Специфика определения и модификации педагогических условий моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Козырева, О. А. Специфика определения и модификации педагогических условий моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой / О. А. Козырева, Н. В. Логачева, В. С. Ступин. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4670/ (дата обращения: 17.12.2024).

В структуре общепедагогического и социально-педагогического знания выделение педагогических условий — одна из типичных задач, предопределяющих формирование определенного уровня качества того или иного педагогического процесса. Попытаемся уточнить понятие «педагогические условия», «портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой» и уточнить совокупность педагогических условий моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой.

Под портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, будем понимать презентацию, составленную обучающимся самостоятельно при минимальной помощи со стороны взрослых (тренеров и родителей), акцентирующего внимание на позитивных достижениях в области обучения, спорта, легкой атлетике, различных видах состязаний и соревнований, связанных с творческой самореализацией и самопрезентацией в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах и средах, располагающих верификационным и адаптационным потенциалом модификации и реконструкции моделей деятельности и общения в структуре субъект-субъектных отношений и субъект-объектных преобразований (В. С. Ступин).

Под портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, будем понимать, с одной стороны, — ресурс рефлексии, самоидентификации, самосовершенствования и самореализации обучающегося, включенного в систему среднего образования и дополнительного образования детей, где легкая атлетика как один из видов спорта определяет приоритеты становления личности обучающегося, занимающегося спортом, основы здорового образа жизни, приоритеты идей гуманизма и акместановления личности в структуре ведущей деятельности и общения, с другой стороны, — ситуативно верифицируемый процесс неустанного поиска личности обучающегося в отображении собственных взглядов, идей, достижений и высот в различных областях жизнедеятельности, приоритетов развития и роста как самостоятельного, законопослушного, конкурентоспособного гражданина РФ.

Понятие «педагогические условия» связаны с процессом выявления закономерностей, тенденций, принципов моделирования и модификации изучаемого педагогического процесса или явления.

Под педагогическими условиями будем понимать совокупность вариативно устанавливаемых (выделяемых и верифицируемых) положений педагогически обусловленных качеств и ценностей, норм и атрибутов педагогического взаимодействия, фасилитирующих включение личности обучающегося в многовариативные педагогически и социально обусловленные процессы, являющиеся продуктом и целью деятельности педагога, определяющего приоритеты своей деятельности и специфику прогнозируемой и модифицируемой личностной и групповой продуктивности в ресурсах гуманизма и толерантности, конкурентоспособности и гибкости, целесообразности и вариативности, а также общества в целом, регулирующем качество и возможности взаимодействия и труда как способов и ресурсов, методов и форм объективного преобразования действительности.

Специфика определения педагогических условий моделирования портфолио обучающегося в контексте гуманизма и продуктивности связана с соблюдением определенных положений, предопределяющих возможность самоидентификации и самовизуализации обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, его собственных достижений в различных областях жизнедеятельности в соответствии с определяемыми приоритетами и особенностями физического и социального развития личности обучающегося, включенного в систему субъект-субъектных отношений и субъект-объектных преобразований, системно отображающих качество сформированности культуры самостоятельной работы личности, уровень адаптированности и общей культуры, приоритеты развития и будущей деятельности, предопределяющей включение личности в условия и систему непрерывного профессионального образования.

В системе приоритетов и ценностей, моделей и концепций социально-педагогического знания при включении обучающихся, занимающихся легкой атлетикой, в научно-исследовательскую работу [2] были выделены следующие педагогические условия моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой (Ступин В. С., Логачева Н. В., 2013):

1.         Соблюдение основ здорового образа жизни (ЗОЖ) при акцентуации выбора способа, методов и средств поиска и достижения акметраекторий становления личности в структуре ведущей деятельности и общения.

2.         Соблюдение основ этики, права, культуры и интересов личности, включенной в различные воспитательно-образовательные и социокультурные отношения.

3.         Формирование потребности в самоидентификации и самореализации, самосовершенствовании и самовыражении, взаимодействии и общении, самовоспитании и саморазвитии, физической культуре и спорте.

4.         Прямое и опосредованное формирование общих и специальных компетенций спортсмена, занимающегося легкой атлетикой.

5.         Ситуативное формирование потребностей в выступлении на соревнованиях, конференциях, смотрах и пр. в системном развитии общеучебных и предметных компетенций, использовании компьютера и программных средств презентаций.

6.         Создание условий для включения личности обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, в систему непрерывного профессионального образования на различных этапах профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, профессионального становления, переподготовки и повышения квалификации.

Попытаемся модифицировать и уточнить совокупность педагогических условий моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, в соответствии с особенностями, предопределяющими качество и результат включения обучающихся, занимающихся легкой атлетикой в систему научного-практических конференций обучающихся.

Педагогические условия моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой:

1.                  Объективизм формирования и развития всех структур личности обучающегося, включенного в систему микро-, мезо-, макро-, мегагрупповых отношениях, располагающих потенциалом верификации социального опыта и опыта профессионального самоопределения личности, где в условиях учета индивидуальных особенностей личности в контексте соблюдения основ нормального распределения способностей, интересов, склонностей, предпочтений, система оценки всех результатов (в нашем случае — всех предоставляемых личных данных обучающегося в моделируемом портфолио) должна строиться вся педагогическая и социально-педагогическая работа.

Кроме того, в контексте традиционно выделяемых трех групп — аномальные, нормальные, одаренные субъекты той или иной деятельности в системе знаний о способах и приоритетах, о формах, методах, средствах, условиях, качестве и учете специфики нормального распределения должны быть определены различные номинации в структуре оценки сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося, его уровня продуктивности, гибкости, общей и коммуникативной культуры, грамотности, в нашем случае — состоятельности личности спортсмена в условиях и отображении практики тренировочно-соревновательного процесса занятий легкой атлетикой.

Определяя объективизм как форму визуализации данных о субъектных новообразованиях и высотах, мы регламентируем и детализируем способы предоставления данных о себе в портфолио через документальные и прочие характеристики личных достижений обучающегося, занимающегося легкой атлетикой. Все грамоты, сертификаты, медали, удостоверения и прочие знаки отличия должны быть визуально и словесно-логически описаны в структуре моделируемого портфолио обучающегося. Данные особенности не были прописаны в структуре проводимой заочной научно-практической конференции обучающихся средних школ, лицеев, гимназий (г. Новокузнецк, Кузбасская государственная педагогическая академия, факультет физической культуры, 6–7 мая 2013), но эту особенность необходимо учитывать, т. к. все обучающиеся младшего и среднего звена склонны преувеличивать заслуги и искажать информацию в свою пользу, данный факт также был определен в структуре анкетирования обучающихся, включенных в систему детерминации социальных основ становления личности обучающегося в контексте какой-либо конкретной деятельности — занятий легкой атлетикой, хоккеем, регби и прочими видами спорта. Анкеты и портфолио такого рода считаются не включаемыми в общее исследование, т. к. эти данные по статистическим нормами необходимо отнести к выбросам и не использовать в структуре анализа полученных результатов проводимого исследования.

2.         Соблюдение основ этики, права, культуры и интересов личности обучающегося, включенного в различные воспитательно-образовательные и социокультурные отношения, где приоритеты здорового образа жизни (ЗОЖ), сформированные потребности в физической культуре и спорте (потребность в занятиях легкой атлетикой) при акцентуации самостоятельного выбора личностью обучающегося способов, методов и средств поиска и достижения акметраекторий становления личности в структуре ведущей деятельности и общения определяют специфику и качество самореализации, самосовершенствования и социализации личности обучающегося, занимающегося легкой атлетикой. Данное положение раскрывает направления включения личности обучающегося, занимающегося легкой атлетикой в систему полисубъектных отношений, являющихся первопричиной и следствием учета нормального распределения способностей, сформированности внутренней мотивации личности, выбранного уровня притязаний, объективизма и позитивизма самооценки как способа здоровьесберегающей страховки и ресурса социализации в структуре решения субъектно-средовых противоречий самореализации и самосовершенствования личности в деятельности и общении (в нашем случае — это система занятий легкой атлетикой).

3.         Формирование потребности в самоидентификации и самореализации, самосовершенствовании и самовыражении, взаимодействии и общении, самовоспитании и саморазвитии, физической культуре и спорте. Данное положение определяет допустимость и приоритет личностного роста в микро-, мезо-, макро-, мегагрупповых взаимоотношениях, в структуре моделирования портфолио данная специфика деятельности подкрепляется позитивным способом оценки достижений и ситуативным построением личностных акмеперспектив и акметраекторий становления спортсмена, занимающегося легкой атлетикой.

4.         Прямое и опосредованное формирование общих и специальных компетенций спортсмена, занимающегося легкой атлетикой. В структуре анализа сформированности потребностей в самовыражении и занятиях легкой атлетикой обучающийся строит перспективы по формированию общих и специальных компетенций в ресурсах занятий легкой атлетикой. Портфолио предполагает личностный анализ результатов деятельности. В данной работе обучающийся, с одной стороны, поставлен в условия иллюстрации своих достижений, которые он отражает в портфолио, с другой стороны, осознанно стремится изменить своё положение в иерархии достижений и повысить уровень мастерства и достигаемых высот в соревновательном процессе занятий легкой атлетикой.

5.         Ситуативное формирование потребностей в выступлении на соревнованиях, конференциях, смотрах и пр. в системном развитии общеучебных и предметных компетенций, использовании компьютера и программных средств презентаций. Данное положение определяет формирование тех ценностей и компетенций личности, которые позволяют личности занимать наивысшие ступени в планируемой акметраектории личностного и профессионального становления.

6.         Создание условий для включения личности обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, в систему непрерывного профессионального образования на различных этапах профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, профессионального становления, переподготовки и повышения квалификации.

Данная совокупность уточненных положений предопределяет получение определенного результата в структуре создания условий для формирования у личности обучающегося культуры самостоятельной работы, являющейся результатом сформированности и одновременно ее вектором самосовершенствования и самореализации.

Литература:

1.         Логачева, Н. В. Исследование особенностей социализации и самореализации обучающихся, занимающихся легкой атлетикой / Н. В. Логачева, О. А. Козырева // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА: ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. — За матеріалами VІ Міжнародної науково-практичної конференції „Інноваційні процеси в освітньому просторі: доступність, ефективність, якість”, присвяченої 10-річчю Українського відділення МАНПО. — № 22 (257) листопад 2012. — Частина VІ. — С.236–238.

2.         http://vk.com/portfolioxxi

Основные термины (генерируются автоматически): легкая атлетика, педагогическое условие моделирования портфолио обучающегося, профессиональное становление, физическая культура, непрерывное профессиональное образование, педагогический процесс, профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, системное развитие, социально-педагогическое знание.

Похожие статьи

Современные требования к урокам специальных дисциплин в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта

Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби

Разработка оценки интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Возможность моделирования дефиниций категории «воспитания» как условие формирования культуры самостоятельной работы педагога

Экскурсия как способ формирования лингвокультурологической компетенции при обучении РКИ

Создание ментальной карты на занятиях дополнительного образования как эффективный метод структурирования, обработки и запоминания учебного материала по безопасности дорожного движения

Технология измерения уровней сформированности когнитивных и профессиональных компетенций студента по дисциплине «Экономика организации»

Методика контроля знаний студентов при изучении тестирования программного обеспечения с использованием диаграмм причин-следствий

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС

Похожие статьи

Современные требования к урокам специальных дисциплин в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта

Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби

Разработка оценки интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Возможность моделирования дефиниций категории «воспитания» как условие формирования культуры самостоятельной работы педагога

Экскурсия как способ формирования лингвокультурологической компетенции при обучении РКИ

Создание ментальной карты на занятиях дополнительного образования как эффективный метод структурирования, обработки и запоминания учебного материала по безопасности дорожного движения

Технология измерения уровней сформированности когнитивных и профессиональных компетенций студента по дисциплине «Экономика организации»

Методика контроля знаний студентов при изучении тестирования программного обеспечения с использованием диаграмм причин-следствий

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС