- Современные условия реформирования общества одной из задач ставят формирование у будущих педагогов по ФК культуры организации научного исследования в контексте формирования ряда компетенций. Попытаемся выделить определения и установить логико-семантические связи в определении феноменов и моделей «педагогические условия», «социализация», «самореализация».
- Под педагогическими условиями будем понимать – совокупность требований и норм, предъявляемых к организации педагогического или профессионально-педагогического взаимодействия, способствующего оптимальному становлению личности в процессе ведущей деятельности и общения.
- Под самореализацией будем понимать построение и апробацию модели деятельности, где целеполагание лежит в плоскости реализации своих потенциальных возможностей, согласованных с личностными и социальными нуждами и проблемами.
- Под социализацией будем понимать процесс создания условий для реализации идей востребованности личности (субъекта деятельности и культуры) в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, где деятельность и общение являются продуктами и векторами определения перспектив построения модели отношений и преобразований внешнего и внутреннего в структуре значимых и приоритетных ресурсов среды, создающей и преобразующей и человека, и систему сред, определяющих включенность и востребованного в них самого человека и его продуктов деятельности и общения.
- Выделим педагогические условия социализации и самореализации девочек-подростков, занимающихся регби, как совокупности тенденций организации педагогического взаимодействия и реализации идей мультисредового становления личности в среде и деятельности, общении и взаимодействии, культуре и спорте, науке и искусстве:
- Соблюдение принципов педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия.
- Гибкое реагирование в системе гуманно-личностных отношений в структуре социализации и самореализации девочек-подростков в регби.
- Ставка на высокие спортивные достижения в регби у девочек-подростков с учетом их «акме» и индивидуальными ограничениями и возможностями.
- Создание и реализация условий мультисредового становления и развитие личности в структуре социализации и самореализации девочек-подростков.
- Формирование культуры самостоятельной работы как базиса и вектора становления личности.
- Раскроем педагогические условия в контексте идей гуманно-личностной педагогики в структуре тренировочного процесса с девочками-подростками, занимающимися регби.
- Соблюдение принципов педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия опирается на постановку цели и задач, а также реализацию их средствами, методами, технологиями, формами обучения и воспитания, в конечном итоге сводимых нами к средствам, методам, технологиям, формам педагогического взаимодействия. Многочисленные работы по моделированию и апробации систем принципов и педагогических условий говорят о тенденции модернизации и оптимизации подготовки выпускников педагогических вузов и стажирующихся, переподготавливающихся педагогов по ФК, в данном контексте можно выделить работы Редлиха С. М., Похорукова О. Ю., Матвеева А. А., Колпаченко Л. Я., Горбуновой И. А., Козыревой О. А. и др. [1-10], характеризующих возможности педагогического моделирования в реализации идей современной педагогической практики как системы ценностей, компетенций и моделей познания, преобразования объективной реальности.
- Гибкое реагирование в системе гуманно-личностных отношений в структуре социализации и самореализации девочек-подростков в регби – это тенденция формирования оптимального, согласованного педагогического, социально-педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия, реализующего модели саморазвития, самосовершенствования, самореализации в контексте занятий регби и получения наивысших достижений в данном направлении деятельности. Не секрет, что гибкость регулирования отношений и реконструкции моделей в структуре ведущей деятельности – один из факторов устойчивого, стабильного развития системы и ее единиц, описываемый в теории управления различными условиями, раскрывающими себя в интервальном режиме системой условных операторов и функций выбора, стимулирующих поиск устойчивых (стабильных) решений выявленных противоречий, дилемм, задач.
- Ставка на высокие спортивные достижения в регби у девочек-подростков с учетом их «акме» и индивидуальными ограничениями и возможностями определяет перспективы выявления вершины способностей, склонностей, дарований, мотивов, интересов, предпочтений, уровня притязаний и пр. у девочек-подростков, располагает систему микро-, мезо-, макросредовых отношений и групп к системному поиску противоречий и решений выявленных противоречий, где наивысшим достижениям отдается предпочтение, а учет индивидуальных особенностей и мультисредовых отношений определяется как качество и средство выявления и решения определяемых противоречий в регби при занятии с девочками-подростками.
- Создание и реализация условий мультисредового становления и развитие личности в структуре социализации и самореализации девочек-подростков описывается нами как тенденция поиска и нахождения ресурсов среды в моделировании и реализации модели социализации и самореализации девочек-подростков через регби как одного из видов спорта. Становление личности в поле позитивных целей, мотивов, ценностей, ценностных ориентаций, компетенций и пр. средствами, механизмами и ресурсами женского регби в традиционной и инновационной педагогики мало описано, т.к. не уделяется внимания постановке самого исследования данного феномена, больше внимания отводится наивысшим достижениям как итогу и результату профессионально-педагогического взаимодействия. Несмотря на это, стимулируя поиск девочек-подростков к победе на соревнованиях, мы реализуем выше описанную тенденцию – создания и реализации условий мультисредового становления и развитие личности в структуре социализации и самореализации девочек-подростков через регби.
- Формирование культуры самостоятельной работы как базиса и вектора становления личности представляет собой базовый элемент формируемой концепции социализации и самореализации девочек-подростков через занятия регби.
- Под культурой самостоятельной работы (КСР) девочек-подростков, занимающихся регби мы будем понимать ресурс и результат становления личности, предопределяющий выявления механизмов и средств, опосредованных системой методов и форм организации занятий регби, в структуре которого выделяется 4 уровня становления и развития личности:
- объектный уровень становления и развития личности – на данном уровне сформированности КСР у девочек-подростков складываются предпочтения, вырабатываются (формируются и развиваются) системные возможности в использовании общеучебных знаний, умений, навыков, компетенций, преобразующих сознание личности и модели ведущей деятельности в контексте самостоятельного использования методов исследования объективной реальности и способов фиксации информации;
- индивидуальный уровень становления и развития личности – на данном уровне сформированности КСР у девочек-подростков сформированы общеучебные знания, умения, навыки, которые позволяют моделировать стратегии и модели выступления на соревнованиях, апробация которых будет реализовываться с согласия тренера-преподавателя, это так называемый мысленный эксперимент, идейно определяющий позиции игроков и стратегии их ведения на поле;
- субъектный уровень становления и развития личности – на данном уровне сформированности КСР у девочек-подростков сформированы общеучебные знания, умения, навыки, которые позволяют моделировать стратегии и модели выступления на соревнованиях, апробация которых эффективно реализуется на поле;
- личностный уровень становления и развития личности – на данном уровне сформированности КСР у девочек-подростков сформированы все 3 предыдущих уровня и заключительным этапом в становлении и формировании личности выделяется тренерская деятельность как высшая ступень становления личности в регби.
- КСР является условием становления личности, т.к. именно самостоятельная деятельность и самостоятельная работа, выделяемая и выделяемая современными учеными и практиками, реализует субъектно-личностную позицию будущего профессионала в различных номинациях и направлениях деятельности и общения в мультисредовых отношениях и культурно-исторических формах самоопределения, самовыражения, самовоспитания, самообразования, самосовершенствования, саморазвития, самореализации и пр.
- Выявление педагогических условий социализации и самореализации девочек-подростков, занимающихся регби, было сфокусировано на результатах анкетирования девочек, занимающихся регби [11], и результатах и достижениях, полученных тренерами СДЮСШОР «Буревестник» (г. Новокузнецк).
- Литература:
- Редлих, С. М. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – №1 (5). – С. 27 – 29.
- Горбунова, И. А. Система принципов социально-педагогического взаимодействия как механизм формирования и становления личности будущего педагога / И. А. Горбунова, О. А. Козырева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – Уфа : Лето, 2011. – С. 90-93.
- Козырева, О. А. Система принципов педагогического взаимодействия как основа моделирования и организации целостного педагогического процесса в организации работы по RP-технологии обучения / О. А. Козырева // Проблемы общего и профессионального образования : матер. научно-практич. конфер. «Технолого-экономическое образование в XXI веке». Т. 3. – Новокузнецк : КузГПА, 2005. – С.41-43.
- Колпаченко, Л. Я. Система принципов педагогического взаимодействия как модель формирования ценностей и ценностных ориентаций в социально-педагогическом континууме / Л. Я. Колпаченко, О. А. Козырева // Адаптация человека в условиях многообразия современного мира : матер. Всерос. конфер. с Междунар. уч. – СПб. : изд-во Политехн. ун-та, 2011. – С.85-87.
- Козырева, О. А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога / О. А. Козырева // Молодой ученый. – 2010. – № 11 (22). – Т. II. – С. 127-131.
- Козырева, О. А. Системы принципов формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов и инженеров-строителей в структуре педагогического взаимодействия / О. А. Козырева, А.А. Матвеев // Молодой ученый. – 2011. – № 10 (33). – Том II. – С.159-161.
- Зинкова, Е. О. Система принципов педагогического взаимодействия и условия самореализации педагога по физической культуре / Е. О. Зинкова, Д. А. Пащенко, О. А. Козырева // Педагогическое мастерство : материалы Междунар. заочн. научн. конф. (г. Москва, апрель 2012). : в 2-х. – Часть 1. – М. : Буки-Веди, 2012. – С.85-87.
- Комарова, М. А. Моделирование системы принципов педагогического взаимодействия и процесс формирования культуры самостоятельной работы педагога / М. А. Комарова, М. Е. Дымович, О. Ю Попова., О. А. Козырева // Проблемы модернизации профессионального образования в XXI веке : матер. Междунар. научно-практич. конф. студ., аспир. и мол. ученых. – Новокузнецк: КузГПА, 2011. – С. 90-93.
- Иванова, А. И. Система принципов педагогического взаимодействия как модель социализации и самореализации будущего педагога / А. И. Иванова, О. А. Козырева, О. Ю. Похоруков // Проблемы эффективности реализации инноваций в учебном процессе : матер. Регион. научно-практ. конфер. – Нижневартовск: НГГУ, 2011. – С.107-109.
- Комарова, М. А. Результативность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат сформированности культуры самостоятельной работы педагога/ М. А. Комарова, М. Е. Дымович, О. Ю. Попова, О. А. Козырева // Система ценностей современного общества : матер. XVII Междунар. научно-практич. конф. : в 2-х ч. Ч. 2. – Новосибирск : изд-во НГТУ, 2011. – С. 227-230.
- Баранова, Е. А. Специфика моделирования и статистической обработки анкет (на примере СДЮСШОР «Буревестник») / Е. А. Баранова, А. М. Филинова, О. А. Козырева, Е. В. Соловьева // Педагогика: традиции и инновации (II): матер. Междунар. заочн. научн. конфер. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С.117-120.