основные идеи автора о важности образования, воспитания и нравственного развития, уделяется внимание и роли религии...

Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования

Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.

Лингводидактический аспект педагогической системы К. Д. Ушинского

В статье исследуется взгляды К. Д. Ушинского на функции родного языка в сохранении национальных основ образовательной системы России, развитие языковой эрудиции и культуры, роль женщины в трансляции народно-языковой самобытности.

Зарождение и развитие отечественной педагогической идеологии женского воспитания и образования в конце XVIII — XIX веке

В конце XVIII века в России возникла необходимость формирования государственной системы образования. Под влиянием западных просветительских идей, а также руководствуясь интересами быстро развивающегося государства, Екатерина II осознает важность изме...

Мысли и размышления современного педагога

В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.

Проблема образования и личностного роста обучающихся в контексте педагогического опыта Вальдорфской школы

В данной статье будут представлены подходы к обучению и воспитанию детей в соответствии с принципами Штайнеровской школы. Приведена актуализация педагогических целей. Определены наиболее важные задачи современной школы. Также в статье затрагиваются в...

Похожие статьи

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования

Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского. Обсуждается вопрос о народном воспитании и реформировании народной школы. Автор рассматривает основные взгляды великого педагога на связь теории и практики, отмечает, что труд — основа воспитания...

Генезис идеи формирования правовой ответственности в отечественной педагогике

Правовое воспитание подрастающего поколения имеет давнюю историю. Гражданское воспитание неоднократно рассматривалось как в трудах зарубежных и отечественных исследователей, так и в работах российских педагогов-практиков. Как и на Западе, для России ...

Воспитание читательской культуры младших школьников в контексте педагогики К. Д. Ушинского

В данной статье анализируется проблема воспитания читательской культуры у младших школьников. Выдвигается гипотеза, что многие проблемы обучения и воспитания детей, рассматриваемые К. Д. Ушинским, остаются актуальными для современной педагогики и пси...

Теория трудового воспитания в зарубежной педагогической мысли

В данной статье трудовое воспитание характеризуется как процесс, который способствует развитию личности, рассматриваются идеи, теории, точки зрения выдающихся педагогов эпохи просвещения.

Педагогические взгляды Константина Петровича Победоносцева

В статье проводится анализ педагогических концепций известного русского мыслителя Константина Петровича Победоносцева. Рассматриваются основные идеи автора о важности образования, воспитания и нравственного развития, уделяется внимание и роли религии...

Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования

Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.

Лингводидактический аспект педагогической системы К. Д. Ушинского

В статье исследуется взгляды К. Д. Ушинского на функции родного языка в сохранении национальных основ образовательной системы России, развитие языковой эрудиции и культуры, роль женщины в трансляции народно-языковой самобытности.

Зарождение и развитие отечественной педагогической идеологии женского воспитания и образования в конце XVIII — XIX веке

В конце XVIII века в России возникла необходимость формирования государственной системы образования. Под влиянием западных просветительских идей, а также руководствуясь интересами быстро развивающегося государства, Екатерина II осознает важность изме...

Мысли и размышления современного педагога

В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.

Проблема образования и личностного роста обучающихся в контексте педагогического опыта Вальдорфской школы

В данной статье будут представлены подходы к обучению и воспитанию детей в соответствии с принципами Штайнеровской школы. Приведена актуализация педагогических целей. Определены наиболее важные задачи современной школы. Также в статье затрагиваются в...

Задать вопрос