Анализ интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания
Автор: Исмагилов Дамир Канганович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 27.02.2018
Статья просмотрена: 25 раз
Библиографическое описание:
Исмагилов, Д. К. Анализ интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания / Д. К. Исмагилов. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13860/ (дата обращения: 17.12.2024).
Мини-футбол относится к видам спорта с исключительным разнообразием технико-тактических действий (ТТД) в условиях высокой скорости передвижения игроков, часто и неожиданно меняющихся ситуаций, высокого накала борьбы. Результат деятельности во многом определяется внутри командными взаимодействиями. Для чего требуется установить количественно-качественные показатели игровой деятельности и особенности их взаимосвязей для использования данных упражнений.
Цель исследования. Провести анализ физического развития, двигательной подготовленности и соревновательной деятельности студентов, занимающихся мини-футболом.
Методы и организация исследования. В 2009–2010 учебном году проведено исследование морфофункциональных показателей и двигательной подготовленности студентов I и II курсов ТУИТ.
Для оценки морфофункциональных данных использовались: длина тела, масса тела, сила правой и левой кистей, становая тяга; двигательной подготовленности: бег на 10 м, повторный бег 3×50 м, прыжок в длину с места, пятикратный прыжок, подтягивание на высокой перекладине.
Соревновательная деятельность студентов при игре мини-футбол оценивалась по данным: двигательной активности, общего количества передач мяча, общего количества технико-тактических действий и их эффективность.
Результаты исследования. В 2007–2008 учебном году специалистами [2] Российского университета дружбы народов г. Москва. Проведено исследование в начале (май) и окончание (сентябрь). По контрольным нормативам прыжок в длину с места — 225,5±1,87,см (май), 218,8±1,25,см (сентябрь), подтягивание 10,85±0,55 раза (май) и 9,08±0,25 раз сентябрь. Ухудшение показателей физической подготовленности объясняется общим утомлением студентов на завершении периода учебного года.
При сопоставлении данных выявлено, что у юношей ТУИТ показатели прыжки в длину выше, а в подтягивании — идентичны.
В контрольном испытании прыжки в длину с места 40 % юношей ТУИТ показывают результат ниже средней величины и 60 % больше. Он имеет достаточно высокий ранг влияния — R=17. Практически такие же результаты и в тесте пятикратный прыжок. У 43 % студентов он меньше, а у 52 % более чем средний результат (X=10,98±0,1м).
Проанализируем данные соревновательной деятельности. Эффективность в среднем составила 80,7 %. У многих студентов хорошая эффективность, составляющая 64 % и менее средней величины 36 %, а в общем количестве действий 50 % юношей хороший результат и столько же слабый. Такие же данные и в передачах мяча, двигательной активности. Следует отметить, что у показателя эффективность действий самый высокий ранг влияния — R=19, он также достаточно значимый у общего количества ТТД — R=16, и общего количества передач мяча — R=17. Изложенное очень важно учитывать при составлении программы занятий по физическому воспитанию средствами мини-футбола. Следует в большей мере включать специальные упражнения близкие по характеру действий с игровыми.
Большая группа исследователей [1] Московского государственного университет имени М. В. Ломоносова определяла динамику физического развития студентов под влиянием физических упражнений. Исследование проводилось в начале (сентябрь) и в конце (май) второго семестра. Приводим средние значения массы тела х±σ = 66,7±2,2 кг, длины тела 180,9±6,9 см, динамометрии правой кисти 43,4±1,1 кг, левой кисти 46,4±1,6 кг. В конце года наблюдается как их увеличение в среднем 40 %, снижение — 14 % и без изменения — 36 %.
Сопоставление данных юношей ТУИТ со студентами МГУ следует, что масса тела предпочтительнее, а в длине тела и динамометрии показатели выше.
Важно отметить мнение специалистов из МГУ [1] о том, что содержание занятий должно быть направлено на подбор средств физической культуры, методик занятий и не только на общее оздоровление, но и на повышение данных физического развития.
В среднем длина составила — х±σ (179±1,1 см). Больше этой величины оказалось у 41,3 % студентов, меньше — 58,7 % (таблица 2). Сопоставляя этот показатель с данными авторов [2] которые ежегодно в Российском университете дружбы народов на кафедре физического воспитания и спорта проводят оценку морфофункциональных показателей студентов, прибывших на учебу из различных регионов России, стран СНГ, мира (таблица 2).
В среднем длина составила — (179±1,1 см). Больше этой величины оказалось у 41,3 % студентов, меньше — 58,7 % (таблица 1). Сопоставляя этот показатель с данными авторов [2], которые ежегодно в Российском университете дружбы народов на кафедре физического воспитания и спорта проводят оценку морфофункциональных показателей студентов, прибывших на учебу из различных регионов России, стран СНГ, мира (таблица 2).
Таблица 1
Средние показатели физической подготовленности студентов ТУИТ (n=30)
№ |
Статистические показатели |
Длина тела, см |
Масса тела, кг |
Динамо-метрия |
Становая тяга, кг |
Повторный бег 3×50, сек |
Прыжки вверх сместа, см |
Прыжки вдлину сместа, см |
Пятикратный прыжок, см |
Подтягивание, кол-во |
Бег 10м, сек |
|
сила правой кисти, кг |
сила левой кисти, кг |
|||||||||||
|
|
179 |
70 |
40 |
36 |
197 |
22,82 |
43 |
237 |
10,98 |
10,0 |
1,81 |
|
|
1,1 |
1,2 |
1,6 |
2,0 |
4,6 |
0,1 |
1,2 |
3,0 |
0,1 |
0,5 |
0,01 |
|
|
0,6 |
1,7 |
4,1 |
5,5 |
2,3 |
0,4 |
2,7 |
1,3 |
1,1 |
5,3 |
1,1 |
|
|
15 |
17 |
14 |
16 |
13 |
15 |
17 |
17 |
17 |
14 |
18 |
У студентов Ташкентского университета информационных технологий длина тела и масса тела предпочтительнее.
Показатели кистевой динамометрии в среднем у юношей Киевского национального университета строительства и архитектуры составили:
правой руки — 46,7±2,28кг, а левой руки — 44,4±1,97кг, — правая рука 46,8±1,19кг, левая рука — 43,4±0,79кг. У студентов ТУИТ эти данные несколько ниже.
По показателям двигательной подготовленности, прыжках в длину с места у студентов Республики Казахстан института автоматизации (2,36±0,09 м), горном институте (2,58±0,12 м). В подтягивании на высокой перекладине у студентов института автоматизации в среднем результат (10,7±2,7) и института автоматизации (11,7±2,6). Такие данные приведены [3].
У студентов ТУИТ вышеизложенные данные несколько ниже. Важно отметить, что разброс показателей практически очень низкий V=0,6–5,5 %, что говорит об однородности данных.
По показателю ранг влияния наибольший выявлен у данных масса тела, прыжок вверх с места, прыжок в длину с места, пятикратный прыжок, R=17, что говорит о необходимости использования средств, направленных на развитие прыгучести. Каждый год в Российском университете дружбы народов на кафедре физического воспитания и спорта осуществляется исследования морфофункционального состояния студентов, прибывающих из различных регионов России, стран СНГ и мира [1].
Основные задачи исследований:
‒ организация и проведение морфофункционального мониторинга студентов, занимающихся физической культурой и спортом в РУДН.
‒ создание индивидуализированной информационной базы морфофункционального состояния студентов в процессе обучения.
Таблица 2
Морфофункциональные показатели студентов разных стран
№ |
Страны Показатели |
Азия |
ЛА |
Африка |
БСВ |
Россия |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Возраст, лет |
21,2 |
0,19 |
20,9 |
0,35 |
22,9 |
0,23 |
21,1 |
0,47 |
17,4 |
0,03 |
|
Масса тела, кг |
62,6 |
0,60 |
64,2 |
0,75 |
66,9 |
0,67 |
69,55 |
1,51 |
67,05 |
0,24 |
|
Длина тела, см |
170,9 |
0,5 |
171,2 |
0,6 |
173,3 |
0,5 |
176,7 |
1,0 |
177,9 |
0,2 |
|
Индекс Кетле, г/см |
366,2 |
3,0 |
374,6 |
3,8 |
379,9 |
3,5 |
392,6 |
7,1 |
376,6 |
1,2 |
|
ЖЕЛ, мл |
3873 |
50,3 |
4154 |
80,5 |
3554 |
50,9 |
4191 |
110,8 |
4415 |
21,5 |
|
ЧСС в покое, уд/мин |
77,9 |
0,74 |
73,2 |
1,03 |
73,6 |
0,86 |
74,0 |
1,69 |
78,8 |
0,34 |
|
Артер-ное давление, систол-ое мм.рт.ст. |
116,0 |
0,6 |
114,4 |
1,1 |
119,7 |
1,0 |
121,4 |
1,7 |
124,6 |
0,4 |
|
Артер-ное давление, диаст-кое мм.рт.ст. |
71,4 |
0,60 |
67,9 |
1,16 |
73,4 |
0,76 |
73,2 |
1,50 |
72,4 |
0,26 |
Оценка уровня физического развития и физической подготовленности студентов с целью коррекции режима и направленности двигательной активности. Из представленных данных можно отметить значительно более молодой возраст студентов из России — в среднем около 17,5 лет (ρ>0,05), возраст иностранных студентов в среднем 21 год. Вместе с тем, длина и масса тела у студентов-россиян в среднем значительно выше, чем у иностранных студентов из стран Латинской Америки, Африки, Ближнего и Среднего Востока. Сопоставляя приведенные данные таблицы 1 и показатели по физическому развитию, они предпочтительней у студентов ТУИТ в данных: длина тела 179±1,1 см и масса тела 70±1,2 кг (таблица 2).
В учебном пособии авторами [4] приводится шкала оценок физических качеств футболистов групп спортивного совершенствования. Сопоставили данные с ними. Так по данным вертикального прыжка вверх студенты набирают только 5 баллов из 10; 6 баллов в беге на 10 м.
При оценке данных прыжка вверх с места 50 % студентов показывают результат выше средней величины — 43±1,2 см и в беге на 10 м меньше среднего показателя — 1,81±0,01с у 50 % испытуемых.
Литература:
- Гилясова М. Х., Кошанов А. А. К проблеме оптимизации физкультурно-образовательной деятельности в условиях преподавания дисциплины. Физическая культура. Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы // Мат.межд.конф. изд-во Московского университета. 2008.-С.76–78.
- Кислицын Ю. Л., Попов Г. А. Мониторинг физической подготовленности студентов РУДН.// Мат. межд. научно-практ. конф. посвященной 45-летию кафедры физического воспитания Владимирского Государственного Университета. Владимир 2009.-С 131–134.
- Кокебаева Р. С. Влияние занятий физической культуры на физическую подготовленность студентов КАЗНТУ.// Журнал. Теория и методика физической культуры. 2008.-№ I.-С. 113–117.
- Тюленьков С. Ю., Федоров А. А. Футбол в зале: система подготовки — М.: Терраспорт. 2000. — 86с.