Социализация учащихся в сфере досуга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пугачев, А. С. Социализация учащихся в сфере досуга / А. С. Пугачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 365-368. — URL: https://moluch.ru/archive/48/6001/ (дата обращения: 17.12.2024).

Одной из основных проблем общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения, именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды.

Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда человек проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь. С другой, общество формирует норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в учебных и досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах.

Поистине могучим стимулом для творческого развития учащихся, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговые объединения, представляющие феноменальную педагогическую систему, где процесс формирования и развития человека не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения. При всех положительных сторонах досуга, можно отметить, что досуг ярко подвержен состоянию политике, экономики, идеологии, образованию и культуре [1, с. 75].

«Социализация личности» — одно из ведущих понятий педагогики, будучи междисциплинарным, она отражает достаточно сложное социальное явление [2, с. 27]. В педагогической литературе можно встретить различные определения этого понятия, такие, как: социализация — это сложный многогранный процесс:

  • по усвоению человеком на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

  • по усвоению и дальнейшему развитию человеком социально-культурного опыта;

  • по становлению личности, обучению и усвоению человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, группе, коллективу и т. д.;

  • по включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д.

Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности. В ходе социализации можно выделить семь этапов, для каждого из них характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. Новые потребности играют ведущую роль на своем этапе развития.

Первым этапом социализации является восприятие человеком социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом следует непременно учитывать фактор своевременности подачи информации.

Вторым этапом социализации учащихся является интуитивное соотнесение получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. На этом этапе социализации первостепенное значение приобретают глубинные переживания, это может быть двор, друзья, класс, но чаще всего это семья и, когда новая информация вступает в противоречие с установками, полученными учащимися в этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить.

Отсюда третий этап — выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на данном этапе, выступают дела, в которые включены учащиеся и которые, так или иначе, поглощают его, в результате чего, каждому следующему источнику информации все труднее привести учащихся к своим ценностям.

На четвертом этапе выступает формирование ценностных ориентаций и установка на действие, в качестве ведущего фактора благоприятствующего положительному исходу этого этапа выступает идеал.

Основой пятого этапа служат поступки, логически выстроенная система поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки следуют сразу за получением информации словно «взрывная реакция», и, только потом прорабатываются второй — четвертый этапы, в других они возникают лишь в результате неоднократного повторения определенных воздействий извне, проходя через этап обобщения и закрепления.

На шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в шестнадцать — отстаивать свою честь и достоинство.

Седьмой этап выражается в осмыслении и оценке своей социальной деятельности.

Социализация осуществляет основополагающие функции развития человека и общества:

  • нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни в современном обществе;

  • личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно — мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;

  • ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей определяющих образ жизни человека;

  • коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни;

  • прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;

  • творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя;

  • компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, интеллектуальных свойств и качеств человека.

Функции направляют активность человека, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность человеку проявить себя в определенной сфере трудовой деятельности [3, с. 112].

Процесс социализации человека протекает на 3-х уровнях.

  1. Биологический уровень. Это связь организма человека с окружающей его средой, человек, равно как и любое растение или животное является частью космоса. Человек подвержен влиянию погоды, фазам луны и другим природным явлениям.

  2. Психологический уровень. В процессе социализации выделяется две стороны личности — как субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало человека, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность), таким образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого человека, а второй, логикой развертывания внешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций.

  3. Социально-педагогический уровень. Это связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда учащиеся ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.

Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности, влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность, как объект, так и субъект воздействия личности на себя, и общество, а также общественных институтов на личность.

Каждый из нас живет среди людей, в любой ситуации, независимо от нашего желания, мы общаемся с людьми. Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения [4, с. 53]. Для социализации общение играет одну из важных ролей — это реализация коммуникативно-информационной функции, приводящей человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающей человека информацией с целью формирования его образа жизни, так как мы рассматриваем досуговую сферу, то тип досугового общения определяет сам процесс взаимодействия учащихся. Можно выделить следующие типы досугового общения.

Позитивист. Учащиеся этого типа способны творчески подходить к поставленной задаче, взваливая при этом основной груз на себя, они прислушиваются к мнению родителей, педагогов и сверстников, пытаясь реализовать полезные советы. Их отличает настойчивость в достижении цели, а также способность правильно оценивать собственные результаты и результаты своих товарищей. Этот тип учащихся отличается повышенным чувством ответственности за себя, успехи в игре и т. д., которое со временем перерастает в чувство ответственности за других, иногда это чувство гипертрофируется, и уверенность учащегося в себе переходит в страх не оправдать надежд, возложенных на него им самим, друзьями, педагогами. В этих случаях возможно проявление нервных срывов.

Способный. Это тип учащихся, отличается универсальным свойством проявлять способность ко всему, они проявляют успехи в учебе, хорошие друзья, достигают больших успехов в художественной, технической и спортивной деятельности. Такой тип учащихся отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем от кого исходит любовь, забота и внимание. Привязанность эта сохраняется, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Утраты переносятся очень тяжело и переживаются долго.

Меланхоличный тип (домосед). Этот тип характеризуется вялостью, общество его раздражает, компании он избегает, приключения и риск, так изобилующие в досуге их сверстников, для них не привлекательны, они очень тяжело переживают даже мелкие неприятности и неудачи, болезненно реагируют на замечания, как сверстников, так и взрослых. Представители этого типа предпочитают дружить с теми, кто способен удовлетворить их потребность в сопереживании, тяга к группированию со сверстниками, зависит от настроения. Практически никогда не претендует на роль лидера, вполне довольствуясь теневым положением.

Невротичный тип. У учащихся этого типа часто бывает хорошее, даже несколько излишне приподнятое настроение, которое нередко омрачается вспышками раздражения и гнева, им присущи такие черты характера, как тревожность, социальная беспомощность, негативизм. Учащиеся этого типа нетерпимы к проигрышу, вторым ролям, раздражаются, когда долго остаются в тени, они в постоянном стремлении к самостоятельности и независимости. Плохо переносят строгую дисциплину и строго регламентированный режим. Отсутствие навыков самоанализа и теплого дружеского общения, склонность к конфликтам порождают острое чувство одиночества.

Неустойчивый тип. Это дерзкие, недисциплинированные, лживые учащиеся с низкой требовательностью к себе и неспособностью к адекватной самооценки, они, как правило, отличаются эгоистической направленностью, не ориентированы на социальные нормы. В общении с друзьями мало внимательны к их запросам, интересам, в группе и коллективе конфликтны, у такого типа даже положительные качества часто трансформируются в отрицательные. Главная их черта, крайняя изменчивость в настроении, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Такие учащиеся часто инициируют асоциальное поведение сверстников, при этом сами готовы совершить подлость, правонарушение и т. д. Для них характерна нестабильность, резкая перемена привычных взаимоотношений с окружающими, конфликтность в сфере досугового общения.

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах. Определение досуга распадается на 4-е основные группы.

  1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, когда человек занят и делает что-либо.

  2. Досуг обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой, это определение досуга включает ценности самореализации.

  3. Досуг, как свободное время, время выбора, это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

  4. Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга учащихся:

  • досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

  • досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

  • досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

  • досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

  • досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

  • досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

  • досуг формирует позитивную «Я — концепцию»;

  • досуг способствует самовоспитанию личности;

  • досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.

Важным и эффективным фактором социализации учащихся является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. Однако, в современных социально-экономических условиях, когда досуг учащихся коммерциализируется и включенность в сферу деятельности досуговых учреждений в силу отсутствия материальных средств, становится уделом избранных, говорить о масштабности сферы их влияния не приходится.

В результате, в обществе создается вакуум в сфере социализации подрастающего поколения. Но природа, как известно, пустот не терпит и все в большей и большей степени в источник социальной информации превращается улица, определяя свои нормы поведения, формируя своеобразный «кодекс нравственности», диктуя свои условия общественного становления и выживания. В конечном итоге улица все больше и больше превращается в одно из самых действенных средств социализации подрастающего поколения. И, как результат — безудержный рост преступности и страстное желание учащихся разбогатеть, не прикладывая при этом ни физических, ни интеллектуальных усилий [5, с. 47].

В условиях усиления тенденции сокращения вложений государственных средств в развитие досуговых учреждений, исходя из посылки вредоносности «растаскивания» личности учащегося по ведомствам и сферам влияния, а также опираясь на международный опыт организации досуга, представляется целесообразным сконцентрировать материальные средства, кадровый потенциал и основную досуговую деятельность учащихся в учебных и досуговых учреждениях. В результате чего, все без исключения учащиеся будут вовлечены в орбиту педагогически направленной культурно-досуговой деятельности. Вместе с тем, параллельно с всеобщей системой может существовать специальная или дополнительная система, обеспечивающая социализацию подрастающего поколения в сфере досуга. То есть, могут существовать два типа моделей социализации учащихся в сфере досуга — общая и специальная, каждая со своим наполнением.

Социализация это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором человек добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, в учебных и досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде.

Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению в них учащихся. Досуговое учреждение дает возможность широким массам учащихся развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями, это вызывает благоприятный настрой и облегчает педагогический процесс социализации учащихся в сфере досуга.


Литература:

  1. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. — М., 2001. — 158 с.

  2. Гилинский Я. И. Стадии социализации человека. Киев, 2001. — 76 с.

  3. Мудрик А. В. Социализация подрастающего поколения. — М., 2003. — 184 с.

  4. Стрельцов Ю. А. Общение в сфере свободного времени. — М., 2004. — 165 с.

  5. Трегубов Б. А. Свободное время молодежи: сущность, управление. — СПб., 2005. — 126 с.

Основные термины (генерируются автоматически): подрастающее поколение, досуг, общество, учащийся, взятая личность, социализация, сфера досуга, тип, тип учащихся, учреждение.


Задать вопрос