Педагогические методы профилактики девиантного поведения военнослужащих по контракту | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 22.06.2020

Статья просмотрена: 331 раз

Библиографическое описание:

Суворов, А. В. Педагогические методы профилактики девиантного поведения военнослужащих по контракту / А. В. Суворов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 424-426. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71836/ (дата обращения: 16.11.2024).



Определяющую роль среди факторов, способствующих формированию девиантного поведения, занимают социально-психологические факторы, влияющие на формирование личности военнослужащего и его поведение, а именно:

– длительные неблагоприятные жизненные условия, ситуации (проблемы в социальном аспекте, неудовлетворенность ближайшим окружением, недоразумения и неудачи на службе и т. п.);

– эмоционально-волевые нарушения (импульсивность, раздражительность, конфликтность и т. д.);

– нарушения ценностно-нормативной сферы (искаженное видение цели и смысла жизни);

– стремление к преодолению тревожности, отгородиться от травматического, внутренне неприемлемой действительности, уменьшить напряженность социального контроля (особенно в условиях выполнения задач военной службы);

– воспитание в неполной семье;

– алкоголизм родителей;

– аморальный образ жизни родителей;

– систематические конфликты в семье;

– систематическое применение насилия в детстве со стороны родителей, родственников, знакомых; судимость родителей;

– неудовлетворительные материально-бытовые условия семьи;

– влияние неформальной группы по антисоциальной направленности [2].

Ситуация осложняется тем, что мотивы зависимого поведения в значительной степени имеют бессознательный характер, они не становятся предметом интеллектуальной деятельности, личностный смысл конкретных поступков сознанием не охватывается.

Как известно, во девиантным поведением в психологии обычно понимают систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе социальным нормам (правовым, этическим) или нормам психического здоровья. Но поскольку нормальной формой жизни общества считают мир, то уже сама война в понимании сообщества принадлежит к явлениям, от той нормы отклоняется. Однако на сегодняшний день понятие о нормах поведения на войне почти не сформулированы, а, следовательно, и неизвестны.

Существует несколько трактовок о норме поведения:

  1. Норма как типичная (обобщенная) поведение, характерное для большинства представителей социальной группы и признана в ней как приемлемая. Эта норма, одетая в выгодную и порой элегантную оправу, на самом деле механизмом социального прощения за отклонение.

Самыми известными из таких «оберток» является фразы «ибо война войной», «нет войны без крови» и др. Исследование показывает, что такая норма практически всегда возникает в воинских коллективах и является мощным средством неформальной регуляции поведения солдат в боевой обстановке. В подразделении, где нормой поведения является братство, всякие тенденции к эгоизму, самоизоляции подлежат суровому осуждению, а не раз и групповым санкциям. В подразделениях, подготовка которых недостаточна к боевым действиям, морально дезорганизованных, никто не будет претензий к воину, что обнаружил малодушие или трусость. Конечно, такое понимание нормы не может лечь в основу официальной оценки поведения военнослужащих в военное время.

  1. Норма как оптимальное поведение, что обеспечивает устойчивое социальное и профессиональное функционирование человека и группы в конкретных условиях.

Безусловно, такая трактовка нормы функциональное, но только в идеальном военном подразделении, в идеальной армии. На самом деле весь опыт боевых действий показывает, что в условиях предельных нагрузок человек не может функционировать, как безупречно отлаженная машина, и бесконечно повиноваться требованиям.

Правда жизни такова: ни одна из войн не обходилась без грубых и жестоких нарушений правовых и моральных норм, выработанных мирным обществом.

  1. Норма как просто отсутствие запрещенных девиаций (отклонений, установленных законом, общественной и групповой моралью схем, моделей, правил поведения). Когда о военном времени говорится официально, то чаще всего нормы правит этот третий вариант.

Нормальным считается поведение, что не выходит за пределы правового поля, ориентированная на основной этический порядок военного времени, не приводит к дезорганизации в коллективе и не ставит под угрозу жизнь и здоровье самого субъекта и сослуживцев.

Девиантное поведение разнообразно, многозначно. В зависимости от того, какие нормы военнослужащий нарушает или которые не соблюдаются в военное время, его поведение можно квалифицировать как:

1) асоциальное поведение (связанное с несоблюдением прежде всего правовых, моральных, культурных норм, но не переступает рамки закона; такое определение тесно связано с понятием противоправного поведения)

2) антисоциальное поведение (направленная против общества, его интересов, грубо нарушает его правовые и моральные требования; это понятие близко к понятию делинквентного поведения);

3) делинквентное поведение (уголовное, преступное) [1].

Девиантное поведение — это средство приспособления к условиям, в которых оказывается человек. Чаще оно возникает во время радикальных изменений, когда новые условия перестают соответствовать ее взглядам на ценности, цели или способы ее достижения, оценку поведения своих товарищей. В условиях совместной деятельности к девиантному поведению может привести и психологическая несовместимость военнослужащих. Психологическая несовместимость членов малых групп может возникать, если не соблюдаются требования о соответствии индивидуально-психологических характеристик совместно работающих людей (несоответствие характера), если нет взаимопонимания и согласия в отношении самой цели деятельности и путей ее достижения, когда военнослужащие не удовлетворены результатами совместной работы. Особенно часто девиантное поведение возникает в условиях, когда между взаимодействующими лицо не межличностной привлекательности, отсутствуют дружеские отношения, в этих случаях любые недостатки вызывают у партнера отрицательную реакцию, которая может сопровождаться девиантным поведением. Большое значение для развития девиантного поведения имеют наличие в подразделении неуставных отношений, недостаточная адаптированность военнослужащих. Эти факторы являются компонентами психологической совместимости, поэтому ее развитие является важной предпосылкой профилактики девиантного поведения.

Преступность военнослужащих крайне негативно воздействует не только на Вооруженные Силы и воинскую дисциплину, но и на государство в целом, являясь одним из внутренних индикаторов, по которому общество оценивает состояние социальной безопасности и социального микроклимата. Поэтому проблема укрепления законности в Вооруженных Силах требует решения не только первоочередных, но и перспективных задач по предупреждению преступности военнослужащих.

Подчеркивая высокую эффективность данного вида коррекционной работы, уточним, что его реализация требует тщательной продуманности и длительной организационно-методической подготовки. Немаловажной представляется квалификация и опыт психологов и других специалистов, привлекаемых в качестве тренеров к проведению ПКТ. Также отметим, что наиболее действенной является реализация мер, направленных на осуществление психологической профилактики девиантного поведения военнослужащих в комплексе. Особенно важна такая работа в периоды наибольшей восприимчивости военнослужащих к возникновению и развитию отклонений в поведении, когда военнослужащий адаптируется к новым условиям и месту службы. Эффективность профилактических мероприятий во многом зависит от уровня взаимодействия психолога подразделения и непосредственного командира военнослужащих, нуждающихся в повышенном психологическом внимании. Для обеспечения такого взаимодействия целесообразно использовать метод наблюдения, который позволяет наиболее точно выявить круг проблем, характерный для конкретного военнослужащего и своевременно заметить негативные изменения, не подвергая его процедуре психодиагностического обследования.

Литература:

  1. Военная психология и педагогика: инновационный подход: Учебник: в 2 ч.-Ч.1 / Коллектив авторов [Под общ. ред. С. Д. Максименко]. — М.: НУОУ, 2012. — 472 с.
  2. Дохолян С. Б. Предупреждение агрессивного состояния военнослужащих по призыву в повседневной деятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, военное время, норма, норма поведения, военнослужащий, поведение, самое дело.


Похожие статьи

О социально-педагогических условиях профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних

Формирование профессиональных качеств курсантов вузов ФСИН России в процессе их физической подготовки к действиям в экстремальных условиях

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Проблемные аспекты внедрения системы управленческого учета затрат на предприятиях строительной отрасли

Практики профессионального самоопределения в условиях детского дома

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы

Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Похожие статьи

О социально-педагогических условиях профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних

Формирование профессиональных качеств курсантов вузов ФСИН России в процессе их физической подготовки к действиям в экстремальных условиях

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Проблемные аспекты внедрения системы управленческого учета затрат на предприятиях строительной отрасли

Практики профессионального самоопределения в условиях детского дома

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы

Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Задать вопрос