Возможность моделирования дефиниций категории «воспитания» как условие формирования культуры самостоятельной работы педагога
Авторы: Козырева Ольга Анатольевна, Боровая Оксана Леонидовна, Мареев Александр Сергеевич
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 127 раз
Библиографическое описание:
Козырева, О. А. Возможность моделирования дефиниций категории «воспитания» как условие формирования культуры самостоятельной работы педагога / О. А. Козырева, О. Л. Боровая, А. С. Мареев. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2233/ (дата обращения: 16.11.2024).
- Продуктивная педагогика была, есть и будет той
безупречной игрушкой-ценностью, дорогой материей-средством,
непреклонной истиной-ресурсом в устах антропологического
пространства в целом и педагога в частности, создающих и реализующих
условия включения подрастающих субъектов общества в микро-, мезо-,
макро-, мегаусловия сосуществования, социализации, самореализации,
социального и профессионального взаимодействия.
- В таком контексте культура самостоятельной работы (КСР) педагога представляет собой интегративное личностное образование, стимулирующее педагога к познанию объективной реальности и преобразованию ее согласно системным, культурологическим, деятельностным и компетентностным возможностям и ограничениям в постановке и решении проблем и задач мотивационно-рефлексивной, социально-средовой, организационно-деятельностной и профессионально-педагогической составляющих условий, раскрывающих возможности формирования данного феномена на этапах и уровнях (объектный, индивидуальный, субъектный, личностный), учитывающих факторы (личностные или психогенетические, общекультурные, социальные, профессиональные) и принципы формирования (сциентизма и мастерства, интерактивности и преемственности, синергетичности и рационализма, персонификации и сотворчества, состоятельности и продуктивности, дихотомичности и взаимодополнения), базирующихся на парадигмах (антропологической, культурологической, акмеологической и гуманистической), имеющих свои виды, формы, методы, средства и технологии формирования и диагностики. Т.е. формирование КСР педагога – это механизм создания мотивационно-рефлексивных условий (многоступенчатое преобразование личности от самоопределения до самореализации в различных видах деятельности от профессионального общения, трудовой, научной, культурно-просветительной, оздоровительной, здоровьесберегающей… до досуговой); социально-средовых условий (актуализация и апробация показателей сформированности и моделей формирования КСР педагога), организационно-деловых условий (учет факторов формирования КСР педагога – личностных (психогенетических), общекультурных, социальных, профессиональных в модели формирования КСР педагога), профессионально-педагогических условий (становления педагога в системе возможностей и ограничения поля его деятельности и общения) и их реализации в микро-, мезо-, макро- и мегапространстве в структуре модели «хочу – могу – надо – есть». Или в узком культурологическом смысле КСР педагога – механизм самосовершенствования и самореализации, социализации и адаптации субъектов социального пространства, определяющий ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры.
- Одним из условий формирования КСР педагога является появление продукта его деятельности, а одним из таких продуктов является результат моделирования дефиниций категории «воспитание».
- В различных источниках насчитывается порядка тысячи моделированных дефиниций категории «воспитание», но это не предел, т.к. и средств современного воспитания не менее выше перечисленного. Попытаемся представить еще несколько дефиниций (определений) категории «воспитание» с точки зрения хорошо известных нам методологических подходов, фасилитирующих понимание значимости воспитания в структуре социально-педагогической работы и реализацию условий создания инновационных средств современной теории воспитания.
- Воспитание с точки зрения научного подхода – это процесс и механизм передачи от старшего поколения к младшему норм поведения, взаимоотношений, традиций, стереотипов традиционного и условий моделирования и апробации инновационного в среде и деятельности, где выбор стратегии взаимоотношений, возможности и качество преобразований объективного внутри и вне человека влияют на продуктивность жизнедеятельности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, раскрывающих личность, деятельность и среду с позиций современных и культурно-исторических преобразований сценического и антропологического, гносеологического и герменевтического, культурно-исторического и компетентностного, и пр. условиях системно-дихотомического и антрополого-акмеологического членения, изучения и преобразования, акты и результаты которых представлены в мировой копилке педагогической науки в частности и цивилизации в общем (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – это целенаправленный, личностно и социально обусловленный процесс, фасилитирующий определение в структуре ведущей деятельности субъекта общения и взаимодействия, деятельности и культуры, науки и искусства вершины самореализации и социализации в различных направлениях, выделяемых современной педагогикой с позиции значимых для общества направлений деятельности (спорт, наука, искусство, религия), с последующей возможностью реконструкции и трансформации, обеспечивающих получение, преобразование и распределение материальных и моральных благ в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это социально, личностно, профессионально значимый и реконструируемый педагогический процесс, заключающийся в определении и принятии субъектом общества норм, правил, отношений, моделей получения, накопления, реконструкции, ретрансляции социального опыта, особенность которого формируется, системно преобразуется и ретранслируется в микро-, мезо-, макро-, и мегасредах, фасилитирующих включение личности в общение, игру, обучение, трудовую деятельность на этапах и качествах становления, развития, формирования личности в структуре получения и распределения материальных и моральных благ (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.)
- Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это педагогически, социально, профессионально и личностно обусловленный процесс, заключающийся в определении и культурно-историческом и деятельностно-гносеологическом преобразовании норм, правил, отношений в структуре получения, накопления, реконструкции, ретрансляции социального опыта подрастающим поколением с целью дальнейшего становления, развития, формирования как личности в процессе общения и деятельности (Мареев А. С. – 2011/2012 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения антропологического подхода – это механизм самореализации личности в структуре модели «хочу–могу–надо–есть», сопутствующий появлению, преумножению материальных и моральных благ в личностно, социально и профессионально значимых направлениях деятельности (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения деятельностного подхода – это целенаправленный педагогически реконструируемый и трансформируемый процесс становления, развития, формирования личности в структуре приобщения, создания и реализации условий востребованности и конкурентоспособности личности в различных видах деятельности, предопределяющий выявление и детерминацию условий преобразования моделей самоопределения, самосовершенствования и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, системно объясняющий и мотивирующий получение всех результатов трудовой и досуговой деятельности, качество жизнедеятельности и общения в социальном пространстве (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения индивидуального подхода – это специально организованная деятельность, направленная на формирование мировоззрения, норм поведения, нравственного сознания, навыков общения и взаимоотношений, предопределяющих качество жизни и условия взаимоотношений в среде, возможность и модели самоопределения, саморазвития, самосовершенствования, самореализации, социального, профессионального и личностного самосохранения человека как ценности и показателя состоятельности общества в целом и его единиц в частности (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения информационного подхода – это целенаправленный процесс формирования и развития личности в системе ретрансляции социального опыта от старшего поколения к младшему, фасилитирующий формирование психосоциальных и социально-педагогических качеств на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях, раскрывающих достижения человека и фасилитирующий их получение в информационном, герменевтическом, антропологическом, ноосферном и прочих полях, где происходит качественно-количественное преобразование внутреннего мира и внешней среды, заключающей возможность идентификации человека как личности, субъекта, объекта изучения, творца и в то же время репродукции культуры, истории, науки, искусства (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения исторического подхода – это культурно-исторический, социально-педагогический процесс, заключающийся в формировании систем ценностей и определения, реконструкции и трансформации модели ретрансляции общественно-исторического опыта от поколения к поколению, в ходе чего происходит социализация подрастающего поколения, их самоопределение, самореализация, самоутверждение, самосовершенствование и, как следствие, сохранение, преобразование и преумножение материальных и моральных ресурсов общества (культурно-исторического пространства) на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях социального, личностного и профессионального, раскрывающего все грани антропологического пространства как в каждом конкретном человеке, так и в обществе в целом (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения поведенческого подхода – это механизм социальной и личностной идентификации, фасилитирующий процессы принятия норм и правил поведения, этических предпочтений и эстетических взглядов, предопределяющих становление, формирование и развитие личности в среде, системно трансформирующей, реконструирующей и ретранслирующей социальный опыт и модели социализации, адаптации, самоутверждения и самореализации в условиях ограничений и возможности как самого человека, так и общества в целом (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – это социально, личностно и религиозно обусловленный механизм формирования и ретрансляции определенных, социально допустимых, религиозных, духовно-нравственных представлений, морально-этических ценностей, фасилитирующих процессы адаптации и социализации личности в среде, системно трансформирующий модели и результат самоопределения, саморазвития, самореализации, самосовершенствования в русле гуманности и толерантности (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.).
- Возможность формирования КСР педагога может быть реализована двумя путями – первый путь – путь стихийного самообучения, в результате которого мы в мировой истории можем выделить все выдающиеся имена не только нашей науки, напрямую связанные с ней, но и все другие имена выдающихся ученых, деятелей искусства, спорта, культуры и пр., на которых действие и роль педагогической науки и практики оказывало второстепенное значение. И второй путь – путь создания среды, реализующей модели и условия, технологии и методы формирования КСР в образовательном или свободном, культурно-историческом пространстве.
- В данном поле деятельности велика роль формирования потребности у будущего педагога и любого обучающегося в социально-профессиональной среде и возможности использовании методов исследования и формирования КСР, их можно условно свести к трехблочной схеме, которая объясняет важность моделирования определений в структуре профессионально-педагогической и учебной деятельности педагога, ее можно представить в следующем виде:
- В таком контексте культура самостоятельной работы (КСР) педагога представляет собой интегративное личностное образование, стимулирующее педагога к познанию объективной реальности и преобразованию ее согласно системным, культурологическим, деятельностным и компетентностным возможностям и ограничениям в постановке и решении проблем и задач мотивационно-рефлексивной, социально-средовой, организационно-деятельностной и профессионально-педагогической составляющих условий, раскрывающих возможности формирования данного феномена на этапах и уровнях (объектный, индивидуальный, субъектный, личностный), учитывающих факторы (личностные или психогенетические, общекультурные, социальные, профессиональные) и принципы формирования (сциентизма и мастерства, интерактивности и преемственности, синергетичности и рационализма, персонификации и сотворчества, состоятельности и продуктивности, дихотомичности и взаимодополнения), базирующихся на парадигмах (антропологической, культурологической, акмеологической и гуманистической), имеющих свои виды, формы, методы, средства и технологии формирования и диагностики. Т.е. формирование КСР педагога – это механизм создания мотивационно-рефлексивных условий (многоступенчатое преобразование личности от самоопределения до самореализации в различных видах деятельности от профессионального общения, трудовой, научной, культурно-просветительной, оздоровительной, здоровьесберегающей… до досуговой); социально-средовых условий (актуализация и апробация показателей сформированности и моделей формирования КСР педагога), организационно-деловых условий (учет факторов формирования КСР педагога – личностных (психогенетических), общекультурных, социальных, профессиональных в модели формирования КСР педагога), профессионально-педагогических условий (становления педагога в системе возможностей и ограничения поля его деятельности и общения) и их реализации в микро-, мезо-, макро- и мегапространстве в структуре модели «хочу – могу – надо – есть». Или в узком культурологическом смысле КСР педагога – механизм самосовершенствования и самореализации, социализации и адаптации субъектов социального пространства, определяющий ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры.
|
Методы исследования (классификационная группа) |
Наименование |
|
Проблемы формирования КСР педагога |
Методы теоретического анализа |
исторический |
Продукты научного исследования (виды, этапы, модели, функции, критерии и показатели сформированности, технологии формирования и диагностики, методы и средства формирования, условия, факторы, парадигмы) |
библиографический |
|||
сравнительно-сопоставительный |
|||
герменевтический |
|||
ретроспективный |
|||
Логические методы |
сходства |
||
различия |
|||
соединение методов сходства и различия |
|||
метод сопутствующих изменений |
|||
Методы синтеза |
эмпирического обобщения |
||
теоретического обобщения |
|||
Прогностические методы |
обобщение независимых характеристик |
||
моделирование |
|||
шкалирование |
|||
ранжирование |
|||
Обсервационные методы |
прямое и косвенное наблюдение |
||
включенное наблюдение |
|||
невключенное наблюдение |
|||
самонаблюдение |
|||
Праксиметрические |
анализ продуктов деятельности |
||
метод реконструкции педагогической деятельности и педагогического опыта |
|||
профессиографический анализ |
|||
метод профессионально-педагогических кейсов |
|||
Психотерапевтические |
беседы |
||
игры |
|||
арттерапия |
|||
библиотерапия |
|||
тренинги и пр. |
|||
Диагностирующие |
анкеты |
||
метод проектов |
|||
метод сочинений |
|||
метод акростихов |
|||
метод дневников |
|||
метод неоконченных предложений |
|||
метод построения классификаций |
|||
метод определения логических последовательностей |
|||
опроса |
|||
дидактические тесты |
|||
Экспериментальные |
опытная проверка |
||
эксперимент |
|||
Методы непараметрической статистики |
Критерии знаков |
||
Вилкоксона |
|||
Колмогорова-Смирнова |
Литература:
- 1. Козырева, О. А. Воспитание как категория педагогики: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 115 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–357–8.