Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности и проблема социализации и самореализации подростков, занимающихся хоккеем

3. Система образования
550
Поделиться
Библиографическое описание
Особенности и проблема социализации и самореализации подростков, занимающихся хоккеем / О. А. Козырева, В. П. Зубанов, П. П. Невзоров [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2142/.
Мир подростка отражается в его поступках, отношениях, чувствах, эмоциях, продуктах обучения и творчества, спорта и культуры. Подростковый кризис характеризуется той особенностью деятельности и общения, в которой подросток, преодолевая противоречие желаемого и возможного, мыслимого и воплощаемого, включается в среду в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Нет ничего универсального в социализации субъектов социальной среды, в таком процессе всегда есть только возможные модели, которые даже при соблюдении совокупности методов, средств, форм, методик и технологий, при построении социально-педагогического взаимодействия согласно системе принципов социализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, не всегда удается получить тот результат, который был запрограммирован, т.к. в полисубъектном поле субъективность отношений подразумевает некоторое искажение реального в системе пространственно-времен­ных преобразований, согласованно раскрывающих и реализующих условия и модели социализации, особенности самореализации и самосовершенствования.
Культура взаимоотношений, культура речи, культура профессиональ­ной деятельности, нормы государственного устройства (мораль, этика, законы и пр.) надлежащим образом (синергетически, диалектически, аксиологически и пр.) регулируют связи в антропосистеме. Вандализм, шовинизм, фашизм как крайние грани асоциальных отношений прививаются и приживаются в тех микро-, мезо-, макро- и мегасредах, где разумное, рациональное, гуманное не имеет своей ценности, а больное и уродливое становится достоянием общественности и подавляет смысл человеческого сосуществования. Такие периоды хорошо известны человечеству и хорошая страховка от повторения их – это достойное воспитание человека в полном смысле этого слова, хорошее знание всех социальных дисциплин (истории, социологии, политологии и пр.), получение качественного образования в соответствии с объективным, личностно ориентированным, гуманно значимым решением противоречий «хочу&#;могу&#&#61611;;</FONT>на&shy;до<FONT FACE="Symbol">&#&#61611;;</FONT>есть&raquo;. Наследие русской и российской педагогики всесторонне (в соответствии с развитием общества, общественных отношений и уровнем образования в государстве) отражают постановку и решение проблем антропологического генеза в системе моделирования, апробации и претворения эффек&shy;тивных моделей в структуре педагогического взаимодействия. <DT> В различных аспектах межличностных, межполовых взаимоотношений субъектами общества решаются дилеммы дихотомического генеза (проблема приня&shy;тия-непринятия, нравственности-безнравственности, традиционного-инно&shy;ва&shy;ци&shy;он&shy;ного, эстетичного-безоб&shy;раз&shy;но&shy;го&nbsp;(безвкусного), приемлемого-недо&shy;пус&shy;ти&shy;мого, мораль&shy;ного-амо&shy;раль&shy;ного, доступного-недоступного и пр.), где моделирование поведения, отношений и результата социального взаимодействия отражают становление субъекта среды, в определенный момент развития называющегося личностью (здесь феномен личности определяется через деятельность и значимость ее для государства, народа, всего мегапространства). <DT> Бессмысленность как проблема моделирования деятельности и общения не легка в своем понимании и решении. Таким примером может быть решение следующей занимательной задачи по педагогике: &laquo;Сизиф был наказан богами за побег из подземного царства тем, что он с утра до вечера вкатывал и спускал каменную глыбу с горы (бесполезный, бессмысленный труд). Отразите смысл его работы&raquo;. Знание феномена &quot;интегрирование&quot;, понятия &quot;работа&quot; способствуют нахождению решения данной задачи, для этого надо определить два процесса, сводимых к следующим действиям &ndash; первое: пока камень находится под горой или по пути к вершине &ndash; &laquo;вкатить на гору&raquo; (на языке математики и физики &ndash; интегральная сумма, описывающая скалярные произведения перемещения на результирующую силу (векторное сложение сил тяжести, тяги, трения), Сизифа будет не нулевой), второе: когда камень находится на горе &ndash; &laquo;скатить с горы&raquo;, итог этих действий&nbsp;&ndash; бесполезен и бессмыслен, но, по отдельности взятые, они имеют и смысл, и ценность, и результат. <DT> Остановимся на дефинициях категории &laquo;социализация&raquo; в структуре знаний социальной педагогики.</DL> <P> <I>Социализация</I> &ndash; это механизм и функция социальной среды, обеспечивающие адекватное восприятие и отражение многоплановых, социальных ролей, способствующих позитивному изменению внутренних и внешних ресурсов социокультурных отношений и отражающих специфику культуры и науки в обществе, коллективе, группе.<P> <I>Социализация</I> &ndash; это категория педагогики, являющаяся итогом, результатом, процессом, механизмом накопления, обработки, передачи, трансформации социального опыта, имеющего две составляющие: знаниевую и ценностную; субъекты социального пространства обеспечивают обогащение знаниевой составляющей социального опыта и сохранение ценностной.<P> <I>Социализация</I> &ndash; это процесс восприятия, отражения и реконструкции социальных связей у субъектов общества, включенных в микро-, мезо- и макроструктуры (социальные сообщества), где происходит обмен знаниевым и единство или противоборство в ценностном ракурсе социального взаимодействия, обеспечивающих сохранение и преумножение государственных, национально-региональ&shy;ных, общественных, личных ценностей и богатств, что прямо и косвенно оказывает влияние на состояние общества в целом, его безопасность, воспроизводимость, мобильность, устойчивость, а также весомость и сохранение приоритетов гуманизма, толерантности, независимости. <P> <I>Социализация</I> &ndash; это функциональная характеристика социальной, социокультурной, антропологической системы, предопределяющая и устанавливающая границы, правила, законы совместного и индивидуального развития и взаимодействия с объектами и субъектами социума в целом в двух направления: 1)&nbsp;гражданско-пра&shy;во&shy;вом, 2)&nbsp;морально-этическом; что обеспечивает равновесие и устойчивость в системе, где человек является творцом, субъектом, личностью, деятелем, объектом, предметом, элементом и т.д.<DL> <DT> В таком ракурсе <I>движущими силами социализации</I> являются противоречия, определяемые между:</DL> <UL> <LI> материальным обеспечением социальной среды и возможностью решения социальных и социально-педагогических проблем и задач;<LI> разрывом теории и практики социальной педагогики, в совокупности реализуемых идей и постановки и решения проблем современной социальной педагогики;<LI> качеством жизни населения и системой социально-педагогической и социально-психоло&shy;гичес&shy;кой помощи населению страны;<LI> индивидуальными особенностями (возраст, пол, образование, социальный статус, уровень здоровья и пр.) и потребностями, склонностями, предпочтениями в системе ограничений и возможностей реального пространства и времени, социальной среды и развития каждого субъекта; <LI>потребностью общества и особенностями субъектов микро-, мезо-, макро-, и мега&shy;групп;<LI> уровнем культуры, образованности, воспитанности субъектов среды и процессами, протекающими в обществе;<LI> дихотомическим сочетанием инновационного и традиционного в различных областях педагогической науки, фасилитирующей становление, формирование, развитие, адаптацию и социализацию субъектов среды, деятельности и культуры в различных средах (микро-, мезо- и макро-) и пр.</UL> <P>Социальные институты и их роль в формировании и развитии субъектов <BR />социального пространства <UL><LI> Дошкольные образовательные учреждения &ndash; воспитание, развитие и обучение детей в соответствии с поставленными целями, возможностями и ограничениями социокультурного пространства и ребенка.<LI> Школа &ndash; обучение, воспитание, развитие, социализация, адаптация, просвещение обучающихся в соответствии с особенностями государственной политики в системе образования, их интересами, возможностями и материальным обеспечением семей, в которых проживают школьники.<LI> Кружки, секции, внешкольные образовательные и культурно-просветительские, социальные, коррекционно-педагогические, оздоровительные и пр. центры &ndash; обучение, воспитание и развитие детей в соответствии с выбранным направлением социально-педагогического взаимодействия, это может быть спорт, искусство, наука и т.д.</UL> <DL> <DT> В таких условиях восприятия и отражения теоретико-эмпирических основ социализации можно отметить, что четыре направления социализации &ndash; спорт, наука, искусство, религия реализуются на протяжении всей жизни субъекта культуры, науки, искусства и пр. <DT> Через спорт социализировать подростков легче всех других направлений, т.к. особенность развития предполагает высокую двигательную активность и способность к проявлению ее в спорте, например, в хоккее. <DT> Самореализация в хоккее носит характер непринужденных ситуативно и личностно реконструируемых отношений, где победа на соревнованиях любого уровня является показателем успешности и состоятельности как процесса социализации, так и процесса самореализации подростков в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Таким примером является члены команд воспитанников Новокузнецкой СДЮШОР &laquo;Металлург&raquo;, сотрудничающих с МБОУ СОШ №52 уже на протяжении 30 лет. Доказательна взаимосвязь направлений социализации&nbsp;&ndash; спорт, наука, искусство в том, что почти все тренеры хоккейных классов когда-то учились в МБОУ СОШ № 52, это и А.&nbsp;И. Кицын (тренер команды &laquo;Металлург-95&raquo;), и А.&nbsp;Р. Лучанский (тренер команды &laquo;Металлург-97&raquo;) &ndash; выпускники первого хоккейного класса, и А.&nbsp;А. Малахов, и О.С. Суздаленко, и С.А. Парфенёнок и другие. Обучающиеся МБОУ СОШ №&nbsp;52 г.&nbsp;Новокузнецка регулярно привлекаются в сборные команды России, так в 2008 г. &ndash; 8 человек, 2009 г. &ndash; 5 человек, 2010 г. &ndash; 3 человека. В 2011&nbsp;г. молодежная сборная России завоевала звание чемпионов мира. В состав сборной вошли Максим Кицын и Дмитрий Орлов, воспитанники Новокузнецкой школы хоккея с шайбой, выпускники 2008 года, а 28 января 2011&nbsp;г. им присвоены звания &laquo;Мастер спорта России&raquo;. <DT> В сезоне 2008/2009 учебного года обучающиеся 11б, 10б, 8в, 6б, 5г, 4б, 3б стали чемпионами открытого первенства России регион &laquo;Сибирь &ndash; Дальний Восток&raquo; в составе команд &laquo;Металлург - 91-92, 93, 94, 96, 98, 99&raquo;. Телегин Иван, нападающий, завоевал золотую медаль на IX зимнем Европейском юношеском Олимпийском фестивале в городе Сласк-Бескиди, Польша (2009 г.); вместе с защитником Захаром Арзамасцевым победил на Международных турнирах в городе Монте (Швейцария) в ноябре 2008 г. Ученики 11б класса (2008г.) бронзовые призёры чемпионата России по хоккею с шайбой. В сезоне 2009/2010 учебного года обучающиеся 11б, 7б, 6г, 5б, 4б стали чемпионами открытого первенства России регион &laquo;Сибирь&nbsp;&ndash; Дальний Восток&raquo; в составе команд &laquo;Металлург &ndash; 93, 96, 97, 98, 99&raquo;. В ноябре 2009 г. 19 выпускникам специализированных хоккейных классов МБОУ СОШ № 52 присвоили разряд &laquo;Кандидат в мастера спорта&raquo; по хоккею с шайбой. Сергей Бобровский 6 мая 2010 года подписал трёхлетний контракт с &laquo;Филадельфией Флайерз&raquo;, он стал самым молодых вратарём &laquo;Флайерз&raquo; и на старте сезона стал открытием чемпионата и выиграл 7 из первых девяти матчей. После 11-й победы в 14 матчах Бобровский возглавил список вратарей НХЛ по количеству побед, а в ноябре он был признан лучшим новичком месяца. Выпускник МБОУ СОШ&nbsp;№&nbsp;52 Сергей Зиновьев награжден медалью &laquo;За заслуги перед Кузбассом III степени&raquo; за завоевание бронзовых медалей в составе Новокузнецкого &laquo;Металлурга&raquo;, он является серебряным чемпионом мира среди молодежных команд 2005 года, бронзовым призером чемпионата мира 2008 года, дважды чемпионом мира по хоккею, обладателем Кубка Шпенглера в 2009 году. </DL> <P><BR /> <DL> <DT><P>Литература:<DT> 1. Козырева, О.&nbsp;А. Социальная педагогика&nbsp;: учебное пособие для студентов педагогических вузов /&nbsp;О.&nbsp;А.&nbsp;Козырева. &ndash; Новокузнецк&nbsp;: КузГПА<SPAN LANG="en-US">&nbsp;</SPAN>, 2010.&nbsp;&ndash; 217&nbsp;с.&nbsp;&ndash; [+приложение на <SPAN LANG="en-US">CD</SPAN>]. &ndash; ISBN&nbsp;978&ndash;5&ndash;85117&ndash;495&ndash;7. <DT> 2. Козырева, О.&nbsp;А. Управление образовательными системами&nbsp;: учебное пособие для студентов педагогических вузов /&nbsp;О.&nbsp;А.&nbsp;Козырева. &ndash; Новокузнецк&nbsp;: КузГПА, 2010.&nbsp;&ndash; 97&nbsp;с.&nbsp;&ndash; [+приложение на <SPAN LANG="en-US">D</SPAN>VD]. &ndash; ISBN 978&ndash;5&ndash;85117&ndash;552&ndash;7. </DL> <DIV TYPE=FOOTER> <P><SDFIELD TYPE=PAGE SUBTYPE=RANDOM FORMAT=PAGE>5</SDFIELD> </DIV>
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный