Технология ТИКО-конструирования, в условиях дошкольного учреждения, является универсальным средством развития конструктивных навыков и умений дошкольников, обладает перспективными возможностями для трансформации плоскостных моделей в объёмные; способствует развитию абстрактно-логическому мышлению и воображению ребёнка; решает многополярные задачи в едином образовательном поле, имеет пролонгированное игровое назначение.
Ключевые слова: дошкольное учреждение, ТИКО-конструирование, модель, конструктор, познавательное развитие, предпосылки инженерного мышления.
В настоящее время стремительно развиваются технологии во всем мире. Меняются требования к содержанию образования нового поколения. И дошкольное образование тоже претерпевает большие изменения. Реализация федеральной образовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов дошкольных образовательных учреждений на «обеспечение построения целостной педагогической деятельности направленной на полноценное всестороннее развитие ребёнка — физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое — во взаимосвязи, с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей…».
Конструктивная деятельность является эффективным инструментом в развитии ребёнка дошкольного возраста. И её содержание меняется в соответствии с современными реальностями. Если еще вчера воспитатели, проводя обучающие занятия по конструированию, выдавали каждому ребенку стандартные строительные наборы и конструкторы и давали образец для подражания, то сегодня современный дошкольник не только учится у взрослого, но и способен самостоятельно научится новым знаниям, умениям и навыкам. И ТИКО-конструктор является одним из таких универсальных средств.
Являясь непосредственными организаторами и участниками деятельности воспитанников в детском саду, мы с уверенностью может отметить, что конструирование — одно из самых любимых занятий у детей. В МАДОУ МО г. Краснодар «Центр — детский сад № 21» во всех группах есть разные виды конструкторов и строительного материала, с помощью которого организовывается как образовательная, так и игровая деятельность. Проводя предварительную работу по разработке инновационного проекта в области познавательного развития, мы отметили, что ТИКО-конструктор привлекает значительное внимание как педагогов, так и детей. Однако существуют и затруднения в работе и игре с ним, его возможности малоизучены педагогами, а дети не всегда используют все функции конструктора, ограничиваясь его плоскостными конструкциями. Таким образом, у нашего коллектива появилась цель -внедрить технологию ТИКО-конструирования в образовательное поле учреждения, как обязательную составляющую его часть, потому что его возможности во многом опережают другие виды конструкторов и его результаты (модели) являются отличным игровым материалом в последующих детских играх.
ТИКО-конструирование дает возможность реализовать и интегрировать образовательные области. В познавательном развитии — это техническое конструирование, работа по схемам и образцам, систематизация знаний о геометрических представлениях; в речевом развитии — обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика; в художественно-эстетического развитии -творческое конструирование, развитие у детей художественного вкуса и эстетического восприятия; в физическом развитии — улучшает моторику рук, координацию движений; в области социально-коммуникативного развития — развитие самостоятельности, целенаправленности, командная работа, улучшение общения и взаимодействия ребёнка со взрослым.
Технология ТИКО-конструирования позволяет воспитывать и обучать детей играя, объединяет игру, исследовательскую и экспериментальную деятельность, формирует познавательную активность.
Есть еще немаловажная для педагогов, с нашей точки зрения, практичная сторона у конструктора ТИКО: детали ТИКО — это готовый раздаточный материал, можно использовать на многих занятиях. В конструкторе используется как плоскостное, так и объёмное моделирование, то есть «2 в 1». Размер деталей удобен в игре, как на столе, так и на полу. И этот плюс ТИКО немаловажен! (Вспомните, как легко теряются мелкие лего — детальки на ковре или полу). Детали крепко фиксируются друг с другом. Наборы легкие по весу. Качественный пластик — легко мыть и сушить. Занимает мало места при хранении (в отличие от объёмных форм).
Отличительной особенностью конструктора ТИКО от других конструкторов, которая заинтересовала нас, является работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные руками человека (здания, машины, роботы и т. д.). Игра с такими объектами позволяет детям постепенно развивать навыки пространственного мышления, подниматься на более высокий абстрактный словесно-логический уровень мышления, заложить на этапе дошкольного детства начальные предпосылки инженерного мышления.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяя направления развития и образования детей, ставит область познавательного развития одним из основных направлений. Каждый педагог понимает, что: «Учение в детстве — как резьба на камне», образование и навыки, полученные в раннем возрасте, являются основой для будущего развития. И, если стране нужны инженеры и исследователи, новаторы и модернизаторы, начинать готовить будущих специалистов нужно не тогда, когда ребенок кончит школу, а гораздо раньше.
Таким образом, широкое применение ТИКО-конструктора в образовательной и игровой деятельности способствуют созданию условий для развития предпосылок инженерного мышления. Это формирует чувство уверенности в своих силах, умение действовать самостоятельно, повышает самооценку ребёнка. Можно уверенно сказать, что, игра с ТИКО-конструктора способствует разностороннему развитию каждого ребенка.
Литература:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028.
- Захарова Л. Е. Технология «ТИКО-моделирование» в познавательно-речевом развитии детей старшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Л. Е. Захарова.– СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2022. — 164 с.
- Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ Н. В. Микляева [и др.]. М.: Изд-во Юрайт, 2020. 450 с.
- Парамонова, Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование. — 2008. — № 17, 18
- Скавычева, Е. Н. ТИКО конструктор как средство развития конструктивных умений детей среднего дошкольного возраста / Е. Н. Скавычева, А. С. Гаврилова // Педагогический вестник. — 2020. — № 17. — С. 68–69.