Поливариативность социального знания уникальна, способы модификации и реконструкции моделей социализации определяют качество и устойчивость формирования ценностей и способов преобразования объективного внутри человека и социальной среде. Процесс и результат построения (моделирования) определений и использования их в создании педагогических средств, фасилитирующих постановку и решение проблем социально-педагогического генеза в системе многозначных отношений и ролей, раскрывают значимость и своевременность изучения и изменения объектов социальной природы, где человек является и продуктом культуры, цивилизации, эволюции и субъектом всех начинаний, изменений, преобразований. В такой системе представления данных попытаемся обозначить дефиниции категории «социализация», отразить педагогические условия социализации подростков и выявить особенности социализации мальчиков-подростков в структуре занятий регби.
Под социализацией в общем смысле будем понимать принятие обществом того или иного субъекта через продукты деятельности и общения в структуре показателей гуманистического и продуктивного начала в антропологическом ракурсе изучения основ жизнедеятельности человека (объекта-индивида-субъекта-личности-универсума) [1].
Социализация — это продукт мультисредового пространства, определяющийся в процессе опосредованного, ситуативного, позитивного преобразования внутреннего мира личности и принятия ее микро-, мезо-, макро- и мегасредой в структуре продуктов ее жизнедеятельности (в нашем случае — регби) и контексте усвоенных и репродуцируемых эталонов общения в духовно-нравственном поле становления личности и взаимодействия [1].
Или другими словами, под социализацией в регби будем понимать субъектную и групповую востребованность игрока и игры в целом в социокультурном пространстве и учреждениях дополнительного образования, физической культуры и спорта, предопределяющих результат саморазвития, взаимодействия и самореализации спортсмена-регбиста как специфических профессиональных черт, ценностей, качеств личности, определяющей продукты своего становления и развития через деятельность и общение, направление которых в нашем случае непосредственно связаны со спортом и игрой в регби, а опосредованно со всеми другими направлениями самовыражения, самореализации и взаимодействия в социально-профессиональной среде [1].
Попытаемся выделить педагогические условия оптимальной социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби.
Под педагогическими условиями будем понимать систему ограничений и выбора субъектного и средового генеза, фасилитирующих оптимальное протекание процесса, согласованное, корректное и многофункциональное действие механизма, гибкое и продуктивное использование средства или метода, выбор личностно ориентированных и здоровьесберегающих составных педагогического инструментария, трансформирующих согласно границам-ограничителям качество и результат исследуемого явления, процесса, феномена и пр. [1].
Педагогические условия оптимальной социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби:
I. Соблюдение норм и правил спортивного набора и отбора в спортивную секцию занятий регби для мальчиков-подростков.
II. Реализация идей исторического и дихотомического выбора в структуре тренировочного процесса, построенного на принципах здоровьесберегающей педагогики и педагогики наивысших спортивных достижений.
III. Использование современных достижений в области физической культуры и спорта (ФК и С) для организации тренировочного процесса и занятий в различных формах и условиях тренировки и соревнований.
IV. Создание позитивных, комфортных, толерантных, гуманно-личностных отношений в коллективе спортсменов-регбистов и обучение их основам психологической разгрузки и снятия напряжений мышечного, интеллектуально-психического, морально-нравственного и пр. генеза.
V. Работа с родителями и лицами, заменяющих родителей, в формировании культуры и потребностей личности-спортсмена, направленная на обогащение социального опыта спортсмена-регбиста и его гармоничного включение в мультисредовые взаимоотношения.
VI. Расширение кругозора, формирование общей культуры и патриотизма, сплоченности и ценностей гуманно-личностных отношений в иерархии общих и профессиональных компетенций, а также пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ).
VII. Уточнение и определение многовариативных форм и модели самовыражения, самореализации личности, включенной в тренировочный и соревновательный процесс игры регби, как специфических характеристиках социализации и результате деятельности спортсмена-регбиста.
VIII. Учет особенностей становления и развития личности подростка и ситуативная коррекция отклонений от нормы и правил отношений и поведения с привлечением узких специалистов (социальный педагог, психолог, медик и пр.).
IX. Уточнение, реконструкция и трансформация системы принципов социально-педагогического взаимодействия со спортсменами-регбистами как этапа и формы мультивозрастного становления (имеется в виду биологический, интеллектуальный, морально-нравственный и пр. возраст, определяющие выбор средств, методов и форм педагогического взаимодействия для достижения цели и решения задач педагогического взаимодействия).
В связи с проблемой выявления специфики социализации мальчиков-подростков через занятия регби была использована следующая анкета:
Анкета
Фамилия Имя Отчество
Дата рождения: число месяц год рождения
Как Вы стали заниматься регби? Кто повлиял на этот выбор?
Какие достижения у Вас есть в регби?
Как давно Вы занимаетесь регби?
Сколько лет Вы занимаетесь в СДЮСШОР «Буревестник»?
Каким видом спорта Вы занимались до регби? И с какого возраста (если занимались)?
Что вы делаете в свободное время?
Какие предметы Вам интересны?
Есть ли у Вас нелюбимые предметы в школе? Какие?
Как Вы думаете — занятие регби помогает молодым людям в жизни?
Какие качества формирует регби у молодых людей?
Поощряют ли родственники Ваш интерес к регби?
Чем Вы планируете заниматься после окончания спортивной карьеры в регби?
Вы бы посоветовали молодым людям заниматься регби? Почему?
В анкетировании принимали участие 20 мальчиков-подростков, воспитанников СДЮСШОР «Буревестник».
Таблица 1
Как Вы стали заниматься регби? Кто повлиял на этот выбор? |
Самостоятельно, из СМИ и др. источников информации |
Педагоги, тренеры, учителя |
Родственники, друзья, знакомые |
Количество, чел. |
0 |
5 |
15 |
Относительный результат, % |
0 |
25 |
75 |
Таблица 1 иллюстрирует особенности подросткового возраста, где предпочтение отдается друзьям, знакомым, в меньшей степени взрослым.
Из таблиц 2 и 3 следует, что даже за период, меньший года, половина подростков имеют достижения на уровне городских соревнований, а это немаловажно для процесса социализации и условий самоутверждения через занятия спортом.
В таблице 3 мы совместили два вопроса анкеты, т. к. различия ответов не наблюдалось, т. е. занятия регби мальчиков-подростков начиналось с СДЮСШОР «Буревестник».
Таблица 2
Какие достижения у Вас есть в регби? |
Нет достижений |
Есть достижения |
Количество, чел. |
3 |
17 |
Относительный результат, % |
15 |
85 |
Таблица 3
Как давно Вы занимаетесь регби? Сколько лет Вы занимаетесь в СДЮСШОР «Буревестник»? |
До года |
От года до трех лет |
Количество, чел. |
6 |
14 |
Относительный результат, % |
30 |
70 |
Таблица 4
Каким видом спорта Вы занимались до регби? |
Занимались |
Не занимались |
Количество, чел. |
13 |
7 |
Относительный результат, % |
65 |
35 |
Данные таблицы 4 отражают специфику набора в СДЮСШОР «Буревестник», особенно важно занятие спортом для подростков, которые не занимались ни каким видом спорта, а таких 35 процентов.
Вопрос свободного времени у подростков на 90 % в ответах состоял из ответа «гуляю, играю в компьютерные игры, смотрю телевизор» и 10 % ответили, что читают книги, занимаются дополнительно по предметам.
Наличие интересных, любимых предметов отметили 100 % подростков, наличие нелюбимых предметов — 85 %. Полным составом (100 %) подростки ответили, что регби помогает молодым людям в жизни, выделили качества, которые формируются в структуре занятий регби. Все подростки отметили положительные рекомендации к занятиям регби, также как и тот факт, что их начинание приветствуется родителями, друзьями и знакомыми.
Профессиональное становление подростков определяется перспективами следующих профессий: тренер-преподаватель по регби, работа спасателя в МЧС, работа полицейского (ОМОН), профессия доктора (врача), что говорит о достаточно хорошей опосредованной профориентационной работе и высоком уровне притязаний подростков, занимающихся регби.
Отражая необходимость социализации, саморазвития, самореализации, самоутверждения подростка через регби, мы попытали проиллюстрировать на выборке в 20 человек особенности распределения социальных отношений и предпочтений в структуре занятий регби и учета мнений о свободном времени подростка.
Нельзя не сказать о возможности трансформации и модификации моделей социализации и самореализации подростка, т. к. опыт занятий регби (как и любого вида спорта) говорит, что из-за различных жизненных ситуаций приходится менять личности и тип трудовой деятельности, и ее специфику, и особенности построения моделей отношений и преобразования объективной реальности.
Результаты, полученные в ходе анкетирования мальчиков-подростков, занимающихся регби, и анкетирования девушек, занимающихся регби [2], еще раз подтверждают хорошую подготовку и работу тренеров СДЮСШОР «Буревестник», которые сами включены в систему непрерывного профессионального образования и которые очень хорошо понимают подростков и молодежь, ведущих активный образ жизни, занимающихся спортом и формирующих свой интеллектуальный потенциал через спорт, культуру, искусство, чтение, занятие разнообразными науками и техническим творчеством.
Литература:
1. Лапин, И. А. Педагогические условия социализации мальчиков-подростков в регби / И. А. Лапин, В. С. Умнов, О. А. Козырева // Актуальные вопросы современной педагогики (III): материалы Международной заочной научной конференции. — Уфа: Лето, 2013. — С. 6–8.
2. Баранова, Е. А. Специфика моделирования и статистической обработки анкет (на примере СДЮСШОР «Буревестник») / Е. А. Баранова, А. М. Филинова, О. А. Козырева, Е. В. Соловьева // Педагогика: традиции и инновации (II): материалы Международной заочной научной конференции. — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С.117–120.
3. Редлих, С. М. Культура самостоятельной работы как условие и результат саморазвития и самореализации в модели непрерывного профессионального образования / С. М. Редлих, О. А. Козырева, А. А. Кошелев // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА: ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. — За матеріалами VІ Міжнародної науково-практичної конференції „Інноваційні процеси в освітньому просторі: доступність, ефективність, якість”, присвяченої 10-річчю Українського відділення МАНПО. — № 22 (257) листопад 2012. — Частина VІ. — С. 84–91.