Технология ТИКО-конструирования как современное средство развития предпосылок инженерного мышления у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 18.12.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Кармаза, И. Н. Технология ТИКО-конструирования как современное средство развития предпосылок инженерного мышления у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО / И. Н. Кармаза, Е. В. Волохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 254-255. — URL: https://moluch.ru/archive/550/120749/ (дата обращения: 15.01.2025).



Технология ТИКО-конструирования, в условиях дошкольного учреждения, является универсальным средством развития конструктивных навыков и умений дошкольников, обладает перспективными возможностями для трансформации плоскостных моделей в объёмные; способствует развитию абстрактно-логическому мышлению и воображению ребёнка; решает многополярные задачи в едином образовательном поле, имеет пролонгированное игровое назначение.

Ключевые слова: дошкольное учреждение, ТИКО-конструирование, модель, конструктор, познавательное развитие, предпосылки инженерного мышления.

В настоящее время стремительно развиваются технологии во всем мире. Меняются требования к содержанию образования нового поколения. И дошкольное образование тоже претерпевает большие изменения. Реализация федеральной образовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов дошкольных образовательных учреждений на «обеспечение построения целостной педагогической деятельности направленной на полноценное всестороннее развитие ребёнка — физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое — во взаимосвязи, с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей…».

Конструктивная деятельность является эффективным инструментом в развитии ребёнка дошкольного возраста. И её содержание меняется в соответствии с современными реальностями. Если еще вчера воспитатели, проводя обучающие занятия по конструированию, выдавали каждому ребенку стандартные строительные наборы и конструкторы и давали образец для подражания, то сегодня современный дошкольник не только учится у взрослого, но и способен самостоятельно научится новым знаниям, умениям и навыкам. И ТИКО-конструктор является одним из таких универсальных средств.

Являясь непосредственными организаторами и участниками деятельности воспитанников в детском саду, мы с уверенностью может отметить, что конструирование — одно из самых любимых занятий у детей. В МАДОУ МО г. Краснодар «Центр — детский сад № 21» во всех группах есть разные виды конструкторов и строительного материала, с помощью которого организовывается как образовательная, так и игровая деятельность. Проводя предварительную работу по разработке инновационного проекта в области познавательного развития, мы отметили, что ТИКО-конструктор привлекает значительное внимание как педагогов, так и детей. Однако существуют и затруднения в работе и игре с ним, его возможности малоизучены педагогами, а дети не всегда используют все функции конструктора, ограничиваясь его плоскостными конструкциями. Таким образом, у нашего коллектива появилась цель -внедрить технологию ТИКО-конструирования в образовательное поле учреждения, как обязательную составляющую его часть, потому что его возможности во многом опережают другие виды конструкторов и его результаты (модели) являются отличным игровым материалом в последующих детских играх.

ТИКО-конструирование дает возможность реализовать и интегрировать образовательные области. В познавательном развитии — это техническое конструирование, работа по схемам и образцам, систематизация знаний о геометрических представлениях; в речевом развитии — обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика; в художественно-эстетического развитии -творческое конструирование, развитие у детей художественного вкуса и эстетического восприятия; в физическом развитии — улучшает моторику рук, координацию движений; в области социально-коммуникативного развития — развитие самостоятельности, целенаправленности, командная работа, улучшение общения и взаимодействия ребёнка со взрослым.

Технология ТИКО-конструирования позволяет воспитывать и обучать детей играя, объединяет игру, исследовательскую и экспериментальную деятельность, формирует познавательную активность.

Есть еще немаловажная для педагогов, с нашей точки зрения, практичная сторона у конструктора ТИКО: детали ТИКО — это готовый раздаточный материал, можно использовать на многих занятиях. В конструкторе используется как плоскостное, так и объёмное моделирование, то есть «2 в 1». Размер деталей удобен в игре, как на столе, так и на полу. И этот плюс ТИКО немаловажен! (Вспомните, как легко теряются мелкие лего — детальки на ковре или полу). Детали крепко фиксируются друг с другом. Наборы легкие по весу. Качественный пластик — легко мыть и сушить. Занимает мало места при хранении (в отличие от объёмных форм).

Отличительной особенностью конструктора ТИКО от других конструкторов, которая заинтересовала нас, является работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные руками человека (здания, машины, роботы и т. д.). Игра с такими объектами позволяет детям постепенно развивать навыки пространственного мышления, подниматься на более высокий абстрактный словесно-логический уровень мышления, заложить на этапе дошкольного детства начальные предпосылки инженерного мышления.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяя направления развития и образования детей, ставит область познавательного развития одним из основных направлений. Каждый педагог понимает, что: «Учение в детстве — как резьба на камне», образование и навыки, полученные в раннем возрасте, являются основой для будущего развития. И, если стране нужны инженеры и исследователи, новаторы и модернизаторы, начинать готовить будущих специалистов нужно не тогда, когда ребенок кончит школу, а гораздо раньше.

Таким образом, широкое применение ТИКО-конструктора в образовательной и игровой деятельности способствуют созданию условий для развития предпосылок инженерного мышления. Это формирует чувство уверенности в своих силах, умение действовать самостоятельно, повышает самооценку ребёнка. Можно уверенно сказать, что, игра с ТИКО-конструктора способствует разностороннему развитию каждого ребенка.

Литература:

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028.
  2. Захарова Л. Е. Технология «ТИКО-моделирование» в познавательно-речевом развитии детей старшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Л. Е. Захарова.– СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2022. — 164 с.
  3. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ Н. В. Микляева [и др.]. М.: Изд-во Юрайт, 2020. 450 с.
  4. Парамонова, Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование. — 2008. — № 17, 18
  5. Скавычева, Е. Н. ТИКО конструктор как средство развития конструктивных умений детей среднего дошкольного возраста / Е. Н. Скавычева, А. С. Гаврилова // Педагогический вестник. — 2020. — № 17. — С. 68–69.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, инженерное мышление, познавательное развитие, ребенок, технология ТИКО-конструирования, вид конструкторов, детский сад, дошкольное учреждение, игра, игровая деятельность, конструктор, педагог.


Похожие статьи

Развитие пространственного мышления как неотъемлемый компонент, способствующий изучению дошкольниками основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде «Пиктомир»

Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими спос...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды

В статье раскрываются особенности использования развивающей предметно-пространственной среды при формировании экономических основ у детей дошкольного возраста. Отмечается, что развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка азам ...

Современные технологии в работе с детьми с ТНР (из опыта работы ДОУ № 47 г. Белгорода)

Изменяющиеся внешние условия жизни диктуют новые условия работы образовательных организаций. Работа детского сада на современном этапе развития общества невозможна без использования ИКТ. Проведение развивающих занятий с использованием различных совре...

Инновационные приемы визуализации теоретического материала как средство адаптации студентов к условиям среднего профессионального образования

В данной работе предложены педагогические приемы, создающие условия для более быстрой и успешной адаптации студентов к условиям обучения в СПО. Рассматриваются скрайбинг, влияние цвета на психоэмоциональное состояние и цветовое оформление конспектов,...

Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления

В статье рассматриваются инновационные аспекты использования ИКТ, которые позволяют подойти к вопросу преподавания предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технол...

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде

Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО

В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают ...

Похожие статьи

Развитие пространственного мышления как неотъемлемый компонент, способствующий изучению дошкольниками основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде «Пиктомир»

Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими спос...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды

В статье раскрываются особенности использования развивающей предметно-пространственной среды при формировании экономических основ у детей дошкольного возраста. Отмечается, что развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка азам ...

Современные технологии в работе с детьми с ТНР (из опыта работы ДОУ № 47 г. Белгорода)

Изменяющиеся внешние условия жизни диктуют новые условия работы образовательных организаций. Работа детского сада на современном этапе развития общества невозможна без использования ИКТ. Проведение развивающих занятий с использованием различных совре...

Инновационные приемы визуализации теоретического материала как средство адаптации студентов к условиям среднего профессионального образования

В данной работе предложены педагогические приемы, создающие условия для более быстрой и успешной адаптации студентов к условиям обучения в СПО. Рассматриваются скрайбинг, влияние цвета на психоэмоциональное состояние и цветовое оформление конспектов,...

Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления

В статье рассматриваются инновационные аспекты использования ИКТ, которые позволяют подойти к вопросу преподавания предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технол...

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде

Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО

В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают ...

Задать вопрос