Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников с нарушением интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (69) июль-1 2014 г.

Дата публикации: 24.06.2014

Статья просмотрена: 2505 раз

Библиографическое описание:

Храмцова, Г. Г. Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников с нарушением интеллекта / Г. Г. Храмцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 443-444. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11756/ (дата обращения: 24.11.2024).

Многие ученые, исследовавшие особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта, в первую очередь отмечали у них патологическую инертность, стойкие нарушения в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для оптимизации обучения данного контингента школьников необходимо найти такие способы педагогического воздействия, которые будут направленны на активизацию познавательных процессов школьников с интеллектуальной недостаточностью. Успешность познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью во многом зависит от эмоционального состояния ребёнка в процессе обучения. Положительные эмоции младших школьников на уроках способствуют формированию у них желания учиться. Замечено, что при использовании на уроках, игр, путешествий создаются у учащихся разнообразные эмоциональные реакции. В процессе игры у ребят возникает сопереживание, радость, удивление, удовольствие. Они открывают в себе новые возможности, их чувства и мыслительные процессы активизируются.

Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведёт за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, — там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Поэтому большая роль в повышении эффективности обучения учащихся специальной коррекционной школы VIII вида принадлежит дидактическим играм. Назначение дидактических игр — развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) и закрепление знаний, приобретённых на уроках. Использование дидактических игр, игровых ситуаций, игровых упражнений, заданий, способны сделать учебную деятельность более значимой для учащихся, способствуют более успешному усвоению ими программного материала.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

-       игры — путешествия;

-       игры — поручения;

-       игры — предположения;

-       игры — загадки;

-       игры — беседы.

Д. Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции:

-       средства развития мотивационно — потребностной сферы;

-       средства развития произвольного поведения;

-       средства развития умственных действий;

-       средства познания.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно — учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия. Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя. Трудные, непосильные задачи могут ребёнка отпугнуть. Здесь особенно необходимо соблюдать принцип от простого к сложному.

Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание.

Чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят: объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения); о порядке использования игрового материала; объяснение хода игры, распределение ролей, формирование команд; показ учителем выполнения отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя. В ходе игры учитель постоянно контролирует успешность её протекания. Между учителем и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

Объявление игры может проходить в обычной форме, когда педагог произносит ее название и направляет внимание детей на имеющийся дидактический материал, объекты действительности. Названия многих игр говорят уже о том, что и как надо выполнять, например, «Кто быстрее?», «3апомни буквы», «Считай дальше», «Выложи фигуру», «Загадай, мы отгадаем» и др. Иногда название игры дети узнают по костюмам тех персонажей, которые заходят в класс непосредственно перед началом игры. В игре «Что нужно ученику?» участвуют «Ластик», «Пенал», «Портфель», «Тетради», «Карандаши». Игра «Угадай-ка сказку» может начаться с прихода сказочных персонажей.

Очень важно создать в игре условия для умственной активности всех детей. Например, в отдельных играх можно использовать мяч, который ведущий, стоящий в центре, посылает разным детям, стоящим по кругу, требуя ответа на поставленный вопрос игры «Кто как голос подаёт?», «Считай дальше», «Цепочка». Хорошо, если сочетается умственная активность с двигательной (можно предложить детям имитировать движение животных, выполнять определенное число прыжков, хлопков и др.).

Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными. Поэтому правила игры задаются учителем до ее начала и носят обучающий и организующий характер. Вначале объясняется детям игровое задание, а потом способ его выполнения.

Обучающие правила направлены непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий (рассмотреть предметы, сравнить их по отдельным признакам, проверить правильность ответа, проявив при этом находчивость, сообразительность).

Организующие правила определяют порядок выполнения игровых и реальных отношений

Овладению игровыми действиями и правилами способствует правильная оценка, даваемая педагогом участникам игры. Ориентирующая и стимулирующая функции такой оценки используются для выражения правильности выполнения ребенком задания, поощрения его усилий и достижений и содействуют перспективности в достижении игровой цели. Особенно важна ее роль при определении победителя в игре. По ходу игры дети получают фишки (жетоны) за каждый правильный ответ. В конце игры подсчитывается число фишек, полученных каждым участником. Считается победителем тот, кто получил больше фишек за правильные ответы, и ему можно присвоить звание «Смекалистый», «Грамотей», «Знаток природы», вручить вымпел, медаль, флажок. В лице победителя ребята видят образец для подражания и в своих играх стремятся действовать так же. Лучше, если выигрывает не один ребенок, а вся команда, каждый участник которой старается достигнуть лучших результатов для всей группы товарищей.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий — организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива. Использование дидактических игр, разнообразных игровых упражнений дают возможность учителю использовать имеющиеся у младших школьников знания, помогают выполнить большее количество заданий, активизировать творческое мышление и воображение, повысить мотивацию к учению.

Таким образом, в игре развивается то, от чего в последствие будет зависеть успешность учебной и трудовой деятельности ребёнка, а самое главное — успешность его социализации.

Литература:

1.      Бабкина Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе/ Воспитание и обучение № 3 1998

2.      Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956

3.      Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем, обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. М.: В. Секачев ТЦ «Сфера» 2007

4.      Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5.      Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников. М.: Бук-Мастер, 1999

6.      Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. М., 2001

  1. Эльконин Д. Б. Психология игры — М., 1978
  2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. Москва, 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, дидактическая игра, ребенок, правило игры, средство развития, VIII, игровое действие, интеллектуальная недостаточность, процесс игры, умственная активность.


Похожие статьи

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Применение и эффективность игровых форм обучения для развития коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках иностранного языка

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Возможности игрового обучения в формировании экономических знаний и умений старшеклассников

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Конспекты непрерывной образовательной деятельности для формирования знаний о сезонных изменениях в природе и об окружающем мире у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы)

Похожие статьи

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Применение и эффективность игровых форм обучения для развития коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках иностранного языка

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Возможности игрового обучения в формировании экономических знаний и умений старшеклассников

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Конспекты непрерывной образовательной деятельности для формирования знаний о сезонных изменениях в природе и об окружающем мире у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы)

Задать вопрос