Сегодня зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники.
«Инженерное мышление — это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…» [4].
Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Инструментом, способным сформировать у детей дошкольного возраста инженерное мышление, является конструирование.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования конструирование является одним из видов детской деятельности [5].
Конструирование предполагает построение предмета, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных элементов и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала [3].
Конструирование объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир [1].
Для формирования у детей дошкольного возраста инженерного мышления были определены задачи:
– развивать у дошкольников умение конструировать в трех различных масштабах (взрослом, детском, кукольном), осваивать и обустраивать пространство по своему замыслу и плану;
– способствовать развитию у дошкольников умение фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей, «читать» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей;
– создать условия для развития у дошкольников инициативы в конструктивной деятельности.
Для решения задач по формированию у дошкольников инженерного мышления в группе был организован уголок конструирования «Самоделкин», оснащенный разными видами конструкторов: пластмассовые — «Кнопочка», «Щелкунчик», «Зигзаг», «Гарпун», «Спиралька», «Цветочное царство», «Гибкие лепестки», «Забавные фигурки», «Соединялкин», «LEGO», «Ракета»; металлический — «Малыш»; деревянный — «Томик»; мягкие модули; «Юный инженер»; «Знаток»; «Механик»; Polydron® (магнитный «Конструируем транспорт», гигант «Конструируем транспорт», «Проектирование»).
Работа с конструкторами проводится как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах (совместная творческая деятельность, игровая и самостоятельная деятельность). При этом нами используются различные формы конструирования: конструирование по образцу, конструирование по модели, конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, конструирование по условиям, конструирование по замыслу, конструирование по теме [2].
Содержание образовательной деятельности по конструированию обогащено с учетом парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» (авт. Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Т. В. Тимофеева).
Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, использовалось нами на этапе знакомства с конструкторами. Мы предлагали детям образцы построек, выполненных из деталей конструкторов, и показывали способы их воспроизведения. С опорой на образцы воспитанники группы сооружали свои постройки. Например, воспитанники группы строили по предложенному образцу: из конструктора «Томик»– одноэтажные дома и плоскостные изображения животных (непосредственно образовательная деятельность «У бабушки в деревне»); из конструктора LEGO — транспорт (непосредственно образовательная деятельность «Экскурсия по городу»); из конструктора «Соединялки» — объемные геометрические тела, обозначающие метеориты, (совместная игровая деятельность «Путешествие космос»); из конструктора «LEGO» — фотоаппараты для фотографирования достопримечательностей родного города (совместная игровая деятельность «Уголки родного края») и т. д.
Более усложненная форма конструктивной деятельности — это конструирование по модели. Организуя данную форму конструирования, мы предлагаем детям в качестве образца модель, представляющую собой лишь очертания составляющих ее элементов. Дошкольники воспроизводят эту модель из имеющихся у них деталей конструктора, определяют для себя задачу, но способ ее решения не обговаривается, решение дети находят сами.
Таким образом, можно отметить, что конструирование одно из важных условий формирования у дошкольников инженерного мышления, так как оно влияет на развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; развивает у детей умение планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить необходимые изменения в работу; способствует формированию у воспитанников умение фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей, «читать» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей; развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
Литература:
- Волкова С. И. Конструирование [Текст]: / С. И. Волкова — М: Просвещение, 2010–96 с.
- Волосовец Т. В. «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» [Текст]: / Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Т. В. Тимофеева — Самара «Издательство АСГАРД», 2017–67 с.
- Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС [Текст]: / М. С. Ишмакова — М.: ИПЦ Маска, 2013–100 с.
- Миназова Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Миназова // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 545–548.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384] // КонсультантПлюс. www.consultant.ru 2013. С. 4.