В статье рассматривается понятие внутриличностного конфликта, показано, что чем выше уровень внутриличностной конфликтности подростков, тем ярче проявляется у них агрессивное поведение.
Ключевые слова: конфликт,внутриличностный конфликт, агрессивное поведение, подростковый возраст.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что, несмотря на достаточно широкое научное исследование проблем подросткового возраста, пристальное внимание психологов, педагогов и других специалистов все также направлено к этому особенному возрасту. Развитие личности подростка в большинстве случаев является стихийным и непредсказуемым процессом. В отличие от кризисов младших возрастов кризис подросткового возраста значительно отличается [6]. Внутренний мир подростка начинает носить противоречивый характер, вызванный известными новообразованиями, изменившейся социальной ситуацией развития, обесцениванием прежнего отношения к миру и попыткой построения новых социальных контактов на более качественном уровне.
Внутренние конфликты, возникающие в этот период, подростками, как правило, не осознаются [6]. Окружающие взрослые также не всегда могут догадываться о наличии и причинах конфликтов, что может привести к отсутствию взаимопонимания, усилению кризисных переживаний. Благоприятное разрешение внутриличностных конфликтных ситуации подростка дает возможность дальнейшему личностному развитию. При подавлении потребностей, возникающих в подростковый период, или их неадекватном удовлетворении, формируются невротические состояния, которые приводят к устойчивости и усилению внутриличностных конфликтов, что может послужить точкой для развития агрессивной формы поведения личности.
По мнению некоторых авторов, внутриличностный конфликт не относится к социальным конфликтам, а представляет собой лишь разновидность психологического конфликта. Но такая точка зрения вызывает возражение, например исследователя Г. И. Козырева. «Личность,– пишет он,– устойчивая система социально-значимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. Поэтому и внутриличностный конфликт является социальным конфликтом» [1]. Ни один индивид как существо социальное не может развиваться вне системы общества и общественных отношений. И только там он может удовлетворить свои потребности, утвердить интересы и достигнуть поставленных целей. Пребывание в постоянном состоянии конкуренции и соперничества с другими и с самим собой перерастает во враждебность личности, в постоянное недовольство и неудовлетворение как по отношению к другим, так и по отношению к себе.
В своих работах К. Хорни выделила ряд противоречий, которые лежат в основе типичных внутриличностных конфликтов, приводящих даже к неврозам. «Эти противоречия, заложенные в нашей культуре представляют собой в точности те конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать; чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить; стремление к самовозвеличиванию и ощущению личной беспомощности» [4].
Следует отметить, люди, находящиеся в состоянии внутриличностного конфликта, представляют потенциальную опасность для межличностных отношений в группе, так как негативные последствия конфликта, чреватые стрессами, неврозами, повышенной тревожностью, общей психологической подавленностью человека или чрезмерной агрессивностью, могут быть направлены на объекты, не имеющие отношения к конфликту. Таким образом, источником внутренних конфликтов является среда обитания. Необходимо отметить, что в «чистом виде» внутриличностные конфликты не существуют. Они всегда результат воздействия на личность социальной среды.
Среди советских психологов, привнесших существенный вклад в разработку теорий конфронтаций можно выделить концепции внутриличностного конфликта А. Р. Лурии, В. С. Мерлина, Ф. Е. Василюка и А. Н. Леонтьева. А. Р. Лурия рассматривал внутриличностное противостояние в качестве столкновения двух противоположно направленных, но равных по силе, тенденций. В. Мерлин — в качестве следствия неудовлетворения глубоких актуальных личностных мотивов и отношений. Ф. Василюк — как противостояние двух внутренних мотивов, отображающихся в сознании личности индивида в качестве самостоятельных противопоставленных ценностей. Проблема внутриличностного конфликта рассматривалась А. Н. Леонтьевым в качестве вполне нормального явления. Он считал, что внутреннее противостояние свойственно структуре личности. Всякая личность по своему устройству противоречива. Как правило, разрешение таких противоречий совершается в простейших вариациях и не ведет к появлению внутриличностного конфликта. Иногда разрешение конфликта выходит за границы простейших форм, становясь главным. Следствием этого и становится внутриличностное противостояние. Ученый отмечал, что внутренний конфликт — это результат борьбы ранжированных по иерархии мотивационных курсов личности.
Подростковый возраст — это переходный период между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости ярко отражается на всех сторонах развития личности в этот период: физического, умственного, нравственного, социального. Нет четко очерченных границ, по которым можно было бы сказать, что переходя из одного возраста в другой, ребенок переходит на следующую ступень возрастной группы. Переходный возраст для каждого ребенка наступает индивидуально, то есть для одних детей он может наступить в 11 лет, а для других и в 13 [2]. Однако в психологии есть вариации возрастных границ подросткового периода. Говоря о подростковом возрасте, нельзя упускать из внимания и физическое развитие ребенка, который изменяется в виду взросления самого организма. Переходный возраст обусловлен двумя рядами процессов: натуральный и социальный. Натуральный ряд включает в себя процессы биологического созревания и взросления, в том числе и половое. К социальному же ряду относят процессы обучения, воспитания, социализации [3].
Мы предположили, что высокий уровень внутренней конфликтности у подростков сопровождается их выраженным агрессивным поведением. Невозможность получить ту или иную ценность (материальную или нематериальную), хотя потребность в ней велика, приводит к росту неудовлетворенности, внутреннего напряжения у подростка, которое проявляется в агрессивном поведении. В качестве диагностического инстументария были использованы методики:
1) Определение уровня агрессии с помощью теста «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалёв).
2) Методика изучения ценностных ориентаций «Уровень соотношения «Ценности» и «Доступности» в различных жизненных сферах» (Е. Б. Фанталова).
Для того, чтобы определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками — уровень агрессивного поведения и наличия внутреннего конфликта был выбран метод ранговой корреляции Спирмена. В ходе математической статистики была обнаружена значимая взаимосвязь между изучаемыми показателями (значение корреляционной связи r = 0,394). Это говорит о том, что чем выше уровень общего внутриличностного конфликта, тем выше уровень агрессивного поведения у подростков.
Литература:
- Бенилова, Е. Ю. Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию. Учебное пособие / Е. Ю. Бенилова. — М.: Секачев В. Ю., 2015. — 184 c.
- Битянова М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. — М.: МГППУ, 2006. — 76с.
- Бюндюгова Т. В., Воронцова М. В., Макаров В. Е. Теория деструктивности — Таганрог: Изд-ль А. Н. Ступин, 2014–360 с.
- Валента М., Полинек М. Драматерапия. Пер. с чешск. — М.: Когито-Центр, 2013. — 208 с.
- Воробьева Е. В. Психогенетика агрессивного и враждебного поведения. — Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. — 102с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. — М.: Педагогика, 1984 — с. 244–268