Межличностные конфликты в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №37 (171) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 15.09.2017

Статья просмотрена: 7252 раза

Библиографическое описание:

Прокофьева, Н. С. Межличностные конфликты в подростковом возрасте / Н. С. Прокофьева, Т. Г. Бобченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 37 (171). — С. 109-112. — URL: https://moluch.ru/archive/171/43361/ (дата обращения: 17.12.2024).



Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения межличностных конфликтов среди подростков. Знание особенностей межличностных конфликтов подростков со сверстниками, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке педагога-психолога, социального педагога, специалиста по профилактике девиантного поведения.

Существует ряд подходов определению понятия «конфликт» в психологии. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предлагают определение конфликта как способа разрешения значимых противоречий, которые возникают в процессе взаимодействия, заключающегося в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающегося негативными эмоциями [1].

Н. В. Гришина рассматривает конфликт как противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами) [3].

А. А. Ершов определяет межличностный конфликт как столкновение личностей ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей.

В подростковом возрасте межличностные конфликты могут возникать между подростком и родителем, учителем, сверстником. Частыми причинами конфликтов со сверстниками являются ссоры из-за второй половинки; оскорбления, сплетни, доносы, зависть; взаимное непонимание подростков. Как отмечает в обзоре школьных конфликтов А. И. Шипилов, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. По наблюдениям психологов О. Ситковской и О. Михайловой, путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности [2]. Конфликты между подростками в школе возникают и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Школьники допускают такие нарушения норм поведения в школе, как курение, употребление спиртных напитков, употребление в речи нецензурных выражений, ложь, мелкие кражи, драки, распущенность в половой жизни т. д.

Цель проведенного нами исследования — выявление способов поведения современных подростков в межличностных конфликтах. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: анкетирование, тестирование («Тест на оценку уровня конфликтности личности» В. И. Андреева, «Тест на оценку собственного поведения личности в конфликтной ситуации» К. Томаса). Исследуемая группа включала учащихся 8 класса, в количестве 23 человек, из них 13 девочек и 10 мальчиков в возрасте 13–14 лет. Исследование проведено на базе МБОУ «СОШ № Х» г. Судогда.

Опишем полученные результаты.

1. Анкетирование.

Согласно результатам анкетирования все подростки признают наличие конфликтов со сверстниками. Отсутствие конфликтов не отметил никто. Часто со сверстниками конфликтуют 26 % испытуемых, иногда 39 % подростков, редко возникают конфликты у 35 % учащихся.

В качестве инициатора конфликта подростки чаще называют сверстников — 74 % случаев. Себя они считают инициаторами конфликта 26 % подростков.

Причинами конфликта, с точки зрения подростков, является оскорбление сверстниками — 57 % учащихся, обман — 26 % учащихся, конкуренция и стремление одних занять лидирующую позицию по отношению к другим — 17 % испытуемых, несовпадение точек зрения на что-либо — 9 % подростков. Таким образом, наиболее распространенными причинами конфликтов являются оскорбление и обман подростков сверстиниками.

Опрос подростков относительно продолжительности конфликтов со сверстниками показал, что у 30 % подростков конфликты со сверстниками заканчиваются быстро, 44 % подростков считают, что их конфликты не продолжительны, 26 % школьников отмечают, что долго конфликтуют со сверстниками.

Согласно ответам подростков, они стремятся к примирению и готовы первыми сделать шаг на встречу — 26 % учащихся, ждут первого шага со стороны других — 35 % испытуемых и отмечают обоюдное стремление к примирению — 40 % подростков.

В конфликте подростки выбирают следущие способы поведения: перестают общаться — 35 % испытуемых, 26 % подростков предпочитают грубить в конфликте, 22 % подростков считают приемлемым физически доказать свою правоту, то есть дерутся с оппонентами, 17 % учащихся стремятся втянуть в конфликт других детей или взрослых.

Из опрошенных подростков конфликтными людьми не считают себя 44 % учащихся. 26 % испытуемых считают себя конфликтой личностью, а 30 % подростков не могут определиться.

2. «Тест на оценку уровня конфликтности личности» (В. И. Андреев).

Изучение уровня конфликтности показало, что высокий уровень конфликтности выражен у 26 % подростков. Учащиеся с высоким уровнем конфликтности очень любят критиковать, навязывать другим свое мнение. Они практически всегда стремятся найти повод для споров.

52 % подростков имеют средний уровень конфликтности. Они отстаивают свое мнение, несмотря на то, как это повлияет на общение с окружающими, однако за это качество их уважают окружающие.

У 22 % подростков уровень конфликтности низкий. Они умеют сглаживать конфликты и легко избегать критических ситуаций.

3. «Тест на оценку поведения в конфликте» (К. Томас).

Анализ результатов исследования выбора поведения в конфликте показал, что большинство подростков используют такие стратегии, как конкуренция — 35 % учащихся, сотрудничество — 30 % испытуемых, компромисс — 17 % подростков. Одинаковое количество учащихся выбрали такие стратегии, как избегание конфликта и приспособление — 9 % подростков.

Таким образом, в большинстве случае межличностные конфликты среди подростков возникают довольно часто, но отличаются небольшой продолжительностью, при этом подростки часто отрицают свою причастность к их возникновению, отмечают основными их причинами несправедливые поступки и оскорбления.

На основании полученных результатов по всем трем методикам, мы выделили три группы подростков: 1) часто конфликтующие- 26 % подростков, 2) иногда конфиктующие- 39 % подростков, 3) редко конфликтующие-35 % подростков.

Для подростков, которые часто конфликтуют со сверстниками характерны непродолжительность конфликта, различные стратегии поведения в конфликтах: конкуренция, обоюдное стремление к примирению, прекращение общения с оппонентом. Большинство учащихся данной группы считают себя конфликтными.

Подростки, которые иногда конфликтуют со сверстниками в основном считают виноватым оппонента. Наиболее частыми причинами конфликта для них является обман и оскорбление. Что касается продолжительности спора, то можно отметить, что большинство учащихся этой группы конфликтуют со сверстниками долго. Подростки ждут первого шага со стороны других, в конфликте физически доказывают свою правоту, а также перестают общаться и не считают себя конфликтной личностью.

Учащиеся, у которых редко возникают конфликты, в качестве инициатора рассматривают сверстников. Для подростков этой группы характерны непродолжительность спора, обоюдное стремление к примирению, доказывание своей правоты физически, частой причиной конфликта является оскорбление. Большинство испытуемых не считают себя конфликтной личностью или еще не могут определиться.

Таким образом, на основании полученных результатов можно определить следующие задачи психолого-педагогической работы, направленной на формирование у подростков конфликтологической компетентности: осознание подростком ответственности в возникновение конфликтов, причин их возникновения, способов поведения в межличностных конфликтах со сверстниками, формирование конструктивных способов разрешения конфликтов.

Литература:

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007.
  2. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с. ISBN 5–691–01057–3.
  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с. ISBN 978–5-91180–895–2.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, конфликт, сверстник, учащийся, обоюдное стремление, большинство учащихся, высокий уровень конфликтности, конфликтная личность, способ поведения, частая причина конфликта.


Задать вопрос