В статье «Подросток и конфликты» дается понятие термина «конфликт». Рассматривается психологическая сущность конфликта, как типа сложной ситуации с приведением признаков таких ситуаций, а также их примеры. Дается краткая характеристика подросткового возраста. Дано определение межличностных и внутриличностных конфликтов, их типы и виды.
Термины: конфликты, связь конфликтов с трудной ситуацией, психологические особенности подросткового возраста, внутренние конфликты, межличностные конфликты, психологическая устойчивость.
Конфликт — это вид отношений- межличностных, личности и группы, межгрупповых, — в основе которых лежит объективное несовпадение или даже противоречие целей, интересов и мнений участников [1]. Если рассматривать психологическую сущность конфликта, то его можно отнести к одному из типов сложных ситуаций. Ниже приведем признаки таких ситуаций:
– наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;
– состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;
– заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки " обыкновенности».
Примерами таких ситуаций могут быть:
- Сложные ситуации деятельности (чаще всего профессиональной);
- Сложные бытийные ситуации, т. е. те, в которой личности противостоит среда.
- Сложные ситуации социального взаимодействия, т. е. те, где реализации собственных желаний, стремлений и ценностей противостоит другой человек, тем самым вызывает психический дискомфорт.
- Сложные ситуации внутриличностного плана., т. е. те, где человек противодействует самому себе. Основные из них — внутриличностные затруднения, конфликты и кризисы.
Изучая поведение подростков, понимая особенности развития личностных качеств в подростковом периоде, отчетливо осознаешь, что практически весь этот период может быть охарактеризован как одна большая сложная ситуация. При этом у психологически неустойчивых подростков отсутствуют эффективные способы преодоления трудностей и остро переживается личностная угроза.
Что же характеризует подростковый период?
Это обусловлено тем, что подростковый период характеризуется глобальными изменениями в развитии ребенка. Именно в этот период происходят анатомо-физиологические изменения в организме (возраст 12–16 лет).
Признаком начала подросткового периода является начало полового созревания.
Это период, когда у подростка формируются убеждения, взгляды на мир, суждения о людях, самоутверждение. Но в силу неустойчивости психики, влияния различных факторов внешней среды, отсутствия жизненного опыта и логики, в этот период у подростка имеет место эмоциональная неустойчивость, перепады настроения, неудовлетворенность собой и окружением, завышенные требования к взрослым и сверстникам.
Вместе с этим в подростковом возрасте развиваются и другие черты характера, например упорство в достижении цели, стремление к преодолению препятствий, настойчивость. Подросток становится способен не к отдельным волевым действиям, а к волевой деятельности. Проистекает импульсивность, так характерная для данного возраста, ведь проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не показать ее в другом.
Этому периоду присущ повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств.
Вместе с тем, начинают формироваться новые нравственные убеждения. Те события, которые раньше проявляли отклик в душе ребенка, могут совершенно не тронуть подростка, или наоборот, вызвать агрессию.
В ходе общения с окружающими людьми, больше со сверстниками, формируется самооценка подростка. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятыми признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.
В этих условиях неизбежно возникают разного рода конфликты, как межличностные, так и внутриличностные.
Под межличностным конфликтом понимают противоречие столкновений между людьми. По Н. В. Гришиной: противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия в интересах одной или обеих сторон [2].
Под внутриличностным конфликтом понимают острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.
Межличностные конфликты подростков проявляются в таких сферах, как семья, коллектив, общество.
Проблема конфликтов в семье, между родителями и детьми, — одна из самых распространенных в повседневной жизни.
Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:
– конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
– конфликт сверх заботы (излишняя опека и сверхожидание);
– конфликт неуважения прав на самостоятельность (тоталитарность указаний и контроля);
– конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценной). Обычно ребенок на притязание к конфликтным действиям родителей отвечает реакцией оппозиции, отказа, изоляции.
Особенностью межличностных конфликтов у подростков можно считать:
– противоборство подростков осуществляется здесь и сейчас, непосредственно, лицом к лицу на основе их личных мотивов;
– в межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных и т. д.;
– в таких конфликтах субъекты взаимодействия проверяют свой характер, волю, способности, интеллект и другие индивидуально психические особенности;
– конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;
– затрагиваются интересы не только конфликтующих, но и тех, кто непосредственно связан с этими субъектами либо служебными, либо межличностными отношениями.
Рассматривая школьную жизнь подростка, можно выделить следующие виды конфликтов:
- Ученик — ученик.
Основные причины таких конфликтов — стремление подростка занять лидирующее положение в микрогруппе, классе, агрессивность и жестокость (источниками которого выступают аномалии семейных отношений и тип взаимодействия учителей с учениками), а также особенности возраста ученика.
- Ученик — учитель
Между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:
– деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;
– поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;
– отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
Говоря о внутриличностных конфликтах, следует выделить:
Мотивационный конфликт — между хочу и хочу. Столкновение мотивов, бессознательных стремлений.
Нравственный конфликт — между хочу и надо. Столкновение долга и желания, моральных принципов и личных привязанностей, желаний и внешних требований, долга и сомнения в необходимости следования ему.
Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности — между хочу и могу. Конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение, или недостаточными физическими возможностями.
Ролевой конфликт — между надо и надо — внутриролевой (различное понимание личностью себя и своей роли: «Я» и роль) и межролевой (невозможность соединять несколько ролей одним человеком).
Адаптационный конфликт — между надо и могу — понимается как в широком смысле, т. е. как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле — при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека — профессиональными, физическими, психологическими.
Конфликт неадекватной самооценки — между могу и могу. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др.
Невротический конфликт — длительно сохраняющийся любой из вышеописанных видов конфликтов или их совокупностей.
Конфликты между подростком и обществом обусловлены прежде всего изменением статуса второго. Чувство тревоги, замкнутость, пониженная самооценка, вот не полный перечень тех чувств, которые сопровождают подростковый возраст. Именно обострение этих чувств приводит подростка к конфликтным ситуациям. Подросток стремиться стать личностью, влиться в общество, добиться от него признания. Он перестает чувствовать себя ребенком, начинает сравнивать себя со взрослыми, ровняться на них, хотя, по сути, еще не является таковым. Начинает перенимать те качества и признаки, которые отличают взрослых от детей.
Все ранее рассмотренные виды конфликтов крайне нежелательны для подростков и весьма обременительны для общества.
С целью снижения конфликтных ситуаций среди подростков важно работать над его психологической устойчивостью. Она заключается в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирущего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от:
– типа нервной системы человека;
– опыта человека;
– навыков и умений поведения и деятельности;
– уровня развития основных познавательных структур личности.
Литература:
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — СПб.: Питер, 2008.
- Беличева С. А. Сложный мир подростка — Свердловск,2010.
- Емельянов С.М Практикум по конфликтологии − 3-е изд., − С.П-б.: Питер, 2009.
- Журлова, Н. В. Работа социального педагога с агрессивными детьми / Н. В. Журлова // Сацыяльна-педагагiчная работа. — 2010. — № 7.
- Иванов А. А. Педагогические условия предупреждения конфликтов в подростковом возрасте. Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 2009
- Козырев Г. И. ВВЕДЕНИЕ в конфликтологию. — М.: ВЛАДОС, ИМПЭ имю А. С. Грибоедова, 2011