Мультисредовый подход в структуре формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Матвеев, А. А. Мультисредовый подход в структуре формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя / А. А. Матвеев, Е. Р. Пугина, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2583/ (дата обращения: 27.04.2024).

Культура самостоятельной работы будущего инженера-строи­теля представляет собой полисистемное образование, способствующее восприятию, преобразованию, трансформации и ретрансляции социально-профессиональных, личностно-деятельностных и акмеолого-синергетических механизмов и ресурсов антропологического поля, создающего микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, предопределяющие качественно-коли­чест­вен­ное преобразование как внутреннего мира человека, индивида, субъекта, личности, так и среды в целом.
Под социально-профессиональными ресурсами антропологического поля будем понимать специфические, субъектно-социальные и личностно-профессиональные преобразования единиц среды (человек-индивид-субъект-личность) и ее целостной системы (микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды), в структуре которых происходит становление, самосовершенствование и самореализация личности инженера-строителя, включенного в неустанный поиск своего «я», предопределяющий моделирование и апробацию моделей в структуре ведущей деятельности и досуга инженера-строителя. Так появляются проекты и их реализация в зданиях и прочих объектах гражданского и промышленного строительства.
Под личностно-деятельностными ресурсами антропологического поля будем понимать определение и совершенствование практики социально-профессио­наль­ных отношений, системно выявляющих и диалектически изменяющих тенденции становления личности в четырехуровневой модели: объект-индивид-субъект-личность, где профессиональная деятельность стимулирует все качественные переходы в четырехуровневой модели (т. е. переходы развития, а не переходы деградации), специфика взаимоотношений в среде и НТП предопределяет скорость преобразований среды и становления личности.
Под акмеолого-синергетическими ресурсами антропологического поля будем понимать мультисредовые преобразования, предопределяющие достижение и раскрытие наивысших достижений как отдельно взятой личности, так и среды в пространственно-временном ракурсе преобразования в целом того масштаба, который обеспечивает данные преобразования. Т.е. вершины развития и становления личности и общества являются ресурсами его и потенциальными возможностями.
Мультисреда – это результат включения личности в микро-, мезо-, макро- и мегасреды, объединяющие все свойства, качества, компетенции, знания, умения, навыки, ценности и прочие продукты психолого-педагогического генеза, системно отображающие личность как эталон и результат, продукт и единицу, творение и смысл всех преобразований в антропологическом пространстве, создавшем и реконструирующем человека с позиции всех достижений системы наук о человеке, прямо и косвенно связанных со всеми гранями культуры, науки, искусства в целом и в частности.
Моделирование и его результативность в структуре формирования культуры самостоятельной работы инженера-строителя есть функция и процесс включения личности в решения задач и проблем профессионально-делового уровня, обеспечивающих формирование таких ценностей, как становление, самоопределение, конкурентоспособность, мобильность, самосовершенствование, самореализация, а система принципов полисубъектного взаимодействия представляет собой набор векторов саморазвития, самореализации, самосовершенствования, рефлексии, гуманизма и толерантности, фасилитирующих становление личности в среде и деятельности. В данном преобразовании структур личности и общества в целом мультисредовый подход определяет наилучшие результаты в поиске и реализации идей гуманно-личност­ной педагогики, т.к. развивающаяся и зрелая личность включена в процесс общения и деятельности, то возникает необходимость синергетической ситуативной реконструкции среды, неустанно создающей личность, а в таком процессе и появляется мультисредовые преобразования личности социально и профессионально востребованной, мобильной, гибкой, гуманной, здоровой, креативной и пр. В структуре реализации идей обучения инженеров-строителей можно выделить наипростейший пример – строительство многоэтажного дома. Первый уровень – многоэтажный дом: социальное жилье – для многодетных семей, престарелых, сирот, инвалидов, малоимущих и т.д., – всех социально и экономически незащищенных слоёв общества. На его проектирование и реализацию проекта затрачиваются минимальные ресурсы, качество – по СНИП (строительные нормы и правила), отделка и первичное оснащение дома – минимальны. Второй уровень – многоэтажный дом, проектируемый по рыночной стоимости с минимальными затратами и специфическими проектно-строительными работами. На его проектирование и строительство уходит то количество материального обеспечения, которое может себе позволить данная категория граждан. Третий уровень – многоэтажный дом для людей среднего достатка. Специфика определяет содержание и качество данного объекта. Четвертый уровень – многоэтажный дом элитной проектировки, – строительство осуществляется по выделенным требованиям и той сумме, которую может оплатить данная категория граждан. Данная спецификация условна, а качество продукта не всегда связано только с материальным вложением, но и еще с тем уровнем общей, профессиональной и коммуникативной культуры строителей рабочих и ИТР, которые реализуют все профессионально-экономические и социально-этические отношения. Кроме того, культура самостоятельной работы будущего инженера-строителя обеспечивает ему неустанный рост в системе общепедагогических векторов преобразования личности, – это и самоопределение, и самосовершенствование, и самовоспитание, и самообучение, и саморазвитие, и самореализация, и пр.
Критерии сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя можно построить в следующей системе:
  • Организационно-деловой раскрывает перспективы ведущей деятельности и общения будущего инженера-строителя в контексте ее организации и формирования необходимых качеств, ценностей, компетенций.
  • Профессионально-акмеологический предопределяет выявление моделей, способов, методов, средств, условий, технологий, специфики и возможностей организуемой деятельности с позиции вершин формирования профессионализма и состоятельности, продуктивности и конкурентоспособности.
  • Информационно-коммуникативный высвечивает систему формирования общеучебных знаний, умений, навыков, компетенций, фасилитирующих включение в социально-профессиональные отношения и способствующие таким направлениям формирования и становления личности, как саморазвитие, самореализация, самосовершенствование.
Каждый критерий оценивается по показателям сформированности (уровни сформированности) сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя. Обозначим показатели сформированности (уровни сформированности) сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя: объектный (низкий), индивидуальный (допустимый), субъектный (средний), личностный (высокий). Низкий уровень – неудовлетворительно, допустимый уровень – удовлетворительно, средний уровень – хорошо, высокий уровень – отлично.
В системе работы по RP-технологии педагогического взаимодействия процесс формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя осуществляется в соответствии со спецификой дидактической и технологической работы, а уровни сформированности в экспериментальной выборке по результатам специальной и производственной практик представлены в таблице 1.
Под RP-технологией педагогического взаимодействия понимается уровневая технология педагогического взаимодействия, где практикуется репродуктивно-продуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4 звена: изучение нового материала; закрепление изученного; обобщение и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, культуры самостоятельной работы, профессиональной культуры; по развитию креативных (творческих) способностей, результатом которых является определенный продукт мыслетворчества студента, вобравший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его жизни. Под RP-уровнями понимается система уровневых заданий, где структурная основа представляет собой два диаметрально противоположных уровня, взаимно дополняющих друг друга: R – репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля и P – продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня культуры самостоятельной работы, мотивации учения, активности обучающихся (слушателей) и т. д.

Таблица 1

Практика (специальная и производственная)

объектный (низкий)

индивидуальный (допустимый)

субъектный (средний)

личностный (высокий)

Количество студентов (чел.)

0

0

10

147

Относительный результат, %

0

0

6,37

93,63


Благодаря мультисредовому подходу и RP-технологии педагогического взаимодействия были получены высокие результаты сформированности профессиональной культуры, культуры самостоятельной работы, а выборка студентов охватывает всю совокупность студентов, обучающихся по специальности «270800 – Строительство» с 2003-2004 уч. г. по 2011-2012 уч. г.


Литература:
  1. Козырева, О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография / О. А. Козырева. – Новокузнецк : Изд-во КузГПА ; МОУ ДПО «ИПК», 2007. – 385 с. – ISBN 5-85117-239-8.
  2. Матвеев А.А. Выпускная квалификационная работа в структуре сформированности культуры самостоятельной работы будущих инженеров-строителей / А. А. Матвеев, О. А. Козырева // Инновационные образовательные технологии в высшем образовании – 2011 : материалы II Международной научно-методической конференции г. Димитровград, 21 апреля 2011. – Димитровград : Технологический институт-филиал ФГОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия», 2011. – С.89-93.
  3. Матвеев, А. А. Некоторые функции формирования культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя / А. А. Матвеев, О. А. Козырева // Теория и практика педагогической науки : традиции, проблемы, инновации : материалы Международной научно-практической конференции : в 3-х. ч. – Ч. 3. – Новокузнецк : изд-во КузГПА, 2012. – С.109-113.
  4. Матвеев, А. А. RP-технология педагогического взаимодействия в структуре обучения будущих инженеров-строителей и педагогов / А. А. Матвеев, М. П. Кожин, О. А. Козырева, М. О. Меркушева // Педагогическое мастерство : материалы Междунар. заочн. научн. конф. (г. Москва, апрель 2012). : в 2-х. – Часть 2. – М. : Буки-Веди, 2012. – С. 281-283.
  5. Матвеев, А. А. Выпускная квалификационная работа как условие и результат сформированности культуры самостоятельной работы студентов инженеров-строителей / А. А. Матвеев, О. А. Козырева // Технологическое и профессиональное образование в России и за рубежом как фактор устойчивого развития общества : материалы V Международной научно-практической конференции :часть 2. – Новокузнецк, 2010. – С.92-95.
  6. Матвеев, А. А. Принципы и условия формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя / А. А. Матвеев, О. А. Козырева // Инновационные технологии в профессиональном образовании: сборник материалов II Всероссийской научно-методической конференции. – Грозный: изд-во «Грозненский рабочий», 2011. – С. 196-199.

1

Основные термины (генерируются автоматически): антропологическое поле, многоэтажный дом, самостоятельная работа, уровень, будущий инженер-строитель, самостоятельная работа студента инженера-строителя, становление личности, ведущая деятельность, категория граждан, четырехуровневая модель.

Похожие статьи

Особенности, типология и показатели сформированности культуры...

Культура как категория современной системы наук объективно отражает потребность в формировании механизмов и условий антропологической

Представим одну из типологий сформированности культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя

Критерии и показатели сформированности культуры...

самостоятельная работа студентов инженеров-строителей, самостоятельная работа студента инженера-строителя, самостоятельная работа, самореализация, культура...

Культура как условие и результат формирования учебной...

самостоятельная работа, деятельность человека, культура, культурологический подход, культурологическое знание, будущий инженер-строитель, объективная реальность, педагогическое взаимодействие...

Характеристика уровней подготовленности студентов...

проектная деятельность, будущий бакалавр вуза, самостоятельная работа, профессиональное образование, практическая деятельность...

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Организация самостоятельной работы студентов при... Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет.

Системы принципов формирования культуры самостоятельной...

Итак, под КСР инженера-строителя мы будем понимать совокупность формально-логических, содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагогическому феномену, обуславливающему становление...

Самостоятельная деятельность студентов как условие...

Актуальность проблемы формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности обусловлена требованиями, предъявляемыми к будущим специалистам, в связи с возрастающей конкуренцией на рынке труда.

Самостоятельная работа как средство формирования творческой...

Самостоятельные работы являются необходимыми условиями формирования творческой, всесторонне развитой личности школьника.

самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, самостоятельная познавательная деятельность, самостоятельная учебная...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Роль самостоятельной работы учащихся в познавательной деятельности чрезвычайно велика, поэтому не случайно ей уделяется большое внимание преподавателями вузов. Во многих статьях о самостоятельной работе учащихся является воспитание осознанного...

Похожие статьи

Особенности, типология и показатели сформированности культуры...

Культура как категория современной системы наук объективно отражает потребность в формировании механизмов и условий антропологической

Представим одну из типологий сформированности культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя

Критерии и показатели сформированности культуры...

самостоятельная работа студентов инженеров-строителей, самостоятельная работа студента инженера-строителя, самостоятельная работа, самореализация, культура...

Культура как условие и результат формирования учебной...

самостоятельная работа, деятельность человека, культура, культурологический подход, культурологическое знание, будущий инженер-строитель, объективная реальность, педагогическое взаимодействие...

Характеристика уровней подготовленности студентов...

проектная деятельность, будущий бакалавр вуза, самостоятельная работа, профессиональное образование, практическая деятельность...

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Организация самостоятельной работы студентов при... Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет.

Системы принципов формирования культуры самостоятельной...

Итак, под КСР инженера-строителя мы будем понимать совокупность формально-логических, содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагогическому феномену, обуславливающему становление...

Самостоятельная деятельность студентов как условие...

Актуальность проблемы формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности обусловлена требованиями, предъявляемыми к будущим специалистам, в связи с возрастающей конкуренцией на рынке труда.

Самостоятельная работа как средство формирования творческой...

Самостоятельные работы являются необходимыми условиями формирования творческой, всесторонне развитой личности школьника.

самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, самостоятельная познавательная деятельность, самостоятельная учебная...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Роль самостоятельной работы учащихся в познавательной деятельности чрезвычайно велика, поэтому не случайно ей уделяется большое внимание преподавателями вузов. Во многих статьях о самостоятельной работе учащихся является воспитание осознанного...