Формирование профессиональных качеств курсантов вузов ФСИН России в процессе их физической подготовки к действиям в экстремальных условиях
Автор: Витовская Ядвига Дмитриевна
Научный руководитель: Долгин Дмитрий Сергеевич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
XXVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2022)
Дата публикации: 30.04.2022
Статья просмотрена: 39 раз
Библиографическое описание:
Витовская, Я. Д. Формирование профессиональных качеств курсантов вузов ФСИН России в процессе их физической подготовки к действиям в экстремальных условиях / Я. Д. Витовская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/440/17152/ (дата обращения: 16.12.2024).
В профессионально-служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы нередко возникают насыщенные ситуации, отличающиеся от штатных и называемые обычно экстремальными, критическими, напряженными, чрезвычайными. К такого рода ситуациям можно отнести: совершение правонарушений и преступлений осужденными, конфликты между спецконтингентом, совершение групповых преступлений, массовых беспорядков, действие природных сил, введение чрезвычайного положения, проведение контртеррористической операции. Все эти ситуации вызывают психическую напряженность у сотрудников уголовно-исполнительной системы, что обусловлено опасностью, дефицитом времени, неожиданностью, новизной, дефицитом информации. Психологическая и физическая подготовленность играют важную роль в реализации профессиональных задач в различных условиях.
Психологическая подготовленность требует от сотрудников уголовно-исполнительной системы мобилизованности, стойкости, самообладания, способности отдавать отчет своим действиям и прогнозировать ситуацию. Физическая подготовленность проявляется в реализации обычных, отработанных ранее действий.
Формирование такой подготовленности принадлежит профессорско-преподавательскому составу в условиях ведомственных вузов ФСИН России. На учебных занятиях профессорско-преподавательский состав ежедневно решает вопросы, связанные с повышением готовности к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, принимает активное участие в формировании физической подготовленности курсантов. Полагаем, что наиболее эффективной формой реализации задач по формированию высоких физических качеств являются практические занятия по физической подготовке, с помощью которых курсанты получают прочные умения, знания и навыки, приобретают психофизиологические качества, необходимые в сложных условиях оперативной обстановки.
В этом аспекте интерес опыт обучения сотрудников правоохранительных органов в США [1, с. 284]. Обучение начинается с ряда общих установочных положений. Например, психология выживания состоит ключевого каркаса: высокий уровень физической подготовленности; интеллектуально-психологическая подготовленность; очень дружественное отношение с оружием. Ключ к выживанию заключается в планировании, не допущение самонадеянности, репетиции ситуаций и подготовке к завтрашнему дню. После прохождения обучения сотрудник правоохранительного органа должен обладать следующими качествами: профессиональная подготовленность, физическая подготовленность, эмоциональная устойчивость, устойчивость к стрессу, доверие к самому себе при выполнении служебных задач, доверие к оружию, решительность, способность быстро принимать верное решение, способность мысленно видеть победу, способность к совместным действиям. Профессорско-преподавательский состав использует подход конкретно-образных категорий, а не абстрактно-логических. После окончания обучения портрет сотрудника правоохранительного органа можно назвать «кредо выживания офицера».
В целях успешной подготовки курсантов к выполнению задач в экстремальных условиях моделирование действий спецконтингента в ходе занятий по физической подготовке должно проходить с учетом тщательного изучения (национально-психологических особенностей, «тюремных» привычек, наличие прежних судимостей, режима исправительного учреждения, способов действий, применяемых ухищрений) и показа путей распознавания его преступных замыслов. Кроме того, обучение должно быть направлено на приобретение компетенций ведения борьбы с преступниками, действующими нагло, коварно и провокационно.
Полагаем, что учебные материалы должны подбираться преподавателями совместно с практическими работниками уголовно-исполнительной системы с учетом их перспективности для активизации интереса у курсантов. При этом надо стремиться к совпадению интересов преподавателя и практических работников.
На учебных занятиях курсанты должны иметь возможность практически работать предметами, имитирующими оружие, специальные средства; действовать в обстановке по шуму и звуковым эффектам приближенной к экстремальной ситуации в исправительном учреждении. Такие условия позволяют включить в процесс усвоения учебного материала зрительные, слуховые, осязательные, мышечные ощущения.
Каждый преподаватель должен как можно полнее реализовывать дидактический принцип связи физической подготовки с психологией, формировать «психологическую надежность». Здесь следует назвать устойчивость к опасности, к неудачам, здравый риск, помехоустойчивость, допустимое состояние тревожности, устойчивость к перенапряжению. При проведении учебных занятий необходимо учитывать определенные индивидуальные качества курсантов, скорость протекания нервных процессов, свойства темперамента, работоспособность, наблюдательность, память, восприятие, способность держать контроль над сознанием. Курсант, ослабленный болезнью, усталостью имеет пониженный предел полезной деятельности. Совершенно недопустимо нагнетание напряженности преподавателем среди курсантов перед выполнением эмоционально насыщенного задания.
Методика обучения на занятиях по физической подготовке включает не только традиционные методы обучения, но и современные инновационные. Применяются использование слова — рассказ, описание, объяснение, разбор, задание, оценка, команда; наглядное восприятие — показ двигательных движений, демонстрация, плакатов, видеоматериалов, рисунков; выполнение практических заданий — строго регламентированные упражнения (целое и по частям) и частично регламентированные упражнения (игровые, соревновательные) [2, с. 60]. Применение разнообразных методов обучения позволит обеспечить формирование у курсантов высоких профессиональных качеств — готовность действовать не только в обычных, но и в экстремальных ситуациях.
Хотелось бы озвучить проблемы, возникающие при проведении учебных занятий по физической подготовке. Во-первых, не в полном объеме осуществляется взаимодействие с профильными кафедрами, такими как организация оперативно-розыскной деятельности, организация режима, охраны и конвоирования. Во-вторых, кафедра физической и боевой подготовки не имеет учебного рабочего места близи учебного заведения. Как правило, специально отведенная территория оборудована на загородных учебных базах. В-третьих, материальное обеспечение практических занятий не достаточное, кафедра не оснащена имитационными средствами.
Анализируя сущность учебных занятий по физической подготовке и определяя их роль в формировании профессиональной подготовленности курсантов в экстремальных условиях, мы пришли к следующим выводам.
Результатом физической подготовки курсантов вузов ФСИН России являются:
– формирование правильных представлений о ситуациях, возникающих в уголовно-исполнительной системе, имеющих признаки экстремальности;
– развитие у курсантов уверенности в себе, коллективе;
– приучение курсантов ко всем фактам экстремальных ситуаций, посредством использования видеоматериалов, полигонов, фотографий, макетов, зарисовок, специальных средств и приспособлений, звуковой и световой сигнализации, выполнения боевых упражнений, спортивных тренировок;
– приучение курсантов к выполнению действий при комплексной имитации экстремальных условий, посредством использования специальных физических упражнений;
– обучение самоуправлению своей личностью и поведением на спортивных тренировках.
Литература:
- Карасев А. В. Особенности профессионального отбора и обучения кандидатов для службы в правоохранительных органах США // Вестник экономической безопасности. — 2018. — № 4. — С. 283–288.
- Садовская И. Л. Методы обучения: новая концепция // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. — 2007. — № 1. — С. 56–61.