Актуальность применения интерактивных плакатов для реализации ФГОС
Авторы: Лузан Елена Юрьевна, Зуева Татьяна Михайловна, Перелыгин Виталий Алексеевич
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.
Дата публикации: 19.05.2015
Статья просмотрена: 7621 раз
Библиографическое описание:
Лузан, Е. Ю. Актуальность применения интерактивных плакатов для реализации ФГОС / Е. Ю. Лузан, Т. М. Зуева, В. А. Перелыгин. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/131/ (дата обращения: 17.12.2024).
Лучший способ изучить что-либо — это открыть самому.
Д. Пойа
Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.
Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — «взаимный», «act» — действовать.
Государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к современной школе: короткие сроки обучения, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям, умениям и навыкам школьника — вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на мультимедиа и интерактивные.
В настоящее время понятие «интерактивные технологии в школе» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика — это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные доски, приставки, проекторы, и т. д. Сегодня от школьников и студентов вузов требуется еще и умение сразу же применять полученные знания и навыки на практике, а также создавать что-то новое на базе полученной информации. Этих целей практически невозможно достигнуть без использования методов обучения, которые делали бы учеников не пассивными слушателями, а активными участниками обучающего процесса. Именно такая возможность появилась с использованием современных интерактивных технологий обучения.
Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:
- сделать этот процесс интересным;
- эффективно решать проблему наглядности обучения;
- свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах;
- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий;
- раскрепостить учеников при ответе на вопросы;
- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки;
- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность.
ИКТ технологии вошли в сферу образования, позволив использовать в процессе обучения более наглядные, содержательные и эффективные материалы. Одним из наиболее интересных новшеств стал интерактивный плакат. Поискав в интернете, можно найти множество вариантов исполнения интерактивных плакатов, причем каждый разработчик подразумевает под этим понятием что-то свое: кто-то презентацию, кто-то целый учебный курс с блоком контроля и т. д.
Плакат — это наглядное изображение, которое может быть использовано в самых различных целях: реклама, агитация, обучение и т. п. Важно то, что плакат по своей сути — это средство предоставления информации, то есть основная его функция — демонстрация материала.
Интерактивный плакат полностью отвечает давно возникшему спросу на оригинальные задания, отличные от огромного количества предлагаемых сегодня тестов с выбором ответов. Наглядные пособия в школе необходимы и применяются всегда. Предлагаемые продукты — современная замена бумажным плакатам. Удобнее, функциональнее, больше возможностей. А также — дешевле стоит, удобнее хранить и долговечнее в использовании.
Интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. Это своего рода укрупнённая дидактическая единица, дидактический многомерный инструмент, где обеспечивается многоуровневая работа с определённым объёмом информации на всех этапах: изучение нового материала, закрепление, систематизация и обобщение, контроль за качеством усвоения полученных знаний. Цель создания интерактивного плаката — способность информационно-коммуникационной системы, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т. д.
В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов: за счет использования интерактивных элементов создать условия для систематизации и обобщения учебного материала; за счет использования различных мультимедиа добиться максимальной наглядности информации.
Интерактивный плакат обеспечивает создание целостно усваиваемой единицы информации. Поэтому учащиеся могут
- изучать одновременно взаимно обратные действия и операции;
- сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно;
- сопоставлять родственные и аналогичные понятия;
- сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения и т. д.
Применение интерактивного плаката на уроках помогает принципиально изменить деятельность учителя:
- Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
- Веди ученика от собственного опыта к общественному;
- Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
- Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
- Учи анализировать каждый этап работы;
- Критикуя, стимулируй ученика.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно — поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Интерактивный плакат помогает реализовать индивидуальный темп обучения, быстрое реагирование на изменившуюся ситуацию на уроке, и системный подход в обучении. Интерактивные плакаты можно классифицировать по форме и по содержанию. В зависимости от объема материала выбирают одно- или многоуровневую схему построения интерактивного плаката.
- По нашему мнению интерактивный плакат должен удовлетворять следующим педагогическим и программным критериям:
- Тема плаката должна соответствовать календарно-тематическому планированию, а также обязательно типу урока (изучения нового материала, комбинированному, систематизации и обобщения, контроль знаний).
- Плакат должен быть небольшим по объёму — не больше 2–3 слайдов.
- Программные возможности плаката должны быть обусловлены в первую очередь дидактическими целями и задачами.
Мы систематизировали отдельные приемы ИКТ-технологий, применяемые нами при использовании интерактивного плаката.
На этапе «Актуализации знаний»:
- Устные упражнения
- Кроссворды
Запись времени анимации с помощью триггера позволяет создавать интерактивные обучающие плакаты.
На этапе «Изложение нового материала»:
- Электронный учебник
- Цифровые образовательные ресурсы
- На этапе «Закрепление нового материала»
- Образовательные электронные модули
На этапе «Домашнее задание»:
- Подбор материала для создания интерактивного плаката.
- Элементами интерактивного плаката могут быть
Создание режима «скрытого изображения» (есть возможность включения и выключения разъясняющей информации)
- Иллюстрированный опорный конспект
- Многоуровневый задачник
- Набор видеофрагментов, иллюстраций, анимаций, интерактивных рисунков,
- Конструктор (инструмент, который позволяет учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала)
Главное условие: чтобы все эти составляющие были объединены в единое целое. То есть это может быть одна тема, один раздел и т. д.
Структурно интерактивный плакат состоит из плаката первого плана и ряда подчиненных ему сцен. Это может быть похоже на «меню», которое, как правило, представляет собой первый слайд. Это своего рода структура, из которой вырисовываются общие контуры большой темы. И в то же время отдельные компоненты плаката первого уровня позволяют получить начальное представление об общем содержании и смысле большого информационного блока.
Несколько лет мы работаем по созданию интерактивных плакатов. Создан банк интерактивных плакатов, мы раздаем детям задания по различным темам, ограничиваем их во времени и потом выставляем оценки.
Одним из условий развития высокого уровня самостоятельной деятельности учащихся является работа по созданию и применению интерактивного плаката. Такая работа позволяет:
- развить познавательный интерес к математике;
- повысить концентрацию внимания;
- увеличить темп урока и подачи учебной информации;
- излагать материал в более доступной и интересной форме;
- увеличить объем изучаемой информации.
Таким образом, интерактивные плакаты являются отличным подспорьем как преподавателю в процессе проведения занятия, так и обучаемым в процессе самообучения. Интерактивный плакат может использоваться в течение нескольких уроков.
Литература:
1. Ахметалиев А. М. Мотивация деятельности на уроках математики/ Ахметалиев А. М., Математика в школе — № 2, 1996. — 59–60 с.
2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса/ Бабанский Ю. К. — М.: Просвещение, 1989. — 12с.
3. Виленкин Н.Я Математика 5/Учебник для общеобразовательных учреждений. Виленкин Н. Я. — М.: Просвещение, 2003.
4. Драхлер Б. А. Сеть творческих учителей/ Драхлер Б. А., Методическое пособие.Москва. «Бином. Лаборатория знаний» — 2008
5. Модернизация российского образования: документы и материалы / Под ред. Э. Д. Днепрова. — М.: ГО ВШЭ, 2002
6. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / Хуторский А. В. Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, Центр «Эйдос», 23.04.2002, www.eidos.ru/news/compet.htm
7. Ястребцева Е. Н. Intel@ Обучение для будущего при поддержке Microsoft/ Ястребцева Е. Н. Москва-2003.
8. Селевко Г. К. Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
9. Королёва С. К. — Роль интерактивных плакатов в повышении познавательной активности и эффективности восприятия обучающимися изучаемого материала на уроках информатики.