В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, внутриличностные конфликты подростков. Описываются особенности подросткового возраста, особенности протекания ВЛК у детей старшего школьного возраста (15–16 лет).
Ключевые слова: внутриличностный конфликт (ВЛК), подростковый возраст, чувство взрослости
Любой человек, существует в постоянной конфликтной ситуации не только с окружающей средой, но и, в первую очередь, с самим собой. И для психически здорового индивида, внутренняя конфликтность, которая не выходит за рамки нормы, вполне нормальна и естественна.
Первым, кто заговорил о ВЛК был З.Фрейд. Он выделил три структуры личности: «Я», «Оно», «СверхЯ». «Фрейд утверждал, что между аффективным «Оно» и моральным «СверхЯ», всегда существуют противоречия, которые либо уравновешиваются «Я», либо переходят в невротические состояния» [4].
ВЛК изучали неофрейдисты (Э.Фромм и К.Хорни), гуманисты (К.Роджерс), когнитивисты (Л.Фестингер).
Активно рассматривали ВЛК в отечественной школе: В. С. Мерлин, Н. В. Гришина и С. И. Ерина, Б. В. Зейгарник и Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, В. В. Кортава и Е. Б. Фанталова.
Конфликт внутриличностный — это столкновения интересов, потребностей, влечений личности, возникающие при условии их примернной паритетности по интенсивности и значимости, но разной направленности [2].
Если сказать проще, ВЛК — это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов.
И, кажется очевидным, что такую важную ступень развития — как подростковый возраст, проблема ВЛК затронула одной из первых.
Главными новообразованиями подросткового возраста являются [1,5]:
‒ разʙᴎтᴎе сознанᴎя на уроʙне саᴍосознанᴎя;
‒ разʙᴎтᴎе понятᴎйного ᴍышᴫенᴎя;
‒ разʙᴎтᴎе «чуʙстʙа ʙзросᴫостᴎ».
Часто, «чувство взрослости» выражается в желании подростков «быть как взрослые» (внешний вид, поведение). Это достаточно сложное переживание, которое состоит из новых для старшеклассника чувств. Самым главным здесь является — появление критического отношения к взрослым и миру в целом. На фоне этого нового чувства, разочарования миром взрослых, нарастает тревога, которая часто может переходить в депрессивные состояния. Здесь чаще всего и проявляется ВЛК.
Мы проводили исследование особенностей протекания ВЛК у детей старшего школьного возраста. Эксперимент проводился на базе МАОУ «Гимназия № 13 «Академ». В нем приняли участие 20 человек, в возрасте 15–16 лет.
Для реализации программы исследования у детей старшего школьного возраста был подобран диагностический комплекс.
В разработанный нами комплекс вошли методики, позволяющие получить достаточно полную картину внутреннего психологического состояния старшеклассников и очертить круг наиболее часто встречающихся в этом возрасте ВЛК:
- Тест различий между идеальным и реальным Я G. M. Butler и G. V. Haigh (1954)
- Опросник для изучения степени осознания респондентом психологических механизмов своей проблемы (исследование внутриличностных конфликтов)
- Тест на конфликтность Кноблох — Фальконет
- Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
- Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
- Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН)
Далее будут представлены анализ и интерпретация полученных данных по опроснику для изучения степени осознания респондентом психологических механизмов своей проблемы [3].
Рис 2. Уровни развития внутриличностных конфликтов (распределение в %)
Условные обозначения:
- Конфликт между потребностями к независимости и получению помощи, опеки.
- Конфликт между потребностями к доминированию и подчинению.
- Конфликт между потребностью быстрых достижений и отсутствием способности к усилию и настойчивости.
- Конфликт между потребностью в достижениях и страхом неудачи.
- Конфликт или расхождение между уровнем притязаний и уровнем достижений.
- Конфликт между стремлением к удовлетворению собственных потребностей и требованиями окружающей среды.
- Конфликт между нормами и сексуальными потребностями.
- Конфликт между собственными поступками и нормами.
- Конфликт между нормами и агрессивными тенденциями.
- Конфликт между уровнем доверенных задач и собственными возможностями.
- Конфликт между стремлением к достижению во всех областях жизни и невозможностью совместить требования различных ролей.
- Конфликт между уровнем притязания и возможностями.
- Конфликт между выраженной потребностью проявить себя и отсутствием позитивных усилий.
- Конфликт между сильной потребностью быть полноценным мужчиной (женщиной) и наличием эмоционально-сексуальных неудач.
Каждый из вопросов опросника был направлен на выявление определенного внутриличностного конфликта. Чем выше балл, который испытуемый ставил к определенному вопросу, тем сильнее выражен у него данный конфликт.
На рисунке 1 видно, что в каждом конфликте преобладающий уровень — средний. Наиболее ярко проявляются на этом уровне следующие внутриличностные конфликты: конфликт между стремлением к удовлетворению собственных потребностей и требованиями окружающей среды (80 %); конфликт между потребностями к доминированию и подчинению (75 %); конфликт между собственными поступками и нормами (75 %). Это может означать, что указанные конфликты присутствуют у большинства респондентов, но каждый по-разному к ним относится: кто-то осознает, что этот конфликт есть, кто-то — нет. Те немногие, кто осознают механизмы своей проблемы, составили низкий уровень в каждом из конфликтов (10 %, 25 %, 30 %, 35 %, 15 %, 20 % соответственно). Следует обратить внимание, что указанные конфликты характерны для периода подросткового возраста и ранней юности, и связаны с реакциями эмансипации от взрослых, формированием собственной системы ценностей, активными жизненными пробами в период обретения своего «Я». Поэтому в целом, можно говорить о содержании внутренней феноменологии старшеклассников как вполне соответствующем особенностям возрастного развития.
Менее всего у респондентов выражены следующие конфликты (преобладает низкий уровень): конфликт или расхождение между уровнем притязаний и уровнем достижений (35 %); конфликт между нормами и агрессивными тенденциями (35 %); конфликт между стремлением к достижению во всех областях жизни и невозможностью совместить требования различных ролей (35 %); конфликт между сильной потребностью быть полноценным мужчиной (женщиной) и наличием эмоционально-сексуальных неудач (35 %); конфликт между потребностью в достижениях и страхом неудачи (30 %); конфликт между выраженной потребностью проявить себя и отсутствием позитивных усилий (30 %). Отметим, что это конфликты, выходящие за рамки жизненных задач, соответствующих возрасту. Например, сильной потребности быть полноценными мужчинами и женщинами большинство старшеклассников пока не испытывают, поэтому присутствие эмоционально-сексуальных неудач пока не вызывает внутриличностного конфликта. Для многих подростков существует высокая потребность в достижениях (доказать что-то родителям, самоутвердиться перед сверстниками), а в силу небольшого жизненного опыта, неудачи еще не вызвали отталкивающие эмоции.
Острее всего проявляются у старшеклассников следующие конфликты: конфликт между потребностями к независимости и получению помощи, опеки (35 %); конфликт между уровнем притязания и возможностями (30 %); конфликт между уровнем доверенных задач и собственными возможностями (25 %); конфликт между стремлением к достижению во всех областях жизни и невозможностью совместить требования различных ролей (25 %). Данные виды внутриличностных конфликтов вполне соответствуют подростковому возрасту. Также, как и конфликты со средним уровнем проявления, они связаны с проявлениями «юношеского максимализма», стремлением к автономии от родительской семьи (как моральной, так и материальной), невозможностью совмещать познание мира в привычной для подростков манере и исполнение различных социальных ролей.
Результаты исследования показывают необходимость разработки программ психологической помощи подросткам в решении ВЛК. Таким образом, проблема ВЛК старшеклассников требует пристального внимания со стороны науки, как в плане изучения самого феномена, так и в поиске возможностей его преодоления.
Литература:
- Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. — Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. 240 е., ил. — (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
- Большой психологический словарь_Мещеряков Б. Г., Зинченко В.П_2003 -672с.
- Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. — Учебник. — М., 2004 г.
- https://www.studsell.com/view/105114/60000
- http://psyjournals.ru/kip/2006/n3/Novgorodtseva_full.shtml