Подросток и конфликты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 12.06.2018

Статья просмотрена: 5930 раз

Библиографическое описание:

Гаврилова, И. М. Подросток и конфликты / И. М. Гаврилова, О. Ю. Егорычева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 303-306. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51335/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье «Подросток и конфликты» дается понятие термина «конфликт». Рассматривается психологическая сущность конфликта, как типа сложной ситуации с приведением признаков таких ситуаций, а также их примеры. Дается краткая характеристика подросткового возраста. Дано определение межличностных и внутриличностных конфликтов, их типы и виды.

Термины: конфликты, связь конфликтов с трудной ситуацией, психологические особенности подросткового возраста, внутренние конфликты, межличностные конфликты, психологическая устойчивость.

Конфликт — это вид отношений- межличностных, личности и группы, межгрупповых, — в основе которых лежит объективное несовпадение или даже противоречие целей, интересов и мнений участников [1]. Если рассматривать психологическую сущность конфликта, то его можно отнести к одному из типов сложных ситуаций. Ниже приведем признаки таких ситуаций:

– наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;

– состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;

– заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки " обыкновенности».

Примерами таких ситуаций могут быть:

  1. Сложные ситуации деятельности (чаще всего профессиональной);
  2. Сложные бытийные ситуации, т. е. те, в которой личности противостоит среда.
  3. Сложные ситуации социального взаимодействия, т. е. те, где реализации собственных желаний, стремлений и ценностей противостоит другой человек, тем самым вызывает психический дискомфорт.
  4. Сложные ситуации внутриличностного плана., т. е. те, где человек противодействует самому себе. Основные из них — внутриличностные затруднения, конфликты и кризисы.

Изучая поведение подростков, понимая особенности развития личностных качеств в подростковом периоде, отчетливо осознаешь, что практически весь этот период может быть охарактеризован как одна большая сложная ситуация. При этом у психологически неустойчивых подростков отсутствуют эффективные способы преодоления трудностей и остро переживается личностная угроза.

Что же характеризует подростковый период?

Это обусловлено тем, что подростковый период характеризуется глобальными изменениями в развитии ребенка. Именно в этот период происходят анатомо-физиологические изменения в организме (возраст 12–16 лет).

Признаком начала подросткового периода является начало полового созревания.

Это период, когда у подростка формируются убеждения, взгляды на мир, суждения о людях, самоутверждение. Но в силу неустойчивости психики, влияния различных факторов внешней среды, отсутствия жизненного опыта и логики, в этот период у подростка имеет место эмоциональная неустойчивость, перепады настроения, неудовлетворенность собой и окружением, завышенные требования к взрослым и сверстникам.

Вместе с этим в подростковом возрасте развиваются и другие черты характера, например упорство в достижении цели, стремление к преодолению препятствий, настойчивость. Подросток становится способен не к отдельным волевым действиям, а к волевой деятельности. Проистекает импульсивность, так характерная для данного возраста, ведь проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не показать ее в другом.

Этому периоду присущ повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств.

Вместе с тем, начинают формироваться новые нравственные убеждения. Те события, которые раньше проявляли отклик в душе ребенка, могут совершенно не тронуть подростка, или наоборот, вызвать агрессию.

В ходе общения с окружающими людьми, больше со сверстниками, формируется самооценка подростка. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятыми признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

В этих условиях неизбежно возникают разного рода конфликты, как межличностные, так и внутриличностные.

Под межличностным конфликтом понимают противоречие столкновений между людьми. По Н. В. Гришиной: противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия в интересах одной или обеих сторон [2].

Под внутриличностным конфликтом понимают острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.

Межличностные конфликты подростков проявляются в таких сферах, как семья, коллектив, общество.

Проблема конфликтов в семье, между родителями и детьми, — одна из самых распространенных в повседневной жизни.

Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

– конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

– конфликт сверх заботы (излишняя опека и сверхожидание);

– конфликт неуважения прав на самостоятельность (тоталитарность указаний и контроля);

– конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценной). Обычно ребенок на притязание к конфликтным действиям родителей отвечает реакцией оппозиции, отказа, изоляции.

Особенностью межличностных конфликтов у подростков можно считать:

– противоборство подростков осуществляется здесь и сейчас, непосредственно, лицом к лицу на основе их личных мотивов;

– в межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных и т. д.;

– в таких конфликтах субъекты взаимодействия проверяют свой характер, волю, способности, интеллект и другие индивидуально психические особенности;

– конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;

– затрагиваются интересы не только конфликтующих, но и тех, кто непосредственно связан с этими субъектами либо служебными, либо межличностными отношениями.

Рассматривая школьную жизнь подростка, можно выделить следующие виды конфликтов:

  1. Ученик — ученик.

Основные причины таких конфликтов — стремление подростка занять лидирующее положение в микрогруппе, классе, агрессивность и жестокость (источниками которого выступают аномалии семейных отношений и тип взаимодействия учителей с учениками), а также особенности возраста ученика.

  1. Ученик — учитель

Между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:

– деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;

– поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;

– отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

Говоря о внутриличностных конфликтах, следует выделить:

Мотивационный конфликт — между хочу и хочу. Столкновение мотивов, бессознательных стремлений.

Нравственный конфликт — между хочу и надо. Столкновение долга и желания, моральных принципов и личных привязанностей, желаний и внешних требований, долга и сомнения в необходимости следования ему.

Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности — между хочу и могу. Конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение, или недостаточными физическими возможностями.

Ролевой конфликт — между надо и надо — внутриролевой (различное понимание личностью себя и своей роли: «Я» и роль) и межролевой (невозможность соединять несколько ролей одним человеком).

Адаптационный конфликт — между надо и могу — понимается как в широком смысле, т. е. как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле — при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека — профессиональными, физическими, психологическими.

Конфликт неадекватной самооценки — между могу и могу. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др.

Невротический конфликт — длительно сохраняющийся любой из вышеописанных видов конфликтов или их совокупностей.

Конфликты между подростком и обществом обусловлены прежде всего изменением статуса второго. Чувство тревоги, замкнутость, пониженная самооценка, вот не полный перечень тех чувств, которые сопровождают подростковый возраст. Именно обострение этих чувств приводит подростка к конфликтным ситуациям. Подросток стремиться стать личностью, влиться в общество, добиться от него признания. Он перестает чувствовать себя ребенком, начинает сравнивать себя со взрослыми, ровняться на них, хотя, по сути, еще не является таковым. Начинает перенимать те качества и признаки, которые отличают взрослых от детей.

Все ранее рассмотренные виды конфликтов крайне нежелательны для подростков и весьма обременительны для общества.

С целью снижения конфликтных ситуаций среди подростков важно работать над его психологической устойчивостью. Она заключается в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирущего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от:

– типа нервной системы человека;

опыта человека;

навыков и умений поведения и деятельности;

уровня развития основных познавательных структур личности.

Литература:

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — СПб.: Питер, 2008.
  2. Беличева С. А. Сложный мир подростка — Свердловск,2010.
  3. Емельянов С.М Практикум по конфликтологии − 3-е изд., − С.П-б.: Питер, 2009.
  4. Журлова, Н. В. Работа социального педагога с агрессивными детьми / Н. В. Журлова // Сацыяльна-педагагiчная работа. — 2010. — № 7.
  5. Иванов А. А. Педагогические условия предупреждения конфликтов в подростковом возрасте. Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 2009
  6. Козырев Г. И. ВВЕДЕНИЕ в конфликтологию. — М.: ВЛАДОС, ИМПЭ имю А. С. Грибоедова, 2011
Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, подростковый возраст, подростковый период, подросток, ситуация, психологическая устойчивость, сложная ситуация, ученик.


Похожие статьи

Организационная культура как фактор конструктивного разрешения конфликтов

В статье рассматривается понятие «организация», выделяются типы организации, дается определение конфликта в организации, рассматривается его специфика, виды и причины возникновения конфликтов. Особое внимание уделяется понятию «организационная культу...

Некоторые особенности педагогических конфликтов (на примере общеобразовательных школ Узбекистана)

В статье рассматриваются некоторые особенности воспитания культуры разрешения конфликтов в узбекских школах, типы педагогических конфликтов, некоторые аспекты актуальности рассматриваемой проблематики, роль и место национальных традиций, в том числе ...

Подлинный и мнимый патриотизм

В данной статье выделены и разграничены два суждения: мнимый и подлинный патриотизм. Проанализированы характерные особенности данного понятия. Рассмотрена социологическая проблемы патриотизма и его толкования. Выявлена и обоснована необходимость реше...

Педагогические конфликты: особенности, причины возникновения и проблематика (на примере школ Узбекистана)

В статье рассматриваются актуальные вопросы педагогических конфликтов в школьном образовании, в том числе их особенности, причины их возникновения, их проблематика, стороны, участвующие в конфликтах, их интересы, способы разрешения педагогических кон...

Понятие и типология детско-родительских отношений

В статье представлен анализ понятия «детско-родительские отношения». Представлена типология детско-родительских отношений. Проанализированы научные подходы к данному понятию. Охарактеризованы учебная мотивация, адаптация, учебная деятельность младшег...

Современные информационные войны и политика. Обзор

Данная статья посвящена изучению такого явления, как современная информационная война. Здесь вкратце освещена теоретическая часть этого понятия, а также содержится практический анализ феномена информационной войны на примере украинского конфликта. Ра...

Понятие мотивации трудовой деятельности

В статье идет речь о мотивации трудовой деятельности персонала. Рассматриваются задачи и функции мотивации, факторы, влияющие на мотивацию труда. Дается определение понятиям «потребность», «мотив», «стимул», «вознаграждение. Проводится сравнение данн...

Понятие и виды аффекта: психологический и уголовно-правовой аспекты

Автор статьи рассматривает понятие «аффект» через призму уголовно-правового и психологического аспектов, акцентируя внимание на различных взглядах зарубежных и отечественных ученых и вскрывая дискуссионные проблемы. Изучению подвергается классификаци...

Мотивация преступления: понятие и содержание

Статья посвящена исследованию понятия «мотивации преступления» в теории уголовного права, с учетом положений психологической науки. Анализируются основные проблемы в обозначенной области. Предложено авторское определение мотивации преступления, мотив...

Юридические лица, понятие и особенности их признаков

В данной статье автор рассматривает такой актуальный вопрос гражданского права, как понятие и признаки юридического лица. Данная тема актуальная по причине того, что юридическое лицо является отдельным субъектом правоотношений, с определенным набором...

Похожие статьи

Организационная культура как фактор конструктивного разрешения конфликтов

В статье рассматривается понятие «организация», выделяются типы организации, дается определение конфликта в организации, рассматривается его специфика, виды и причины возникновения конфликтов. Особое внимание уделяется понятию «организационная культу...

Некоторые особенности педагогических конфликтов (на примере общеобразовательных школ Узбекистана)

В статье рассматриваются некоторые особенности воспитания культуры разрешения конфликтов в узбекских школах, типы педагогических конфликтов, некоторые аспекты актуальности рассматриваемой проблематики, роль и место национальных традиций, в том числе ...

Подлинный и мнимый патриотизм

В данной статье выделены и разграничены два суждения: мнимый и подлинный патриотизм. Проанализированы характерные особенности данного понятия. Рассмотрена социологическая проблемы патриотизма и его толкования. Выявлена и обоснована необходимость реше...

Педагогические конфликты: особенности, причины возникновения и проблематика (на примере школ Узбекистана)

В статье рассматриваются актуальные вопросы педагогических конфликтов в школьном образовании, в том числе их особенности, причины их возникновения, их проблематика, стороны, участвующие в конфликтах, их интересы, способы разрешения педагогических кон...

Понятие и типология детско-родительских отношений

В статье представлен анализ понятия «детско-родительские отношения». Представлена типология детско-родительских отношений. Проанализированы научные подходы к данному понятию. Охарактеризованы учебная мотивация, адаптация, учебная деятельность младшег...

Современные информационные войны и политика. Обзор

Данная статья посвящена изучению такого явления, как современная информационная война. Здесь вкратце освещена теоретическая часть этого понятия, а также содержится практический анализ феномена информационной войны на примере украинского конфликта. Ра...

Понятие мотивации трудовой деятельности

В статье идет речь о мотивации трудовой деятельности персонала. Рассматриваются задачи и функции мотивации, факторы, влияющие на мотивацию труда. Дается определение понятиям «потребность», «мотив», «стимул», «вознаграждение. Проводится сравнение данн...

Понятие и виды аффекта: психологический и уголовно-правовой аспекты

Автор статьи рассматривает понятие «аффект» через призму уголовно-правового и психологического аспектов, акцентируя внимание на различных взглядах зарубежных и отечественных ученых и вскрывая дискуссионные проблемы. Изучению подвергается классификаци...

Мотивация преступления: понятие и содержание

Статья посвящена исследованию понятия «мотивации преступления» в теории уголовного права, с учетом положений психологической науки. Анализируются основные проблемы в обозначенной области. Предложено авторское определение мотивации преступления, мотив...

Юридические лица, понятие и особенности их признаков

В данной статье автор рассматривает такой актуальный вопрос гражданского права, как понятие и признаки юридического лица. Данная тема актуальная по причине того, что юридическое лицо является отдельным субъектом правоотношений, с определенным набором...

Задать вопрос