Развивающаяся школа всё время работает в поисковом режиме. Педагогические технологии в такой школе для достижения новых желаемых целей должны носить новый, инновационный подход. Одним из таких инновационных подходов является дифференцированный.
Применять дифференциацию в обучении — это значит, в первую очередь, считаться с внутренними запросами учащегося, уважать его личностные достоинства, потому что дифференциация как раз и нацелена на раскрутку внутреннего «я» ребёнка [2, с. 19]. Следует различать дифференциацию и индивидуализацию:
- Дифференциация — организация учебного процесса с учётом доминирующих особенностей групп учащихся.
- Индивидуализация — учёт личностных особенностей каждого ученика.
Таким образом, индивидуальный подход является высшим уровнем дифференциации, а конечной целью для всех нас является построение индивидуальной траектории самостоятельного познания и освоения учебного материала каждым учащимся.
Первое, что требуется — создать положительную мотивацию к предстоящей деятельности, интерес, желание учиться, желание ликвидировать проблемы. Я не разбиваю учащихся на слабых, средних и сильных. Нельзя обижать «ярлыком»! Гораздо симпатичнее, на мой взгляд, выглядят слова «спринтеры» и «стайеры»: I группа (стайеры) — под постоянным контролем учителя (или его помощников-консультантов), III группа — на доверии, они умеют не только решать задачу разными способами, но и быстро переключаться с одного типа задачи на другой, а самое главное — умеют выдвигать идеи, много идей.
В работе с классом, а особенно с группой III, очень хороша педагогика сотрудничества, педагогика совместной диалогической инновационной деятельности. Что же касается стиля при работе с группой III, то он должен быть обязательно доверительно-рассуждающим, соавторским, если хотите.
Сравните слова двух педагогов:
- Решите задачу. 1. Поразмышляем над решением…
- Сделайте так. 2. А не попробовать ли нам…
- Что ты скажешь? 3. А давайте-ка проанализируем эту ситуацию от А до Я.
Очевидно, что у второго педагога гораздо больше шансов установить контакт с учеником, а значит, и получить более высокие результаты, чем у первого. Культура общения педагога с учащимся — это тоже один из обучающих и развивающих инструментов: например, начертим или изобразим? Для обеих групп тон должен быть эмоционально-импровизированным [1, с. 35]. Ведь вспомните, что происходит с нашими уроками, если мы их строим только по готовым простыням-конспектам. Да ничего хорошего! Лучший друг наш — импровизация, а союзник — общая с учащимися цель. Урок становится обоюдополезным и интересным, если мы построим его, встав на позиции ученика, и вместе с ним будем стремиться к достижению цели.
Почему я ничего не сказала о средней группе? Да потому, что эта группа самодостаточна для базового уровня и в этом случае цель учителя только в одном: заинтересовать её задачами группы продвинутых учеников с использованием алгоритмических методов в надежде на то (а мой личный опыт это подтверждает), что овладение алгоритмом решения впоследствии разовьёт творческие способности этих учащихся и они по ряду задач смогут быть определены в группу III.
В равной степени происходит взаимомиграция учащихся групп I и III, III и II.
Лучше, если из I в II, из II в III, а не наоборот.
Надо помнить, что личность развивается тогда, когда оказывается востребованной соответствующими условиями жизнедеятельности и нельзя лишать учащихся этой востребованности.
В последние годы я работаю преимущественно в старшей школе. И если мною относительно какого-то учащегося что-то не учтено, то это, как Дамоклов меч, будет терзать, по крайней мере, меня, всю оставшуюся жизнь. Поэтому дифференцированный подход должен сопровождаться диагностикой, прогнозированием и личностно-ориентированным развивающим подходом [3, с. 41]. Особенно это касается группы III. Вот почему для них просто необходима внеурочная деятельность — самостоятельный дифференцированный подход: подготовка и участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, марафонах, научно-творческих конференциях, ведь участие на этих форумах — это и есть личностная самореализация этих учащихся, самоутверждение, рефлексия на окружающую современную действительность.
Считаю, что ответы устного характера носят репродуктивный характер, поэтому доминирующее значение имеют оценки по контрольным срезам, за самостоятельные и контрольные работы. Зачётную систему, как один из видов дифференцированного обучения, использую избирательно, только на уроках геометрии. И очень пропагандирую творческие задания по темам: так называемые тематические презентации, сюжетные мультимедийные работы по НТК, краеведческие математические кроссворды. А если это геометрия, то стараюсь увлечь моделированием к конкретной задаче: это помогает развитию абстрактного мышления учащихся и лучшей адаптации к задачам данного типа.
Дифференцированный подход можно осуществлять на разных этапах урока. На этапе объяснения нового материала — работаю со всем классом. На этапе закрепления после нескольких упражнений на доске учащиеся могут приступать к дифференцированной самостоятельной работе (где задания распределены соответственно нарастанию трудности). Учащиеся II группы нацелены на уровень III, включающий задачи развивающего характера.
В настоящее время имеются такие “помощники” в дифференциальном обучении, как ИКТ, включающие работу на интерактивной доске (её можно использовать и при повторении, и при объяснении, и при закреплении, и при опросе) и, конечно же, компьютеры, позволяющие организовать работу по группам. Например, представители группы III работают на компьютерах по заданиям на индивидуальных дисках, в то время как остальные учащиеся: по заданиям на интерактивной доске. Учитель в это время может либо контролировать весь процесс в целом, либо оказывать методическую помощь конкретным учащимся групп I и II, помогая тем самым последним выстраивать индивидуальную траекторию успеха. При подаче домашнего задания также применяю дифференцированный подход. Использование дифференциации на основе интересов учащихся и уровня их обученности, предоставления им свободы выбора выполнения учебных задач повышает самостоятельность учащихся, позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности, а, следовательно, укрепляет здоровье.
Особое внимание в укреплении здоровья играют формы организации учебно-познавательной деятельности. Сочетание парных и групповых, индивидуальных и коллективных форм снимает динамическое напряжение и эмоционально насыщает учебный процесс [4, с. 28]. В своей работе, особенно с группой III продвинутого уровня применяю технологии эвристического обучения, стимулирующие развитие творческих способностей учащихся, в I и II группах — аутотренинги, поднимающие уровень самооценки их представителей и во всех группах — работаю над вопросом моделирования и интерпретации текстов задач, прибегая к помощи понятных ассоциативных объектов; в I группе применяю так называемую «первоклассную» методику — выучивание правил, формул хором, вслух для коррекции дикции, памяти, знаний. И тогда: не поющие — запоют, не говорящие — заговорят, не решающие — начнут решать.
Литература:
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества/ М. М. Бахтин. — М.: Советская Россия, 1979.
- Берне Э. Я-концепция и воспитание/ Э. Берне — Пер. с англ. — М., 1987.
- Маслоу А. А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003.
- Бодалев А. А. Личность и общение/А. А. Бодалев — М., 1990.