Становление самосознания, фундаментальные изменения в его сфере, которые имеют огромное значение для всего последующего развития и формирования подростка как личности, являются наиболее важным отличительным признаком подросткового периода. Особенности внутренней динамики самосознания оказывают регулирующее влияние на многие аспекты жизнедеятельности развивающейся личности, на межличностные отношения, на формирование социальной позиции (В. С. Мухина, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.).
Развитие самосознания проходит внутри следующей исторически сложившейся социально обусловленной структуры: идентификация с именем, телом и душой; притязание на признание; половая идентификация; психологическое время личности; социальное пространство личности (В. С. Мухина). Подросток сензитивен к своему духовному развитию, поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания.
Подростковый возраст отмечен изменением отдельных структур самосознания и взаимосвязей между ними, возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка новых потребностей, удовлетворение которых серьезно затруднено (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Э. Эриксон, Н. И. Гуткина, А. М. Прихожан, Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова и др.): потребность в самоутверждении, самовыражении, самореализации, потребность в признании и уважении со стороны сверстников и взрослых и т. д. Невозможность удовлетворения указанных выше потребностей приводит к депривации развивающегося самосознания подростков и составляет, по мнению Л. И. Божович [1], основу кризиса подросткового возраста.
Исследования, проводимые под руководством В. С. Мухиной [2], показали, что депривация одного или нескольких структурных звеньев является наиболее существенным искажением в развитии самосознания в подростковом возрасте. Депривация отдельных структурных звеньев самосознания подростков со стороны сверстников и взрослых приводит не только к видоизменению всего самосознания, но и к блокированию различных структур развивающейся личности в целом, в том числе, препятствует развитию конфликтологической культуры в подростковом возрасте. И, наоборот, развитие конфликтологической культуры подростка может способствовать благополучному становлению самосознания, стать неким средством для оптимизации психологического развития личности на данном возрастном этапе.
В настоящее время проблеме формирования конфликтологической культуры личности уделяется большое внимание, поскольку в современном обществе отмечается возрастающий уровень конкурентности, непрерывные и стремительные изменения и преобразования, что влечет за собой и рост числа конфликтов. Однако до сих пор нет однозначного определения конфликтологической культуры личности, слабо изучен возрастной аспект ее развития. Конфликтологическая осведомленность личности, ее способность прогнозировать, предотвращать, разрешать конфликты, составляющие сущность конфликтологической культуры личности, являются необходимыми умениями, которые важно и нужно развивать в подростковом возрасте.
Целью нашего исследования являлось изучение структуры самосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры. Исследование проводилось с помощью «Проективного метода депривации структурных звеньев самосознания» (B. C. Мухина и К. А. Хвостов) и «Опросника определения конфликтологической культуры личности» (О. И. Щербакова).
Анализ и интерпретация полученных результатов показали, что для больше чем половины испытуемых (61,3 %) характерен низкий уровень развития конфликтологической культуры. Такие подростки не обладают необходимыми знаниями, навыками и умениями, которые позволили бы им грамотно действовать в конфликтном противоборстве: прогнозировать возникновение конфликта, принимать меры по изменению ситуации и своего поведения с целью предотвращения конфликта, а также разрешать конфликты на конструктивной основе, с учетом интересов другой стороны. Они испытывают значительные трудности в умении контролировать свои негативные эмоции, проявлять спокойствие и оптимизм, кроме этого, они не склонны проявлять эмпатию, терпимость в отношениях с окружающими. Кроме этого, данные подростки испытывают затруднения при вербализации своих собственных переживаний и чужих, в силу чего вербальный контакт с противоположной конфликтующей стороной не является оптимальным и эффективным.
35,5 % подростков, принявших участие в исследовании, обнаружили средний уровень развития конфликтологической культуры, что говорит о нестабильности проявления умений грамотно действовать в конфликтной ситуации, отсутствии системы, отрывочности знаний о возникновении и ходе течения конфликта. В тоже время они могут, в зависимости от ситуации, пытаться урегулировать возникший конфликт, однако далеко не всегда умеют скорректировать свое поведение с целью предотвращения конфликта. Данные подростки не всегда способны воспринимать конструктивный и деструктивный характер своих переживаний и управлять ими. Конфликтная ситуация может вызывать у них пессимизм, потерю эмоциональной устойчивости и уравновешенности. Они также с трудом могут проявлять эмпатию и толерантность во взаимодействии с окружающими.
Наконец, всего 3,2 % подростков обнаружили высокий уровень развития конфликтологической культуры, что говорит о том, что данные испытуемые стремятся к позитивным отношениям, могут умело распознать как свое эмоциональное состояние, так и состояние другого человека, кроме этого, умело владеют саморегуляцией своего состояния. Данные подростки имеют достаточный объем знаний относительно природы возникновения конфликта и ходе его течения, а также способах его урегулирования, обладают практическими способами решения конфликта. Кроме этого, они способны действовать и решать возникающие проблемы таким образом, чтобы не допускать конфликта и его эскалации.
Таким образом, можем сказать, что современные подростки имеют достаточно низкий уровень развития конфликтологической культуры, что говорит необходимости организации психолого-педагогической работы по формированию и развитию конфликтологической культуры в данном возрасте.
Обратимся к результатам изучения особенностей структуры самосознания в подростковом возрасте. Полученные данные показали, что для подростков характерен недостаточный уровень развития отдельных структурных звеньев самосознания (идентификация с именем, притязание на признание, половая идентификация, перспективы развития личности), что свидетельствует о депривации данных звеньев (таблица 1).
Таблица 1
Распределение подростков взависимости от уровня депривации структурных звеньев самосознания; (%)
Уровни депривации |
Структурные звенья самосознания |
|||
Идентификация сименем |
Притязание на признание |
Половая идентификация |
Перспективы развития личности |
|
Полностью депривировано |
24,2 |
22,6 |
16,1 |
20,9 |
Частично депривировано |
74,2 |
77,4 |
77,4 |
72,6 |
Не депривировано |
1,6 |
- |
6,5 |
6,5 |
На основе полученных данных нами был составлен психологический портрет подростков, у которых наблюдается недостаточный уровень развития отдельных структурных звеньев самосознания. Такие подростки испытывают трудности в идентификации с собственным именем. Для них характерно нереализованное притязание на признание взрослыми. Подростков отличает отсутствие устойчивого чувства половой идентичности личности. Представления подростков о себе как представителе определенного пола не соответствуют их эталонам мускулинности и фемининности. Подросткам трудно строить субъективную картину собственного будущего, осознавать перспективы личностного развития.
Возможные причины депривации имени кроются в характере взаимоотношений подростка со взрослыми и сверстниками. Родители, как правило, либо редко обращаются к подростку по имени, заменяя его на местоимения (ты, он), либо используют уменьшительно-ласкательные обращения, характерные для детства, вплоть до подросткового возраста. В свою очередь, учителя, начиная с первого класса, чаще обращаются к ученикам по фамилии. В то же время в среде сверстников широко распространены различные «клички» и прозвища.
Депривация притязания подростков на признание взрослыми связана с тем, что «чувство взрослости» подростков требует системы отношений, отличной от той, которая сложилась в детстве. Подросток хочет выйти на совершенно иной уровень общения с родителями, учителями, другими взрослыми — уровень горизонтальный «взрослый — взрослый». Однако взрослые не спешат менять свое отношение к подростку, продолжая взаимодействовать с ними не по-взрослому, как с ребенком.
Низкий уровень половой идентификации подростков, принимавших участие в исследовании, ярко высветил проблему полового воспитания, как в семье, так и в школе.
Возможными причинами депривации перспектив развития личности подростков являются, с одной стороны, возрастные их особенности, с другой стороны, особенности построения педагогического процесса. Подростки, как правило, ориентированы на настоящее, им важно то, что происходит сейчас, для взрослых же в общении с подростком характерна направленность в будущее [3].
Рассмотрим особенности структурных звеньев самосознания у подростков с разным уровнем конфликтологической культуры (таблица 2).
Таблица 2
Выраженность депривации отдельных структурных звеньев самосознания подростков сразным уровнем конфликтологической культуры (ср.знач.)
Уровень конфликтологической культуры |
Структурные звенья самосознания |
|||
Идентификация сименем |
Притязание на признание |
Половая идентификация |
Перспективы развития личности |
|
Высокий |
0,8 |
1,7 |
1,3 |
0,9 |
Средний |
1,7 |
3,2 |
2,4 |
2,8 |
Низкий |
2,8 |
3,7 |
3,1 |
3,9 |
max=4 |
||||
Как видно из результатов, представленных в таблице, наиболее выраженной является депривация структурных звеньев самосознания у подростков с низким уровнем конфликтологической культуры. Сильнее всего депривированы такие структурные звенья самосознания, как притязание на признание (ср. знач.=3,7), что может обусловливать проблемы подростков во взаимоотношениях со сверстниками, степень их «популярности» и принятия в группе сверстников, и перспективы развития личности (ср. знач.=3,9), что свидетельствует о том, что эти подростки в большей мере живут сегодняшним днем, не задумываясь о будущем.
У подростков со средним уровнем конфликтологической культуры наиболее выраженной является депривация такого структурного звена, как притязания на признание (ср. знач.=3,2). Это означает, что подростки данной группы испытывают недостаточное признание их уникальности, «самости» со стороны взрослых и сверстников.
Наконец, в группе подростков с высоким уровнем развития конфликтологической культуры наблюдается частичная депривация таких структурных звеньев самосознания, как притязание на признание (ср. знач.=1,7) и половая идентификация (ср. знач.=1,3). Вероятно, несмотря на стремление и активность данных подростков в урегулировании конфликта, это не всегда является достаточным для того, чтобы они могли чувствовать себя успешными и принятыми в группе сверстников. Частичная депривация половой идентификации в структуре самосознания говорит о недостаточно сформированном и независимом от внешних оценок представлении о себе как представителе определенного пола.
Математическая обработка данных с применением критерия Крускала — Уоллиса показала, что у подростков с разным уровнем развития конфликтологической культуры существуют статистически значимые различия в особенностях развития структурных звеньев самосознания. Для подростков с низким уровнем развития конфликтологической культуры характерна более выраженная депривация таких структурных звеньев самосознания, как идентификация с именем (H= 13,3, p<0,005), притязание на признание (H= 24,16, p<0,001) и перспективы развития личности (H=20,57, p<0,001), по сравнению с подростками с высоким и средним уровнем развития конфликтологической культуры.
Таким образом, относительно низкий уровень развития конфликтологической культуры у подростков и отличительные особенности их самосознания важно учитывать в работе школьного психолога, в процессе организации учителями воспитательной работы и построения педагогического общения с подростками. Особое внимание необходимо уделять не только формированию умений конструктивно разрешать конфликтные ситуации, но и развитию позитивного, ценностного отношения к собственному имени, формированию адекватных форм самореализации, самоутверждения и личностной автономии, связанных с «чувством взрослости», половому воспитанию школьников, психологической помощи в определении жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в личностном самоопределении.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). — М: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. — М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 640 с.
- Худаева М. Ю. Психологические условия развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте. Автореф. дис… канд. психол. наук. — М., 2007. — 20 с.