Специфика определения и модификации педагогических условий моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой
Авторы: Козырева Ольга Анатольевна, Логачева Наталья Викторовна, Ступин Вячеслав Сергеевич
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 07.12.2013
Статья просмотрена: 162 раза
Библиографическое описание:
Козырева, О. А. Специфика определения и модификации педагогических условий моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой / О. А. Козырева, Н. В. Логачева, В. С. Ступин. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4670/ (дата обращения: 17.12.2024).
В структуре общепедагогического и социально-педагогического знания выделение педагогических условий — одна из типичных задач, предопределяющих формирование определенного уровня качества того или иного педагогического процесса. Попытаемся уточнить понятие «педагогические условия», «портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой» и уточнить совокупность педагогических условий моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой.
Под портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, будем понимать презентацию, составленную обучающимся самостоятельно при минимальной помощи со стороны взрослых (тренеров и родителей), акцентирующего внимание на позитивных достижениях в области обучения, спорта, легкой атлетике, различных видах состязаний и соревнований, связанных с творческой самореализацией и самопрезентацией в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах и средах, располагающих верификационным и адаптационным потенциалом модификации и реконструкции моделей деятельности и общения в структуре субъект-субъектных отношений и субъект-объектных преобразований (В. С. Ступин).
Под портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, будем понимать, с одной стороны, — ресурс рефлексии, самоидентификации, самосовершенствования и самореализации обучающегося, включенного в систему среднего образования и дополнительного образования детей, где легкая атлетика как один из видов спорта определяет приоритеты становления личности обучающегося, занимающегося спортом, основы здорового образа жизни, приоритеты идей гуманизма и акместановления личности в структуре ведущей деятельности и общения, с другой стороны, — ситуативно верифицируемый процесс неустанного поиска личности обучающегося в отображении собственных взглядов, идей, достижений и высот в различных областях жизнедеятельности, приоритетов развития и роста как самостоятельного, законопослушного, конкурентоспособного гражданина РФ.
Понятие «педагогические условия» связаны с процессом выявления закономерностей, тенденций, принципов моделирования и модификации изучаемого педагогического процесса или явления.
Под педагогическими условиями будем понимать совокупность вариативно устанавливаемых (выделяемых и верифицируемых) положений педагогически обусловленных качеств и ценностей, норм и атрибутов педагогического взаимодействия, фасилитирующих включение личности обучающегося в многовариативные педагогически и социально обусловленные процессы, являющиеся продуктом и целью деятельности педагога, определяющего приоритеты своей деятельности и специфику прогнозируемой и модифицируемой личностной и групповой продуктивности в ресурсах гуманизма и толерантности, конкурентоспособности и гибкости, целесообразности и вариативности, а также общества в целом, регулирующем качество и возможности взаимодействия и труда как способов и ресурсов, методов и форм объективного преобразования действительности.
Специфика определения педагогических условий моделирования портфолио обучающегося в контексте гуманизма и продуктивности связана с соблюдением определенных положений, предопределяющих возможность самоидентификации и самовизуализации обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, его собственных достижений в различных областях жизнедеятельности в соответствии с определяемыми приоритетами и особенностями физического и социального развития личности обучающегося, включенного в систему субъект-субъектных отношений и субъект-объектных преобразований, системно отображающих качество сформированности культуры самостоятельной работы личности, уровень адаптированности и общей культуры, приоритеты развития и будущей деятельности, предопределяющей включение личности в условия и систему непрерывного профессионального образования.
В системе приоритетов и ценностей, моделей и концепций социально-педагогического знания при включении обучающихся, занимающихся легкой атлетикой, в научно-исследовательскую работу [2] были выделены следующие педагогические условия моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой (Ступин В. С., Логачева Н. В., 2013):
1. Соблюдение основ здорового образа жизни (ЗОЖ) при акцентуации выбора способа, методов и средств поиска и достижения акметраекторий становления личности в структуре ведущей деятельности и общения.
2. Соблюдение основ этики, права, культуры и интересов личности, включенной в различные воспитательно-образовательные и социокультурные отношения.
3. Формирование потребности в самоидентификации и самореализации, самосовершенствовании и самовыражении, взаимодействии и общении, самовоспитании и саморазвитии, физической культуре и спорте.
4. Прямое и опосредованное формирование общих и специальных компетенций спортсмена, занимающегося легкой атлетикой.
5. Ситуативное формирование потребностей в выступлении на соревнованиях, конференциях, смотрах и пр. в системном развитии общеучебных и предметных компетенций, использовании компьютера и программных средств презентаций.
6. Создание условий для включения личности обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, в систему непрерывного профессионального образования на различных этапах профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, профессионального становления, переподготовки и повышения квалификации.
Попытаемся модифицировать и уточнить совокупность педагогических условий моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, в соответствии с особенностями, предопределяющими качество и результат включения обучающихся, занимающихся легкой атлетикой в систему научного-практических конференций обучающихся.
Педагогические условия моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой:
1. Объективизм формирования и развития всех структур личности обучающегося, включенного в систему микро-, мезо-, макро-, мегагрупповых отношениях, располагающих потенциалом верификации социального опыта и опыта профессионального самоопределения личности, где в условиях учета индивидуальных особенностей личности в контексте соблюдения основ нормального распределения способностей, интересов, склонностей, предпочтений, система оценки всех результатов (в нашем случае — всех предоставляемых личных данных обучающегося в моделируемом портфолио) должна строиться вся педагогическая и социально-педагогическая работа.
Кроме того, в контексте традиционно выделяемых трех групп — аномальные, нормальные, одаренные субъекты той или иной деятельности в системе знаний о способах и приоритетах, о формах, методах, средствах, условиях, качестве и учете специфики нормального распределения должны быть определены различные номинации в структуре оценки сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося, его уровня продуктивности, гибкости, общей и коммуникативной культуры, грамотности, в нашем случае — состоятельности личности спортсмена в условиях и отображении практики тренировочно-соревновательного процесса занятий легкой атлетикой.
Определяя объективизм как форму визуализации данных о субъектных новообразованиях и высотах, мы регламентируем и детализируем способы предоставления данных о себе в портфолио через документальные и прочие характеристики личных достижений обучающегося, занимающегося легкой атлетикой. Все грамоты, сертификаты, медали, удостоверения и прочие знаки отличия должны быть визуально и словесно-логически описаны в структуре моделируемого портфолио обучающегося. Данные особенности не были прописаны в структуре проводимой заочной научно-практической конференции обучающихся средних школ, лицеев, гимназий (г. Новокузнецк, Кузбасская государственная педагогическая академия, факультет физической культуры, 6–7 мая 2013), но эту особенность необходимо учитывать, т. к. все обучающиеся младшего и среднего звена склонны преувеличивать заслуги и искажать информацию в свою пользу, данный факт также был определен в структуре анкетирования обучающихся, включенных в систему детерминации социальных основ становления личности обучающегося в контексте какой-либо конкретной деятельности — занятий легкой атлетикой, хоккеем, регби и прочими видами спорта. Анкеты и портфолио такого рода считаются не включаемыми в общее исследование, т. к. эти данные по статистическим нормами необходимо отнести к выбросам и не использовать в структуре анализа полученных результатов проводимого исследования.
2. Соблюдение основ этики, права, культуры и интересов личности обучающегося, включенного в различные воспитательно-образовательные и социокультурные отношения, где приоритеты здорового образа жизни (ЗОЖ), сформированные потребности в физической культуре и спорте (потребность в занятиях легкой атлетикой) при акцентуации самостоятельного выбора личностью обучающегося способов, методов и средств поиска и достижения акметраекторий становления личности в структуре ведущей деятельности и общения определяют специфику и качество самореализации, самосовершенствования и социализации личности обучающегося, занимающегося легкой атлетикой. Данное положение раскрывает направления включения личности обучающегося, занимающегося легкой атлетикой в систему полисубъектных отношений, являющихся первопричиной и следствием учета нормального распределения способностей, сформированности внутренней мотивации личности, выбранного уровня притязаний, объективизма и позитивизма самооценки как способа здоровьесберегающей страховки и ресурса социализации в структуре решения субъектно-средовых противоречий самореализации и самосовершенствования личности в деятельности и общении (в нашем случае — это система занятий легкой атлетикой).
3. Формирование потребности в самоидентификации и самореализации, самосовершенствовании и самовыражении, взаимодействии и общении, самовоспитании и саморазвитии, физической культуре и спорте. Данное положение определяет допустимость и приоритет личностного роста в микро-, мезо-, макро-, мегагрупповых взаимоотношениях, в структуре моделирования портфолио данная специфика деятельности подкрепляется позитивным способом оценки достижений и ситуативным построением личностных акмеперспектив и акметраекторий становления спортсмена, занимающегося легкой атлетикой.
4. Прямое и опосредованное формирование общих и специальных компетенций спортсмена, занимающегося легкой атлетикой. В структуре анализа сформированности потребностей в самовыражении и занятиях легкой атлетикой обучающийся строит перспективы по формированию общих и специальных компетенций в ресурсах занятий легкой атлетикой. Портфолио предполагает личностный анализ результатов деятельности. В данной работе обучающийся, с одной стороны, поставлен в условия иллюстрации своих достижений, которые он отражает в портфолио, с другой стороны, осознанно стремится изменить своё положение в иерархии достижений и повысить уровень мастерства и достигаемых высот в соревновательном процессе занятий легкой атлетикой.
5. Ситуативное формирование потребностей в выступлении на соревнованиях, конференциях, смотрах и пр. в системном развитии общеучебных и предметных компетенций, использовании компьютера и программных средств презентаций. Данное положение определяет формирование тех ценностей и компетенций личности, которые позволяют личности занимать наивысшие ступени в планируемой акметраектории личностного и профессионального становления.
6. Создание условий для включения личности обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, в систему непрерывного профессионального образования на различных этапах профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, профессионального становления, переподготовки и повышения квалификации.
Данная совокупность уточненных положений предопределяет получение определенного результата в структуре создания условий для формирования у личности обучающегося культуры самостоятельной работы, являющейся результатом сформированности и одновременно ее вектором самосовершенствования и самореализации.
Литература:
1. Логачева, Н. В. Исследование особенностей социализации и самореализации обучающихся, занимающихся легкой атлетикой / Н. В. Логачева, О. А. Козырева // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА: ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. — За матеріалами VІ Міжнародної науково-практичної конференції „Інноваційні процеси в освітньому просторі: доступність, ефективність, якість”, присвяченої 10-річчю Українського відділення МАНПО. — № 22 (257) листопад 2012. — Частина VІ. — С.236–238.