Особенности социализации, самореализации и саморазвития обучающихся, занимающихся регби (на примере СДЮСШОР «Буревестник») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хоменко, С. М. Особенности социализации, самореализации и саморазвития обучающихся, занимающихся регби (на примере СДЮСШОР «Буревестник») / С. М. Хоменко, Е. А. Косолапов, А. А. Кулешин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 770-772. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10497/ (дата обращения: 16.11.2024).

Теория и практика социализации, самореализации и саморазвития обучающихся в структуре реализации идей гуманизма и основ акмепедагогики — наиактуальнейшая область современной педагогики. Попытаемся отразить различные аспекты социализации, самореализации и саморазвития, занимающихся регби в СДЮСШОР по регби «Буревестник» (г. Новокузнецк), взяв за основу те научные работы, которые были выполнены в структуре планирования и организации научно-методической работы в СДЮСШОР по регби «Буревестник» [1–12]. Одной из форм организации исследования социализации, самореализации и саморазвития является анкетирование. Анкетирование позволяет выявить основные направления, непосредственно связанные с тем или иным социально и педагогически обусловленным процессом. В структуре изучения специфики и возможностей социализации, самореализации, самосовершенствования и саморазвития обучающихся, занимающихся регби, были разработаны и использованы в СДЮСШОР по регби «Буревестник» различные анкеты, позволяющие выявить то или иное направление педагогически обусловленных и верифицируемых единиц целостного педагогического процесса. Это стало возможным благодаря сотрудничеству различных звеньев в системе непрерывного профессионально-педагогического образования. Первой анкетой, разработанной бывшей выпускницей СДЮСШОР по регби «Буревестник» — Е. А. Барановой, была анкета, фасилитирующая изучение проблемы и специфику социализации и самореализации девочек-подростков регби [1–2], далее были разработаны Лапиным И. А. анкета, фасилитирующая изучение особенностей социализации и самореализации мальчиков-подростков, занимающихся регби [7–8], Шалуновым Н. В. разработаны анкеты, позволяющие определять специфику самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби, — 1) анкета для родителей подростка, занимающегося регби; 2) анкета для подростка, занимающегося регби [11–12]. В структуре подготовки и самореализации будущих тренеров-преподавателей по регби были исследованы Криулькиным И. В. и др. [4–6] различные аспекты самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби, Солдаткиной Н. В., Завьяловой Я. Е., Козыревой О. А. [10] особенности построения педагогического взаимодействия в структуре занятий женским регби, Нагдиевым Т. Х. О. [9] и др. педагогические условия самореализации подростков, занимающихся регби.

Дружный педагогический коллектив СДЮСШОР по регби «Буревестник» всегда поддерживает своих коллег. Так и в структуре тренировочного процесса, и в структуре повышения квалификации — в ресурсах выполнения квалификационных работ вузовского и послевузовского образования тренеры-преподаватели активно включаются в работу по педагогической и профессиональной поддержке коллег, по анкетированию обучающихся, занимающихся регби, охотно включаются в беседы по верификации особенностей становления личности тренера-преподавателя и пр.

Одной из последних анкет, которая была разработана в СДЮСШОР по регби «Буревестник» — была анкета, позволяющая выявить особенности социализации, самореализации и саморазвития в структуре занятий регби. В марте 2014 года было проведено пробное анкетирование в трех группах мальчиков-подростков, занимающихся регби, — получено 25 анкет обучающихся, их тренеры-преподаватели по регби — И. В. Криулькин, Е. А. Косолапов, А. А. Кулешин.

Представим качественный анализ данных анкетирования, не акцентируя внимания на относительном результате данного исследования, т. к. для полноты исследования данного процесса необходимо опросить всех обучающихся, т. е. исследовать генеральную совокупность данного явления.

Первый вопрос, который был поставлен в анкете — «Что или кто подтолкнул Вас к занятиям регби?» — имеет широкий спектр ответов — от причины («интересно играть», «полезно для будущего», «желание играть» и пр.) до всех категорий субъектов воспитательно-образовательного пространства.

В структуре анкетирования были выявлены следующие тренеры по регби, в последовательности которых указывали обучающиеся СДЮСШОР по регби «Буревестник» — это Криулькин Иван Вячеславович, Кузнецов Сергей Владимирович, Грязев Александр Павлович, Косолапов Евгений Александрович, Кулешин Андрей Анатольевич, Шалунов Вячеслав Владимирович. Очень теплые, искренние слова были сказаны юными спортсменами-регбистами в адрес регбийной команды, в которой они тренируются, и с которой они выступают на соревнованиях.

В структуре увлечений можно выделить спектр средств восстановления организма — сон, музыка, компьютер с играми и прочими программами, катание на роликах, шашки, прогулки, собирание марок (филателизм), рыбалка, вождение.

Регулярность тренировок в выборке было от двух раз в неделю — до 7 раз в неделю. Тренировочный процесс и его специфика ни одним из юных спортсменов не был каким-либо образом реконструирован, основная часть опрашиваемых отвечали — «всё устраивает». У 25 человек полученной выборки у всех есть различные достижения в регби.

Примечательно, что в СДЮСШОР по регби «Буревестник» обучающиеся, занимающиеся регби, в представленной выборке ранее занимались различными видами спорта — это настольный теннис, плавание, футбол, хоккей, волейбол, вольная борьба, дзюдо, каратэ, бокс, рукопашный бой, самбо.

В структуре знаний истории регби и истории СДЮСШОР по регби «Буревестник» к обучающихся не так много записей, но это восполнимо — они задались вопросом и это хорошо, каждый кто хочет знать — узнает.

К учебным дисциплинам, которые нравятся обучающимся СДЮСШОР по регби «Буревестник» были отнесены — физическая культура, история, обществознание, информатика, история, иностранный язык, биология, литература, химия, математика, физика, экономика, право, алгебра.

К сложным предметам были отнесены в спектре не все предметы, кроме того, — очень точно и грамотно объяснена сложность, из-за которой данный предмет является нелюбимым или вызывает сложность в изучении. Обучающиеся СДЮСШОР по регби «Буревестник» обучаются в различных школах г. Новокузнецка, хотелось бы отметить самые интересные и поучительные высказывания — литература — «учитель — зануда», физика — «из-за отсутствия интереса», математика — «из-за трудностей в обучении», «много формул», геометрия — «потому что не понятно всё», русский язык — «нежелание учить правила», обществознание — «скучно», «оно меня заводит в недоумение». Оставим пока без комментариев данные высказывания, т. к. в подростковом возрасте нет постоянства в выборе оценки тех или иных показателей и норм, быстро меняется и настроение, и возможность качественного роста в различных областях деятельности. Очень не плохо бы учитывать факт сдвига мотива на цель в современной системе образования (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

В структуре профессионального определения у мальчиков-подростков в нашем исследовании не так ярко прослеживается качество процесса профессионального самоопределения, определяющего приоритеты будущей профессиональной деятельности, как это было в исследовании Барановой Е. А., Козыревой О. А., Соловьевой [1–2]. Эта практика остается традиционной и закономерной, т. к. прагматизм и четкость в построении и личной жизни, и карьеры у девочек происходит в структуре гендерного сравнения раньше, нежели у мальчиков.

В структуре самореализации и самосовершенствования мальчиков-подростков нет такого же, как девочек-регбисток планомерного анализа и построения траектории совершенствования качеств и получения достижений. У мальчиков-подростков — юных регбистов в полученной выборке регби, в большинстве своём, является увлечением, мало кто данную командную игру связывает с дальнейшей профессией, хотя есть в ней и «лучший игрок», чемпионы Новокузнецка, чемпионы Кемеровской области, чемпионы Сибири. Нет четкого представления о вузах по их профессиональному направлению и какой-либо заявленной принадлежности, только по региональному признаку — «Краснодарский институт», аморфные представления связаны с тем, что подросток не задумывается над будущей профессией — «пока есть еще время — лучше занимать любимым занятием», и это любимое занятие в данной выборке у данных подростков — регби.

В структуре анализа правил игры — практически нет отличий от исследования Барановой Е. А., Козыревой О. А., Соловьевой [1–2], т. к. правила игры грамотно формулируют и предметно описывают из выборки только два человека — это и есть 5 %, которые были отражены в структуре анализа женской самореализации и социализации в регби. Кроме того, искусство объяснения чего бы то ни было не присуще всем и сразу — обучающийся может очень хорошо знать, но не уметь объяснять. В нашем случае интересен пример, когда подросток не описывает правила игры — он отмечает такой фразой — «здесь мало места, чтобы описать все правила игры». Специфика определения особенностей социализации, самореализации и саморазвития обучающихся, занимающихся регби, в нашей работе строилась на системно-педагогическом, качественном и статистическом анализе данных, полученных в ходе анкетирования в СДЮСШОР по регби «Буревестник».

Дальнейшее исследование может быть продолжено в СДЮСШОР по регби «Буревестник» в направлении верификации и детализации возможностей педагогической поддержки обучающихся, продуцирования методико-педагогического обеспечения процессов самоопределения, самореализации, самосовершенствования, социализации, а также описания возможностей построения тренировочного процесса, определяющего акметраектории спортсмена и качество реализуемых программ в СДЮСШОР.

Литература:

1.         Соловьева, Е. В. Культура самостоятельной работы и самореализация девушек-регбисток /Е. В. Соловьева, О. А. Козырева, Е. А. Баранова //Проблемы модернизации профессионального образования в XXI веке: матер. Междун. науч.-практ. конф.- Новокузнецк: КузГПА, 2011. — С.183–185.

2.         Баранова, Е. А. Специфика моделирования и статистической обработки анкет (на примере СДЮСШОР «Буревестник») /Е. А. Баранова, А. М. Филинова, О. А. Козырева, Е. В. Соловьева //Педагогика:традиции и инновации (II): матер. Междун. заоч. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С.117–120.

3.         Дерксен, Л. А. Система принципов управления обучающимися, занимающимися регби, как основа педагогического взаимодействия /Л. А. Дерксен, О. А. Козырева, Я. Е. Завьялова //Проблемы и перспективы развития образования: матер. V Междун. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 151–153.

4.         Криулькин, И. В. Возможности и модели самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби /И. В. Криулькин, А. С. Глебова, О. А. Козырева //Проблемы модернизации профессионального образования в XXI веке: матер. III Междун. науч.-практ. конф. Ч.3. — Новокузнецк, 2013. — С.89–93.

5.         Криулькин, И. В. Педагогические условия самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби / И. В. Криулькин, В. В. Шалунов, О. А. Козырева // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 570–573.

6.         Криулькин, И. В. Специфика самосовершенствования и самореализации тренера-преподавателя по регби /И. В. Криулькин, Н. А. Петухова, О. А. Козырева //Актуальные вопросы современной педагогики (III): матер. Междун. заоч. науч. конф.- Уфа: Лето, 2013. — С.3–5.

7.         Лапин, И. А. Педагогические условия социализации мальчиков-подростков в регби / И. А. Лапин, В. С. Умнов, О. А. Козырева //Актуальные вопросы современной педагогики (III): матер. Междун. заоч. науч. конф. — Уфа: Лето, 2013. — С. 6–8.

8.         Лапин, И. А. Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби /И. А. Лапин, Е. Н. Ерохин, О. А. Козырева //Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 733–736.

9.         Нагдиев, Т. Х. О. Педагогические условия самореализации подростков, занимающихся регби, как социально-педагогическая проблема /Т.Х. О. Нагдиев, Я. Е. Завьялова, О. А. Козырева //Педагогическое мастерство: матер. IV Междун. науч. конф.- М.: Буки-Веди, 2014.– С. 165–167.

10.     Солдаткина, Н. В. Некоторые особенности построения педагогического взаимодействия в структуре занятий женским регби /Н. В. Солдаткина, Я. Е. Завьялова, О. А. Козырева // Приоритетные направления развития науки и образования: сб. стат. Междун. заоч. науч.-практ. конф.- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — С. 47–48.

11.     Шалунов, Н. В. Модели и условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби /Н. В. Шалунов, О. А. Угольникова, О. А. Козырева //Актуальные вопросы современной педагогики (III): матер. Междун. заоч. науч. конф.- Уфа: Лето, 2013.- С. 21–23.

12.     Шалунов, Н. В. Педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби /Н. В. Шалунов, В. В. Ермилин, О. А. Козырева // Молодой ученый.- 2013. — № 6. — С.749–752.

Основные термины (генерируются автоматически): регби, анкета, саморазвитие обучающихся, тренировочный процесс, занимающееся регби, любимое занятие, новокузнецк, обучающийся, особенность социализации, правило игры.


Похожие статьи

Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по футболу

Педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби

Педагогические условия социализации и самореализации подростков в СДЮСШОР по регби «Буревестник»

Специфика и возможности социализации и самореализации подростков, занимающихся рукопашным боем

Совершенствование содержания психолого-педагогической подготовки будущих тренеров по регби с учетом особенностей межличностных отношений в женских командах

Возможности социализации и самореализации обучающихся спортшколы как социально-педагогическая проблема

Перспективы применения средств силового жонглирования гирями в оздоровительном направлении физического воспитания студентов вузов

Особенности самореализации обучающихся профессионального лицея и школы-интерната в техническом и художественном творчестве

Анализ интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Возможности социализации и самореализации молодежи в спорте и модели формирования культуры самостоятельной работы

Похожие статьи

Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по футболу

Педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби

Педагогические условия социализации и самореализации подростков в СДЮСШОР по регби «Буревестник»

Специфика и возможности социализации и самореализации подростков, занимающихся рукопашным боем

Совершенствование содержания психолого-педагогической подготовки будущих тренеров по регби с учетом особенностей межличностных отношений в женских командах

Возможности социализации и самореализации обучающихся спортшколы как социально-педагогическая проблема

Перспективы применения средств силового жонглирования гирями в оздоровительном направлении физического воспитания студентов вузов

Особенности самореализации обучающихся профессионального лицея и школы-интерната в техническом и художественном творчестве

Анализ интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Возможности социализации и самореализации молодежи в спорте и модели формирования культуры самостоятельной работы

Задать вопрос