В дошкольном возрасте дети овладевают различными видами деятельности, одним из которых является конструктивная деятельность.
В контексте ФГОС ДО конструктивная деятельность включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на приобщение детей к конструированию, развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов и их элементами. В процессе конструирования детьми приобретаются умения, навыки построения, целенаправленного рассмотрения, наблюдения, формируются психические процессы, такие как, восприятие, ощущение, творческое воображение, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В старшем дошкольном возрасте конструирование способствует развитию произвольного внимания, в процессе конструктивной деятельности у детей формируется умение планировать и прогнозировать [1].
Проблема формирования конструктивной деятельности привлекает внимание, как педагогов, так и психологов. По общему мнению, этот вид детской активности оказывает значительное влияние на формирование практических форм мыслительной деятельности.
Большинство отечественных исследователей определяют конструктивную деятельность как продуктивную деятельность, в процессе которой создаётся определённый, заранее продуманный реальный продукт. Отмечается также, что конструирование сочетает в себе виды игровой и учебной деятельности и по своему характеру сходно с изобразительной, поскольку в нём также отражается окружающая действительность.
Ряд зарубежных исследователей склонны трактовать конструирование более широко, рассматривая его как конструктивный праксис — способность выполнять целесообразные действия по инструкции, или же причисляют к конструированию те изменения, которые вносятся ребёнком в эти действия под влиянием зрительного поля.
Так, В. Г. Нечаева определяет конструирование как создание построек из деталей строительного материала, конструктора, изготовление игрушек и поделок из бумаги, картона, дерева, деталей различных конструкторов и другого материала [6].
По мнению Н. В. Дятловой, конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению [3].
Исследования З. В. Лиштван показали, что благодаря конструктивной деятельности дети наиболее полно и точно начинают воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и так далее) [4].
При правильно организованной конструктивной деятельности дети приобретают:
- конструктивно-технические умения:
– сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т. д.;
– делать из бумаги различные поделки — ёлочные игрушки, кораблики и т. д.;
- обобщённые умения:
– целенаправленно рассматривать предметы;
– сравнивать их между собой и расчленять на части;
– видеть в них общее и различное;
– находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей;
– делать умозаключения и обобщения.
- навыки самостоятельности.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер.
Основными типами конструктивной деятельности являются:
- Конструирование по образцу: суть этого типа конструирования заключается в воссоздании в конструкции предложенного образца предмета. Самый простой способ такого конструирования — создание образца на глазах у детей, где дети имеют возможность наблюдать особенности, последовательность процесса.
Значительно более сложным является конструирование по готовым образцам, поскольку ребёнку необходимо выделить в нём отдельные детали. В этом процессе ребёнок производит точное представление о предмете, который необходимо будет сконструировать. Основное правило при обследовании образца — проанализировать большие основные его части и их взаиморасположение [2].
Использование расчленённого на элементы образца оправдано лишь в начале овладения конструктивной деятельностью, когда ребёнок приобретает первые навыки обследования, умение выделять его основные части.
Деятельность, которая состоит только из точного воспроизведения образца, не развивает умение творчески решать конструктивные задачи. Этой цели подчинено конструирование по целостным образцам, когда ребёнок в ходе обследования должен установить, с помощью каких деталей он сможет воспроизвести предмет [5].
- Конструирование по данным условиям — его особенность заключается в необходимости построить конструкцию на основе сформулированных педагогом условий, требований, задач, игры (например, сконструировать пароход, чтобы на нём могли разместиться команда и пассажиры; построить мост через реку, чтобы по нему могли проехать машины). Для этого необходимо видеть зависимость конструкции предмета от его назначения.
В процессе такого конструирования согласно заданию ребёнок учится по-разному решать его. Это создаёт важные предпосылки для развития творчества: детям становится интересно построить различные здания, различными способами оградить их, построить мост через реку т. п.Часто ребёнок создаёт много зданий, которые последовательно усложняются. Сооружение высоких и низких, широких и узких, длинных и коротких домиков формирует у детей гибкое представление о различных их типах, обобщённое умение их строить, развивает самостоятельность. Это составляет основу творческого конструирования.
- Конструирование по замыслу: таких умений требует от ребёнка игровая деятельность, для которой нужны строения не только из специального материала (например, кубиков), но и окружающих ребёнка предметов — мебели, досок, палок, кусков бумаги, ткани и т. п. Игра часто требует создания конструкций, которыми ребёнок мог бы пользоваться лично. Дети строят сооружения, которые хотят использовать в различных целях (например, корабли и баржи, на которых отправились бы в плавание).
Использование строений в игре предоставляет конструированию детей большой практический смысл, меняет его характер. Конструируя, они заботятся, чтобы устройство было подобно определённому предмету, чтобы можно было поиграть с ним. Такая установка меняет отношение детей к процессу конструирования: они пытаются создать конструкцию, которая бы максимально соответствовала задуманной ими идее [7].
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Гарант [Офиц. сайт]. — URL: http://base.garant.ru/70512244/#friends
- Гучанова, А. С. Условия развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / А. С. Гучанова// Молодой учёный. — 2018. — № 40. — С. 184–187.
- Дятлова, Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Дятлова // Молодой учёный. — 2016. — № 14. — С. 536–537.
- Лиштван З. В. Конструирование: пособие для воспитателя детского сада [Текст]/ З. В. Лиштван. — М.: Просвещение, 2011. — 179 с.
- Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников [Текст] // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Р. Лурия. — М.: 1948. — 34–64 с.
- Нечаева В. Г. Конструирование в детском саду / под ред. В. Г. Нечаева, В. В. Богуславского. — М.: Просвещение, 2016. — 158 с.
- Стругаева, В. В. Особенности конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В. В. Стругаева// Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электронный сборник статей по материалам XLI международной студенческой научно-практической конференции № 1(40). — М., 2017.