Критерии и показатели сформированности культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Матвеев А. А., Козырева О. А. Критерии и показатели сформированности культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2428/ (дата обращения: 18.08.2018).

Культура как категория современной системы наук объективно отражает потребность в формировании механизмов и условий антропологической среды в выявлении, реконструкции и ретрансляции объектов и продуктов деятельности человека в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Культура как продукт антропологической среды представляет собой гносеолого-аксиологическую или аксиолого-герменевтическую матрицу, создающих предпосылки для саморазвития и самореализации личности, включенной в деятельность и общение в личностном, социальном и профессиональном планах, предопределяющих сохранение и преумножение благ и богатств в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, реализующих идеи современной педагогики и психологии, фасилитирующих включение личности в систему полисубъектных отношений и субъект-объектных преобразований, раскрывающих личность в полном смысле данного феномена в игре, учении, труде и отдыхе.
В условиях перехода на двухуровневую структуру высшего профессионального образования можно построить дефиницию термина «культура самостоятельной работы инженера-строителя» с позиции основной гносеолого-дидактической единицы (компетенции) – это матрица преобразований структур, качеств, ценностей, моделей, мотивов, целей и задач личности, включенной в систему социально-профессиональных, гражданско-правовых и культурно-досуговых отношений в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, предопределяющая построение и реализацию вектора саморазвития, самосовершенствования и самореализации в социально и личностно значимых направлениях, определяющих условия для создания, потребления и распределения материальных благ в соответствии с нормами общественных и индивидуальных отношений, создающих и сохраняющих человеческое в человеке и обществе.
В контексте компетентностного подхода можно привести еще одно определение культуры самостоятельной работы инженера-строителя – это социально обусловленный и личностно значимый механизм формирования разнообразных компетенций у субъекта деятельности, культуры и общения, предопределяющий и/или фасилитирующий включение личности в профессионально-деловые, социально-педагогические, культурно-досуго­вые отношения, где смыслы деятельности и общения лежат в поле ресурсов и результатов антропологического генеза, а ценность и смысл результатов преобразования есть история рождения и становления общества и каждого человека в полном смысле этого слова.
Иными словами культура самостоятельной работы – это мерило человеческого в человеке, где сам человек становится на позицию первооткрывателя, родоначальника, мастера, творца истории, техники, культуры, производства, спорта и прочих областей деятельности человеческого разума, нравов и физического труда, создающих человека в социально важных, личностно значимых направлениях, в ходе которых рост и становление есть функция деятельности, самосовершенствование и самореализация – продукты, благополучие и устойчивость личности – условия сохранения, результаты проверки истинности моделей отношений и преобразований в средах.
Моделирование и его результативность в структуре формирования культуры самостоятельной работы инженера-строителя есть функция и процесс включения личности в решения задач и проблем профессионально-делового уровня, обеспечивающих формирование таких ценностей, как становление, самоопределение, конкурентоспособность, мобильность, самосовершенствование, самореализация, а система принципов полисубъектного взаимодействия представляет собой набор векторов саморазвития, самореализации, самосовершенствования, рефлексии, гуманизма и толерантности, фасилитирующих становление личности в среде и деятельности.
Модели формирования культуры самостоятельной работы студентов инженеров-строителей мы разобьём на три уровня-типа: 1) феноменологическая модель формирования культуры самостоятельной работы студентов инженеров-строителей, описывающая возможности и специфику культуры самостоятельной работы в условиях обучения студентов инженеров-строителей; 2) процессуальная модель формирования культуры самостоятельной работы студентов инженеров-строителей, системно раскрывающая процесс формирования культуры самостоятельной работы студентов инженеров-строителей в структуре изучения дисциплин данной специальности; 3) технологическая модель формирования культуры самостоятельной работы студентов инженеров-строителей, описательно выделяющая технологию формирования культуры самостоятельной работы студентов инженеров-строителей в структуре изучения дисциплин данной специальности.
Кроме того, необходимость в выделении типологии формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя объективна. Представим одну из типологий сформированности культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя:
1) исполнитель (низкий уровень сформированности КСР будущего инженера-строителя, который обусловлен возможностью выполнения заданий, определяющих перспективы использования различных заданий, напрямую связанных с формированием знаний, умений, навыков и компетенций общеучебного генеза, где способы фиксации информации являются базой, предопределяющей переход на более высокий уровень сформированности КСР);
2) обучающийся (средний уровень сформированности КСР будущего инженера-строителя – знание способов фиксации информации позволяют студенту моделировать различные компоненты ведущей деятельности, где практика и ее частный случай – производственная практика является критерием эффективности организуемой деятельности);
3) работник (высокий уровень сформированности КСР будущего инженера-строителя – знание способов фиксации информации, компетентность в моделирование инновационных средств обеспечивают должный уровень и качество осуществляемой работы и высокую квалификацию работника);
4) мастер (профессиональный уровень сформированности КСР инженера-строителя – на данном уровне у инженера строителя появляется штат сотрудников, занимающихся решением поставленном им проблемы; данный уровень достижим только у студентов заочной формы обучения, включенных в систему управления производством и качеством выпускаемой продукции).
Модель уровней функционирования культуры самостоятельной работы (КСР) представляет собой 4-х уровневую структуру, описывающую возможности и условия формирования в структуре феноменальных возможностей и границ-ограничителей культуры самостоятельной работы.
Первый уровень – это объектный, здесь каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу, объект в своем исконном изучении, самопознании, самосовершенствовании, самореализации. Границы сформированности КСР первого уровня (объектного) определяются владением способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.).
Второй уровень – индивидуальный, здесь человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогических отношений создает плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм. Сформированность КСР определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов.
Третий уровень – это субъектный, здесь человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе чего он практикует основы моделирования и претворения результатов моделирования на практике.
Сформированность КСР определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирова­ния и внедрения моделированных средств.
Четвертый уровень – личностный, здесь личность определяет себе перспективы саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасилитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности. В таком контексте под мультисредой мы будем понимать результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования. Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазвития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноме­нологических аспектов социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.
Обусловленность формирования культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя системно отражена в феноменологической и технологической модели формирования культуры самостоятельной работы, где система принципов формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя играет роль границ возможностей и допущений в системе формирования ценностей, моделей, знаний, умений, компетенций и способов рациональной организации труда; совокупность методов и средств предопределяет выбор технологии обучения и уровень сформированности компетенций в структуре педагогического взаимодействия; критерии и показатели сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя вытекают из специфики организуемого исследования и объясняют полученный и прогнозируемый результат организуемого процесса.
Итак, рассмотрим определения понятия «критерий» и выделим критерии сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя.
Критерий (греч. kriterion – средство для суждения) – признак, на основании которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки [1].
Критерий – признак, на основании которого производится оценка чего-либо; мерило; условная принятая мера, позволяющая произвести измерение объекта и на основании этого дать ему оценку [2].
Критерии сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя можно построить в следующей системе:
  • Организационно-деловой раскрывает перспективы ведущей деятельности и общения в контексте ее организации и формирования необходимых качеств, ценностей, компетенций.
  • Профессионально-акмеологический предопределяет выявление моделей, способов, методов, средств, условий, технологий, специфики и возможностей организуемой деятельности с позиции вершин формирования профессионализма и состоятельности, продуктивности и конкурентоспособности.
  • Информационно-коммуникативный высвечивает систему формирования общеучебных знаний, умений, навыков, компетенций, фасилитирующих включение в социально-профессиональные отношения и способствующие таким направлениям формирования и становления личности, как саморазвитие, самореализация, самосовершенствование.
Каждый критерий оценивается по показателям сформированности (уровни сформированности) сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя.
Обозначим показатели сформированности (уровни сформированности) сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя: объектный (низкий), индивидуальный (допустимый), субъектный (средний), личностный (высокий).
Данную систему показателей сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя можно отобразить в структуре продуктивности (появления продукта профессиональной и учебно-производственной деятельности) и качества обучения (обучения на оценки «хорошо» и «отлично»).

Литература:
  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова ; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Академия, 2008. – 320 с. – ISBN 978–5–7695–3930–5.
  2. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2005. – 720 с. – ISBN 985–443–481–8.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа студентов инженеров-строителей, самостоятельная работа студента инженера-строителя, самостоятельная работа, самореализация, культура, психолого-педагогическое взаимодействие, процесс самоопределения, результативность моделирования, структура изучения дисциплин, описывающая возможность.

Похожие статьи

Возможность моделирования системы принципов...

Культура самостоятельной работы как механизм саморазвития и самореализации личности, способ посредничества между субъектами общества и социокультурным опытом человечества является результатом индивидуально-личностного (биолого-генетического...

Системы принципов формирования культуры самостоятельной...

Культура самостоятельной работы (КСР) – это механизм самосовершенствования и самореализации субъектов социального пространства

От нас зависит процесс и результат формирования КСР студентов будущих педагогов и инженеров-строителей.

Культура как условие и результат формирования учебной...

самостоятельная работа, гуманно-личностная педагогика, профессионально-педагогическая культура, социально-педагогическое взаимодействие, самостоятельная работа педагога, принцип...

Особенности, типология и показатели сформированности...

Моделирование и его результативность в структуре формирования культуры самостоятельной работы инженера-строителя есть функция и процесс включения личности в решения задач и проблем профессионально-делового уровня...

Особенности формирования культуры самостоятельной работы...

педагог, самореализация, деятельность, зрение, уровень, условие формирования, самостоятельная работа, владение способами, результативность моделирования, фиксация информации.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Организация самостоятельной работы студентов при... Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет.

Возможности моделирования дефиниций категории...

Под культурой самостоятельной работы (КСР) педагога в контексте реализации

Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазвития, самореализации, социализации...

Мультисредовый подход в структуре формирования культуры...

Моделирование и его результативность в структуре формирования культуры самостоятельной работы инженера-строителя есть функция и процесс включения личности в решения задач и проблем профессионально-делового уровня...

Самостоятельная работа как средство формирования...

самостоятельная работа, задание, работа, самостоятельная работа студентов, студент, специальная литература, Государственный образовательный стандарт, познавательная деятельность, контрольная работа, учебный...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Возможность моделирования системы принципов...

Культура самостоятельной работы как механизм саморазвития и самореализации личности, способ посредничества между субъектами общества и социокультурным опытом человечества является результатом индивидуально-личностного (биолого-генетического...

Системы принципов формирования культуры самостоятельной...

Культура самостоятельной работы (КСР) – это механизм самосовершенствования и самореализации субъектов социального пространства

От нас зависит процесс и результат формирования КСР студентов будущих педагогов и инженеров-строителей.

Культура как условие и результат формирования учебной...

самостоятельная работа, гуманно-личностная педагогика, профессионально-педагогическая культура, социально-педагогическое взаимодействие, самостоятельная работа педагога, принцип...

Особенности, типология и показатели сформированности...

Моделирование и его результативность в структуре формирования культуры самостоятельной работы инженера-строителя есть функция и процесс включения личности в решения задач и проблем профессионально-делового уровня...

Особенности формирования культуры самостоятельной работы...

педагог, самореализация, деятельность, зрение, уровень, условие формирования, самостоятельная работа, владение способами, результативность моделирования, фиксация информации.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Организация самостоятельной работы студентов при... Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет.

Возможности моделирования дефиниций категории...

Под культурой самостоятельной работы (КСР) педагога в контексте реализации

Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазвития, самореализации, социализации...

Мультисредовый подход в структуре формирования культуры...

Моделирование и его результативность в структуре формирования культуры самостоятельной работы инженера-строителя есть функция и процесс включения личности в решения задач и проблем профессионально-делового уровня...

Самостоятельная работа как средство формирования...

самостоятельная работа, задание, работа, самостоятельная работа студентов, студент, специальная литература, Государственный образовательный стандарт, познавательная деятельность, контрольная работа, учебный...

Задать вопрос