В условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности студентов вузов, необходимых для успешной трудовой деятельности. Наряду с общими требованиями к учебному процессу, определяющимися государственным образовательным стандартом и учебной программой, в большинстве вузов имеется своя специфика проведения методико-практических и учебно-тренировочных занятий по физической культуре, связанная с различными методами педагогического воздействия на контингент учащихся. Для повышения эффективности этих методов, учитывая традиционно низкую посещаемость большинством студентов занятий по физической культуре, ставятся задачи внедрения инновационных технологий физического воспитания, повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой посредством разнообразия учебных программ с учетом психологических особенностей и физических кондиций студентов.
Особенностью современного этапа физического воспитания учащейся молодежи является рост ее интереса к нетрадиционным и экстремальным видам физкулътурно-спортивной деятельности. Это явление, очевидно, связано с увеличением потребности в активных формах отдыха, которые стимулируют их освоение. Экстремальные виды физкультурно-спортивной деятельности по своему содержанию в наибольшей степени отвечают тем целям, которые студенты обычно ставят при занятиях физической культурой: эффективная оздоровительная направленность, совершенствование физических качеств, острота ощущений, эмоциональная разрядка и т. п.
Одной из привлекательных форм приобщения студентов вузов к регулярным занятиям физической культурой является, на наш взгляд, силовое жонглирование гирями (СЖГ). Оно сочетает в себе, по нашему мнению, привлекательные для современной молодежи модность и новизну, высокий эмоциональный фон, эстетику движений, элементы экстрима и шоу при выполнении упражнений. Эта новая форма физической культуры перспективна, с нашей точки зрения, для разработки на ее основе физкультурно-оздоровительных педагогических технологий, формирующих устойчивую мотивацию студентов к занятиям по физической культуре и самосовершенствованию личности.
Суть упражнений СЖГ составляют различные варианты подбрасывания и ловли гири в определенном ритме. Упражнения могут выполняться как индивидуально, так и в парах, в тройках и в четверках. При этом вес гирь варьируется в зависимости от степени подготовленности студентов и величины нагрузки (от 4 кг у девушек и от 8 кг у юношей). По своим биомеханическим характеристикам упражнения СЖГ имеют большое сходство с классическим упражнением гиревого спорта «рывок» и вспомогательными упражнениями для его совершенствования.
В спортивной литературе имеется лишь незначительное число работ, посвященных исследованию оздоровительного воздействия упражнений СЖГ и упражнений, структурно сходных с ними. Так, А. И. Воротынцев [1], работая с младшими школьниками, впервые ввел в практику детское СЖГ с гирями различного веса (от 4 кг). Он отмечает, что его подопечные выполняют очень большое количество наклонов и энергичных выпрямлений туловища в каждом занятии, что способствует укреплению мышц спины, формированию правильной осанки, а, следовательно, и профилактике сколиозов. При работе со старшими школьниками видимый оздоровительный эффект занятий СЖГ отмечает В. А. Лепешкин [2].
Оздоровительный эффект динамических («баллистических») упражнений с гирями (рывки, махи, подбрасывания) подтверждают и зарубежные авторы [3, 4].
Оздоровительная эффективность упражнений СЖГ среди контингента студентов экспериментально подтверждена в работе [5].
По мнению некоторых специалистов, упражнения СЖГ в сегодняшних социально-экономических условиях являются тем средством физического воспитания, которое по соотношению общего оздоровительного эффекта и затрат на его достижение является наиболее доступным [7], Основными положительными факторами занятий СЖГ, помимо вариабельности нагрузки и возможности ее точного дозирования, являются следующие:
– доступность материальной базы;
– широкий возрастной диапазон занимающихся;
– индивидуализация упражнений;
– минимизация случаев травматизма.
Дополнительные преимущества упражнений СЖГ перед традиционными упражнениями атлетической гимнастики и гиревого спорта — зрелищность и эмоциональность, а также многовалентность действий с гирями [1,6].
Известно, что эмоции играют очень большую, иногда определяющую, роль при занятиях физической культурой, что необходимо учитывать в педагогической деятельности. Положительные эмоции, возникающие при занятиях СЖГ, стимулируют психофизиологические механизмы активности. Преодоление значительных трудностей при обучении технике выполнения упражнений адаптируют психику студентов к учебным нагрузкам, создают фонд устойчивости к отрицательным воздействиям во время учебной и трудовой деятельности.
Многовалентность действий в упражнениях СЖГ заключается в том, что как для индивидуальных, так и для групповых занятий можно использовать большое количество упражнений и самых разнообразных движений с гирями (как динамических, так и статических) [6]. Так, выдающийся педагог в области физического воспитания В. И. Алексеев, говоря о многовалентности движений с отягощениями, подчеркивает важность меняющейся при этом двигательной программы и указывает, что такая методика способствует приобретению «ловкой силы» [8]. Именно акцент на координационно- силовую подготовленность выводит упражнения СЖГ в ряд уникального средства оздоровительной тренировки. Многообразие этих упражнений и их сочетаний — это путь постоянного обновления двигательного опыта, что способствует формированию ловкости и совершенствованию физических качеств [6].
Для реализации на практике оздоровительного потенциала СЖГ была разработана опытная методика проведения учебно- тренировочных факультативных занятий по физической культуре в вузе (Институт экономики и предпринимательства) [9]. Апробация методики позволила сделать следующие выводы:
– регулирование физической нагрузки на занятиях СЖГ возможно в рамках их оздоровительной направленности для студентов практически любого уровня физической подготовки;
– интерес студентов к занятиям оставался стабильно высоким на протяжении всего учебного года;
– уровень травматизма на занятиях по СЖГ среди студентов, в том числе и на самостоятельных, близок к нулевому;
– совместные занятия юношей и девушек позволили многим студентам, решать такие проблемы психологического порядка, как повышение коммуникабельности, расширение круга общения, организация досуга.
Литература:
- Воротынцев А. И. Гири. Спорт сильных и здоровых / А. И. Воротынцев. — М.: Советский спорт, 2002.-272 с.
- Лепешкин В. А. Силовые упражнения. Гири: учебное пособие / В. А. Лепешкин. — Ростов н/Д: Феникс, 2007 г. — 128 с.
- Mahler М. Russian training. // Ironman. — 2006. — № 2. — р. 22–28.
- Tsatsouiine Р. The Russian Kettlebell Challenge / P. Tsatsouline. — L.-A.: Dragon Door Publications, 2001. — 170 p.
- Ануров В. Л., Петров В. К. Экспериментальное обоснование оздоровительной эффективности применения упражнений силового жонглирования гирями на занятиях по физической культуре в вузе // Физическое воспитание и спортивное совершенствование студентов: современные инновационные технологии: научная монография / Под. ред. проф. Раевского Р. Т. — О.: Наука и техника, 2008.-616 с.
- Михайлов А. В. Жонглирование гирями как средство развития ловкости у артиллеристов // Матер, итог. науч. конф. ин-та за 1994 год. — СПб.: ВДКИФК, 1995. — С. 238.
- Петров В. К. Сила нужна всем / В. К. Петров. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 159 с.