Современная педагогическая теория и практика, определяя возможности моделирования, склонны считать, что моделирование позволяет создавать продукты определенного мыслетворчества в контексте постановки и решения определенной профессионально-педагогической и психолого-педагогической проблемы. В таком контексте попытаемся выделить педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби.
Под педагогическими условиями будем понимать структуру выбора или продукт-механизм, фасилитирующий поиск постановки и нахождения решений противоречий социально-педагогического знания.
Под самореализацией будем понимать процесс и механизм определения перспектив, их достижения и отражения полученных результатов в контексте самостоятельной работы и деятельности в одном или нескольких направлениях (спорт, наука, искусство), системно преобразующих модели деятельности и сознание личности, включенной в общение и взаимодействие со средой в условиях неустанного выбора и ответственности за своё решение и продукты сотрудничества и творчества.
Под самореализацией спортсмена-регбиста понимаем процесс получения результатов и наград в структуре занятий регби, обеспечивающих ему ряд материальных и духовных стимулов к продолжению карьеры, саморазвитию и самосовершенствованию в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
Саморазвитие — это условие становление личности в среде и деятельности, определяющееся через процесс постановки и достижения иерархических целей качественно-количественных изменений внутриличностного и мультисредового генеза, как механизм социализации и самореализации личности в среде и деятельности, как норма образовательного пространства, фасилитирующая получение качественного, непрерывного образования в соответствии с определяемой, моделируемой и уточняемой акметраекторией.
Под саморазвитием спортсмена-регбиста будем понимать процесс неустанного поиска качественно-количественных изменений в деятельности по формированию навыков и компетенций ведения тактики игры регби и опосредованных способов познания и преобразования объективной реальности, накладывающих свой отпечаток на продукты деятельности и общения субъекта среды и культуры.
Итак, определим педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби, и поясним каждое педагогическое условие самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби:
1. Самоопределение и осознанный, мотивированный выбор модели социализации, саморазвития и самореализации подростков, занимающихся регби.
2. Мотивация результатов деятельности и построение акмеперспектив становления личности в ведущей деятельности и общении.
3. Соблюдение норм культуры, этики и права в построении межличностных и межгрупповых отношений в работе с подростками и их родителями.
4. Осознание основ ценностно-смысловых преобразований внутреннего мира (рефлексия) и внешней среды как продуктов деятельности и культуры развивающейся личности.
5. Просвещение и агитация молодежи к занятиям спортом, физической культурой и ведением здорового образа жизни как эталонов и норм микро-, мезо- и макросред.
6. Создание условий для получения непрерывного профессионального образования как социально-профессиональной страховки, обеспечивающей качество жизни и благополучие личности.
Первое условие — самоопределение и осознанный, мотивированный выбор модели социализации, саморазвития и самореализации подростков, занимающихся регби, представляет собой положение о создании условий для формирования устойчивой, гибкой, востребованной, конкурентоспособной личности в контексте единства сознания и деятельности, теории и практики социализации, саморазвития и самореализации подростков, формирования потребностей в самосовершенствовании, самоутверждении, самореализации.
Вторе условие — мотивация результатов деятельности и построение акмеперспектив становления личности в ведущей деятельности и общении определяет круг методологических основ определения и стимулирования психолого-педагогического взаимодействия, в структуре которого мотивация является механизмом самоопределения, самореализации, самосовершенствования, саморазвития, успешности, востребованности, конкурентоспособности и прочих позитивных качеств и ценностей личности, проявляющихся в общении и деятельности социального и профессионального генеза. Мотивация как форма принятия норм среды и определения акмеперспектив ведущей деятельности должна быть, в конечном счете, внутренней и позитивной, т. к. любая другая форма и тип в условиях неустанного поиска личности и включения личности в микро-, мезо-, макросреды социального и профессионального генеза является неустойчивой и личность вынуждена или сменить направление деятельности, или постоянно находиться в конфликте внутреннего и внешнего, что не может быть продолжительным, — в таком положении всегда происходит смена модели и продуктов деятельности, реконструкция системы ценностей, перспектив, определяющих основы ЗОЖ и благополучия личности.
Третье условие — соблюдение норм культуры, этики и права в построении межличностных и межгрупповых отношений в работе с подростками и их родителями системно определяет триаду направлений педагогического взаимодействия с подростками и их родителями в выборе специфики и основ построения тренировочно-соревновательной деятельности, где культура определяется как транслятор и механизм принятия смыслов, этика как средство и условие благополучия, устойчивости, гибкости, востребованности личности и среды, право как основа построения отношений со средой в структуре специфики деятельности и общения, а также антропологическое продолжение двух ранее рассмотренных составляющих, определяющих бытие и сознание личности спортсмена.
Четвертое условие — осознание основ ценностно-смысловых преобразований внутреннего мира (рефлексия) и внешней среды как продуктов деятельности и культуры развивающейся личности предопределяет качества и продукты взаимодействия формирующейся личности.
Любая система принципов представляет собой эталон и продукт сформированности ценностей, принятия норм культуры и выбор модели поведения и отношений в среде и деятельности. Одна из систем принципов самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби, представлена в следующей форме:
- Принцип состоятельности деятельности и результатов в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах:
- принцип постановки оптимальных, реально-достигаемых целей и выбор средств реализации моделируемых результатов в структуре тренировочного процесса в индивидуальном и коллективном продукте;
- принцип неустанного поиска в достижении высоких результатов в структуре занятий регби;
- принцип грамотного и гуманного управления коллективом команды спортсменов-регбистов и оказания своевременной помощи и поддержки в образовательном, психолого-педагогическом и прочих планах и ракурсах выявления противоречий и проблем;
- принцип непосредственного участия в жизни и деятельности команды каждого ее участника;
- принцип ответственности, дисциплинированности, тактичности, высокой духовно-нравственной культуры в общении между членами команды;
- принцип ситуативного развития личности в структуре занятий и соревнований по регби;
- принцип «выращивания» в культуре профессионально-педагогических отношений спортсмена-регбиста.
II. Принцип формирования среды и личности спортсмена-регбиста в структуре ведущей деятельности и общения:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип единства теории и практики организации занятий и соревнований с учетом методических рекомендаций, циклов тренировочного процесса и программно-педагогического обеспечения учебно-тренировочного и соревновательного этапов в регби;
- принцип формирования единства ценностей и принятие норм культуры и этики в коллективе;
- принцип обеспечения механизмов социально-профессиональной страховки в деятельности спортсмена-регбиста;
- принцип сосредоточения ресурсов команды на поиске оптимальных условий социально-профессионального взаимодействия;
- принцип формирования общих и профессиональных компетенций в структуре общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП).
III. Принцип единства самоопределения, самореализации, саморазвития в структуре педагогического взаимодействия спортсмена-регбиста:
- принцип развития внутриличностных структур в соответствии с индивидуальными особенностями субъекта и его возможностями в игре регби;
- принцип формирования потребности в культуре здорового образа жизни (ЗОЖ) и культуре отношений, раскрывающих ценность и уникальность каждой личности в процессе деятельности и общения в мультисреде, объединяющей подобно матрешке все составные единого продукта деятельности спортсмена-регбиста;
- принцип позитивной разрядки или выхода энергетического и психоэмоционального потенциала в структуре занятий и соревнований в регби.
IV. Принцип управляемости педагогическими процессами в структуре занятий регби:
- принцип синергетической самоорганизации педагогической системы, модели управления коей построены в соответствии с возможностями трансформации и ретрансляции основ гуманно-личностной педагогики и психологии;
- принцип интегративности в организации целостного педагогического процесса, управления им и реконструкции в соответствии с выявленными противоречиями и проблемами;
- принцип соединения единоначалии и коллегиальности в управлении коллективом спортсменов-регбистов;
- принцип субъектного контроля и объективности средств контроля и оценки за результатами деятельности спортсменов-регбистов;
- принцип ограниченности условиями процесса взаимодействия (время, материально-технические условия, индивидуальные особенности субъектов деятельности, культурологические, информационные, ценностные и т. д.) и др.
Система принципов самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби, в иерархии составных элементов акмеаксиологической профессиограммы спортсмена-регбиста в нашем случае представляет четырехзвенную систему ценностей и акмеперспектив становления, развития и формирования личности спортсмена-регбиста, данная система может быть перестроена, уточнена, дополнена в соответствии с ситуативно-реконструируемыми, профессионально-педагогическими отношениями.
Пятое условие — просвещение и агитация молодежи к занятиям спортом, физической культурой и ведением здорового образа жизни как эталонов и норм микро-, мезо- и макросред создает предпосылки для устойчивости формирования как внутреннего мира личности, так и устойчивости микро-, мезо-, макро- и мегасред, включающих формирующуюся личность в формы и модели социальной и профессиональной деятельности и общения.
Шестое условие — создание условий для получения непрерывного профессионального образования как социально-профессиональной страховки, обеспечивающей качество жизни и благополучие личности, продолжает идеи Жака Люсьена Жана Делора о построении отношений в среде и деятельности [2]: научить(ся) познавать, научить(ся) жить, научить(ся) жить вместе, научить(ся) делать, научить(ся) дорожить, системно трансформируемыми в соответствии с подписанием Болонского процесса и, как следствие, компетентностной моделью становления личности обучающегося.
Литература:
1. Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–552–7.
2. Кошелев, А. А. Портфолио школьника: учебное пособие / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2011. — 38 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–615–9.