Для того, чтобы определить особенности творческого процесса работы над советским социальным плакатом, необходимо рассмотреть его цели и назначение, а также предпосылки формирования и развития такого явления, как «советский социальный плакат».
В советской России одним из наиболее мощных средств пропаганды, своего рода рекламы и привлечения внимания граждан к социальным проблемам являлся социальный плакат. Плакаты, высмеивающие чиновников, плакаты, призывающие к защите родине, плакаты, ориентированные на социальное воспитание подростков и молодежи, плакаты, унижающие человеческие недостатки — классификация социальных плакатов была крайне обширной, каждый из них имел свое назначение, в зависимости от той социальной проблемы, которая выдвигалась за основную, и часто украшал собой стены различных учреждений.
В настоящий момент социальный плакат как явление изучен не достаточно глубоко, в то время, как в советской России ему уделялось огромное значение. Если обратиться к историческим предпосылкам возникновения социального плаката, то становится понятным, почему на протяжение такого длительного периода времени (с 1917 года по 1991 год) он играл такую большую роль.
В царской России реклама как особый вид деятельности не была запрещена. Смена власти и крушение прежних ценностей, отказ от благ капиталистических государств, искоренение целого ряда выдающихся образованных людей своего времени потребовал от нового правительства новых форм выражения мысли, причем, форм таких, которые были бы понятны тем людям, которые еще вчера не умели читать и писать. Такой формой выражения мысли и стали социальные плакаты.
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. социальный плакат «Родина Мать зовет!» стал своего рода призывом человека и гражданина к защите российской земли от фашистских захватчиков.
Не один юноша, и девушка, не одна женщина, и мужчина, глядя на этот социальный плакат, переполнялись чувством патриотизма, и шли на фронт, чтобы защищать Родину, или на завод, чтобы становиться тружениками тыла и трудиться на благо фронта.
В послевоенное время, когда страна только стала выходить из той разрухи, которую ей нанесла Великая Отечественная война, одной из основных задач социального плаката стало привлечение внимание человека и гражданина, в частности, и общественности, в целом, к социальным проблемам, а именно — к алкоголизму, беспутному распущенному поведению, тунеядству и др. Призывные лозунги «Не пей!», «Долбанем по бутылке!», «Вдарим по бутылке!», «Папа, не пей!», «Не ленись, трудись!» и др. стали напоминанием ни для одного человека о том, как нужно правильно жить для того, чтобы, в первую очередь, оставаться человеком.
В период 60-х гг. социальные плакаты призывали бороться с тлетворным влиянием Запада и с модным, распространившимся по стране движением «стиляг». Призывные лозунги с социальных плакатов с карикатурными изображениями призывали советских граждан клеймить тех, кто отходит от образа жизни советского человека, пытаясь выделяться из общей массы: «Не будь, как стиляга!», один из самых ярких социальных плакатов того времени.
Таким образом, можно констатировать, что цели у социального плаката были разнообразные, но достигались они преимущественно за счет одних и тех же средств.
Если посмотреть на советские социальные плакаты, то становится понятной структура их построения. Во главу угла выдвигается главная социальная проблема, которая в дальнейшем обыгрывается иллюстративно и преподносится в некоторой графической форме. Кроме того, одной из особенностей советского социального плаката является побудительность, поставленная во главу угла.
То есть хлесткие, резкие предложения, в подавляющем большинстве с восклицательным знаком, были обязаны иметь оттенок призыва, то есть побуждения к некоторому действию. По структуре построения данных предложений можно провести четкую грань с поэтикой Маяковского, который неоднократно и становился автором строк для социальных плакатов, являясь своего рода родоначальником того, что мы в настоящий момент понимаем под термином «социальная реклама».
Естественно, что в условиях такого повышенного внимания к целям и назначению социального плаката, огромное внимание уделялось и процессу его создания. Сейчас, глядя на социальные плакаты, трудно представить, что над каждым из них работала специально созданная творческая группа, более того, состав данной группы мог неоднократно меняться, если эскизы или подобранные фразы не удовлетворяли комиссию, его принимающую.
Итак, обратимся непосредственно к творческому процессу работы над советским социальным плакатом.
Заявка на его создание, как правило, исходила от советской власти или какой-либо организации, учреждения. В том случае, когда заказ на создание социального плаката исходил от советской власти, как уже было отмечено выше, создавалась творческая рабочая группа из известных журналистов, сатириков, писателей, художников, карикатуристов, которым давалась установка на социальный заказ.
В случаях, когда заявка на создание социального плаката поступала от организации или учреждения, рабочая группа создавалась на основе тех сотрудников, которые занимались в учреждении художественным оформлением и организацией творческих вечеров.
Далее творческий процесс работы над социальным плакатом был одинаковым в обоих случаях. Творческая группа, в соответствии с поставленным заданием, разрабатывала идею социального плаката, его лозунг и иллюстративный ряд. Идея (чаще, уже готовый эскиз) утверждалась на специально собираемом собрании.
Как правило, для смотра эскиза социального плаката приглашались рецензенты, которые оценивали соответствие тематики плаката заданной теме, выбранной композиции, благозвучности лозунга и т. д. Если цензура пропускала эскиз социального плаката, то он шел в дальнейшую разработку, — начиналась работа по его оформлению.
Как и в большинстве творческих процессов работы, когда сталкиваются различные точки зрения, работа над социальными плакатами требовала от профессионалов различных специальностей выдержки и способности прийти к компромиссу.
Для социальных плакатов чаще всего использовалась грубая плотная бумага, которая длительная время может храниться, не подвергаясь деформации, даже в уличных условиях, так как часто социальные плакаты вывешивались и на улице. Практическим был подход и выбору красок, при помощи которых создавалось иллюстративное наполнение. Для социальных плакатов использовались краски, которые способны длительное время не трескаться и сохранять четкость изображения.
После чистовой подготовки социальных плакатов снова собиралась комиссия, которая принимала окончательное решение о том, могут данный плакат увидеть массы или нет. Если решение комиссии было положительным, то плакат отдавался в полиграфическое предприятие для дальнейшей печати и распространения (в случаях, когда заказ от советской власти) или просто вывешивался на видном месте в организации.
Таким образом, анализ особенностей творческого процесса работы над советским социальным плакатом позволяет констатировать, что данный процесс является сложным, включающим в себя несколько последовательных, взаимосвязанных этапов. Идеологию и содержание советского социального плаката во многом определяли реалии советской России, а также партийная идейность, но в целом своего основного назначения — привлечения внимания к социальным проблемам — он достигал.
Литература:
- Великая победа и Возрождение Москвы/сост. Глушко и др. — М.: Книжная палата: Контакт-Культура, 2005. — 200 с.
- Герои Победы: Народу — победителю посвящается…:Книга-альбом/ под общей редакцией С. В. Перевезенцева. — М.: Голден-Би, 2010. — 288 с.
- Ефимов Б. Е. Вехи Победы: Великая Отечественная Война в плакатах и рисунках. — М.: Голден-Би, 2004, — 199 с.
- Наглядная агитация: В помощь художнику оформителю и организатору наглядной агитации. — М.: Плакат, 1984–32 с.
- Песоцкий Е. А. Современная реклама: Теория и практика/. — 2-е изд., перераб. И доп. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2003. — 347 с.
- Толстая Т. Русский плакат: Книга-альбом. — М.: Контакт-Культура, 2006. — 160 с.
- Школа изобразительного искусства: В 10 вып. Вып. 8. — М.: Изд-во Академия художеств СССР, 1960. — 163 с.