Самостоятельная деятельность студентов как условие формирования их готовности к будущей профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 04.11.2015

Статья просмотрена: 354 раза

Библиографическое описание:

Поликарпова М. Ж. Самостоятельная деятельность студентов как условие формирования их готовности к будущей профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 856-859. — URL https://moluch.ru/archive/102/23001/ (дата обращения: 16.08.2018).



 

Актуальность проблемы формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности обусловлена требованиями, предъявляемыми к будущим специалистам, в связи с возрастающей конкуренцией на рынке труда. Современное общество предъявляет к работе будущих специалистов требования, предполагающие наличие у них самостоятельного, аналитического мышления, гибкого реагирования на меняющиеся условия социальной среды. Молодому специалисту требуется немало времени, чтобы адаптироваться к условиям рабочего места после окончания учебного заведения. Одно из главных условий для реализации готовности специалиста к будущей профессиональной деятельности является наличие у него способности самостоятельно принимать решения, используя полученные компетенции. (3)

Отечественные ученые О. С. Анисимов, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и другие констатировали, что используемая в высшем образовании информационная модель обучения, нацеливает студентов не только на принятие, но и на переработку информации, а также ее освоение. Такого рода модель детерминирует пассивную роль студента и формирует мотивы «избегания неудачи», инициирует приобретение необходимых компетенций, практически не способствует формированию психологической готовности к профессиональной деятельности.

Анализ сложившейся ситуации показал наличие следующих противоречий: высокие требования, предъявляемые к специалисту, с одной стороны, и недостаточная эффективность его подготовки в системе высшего профессионального образования; между высокими требованиями, предъявляемыми специалистам к овладению профессией и недостаточной личной готовностью; между социальным и педагогическим запросом практики на аргументированный подход к формированию личностной психологической готовности будущего специалиста в процессе его профессионального обучения на всех этапах образовательного континуума и отсутствием цельной системы психологического сопровождения становления специалиста в профессиональной деятельности [2].

Обучение в вузе формирует у студентов готовность к трудовой и профессиональной деятельности. А. Т. Ростунов трактует профессиональную готовность как категорию теории деятельности, выступающей, с одной стороны, как результат процесса подготовки, с другой — аттитюды на что-то [3].

Ряд авторов, исследующих проблему готовности, (Вилюнас В. К., Климов Е. А., Решетова З. А. и другие) трактуют ее как некое состояние сознания, психики и функциональных систем в ситуации решающий действий или подготовке к ним. Готовность определяет возможность субъекта действовать на достаточно высоком уровне, являясь основополагающим условием приспособления к трудовой деятельности, дальнейшей профессиональной самоактуализации и повышения квалификации.

П. А. Шавир трактует готовность к профессиональной деятельности как деятельностное состояние личности, вызывающее поведенческие реакции; как следствие деятельности; как качество, детерминирующее аттитюды на профессиональные ситуации и задачи, как возможность к целенаправленной деятельности, ее регуляции и стабильности, эффективности; как форма деятельности индивида, включаемая в общий поток его условий [5].

Проблему готовности целесообразно анализировать, исходя из основных этапов формирования личности человека: начало обучения в общеобразовательной школе; начало получения специального профессионального образования (профессиональная самодетерминация) и автономная профессиональная деятельность. Это отмечают Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, И. Шванцар).

В контексте нашего исследования мы рассматриваем готовность как личностное образование личности, интересующейся и желающую выполнять определенную профессиональную деятельность. Основополагающая характеристика профессиональной деятельности- ее комплексный характер, включающей гармонию внутренних структур, взаимообусловленности приоритетных компонентов личности специалиста, в стабильности, надежности их функционирования. Профессиональная готовность включает признаки, аргументирующие психологическое единство, целостность личности, инициирующие эффективность деятельности. В исследовании П. А. Рудика готовность представлена в виде многоаспектного психологического образования, когнитивные психические процессы которого отражают существенные стороны выполняемой деятельности, которые могут как увеличивать, так и понижать активность индивида, волевых составляющих, приводящих к осуществлению эффективных действий для реализации задачи, а также мотивов поведения [4].

Ю. П. Поваренков, анализируя проблему готовности к профессиональной деятельности, трактует ее как интегративное проявление всех сторон личности специалиста, вычленяя когнитивные, содержательные и мотивационные компоненты. Ученый выделил условия формирования готовности к креативному труду: автономность и осознанное усвоение культуры; деятельное участие в решении просоциальных задач, развитие креативного потенциала личности-ее познавательных процессов [1].

Анализируя научные подходы к раскрытию проблемы готовности к профессионально-педагогической деятельности (М. В. Гамезо, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, А. И. Щербаков), мы выделили в ней психологическую и бихевиористическую составляющие.

Рассматривая проблему психологической готовности слушателей образовательных организаций юридических вузов, мы выделили пять компонентов профессиональной готовности: организационно-содержательный, мотивационно-ценностный, познавательно-диагностический, личностно-эвохомологический, эмоционально-сензитивный.

Организационно- содержательный компонент профессиональной готовности юриста должен быть заложен на этапе освоения профессии. Уже при обучении в вузе, у будущих юристов должны развиваться профессионально- важные качества, играющие существенную роль в его деятельности.

Мы выделили основополагающие качества профессии юриста: креативные, логико-аналитические, эмоционально-волевые, деятельные. Это гибкость и мобильность мышления, высокая эффективность интеллектуальной деятельности, эмоциональная стабильность, волевой самоконтроль.

У юриста должно быть активное восприятие для формирования цельного образа изучаемого явления. Прежде всего, это зрительное и слуховое восприятие, восприятие времени, коррелируемое с эмоциональным состоянием.

Немаловажное значение в успешной профессиональной деятельности юриста играет такой познавательный процесс, как внимание. Оно должно быть направлено на сенсорную сферу клиента, с хорошей распределяемостью.

Юрист должен обладать произвольной, долговременной, зрительной и слуховой памятью для того, чтобы максимально объективно и грамотно осознать проблемы клиента и выработать алгоритм помощи.

Для максимально успешного решения профессиональных задач, юрист должен виртуально владеть анализом и синтезом, обобщением, сравнением, ассоциативными мыслительными операциями. Для него важны словесно-логическое и образное мышление, оперативность, вариабельность, конкретность и абстрактность мышления.

Работа юриста сопряжена с большими эмоционально-волевыми нагрузками, поэтому он должен развивать волю.

Современный уровень развития общественных отношений предъявляет повышенные требования к специалистам, в том числе, юридического профиля. Он должен обладать объективной эмпатией, рефлексией мышления, умением идентифицировать себя с субъектом взаимодействия, его проблемами, быть тактичным, предупредительным, дипломатичным. Профессиональный юрист должен обладать устойчивостью к дистрессам, к социальной аморфности и флуктуации, быть общительным, обладать психическим здоровьем, развитым абстрактным мышлением, быть экстравертом, иметь четкую дикцию, развитое аналитическое мышление, высокую социальную адаптивность, развитую вербальную и невербальную коммуникацию.

На этапе обучения юриста чрезвычайно важен мотивационно-ценностный компонент. В последнее десятилетие наблюдается снижение интереса молодых людей к освоению профессии. Анализ профессиональных мотивов показал, что условно всех студентов можно разделить на следующие группы: у первой группы преобладает мотив «неоформившееся желание заниматься юридической деятельностью» — 27 %. Для второй группы- 58 % характерно оформившееся желание заниматься юридической деятельностью и зафиксирована склонность к работе в парадигме «человек-человек». Третья группа (31 %) констатирует мотивы занятий профессионально- юридической деятельностью, интерес к специальным предметам и желание применять полученные знания. Для слушателей выпускного курса ведущим мотивом становится «социальная важность труда». Появляется потребность быть нужным, ценным людям, оказывать консультации, поддержку, реализовывать просоциальное поведение и конструктивную жизненную стратегию.

Профессиональная готовность слушателей — юристов отражается также в познавательно-диагностическом компоненте. В процессе обучения у слушателей формируется адекватное представление о своей будущей профессии, помогающее им дифференцировать знания, получаемы в вузе, на «применимые» и «неприменимые» в будущем. Искомый компонент необходим для выработки профессиональных качеств, компетенций, влияет на отношение слушателей ко всему учебному процессу.

Личностно-эвохомологический компонент предполагает следующие основные профессионально значимые качества личности будущего юриста: способность разбираться в людях, ориентировать их на просоциальную жизненную стратегию, конструктивно проводить досуг, определять уровень нравственно-волевых качеств клиентов, прогнозировать результаты своей деятельности, креативная самореализация, гибкая ориентация в социуме, своевременное реагирование на важные события. Юрист должен обладать высокой гражданской ответственностью, социальной мобильностью, истинной интеллигентностью, но при этом защищенной, духовной культурой, желанием и умением вступать в коммуникацию с другими людьми, высоким профессионализмом.

При подготовке профессиональных юристов возникает проблема вместить как можно больше информации не только правового, но и психологического, социального характера в ограниченное число учебных часов. Частичный выход из ситуации состоит в задействовании индивидуальных форм работы преподавателя со слушателями. Эти формы дают возможность осуществлять более тесное взаимодействие преподавателя со слушателями с учетом характерологических особенностей последних, индивидуальных воззрений по конкретным вопросам.

Важную роль при обучении будущих юристов выполняет такая учебная форма, как курсовая работа. В реализации данной учебной формы дается возможность осуществлять креативный подход, допускаются известные студентам концепции и подходы при построении гипотезы исследования. В то же время способы проверки и выводы должны быть аргументированными и обоснованными. На этом фоне парадоксальным является низкий рейтинг у слушателей и студентов курсовых и выпускных квалификационных работ. Напрашивается вывод, что выполнение курсовых и дипломных работ осуществляется формально, и по этой причине не могут быть реализованы обучающие функции анализируемых форм. Хорошо зарекомендовали себя минипроекты, выполняемые отдельными слушателями или временными исследовательскими группами.

Таким образом, целостная структура готовности к профессиональной деятельности специфична для каждого курса. Второй курс инициирует переструктуризацию профессиональной готовности только по одной позиции. Конец третьего — начало четвертого курсов являются критической точкой изменения профессиональной готовности слушателей к будущей деятельности. Исследование слушателей первых курсов констатировало, что у многих респондентов зафиксирована недостаточная профессиональная готовность к будущей деятельности. Готовность к профессиональной деятельности слушателей, будущих юристов — не догма, а динамичное явление. Психологическая готовность будущих юристов формируется в процессе обучения в вузе. Это явление претерпевает конструктивные качественные и количественные модификации, отражаясь в поступательной динамике трансформации от одного уровня к другому, детерминируется эндогенным балансом между ее компонентами и обеспечивает эффективное решение учебных и профессиональных задач разного уровня сложности и содержания. Трансформация одного уровня готовности к профессиональной деятельности слушателей-юристов в другой осуществляется постепенно и коррелирует с этапами обучения в вузе. Приоритетным фактором успешности профессиональной деятельности будущих юристов является учет соответствующей динамики.

 

Литература:

 

  1.                Поваренков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности [Текст] / Ю. П. Поваренков // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества. Сборник научных трудов. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ.
  2.                Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения [Текст] / З. А. Решетова. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 207 с.
  3.                Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности [Текст] / А. Т. Ростунов. — М.: 1984. — 176 с.
  4.                Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности [Текст] / П. А. Рудик._М.,1988.-136 с.
  5.                Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / П. А. Шавир. — М., 1981. — 95 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональная готовность, проблема готовности, юридическая деятельность, юрист, будущая деятельность, процесс обучения, профессиональная готовность слушателей, учебная форма, будущая профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Формирование профессионально-важных качеств будущих...

Формирование профессионально-важных качеств будущих юристов в процессе профессионального обучения. Автор: Приходько Евгения Михайловна. Рубрика: 1. Общая педагогика.

Изучение формирования психологической готовности...

Психологическая готовность к профессиональной деятельности - целостное системное явление и имеет целостную структуру, внутри которой

3. Формирование положительного отношения к учебному процессу и будущей профессиональной деятельности.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе.

О формировании готовности курсантов к применению...

Процесс формирования готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности курсантов военных вузов выступает в виде систематизированной деятельности субъектов вуза по привитию курсантам требуемых...

Формирование готовности будущих преподавателей...

профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, ИКТ, будущий преподаватель, готовность, учебный процесс, будущий учитель, высшее учебное заведение...

Проблема психологической готовности к профессиональной...

В условиях смены образовательных стереотипов, быстро изменяющихся социальных, экономических условий, профессиональная деятельность значительно усложняется, предъявляя тем самым повышенные требования к работнику...

Характеристика уровней подготовленности студентов...

- у студентов профессиональных образовательных организаций формируется ценностное отношение к самостоятельной проектировочной деятельности как составляющей будущей профессиональной деятельности специалиста

О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов...

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культура...

Теоретический анализ структурных компонентов психологической...

психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование профессионально-важных качеств будущих...

Формирование профессионально-важных качеств будущих юристов в процессе профессионального обучения. Автор: Приходько Евгения Михайловна. Рубрика: 1. Общая педагогика.

Изучение формирования психологической готовности...

Психологическая готовность к профессиональной деятельности - целостное системное явление и имеет целостную структуру, внутри которой

3. Формирование положительного отношения к учебному процессу и будущей профессиональной деятельности.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе.

О формировании готовности курсантов к применению...

Процесс формирования готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности курсантов военных вузов выступает в виде систематизированной деятельности субъектов вуза по привитию курсантам требуемых...

Формирование готовности будущих преподавателей...

профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, ИКТ, будущий преподаватель, готовность, учебный процесс, будущий учитель, высшее учебное заведение...

Проблема психологической готовности к профессиональной...

В условиях смены образовательных стереотипов, быстро изменяющихся социальных, экономических условий, профессиональная деятельность значительно усложняется, предъявляя тем самым повышенные требования к работнику...

Характеристика уровней подготовленности студентов...

- у студентов профессиональных образовательных организаций формируется ценностное отношение к самостоятельной проектировочной деятельности как составляющей будущей профессиональной деятельности специалиста

О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов...

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культура...

Теоретический анализ структурных компонентов психологической...

психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

Задать вопрос