Рассмотрены особенности активизации познавательной деятельности студентов в области безопасности жизнедеятельности средствами филателии. Показаны современные возможности использования филателистических средств.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, активизация познавательной деятельности студентов, филателия, филателистические средства, почтовая марка.
Безопасность жизнедеятельности сегодня приобретает все большую актуальность, охватывая все более широкий круг проблем. По мнению В.М. Рублева, предметная область безопасности жизнедеятельности охватывает различные сферы жизни человека, общества и государства, все пространство их безопасности является интегративной, синтетической областью предметных знаний формирующихся на межпредметной комплексной основе социального и естественнонаучного знания [5, с.15].
В тоже время Э.М. Ребко отмечает, что «сегодня «безопасность» — является не только ключевой составляющей жизнедеятельности каждого человека, но и важным направлением подготовки будущего педагога, обладающего качествами личности безопасного типа поведения»[4, c.850].
В связи с этим на первый план подготовки будущего педагога выходит активизация познавательной деятельности. Для интегративной, синтетической области предметных знаний, которой является безопасность жизнедеятельности, необходимо подобрать соответствующие средства, которые с одной стороны могли бы охватить всю широту предметной деятельности на современной основе, а с другой — быть «активирующим» средством. Для этого мы предлагаем обратить внимание на филателию.
Д. Маккей дает такое современное определение: «Филателия — это чрезвычайно интерактивное времяпровождение, поддерживаемое прочной сетью обществ, журналов, исследовательских кружков, вебсайтов, дискуссионных групп в интернете и выставок, интересных как любителям, так и специалистам»[3, c.74].
Выдающийся советский композитор, дирижер и пианист, педагог Д.Б. Кобалевский, говоря о значении почтовой марки, утверждал, что «сегодня марки дают нам возможность вторгаться в любую область жизни, почти в любую точку земного шара, почти в любую пору человеческой истории» [7, с. 252].
Г.Г. Воробьев (руководитель Секции Кибернетики ЦДУ РАН РФ с 1980-2000) считает, что «Почтовые марки обладают самой высокой информативностью за исключением книг» [1,с. 40]. Составными частями информативности почтовой марки является познавательность, эстетичность и экзотика. Познавательность является главным фактором. На информативности марок сказываются барьеры — языковой, образовательный (профессиональный, квалификационный, психологический)» [1, с. 39].
Активизация познавательной деятельности учащихся средствами филателии имеет давнюю историю. Многие поколения педагогов, начиная с последней четверти XIX века, сравнивали почтовую марку с маленьким окошком в огромный мир информации, отмечая, что она, несмотря на свои маленькие размеры и кажущуюся простоту, является сильнейшим импульсом для развития познавательной активности студентов и школьников. Строить работу по активизации познавательной деятельности студентов средствами филателии мы предлагаем не в кружке и клубе, как это было раньше, а на образовательной площадке. Примером такой площадки может служить образовательная площадка «Герценовский филателист» — лауреат VII вузовского конкурса проектов организации воспитательной деятельности РГПУ им. А,И. Герцена в 2010 году. [2, с. 19].
Площадка размещена на территории музея факультета безопасности жизнедеятельности. В проекте принимают участие студенты и других факультетов университета. Деятельностью руководит координатор образовательной площадки. Деятельность площадки находит свое отражение в газете «Педагогические вести», в демонстрационных филателистических выставках (показах почтовых марок), в выпуске учебно-методических пособий по использованию филателистических средств. Методическая разработка «Методика проведения филателистической выставки на факультете» стала лауреатом V вузовского конкурса методических разработок форм воспитательной деятельности РГПУ им. А.И. Герцена в 2010 году. Образовательная площадка была участником V, VI, VII Герценовского молодежного форума победителей межвузовского конкурса социально-значимых студенческих проектов «Моя инициатива в образовании» (2010-2012). За время работы площадки были успешно защищены две дипломные работы по педагогике на факультете безопасности жизнедеятельности, кафедра социальной безопасности: Использование филателистических средств в курсе основ безопасности жизнедеятельности школы (А.С. Николаев); Возможности использования филателии в воспитательной работе высшего учебного заведения по патриотическому воспитанию студентов (Н.А.Тихомиров). Выпущено учебно-методическое пособие Использование филателистического материала во внеурочной работе по химии (И.С. Иванова, Ю.В. Громов) [2, с. 18-19].
Знаменитый военный медик, профессор, генерал-лейтенант медицинской службы А.С. Геогиевский подготовивший 24 доктора, 37 кандидатов наук, долгое время являвшийся Председатель Правления Ленинградского областного отделения ВОФ утверждал, говоря о полезности использования филателии в учебном процессе: «Ведь филателия учит тому, что нужно ученому как воздух: учит систематизировать, классифицировать, углубляться во многие области знаний общественной жизни» [1, c.4].
Одним из важных направлений деятельности площадки является работа по активизации познавательной деятельности студентов в области безопасности жизнедеятельности средствами филателии. Эта деятельность позволяет органично совместить аудиторную и внеаудиторную учебную деятельность, а также раскрыть содержание всех направлений безопасности жизнедеятельности, предоставляя возможность посмотреть на них глазами жителей всех стран мира.
Литература:
1. Бусырев А. Энциклопедия профессора Георгиевского // Филателия СССР. 1974. №9. С. 4-5.
2. Воробьев Г.Г. Почтовая марка - носитель информации // Филателия СССР 1970. № 11. С.39-40.
3. Громов Ю.В. «Герценовский филателист» [Текст] /Ю.В. Громов // Филателия. - 2013. № 12. С. 18-19.
4. Маккей Д.А. Марки. Большая энциклопедия/ Джеймс Маккей; [пер. с англ. Ю.В. Сырбу]. – Наше слово, 2010. – 256 с.
5. Ребко Э. М. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах [Текст] / Э. М. Ребко // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 850-851.
6. Рублев В.М. Формирование предметных знаний в области безопасности жизнедеятельности у студентов гуманитарных специальностей: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 : СПб, 2012. С.15.
7. Стрижевский Л.Ф., Чехов И.В. Визитная карточка страны. М., 1990. 288 c.