Роль кинематографа в духовном развитии советского общества в годы Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 22.11.2022

Статья просмотрена: 1496 раз

Библиографическое описание:

Гасанова, А. М. Роль кинематографа в духовном развитии советского общества в годы Великой Отечественной войны / А. М. Гасанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96591/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья основана на цели, показать важность кино военных лет в жизни людей и его психологическую роль. Таким образом, изложенный материал позволяет проследить не только исторические явления того периода, но и культурные и психологические аспекты военного времени.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, восстановление киносети, Совнарком СССР, Красная Армия, военное время, идейное воздействие.

The article is based on the goal to show the importance of wartime cinema in people's lives and its psychological role. Thus, the presented material allows us to trace not only the historical phenomena of that period, but also the cultural and psychological aspects of wartime.

Keywords: the Great Patriotic War, the restoration of the cinema network, the Soviet People's Commissar of the USSR, the Red Army, wartime, ideological impact.

Влияние киноискусства на человека, безусловно, велико. Сама природа кино социализирует людей, объединяет их — и не только потому, что оно является объединением всех прочих искусств, но и потому, что кино учит нравственности.

Идейно-нравственное воспитание личности средствами искусства кино связано с его спецификой, направленностью к зрителям, отражением социально-исторических потребностей, запросов и интересов [1].

Киноискусство в каждый конкретно исторический период своими специфическими средствами способствовало изменению нравственного сознания, чувств и поведения зрителя в соответствии с принципами нравственности.

Так, в кинематографии в годы войны особое внимание было уделено созданию документальных фильмов и киножурналов, которые освещали героические подвиги Красной Армии, силу советского оружия, самоотверженную работу тружеников тыла. Большое воспитательное воздействие на советских людей, и в первую очередь — на молодое поколение, оказывали фильмы о мужестве и героизме советского народа.

Идеологическая сила кино прекрасно осознавалась и советской властью, и самими кинематографистами, которые понимали, что народ необходимо не только информировать о том, что происходит на фронте, но и вдохновлять на победу.

Достичь победы без определенного морально-психологического состояния населения страны в целом и ее армии в особенности было невозможно, а обеспечение определенного морального духа в ходе войны осуществляется, прежде всего, идеологическими средствами и инструментами.

Уже в первом обращении Советского правительства к народу, сделанном 22 июня 1941 года заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров СССР и наркомом иностранных дел В. М. Молотовым, были объявлены цели начавшейся Великой Отечественной войны — «за родину, за честь, за свободу», прозвучали ключевые лозунги — «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» [2].

Огромную роль в поднятии духа населения, с разной степенью оперативности и разными средствами, сыграли радио, пресса, но и именно кино было одним из сильнейших средств идейного воздействия на советских людей, повышения политической активности населения в годы войны.

Впервые кино обращалось к изображению врага. Киноискусство первого периода войны подавало образ врага упрощенно, как трусливого существа. Такая тенденция шла от великого презрения и гнева к врагу. Но победа над таким врагом делала мало чести советскому воину. «Даже фашист по сей день недостаточно описан и подан, — писал А. П. Довженко в 1943 году. — У нас он описывался как … трусливый немец. … Я думаю, что это неверные утверждения и опасно так ориентировать людей … Мы — враги смертельного, сильного врага … и великая честь и великая слава за победы над гордым, могучим врагом, какого еще мир не знал» [3].

Одновременно в кинодокументалистике развиваются и другие сюжеты: партизанское движение («В тылу врага» режиссера Н. Г. Комаревцева), оборонная промышленность («Урал кует победу» режиссеров Б. Байкова, Ф. Киселева, Я. Бабушкина), комсомольцы на войне («Комсомольцы» режиссеров Л. Степановой и С. Гурова) и другие. За первые два с половиной года войны был накоплен богатый фонд документов как основы будущей кинолетописи Великой Отечественной войны.

В это же время признание получили жанры, которые в 1930-е годы не очень поощрялись. Например, мелодрама «Жди меня» — про любовь, верность. Ведь для бойцов на передовой было важно понимать, что их с нетерпением ждут жены в тылу. Особой популярностью пользовалось стихотворение «Жди меня» Константина Симонова. Необыкновенно пронзительной стала и одноименная картина, в которой главную роль сыграла Валентина Серова — звезда советского кино и любимая женщина Константина Симонова, которой он и посвятил свое знаменитое стихотворение.

Популярным стал и снятый режиссером Иваном Пырьевым в 1944 году фильм «В шесть часов вечера после войны». В 1944 году, когда фашистские полчища откатились на Запад и очертания Победы стали видны, Пырьев снял этот замечательный музыкально-поэтический фильм, в котором показал радость Победы, радость встречи старых знакомых. Музыку к фильму написал великий советский композитор Тихон Хренников. Фильм наглядно показывает, как люди ждали победу, как они устали от войны, от тягот, от лишений, от смерти. Фильм снят во время войны, поэтому он стал, как и многие другие киноленты, фактически документом о том, чем жили и во что верили в то страшное время.

Кинофильмы целенаправленно снимались и о фронтовой жизни, и о жизни в тылу, чтобы люди знали, что они защищают, за что они так страдают. И люди в тылу знали, кто их защищает. Страдание, боль, разлуки, потери, слезы, голод, страх — все то, что было запрещено к показу на экране в 1930-е годы, появилось в кинофильмах военного времени.

Интересным является тот факт, что Комитет по делам кинематографии при СНК СССР приказом от 25 октября 1943 года возложил на Главное управление по производству хроникально-документальных фильмов также и обязанность по систематизации всей кинолетописи. В составе Управления была создана Редакционная комиссия по кинолетописи, которая учитывала и систематизировала весь накопленный материал, обнаруживала пробелы в освещении ряда событий, намечала централизованный план будущих съемок и досъемок пропущенного. Это в очередной раз свидетельствует о том, что государственные и общественные организации широко использовали просмотр художественных и документальных кинофильмов с военно-патриотической тематикой для идейно-политической работы с населением, для развития политической активности советских людей.

При этом материальная база кино, безусловно, в условиях войны резко ухудшилась. Следует отметить, что в освобожденных областях и краях РСФСР положение с киносетью было крайне трудным. На оккупированных территориях после освобождения кинотеатры и киноаппаратура, как правило, не сохранились. Более 104 млн. рублей — такова стоимость уничтоженного, разграбленного и поврежденного имущества киностудий и кинотеатров, цена расходов, связанных с его эвакуацией и реэвакуацией [4].

Задачи идейно-воспитательной и культурно-массовой работы требовали скорейшего восстановления киносети и организации кинообслуживание населения. В связи с этим в январе 1943 года Совнарком СССР принял Постановление о передаче бездействующей аппаратуры Главному политическому управлению Красной Армии и Комитету по делам кинематографии при Совнаркоме СССР для создания резерва при восстановлении киносети в районах, освобождаемых от немецко-фашистских захватчиков.

В сентябре 1943 года Совнарком СССР ставит задачу восстановления уже в этом же году кинотеатров в Калининской, Курской, Орловской, Ростовской, Воронежской, Смоленской, Сталинградской областях, в Краснодарском и Ставропольском краях. Восстановлению киносети в освобожденных районах в большой мере способствовало и принятое четвертого февраля 1944 года № 112 Постановление СНК СССР «О мероприятиях по улучшению кинообслуживания населения» [5].

На основе этих решений и постановлений советского правительства партийные комитеты освобожденных областей обсудили на заседаниях бюро и разработали конкретную программу по восстановлению киносети и организации кинообслуживания населения.

Так, после освобождения Московской области от захватчиков Московский комитет ВКП(б) принял меры, направленные на ремонт и укрепление киносети. Было произведено межрайонное перераспределение киноаппаратуры в пользу освобожденных районов.

Выполняя решения партии и правительства в области кинообслуживания населения, ЦК ВЛКСМ 27 апреля 1944 года принял Постановление «Об участии комсомольских организаций в работе по улучшению кинообслуживания населения», в котором обязал комитеты комсомола привлечь комсомольцев и молодежь к ремонту и восстановлению зданий кинотеатров, их оборудованию. Это постановление позволяло комсомольским организациям шире использовать в массово-политической работе такое эффективное средство идейного воздействия как кино.

Таким образом, в трудные годы Великой Отечественной войны кино находилось на передних рубежах. В военное время произошло единение всех деятелей культуры в один большой творческий коллектив, который все свои силы направил на разгром врага, на подъем духа бойцов Красной Армии и гражданского населения тыловых и освобожденных районов страны.

С первых дней Великой Отечественной войны деятели советской культуры встали рядом со сражающимся народом, отдавая весь свой талант делу защиты родины. Это был труд, требующий огромного напряжения всех духовных, физических и творческих сил.

Литература:

  1. Сенявский А. С., Сенявская Е. С. Трансформация советской идеологии в период Великой Отечественной войны и ее влияние на психологию народа // Труды Института российской истории. Выпуск 10. М., 2012. С. 165 / [Электронный ресурс] // URL: http://iriran.ru/?q=Trud10 (дата обращения: 14.03.2022).
  2. Выступление народного комиссара иностранных дел СССР В. М. Молотова по радио 22 июня 1941 года / [Электронный ресурс] // URL: https://genproc.gov.ru/veterans/documents/ history_docs/?ELEMENT_ID=694467 (дата обращения: 12.04.2021).
  3. Цит. по: Соболев Р. П. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. М., 1987. С. 253 / [Электронный ресурс] // URL: https://csdfmuseum.ru/articles/689 (дата обращения: 14.03.2022).
  4. Максакова Л. В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977. С. 335.
  5. Фомин В. И. Кино на войне. Документы и свидетельства. С. 162.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, восстановление киносети, Совнарком СССР, военное время, идейное воздействие, Красная Армия, USSR, война, дело кинематографии, советское правительство.


Ключевые слова

Великая Отечественная война, красная армия, военное время, восстановление киносети, Совнарком СССР, идейное воздействие

Похожие статьи

Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования гражданского мировоззрения у современных детей и молодежи средствами киноискусства.

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Правовые последствия Великой Отечественной войны (на примере отраслей права)

Данная статья посвящена правовым последствиям Великой Отечественной войны. Целью данной работы является изучение и анализа изменений в отраслях права (трудовом, семейном, гражданском и уголовном). В статье раскрываются проблемы ужесточения политическ...

Основные стратегии российской государственной политики памяти в контексте современного кинематографа

В данной статье при помощи метода контент-анализа проведено исследование, в процессе которого мемориальный кинематограф выступил как приоритетный для государственного заказа и имеющий наиболее интенсивное развитие в рамках текущего десятилетия. Подро...

Современный кинематограф как средство формирования толерантности у молодежи

В современных условиях формирование толерантности у молодежи является важной педагогической задачей, которая состоит в воспитании человека толерантного, в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личнос...

Художественная литература в процессе обучения истории как фактор формирования ценностного отношения к изучаемым историческим событиям

В данной статье раскрывается значимость художественной литературы на уроках истории при изучении исторических событий, связь литературы и с историей, перечисляются стадии восприятия художественной литературы, приводятся примеры художественных произве...

Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи

В работе исследуется место и роль кино в системе воспитания, раскрывается социально-нравственный эффект воздействия киноискусства на молодежь, анализируется его влияние на идейно-политическое, нравственное и патриотическое развитие личности.

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

В статье раскрывается значение СМИ в формировании политического сознания граждан. Описываются функции и особенности средств массовой информации в современном обществе, а также на основе данных опросов автор анализируют уровень доверия населения к СМИ...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Похожие статьи

Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования гражданского мировоззрения у современных детей и молодежи средствами киноискусства.

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Правовые последствия Великой Отечественной войны (на примере отраслей права)

Данная статья посвящена правовым последствиям Великой Отечественной войны. Целью данной работы является изучение и анализа изменений в отраслях права (трудовом, семейном, гражданском и уголовном). В статье раскрываются проблемы ужесточения политическ...

Основные стратегии российской государственной политики памяти в контексте современного кинематографа

В данной статье при помощи метода контент-анализа проведено исследование, в процессе которого мемориальный кинематограф выступил как приоритетный для государственного заказа и имеющий наиболее интенсивное развитие в рамках текущего десятилетия. Подро...

Современный кинематограф как средство формирования толерантности у молодежи

В современных условиях формирование толерантности у молодежи является важной педагогической задачей, которая состоит в воспитании человека толерантного, в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личнос...

Художественная литература в процессе обучения истории как фактор формирования ценностного отношения к изучаемым историческим событиям

В данной статье раскрывается значимость художественной литературы на уроках истории при изучении исторических событий, связь литературы и с историей, перечисляются стадии восприятия художественной литературы, приводятся примеры художественных произве...

Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи

В работе исследуется место и роль кино в системе воспитания, раскрывается социально-нравственный эффект воздействия киноискусства на молодежь, анализируется его влияние на идейно-политическое, нравственное и патриотическое развитие личности.

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

В статье раскрывается значение СМИ в формировании политического сознания граждан. Описываются функции и особенности средств массовой информации в современном обществе, а также на основе данных опросов автор анализируют уровень доверия населения к СМИ...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Задать вопрос