Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках математики как факторы формирования социального здоровья учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (425) июль 2022 г.

Дата публикации: 28.07.2022

Статья просмотрена: 246 раз

Библиографическое описание:

Курбатова, Н. Н. Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках математики как факторы формирования социального здоровья учащихся / Н. Н. Курбатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94221/ (дата обращения: 16.12.2024).



Развивающаяся школа всё время работает в поисковом режиме. Педагогические технологии в такой школе для достижения новых желаемых целей должны носить новый, инновационный подход. Одним из таких инновационных подходов является дифференцированный.

Применять дифференциацию в обучении — это значит, в первую очередь, считаться с внутренними запросами учащегося, уважать его личностные достоинства, потому что дифференциация как раз и нацелена на раскрутку внутреннего «я» ребёнка [2, с. 19]. Следует различать дифференциацию и индивидуализацию:

  1. Дифференциация — организация учебного процесса с учётом доминирующих особенностей групп учащихся.
  2. Индивидуализация — учёт личностных особенностей каждого ученика.

Таким образом, индивидуальный подход является высшим уровнем дифференциации, а конечной целью для всех нас является построение индивидуальной траектории самостоятельного познания и освоения учебного материала каждым учащимся.

Первое, что требуется — создать положительную мотивацию к предстоящей деятельности, интерес, желание учиться, желание ликвидировать проблемы. Я не разбиваю учащихся на слабых, средних и сильных. Нельзя обижать «ярлыком»! Гораздо симпатичнее, на мой взгляд, выглядят слова «спринтеры» и «стайеры»: I группа (стайеры) — под постоянным контролем учителя (или его помощников-консультантов), III группа — на доверии, они умеют не только решать задачу разными способами, но и быстро переключаться с одного типа задачи на другой, а самое главное — умеют выдвигать идеи, много идей.

В работе с классом, а особенно с группой III, очень хороша педагогика сотрудничества, педагогика совместной диалогической инновационной деятельности. Что же касается стиля при работе с группой III, то он должен быть обязательно доверительно-рассуждающим, соавторским, если хотите.

Сравните слова двух педагогов:

  1. Решите задачу. 1. Поразмышляем над решением…
  2. Сделайте так. 2. А не попробовать ли нам…
  3. Что ты скажешь? 3. А давайте-ка проанализируем эту ситуацию от А до Я.

Очевидно, что у второго педагога гораздо больше шансов установить контакт с учеником, а значит, и получить более высокие результаты, чем у первого. Культура общения педагога с учащимся — это тоже один из обучающих и развивающих инструментов: например, начертим или изобразим? Для обеих групп тон должен быть эмоционально-импровизированным [1, с. 35]. Ведь вспомните, что происходит с нашими уроками, если мы их строим только по готовым простыням-конспектам. Да ничего хорошего! Лучший друг наш — импровизация, а союзник — общая с учащимися цель. Урок становится обоюдополезным и интересным, если мы построим его, встав на позиции ученика, и вместе с ним будем стремиться к достижению цели.

Почему я ничего не сказала о средней группе? Да потому, что эта группа самодостаточна для базового уровня и в этом случае цель учителя только в одном: заинтересовать её задачами группы продвинутых учеников с использованием алгоритмических методов в надежде на то (а мой личный опыт это подтверждает), что овладение алгоритмом решения впоследствии разовьёт творческие способности этих учащихся и они по ряду задач смогут быть определены в группу III.

В равной степени происходит взаимомиграция учащихся групп I и III, III и II.

Лучше, если из I в II, из II в III, а не наоборот.

Надо помнить, что личность развивается тогда, когда оказывается востребованной соответствующими условиями жизнедеятельности и нельзя лишать учащихся этой востребованности.

В последние годы я работаю преимущественно в старшей школе. И если мною относительно какого-то учащегося что-то не учтено, то это, как Дамоклов меч, будет терзать, по крайней мере, меня, всю оставшуюся жизнь. Поэтому дифференцированный подход должен сопровождаться диагностикой, прогнозированием и личностно-ориентированным развивающим подходом [3, с. 41]. Особенно это касается группы III. Вот почему для них просто необходима внеурочная деятельность — самостоятельный дифференцированный подход: подготовка и участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, марафонах, научно-творческих конференциях, ведь участие на этих форумах — это и есть личностная самореализация этих учащихся, самоутверждение, рефлексия на окружающую современную действительность.

Считаю, что ответы устного характера носят репродуктивный характер, поэтому доминирующее значение имеют оценки по контрольным срезам, за самостоятельные и контрольные работы. Зачётную систему, как один из видов дифференцированного обучения, использую избирательно, только на уроках геометрии. И очень пропагандирую творческие задания по темам: так называемые тематические презентации, сюжетные мультимедийные работы по НТК, краеведческие математические кроссворды. А если это геометрия, то стараюсь увлечь моделированием к конкретной задаче: это помогает развитию абстрактного мышления учащихся и лучшей адаптации к задачам данного типа.

Дифференцированный подход можно осуществлять на разных этапах урока. На этапе объяснения нового материала — работаю со всем классом. На этапе закрепления после нескольких упражнений на доске учащиеся могут приступать к дифференцированной самостоятельной работе (где задания распределены соответственно нарастанию трудности). Учащиеся II группы нацелены на уровень III, включающий задачи развивающего характера.

В настоящее время имеются такие “помощники” в дифференциальном обучении, как ИКТ, включающие работу на интерактивной доске (её можно использовать и при повторении, и при объяснении, и при закреплении, и при опросе) и, конечно же, компьютеры, позволяющие организовать работу по группам. Например, представители группы III работают на компьютерах по заданиям на индивидуальных дисках, в то время как остальные учащиеся: по заданиям на интерактивной доске. Учитель в это время может либо контролировать весь процесс в целом, либо оказывать методическую помощь конкретным учащимся групп I и II, помогая тем самым последним выстраивать индивидуальную траекторию успеха. При подаче домашнего задания также применяю дифференцированный подход. Использование дифференциации на основе интересов учащихся и уровня их обученности, предоставления им свободы выбора выполнения учебных задач повышает самостоятельность учащихся, позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности, а, следовательно, укрепляет здоровье.

Особое внимание в укреплении здоровья играют формы организации учебно-познавательной деятельности. Сочетание парных и групповых, индивидуальных и коллективных форм снимает динамическое напряжение и эмоционально насыщает учебный процесс [4, с. 28]. В своей работе, особенно с группой III продвинутого уровня применяю технологии эвристического обучения, стимулирующие развитие творческих способностей учащихся, в I и II группах — аутотренинги, поднимающие уровень самооценки их представителей и во всех группах — работаю над вопросом моделирования и интерпретации текстов задач, прибегая к помощи понятных ассоциативных объектов; в I группе применяю так называемую «первоклассную» методику — выучивание правил, формул хором, вслух для коррекции дикции, памяти, знаний. И тогда: не поющие — запоют, не говорящие — заговорят, не решающие — начнут решать.

Литература:

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества/ М. М. Бахтин. — М.: Советская Россия, 1979.
  2. Берне Э. Я-концепция и воспитание/ Э. Берне — Пер. с англ. — М., 1987.
  3. Маслоу А. А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003.
  4. Бодалев А. А. Личность и общение/А. А. Бодалев — М., 1990.
Основные термины (генерируются автоматически): III, группа, учащийся, дифференцированный подход, задача, интерактивная доска, работа, учебный процесс.


Похожие статьи

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Роль семьи и педагога в процессе абилитации детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию толерантной личности современного школьника

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Дистанционное обучение на дому детей с ограниченными возможностями как форма организации успешного усвоения школьного материала

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Сравнительный анализ дистанционных обучающих систем при изучении дисциплин гуманитарной и технической направленности

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Похожие статьи

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Роль семьи и педагога в процессе абилитации детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию толерантной личности современного школьника

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Дистанционное обучение на дому детей с ограниченными возможностями как форма организации успешного усвоения школьного материала

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Сравнительный анализ дистанционных обучающих систем при изучении дисциплин гуманитарной и технической направленности

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Задать вопрос