Библиографическое описание:

Козырева О. А., Матвеев А. А. Системы принципов формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов и инженеров-строителей в структуре педагогического взаимодействия // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 159-161.

Феноменология гносеологической единицы современной педагогики «культура самостоятельной работы» неоднозначна, т.к., с одной стороны, – это категория культурологии и психосоциологии со своими специфическими социально обусловленными механизмами трансформации сознания и моделей взаимоотношений субъекта культуры и общества в психосоциальном конгломерате опыта человечества и личности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, с другой стороны, – это категория педагогики, в рамках которой могут быть выделены и использованы на практике системы принципов, методов, приемов, форм, средств, методик, технологий педагогического взаимодействия и даже методологических подходов, фасилитирующих понимание необходимости формирования культуры самостоятельной работы субъекта деятельности, общения, культуры и пр. как механизма социализации, самоопределения, самореализации, са­мосовершенствования и взаимодействия.
Культура самостоятельной работы (КСР) – это механизм самосовершенствования и самореализации субъектов социального пространства, определяющий ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры. Формирование КСР, определяемой нами как совокупности формально-ло­ги­чес­ких и содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педа­го­ги­чес­ко­му феномену, обуславливающему формирование и развитие личности, способствует отражению объективных закономерностей, требований, норм, специфики деятельности субъектов культуры в системе субъект-субъект­ных и субъект-объектных отношений, является фундаментальным явлением, предопределяющим результат саморазвития и самореализации в полисистемном ракурсе – это и общение, и профессиональная деятельность, и культура, и досуг, и искусство, и религия, и пр.
Отразим и обозначим гносеолого-методологическое обоснование совокупности принципов формирования КСР педагога в контексте преобразования и реформирования современного общества и закономерностей и принципов гуманной педагогики и психологии. Поясним, что мировая практика в области воспитания, обучения и образования использует всегда в своем арсенале систему принципов, а не отдельно выделенные принципы, не отвечающие системности, цельности, последовательности, научности, практической значимости и обоснованности. Итак, перечислим элементы системы принципов формирования КСР педагога:
1) сциентизма и мастерства:
  • формирование научной, профессионально-педагогической картины мира, мировоззрения, системы ценностей;
  • формирование моделей, выбор средств и методов реализации данных моделей в профессионально-педагогической деятельности и общении.
2) интегративности и преемственности:
  • формирование общеучебных, общекультурных ЗУН-ов и компетенций;
  • формирование профессионально-педагогических и специально-педагогических компетенций.
3) синергетичности и рационализма:
  • учет всех определяемых полисубъектных и межгрупповых возможностей и ограничений в поле деятельности и общения педагога и осознание способов и форм самоорганизации антропосистемы в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах;
  • разум как основа сосуществования и взаимодействия.
4) персонификации и сотворчества:
  • саморазвитие, самосовершенствование, самореализация;
  • межличностное и межгрупповое условно бесконфликтное, продуктивное взаимодействие.
5) состоятельности и продуктивности:
  • определение и совершенствование модели социализации, самосовершенствования, самореализации, взаимодействия;
  • моделирование и презентация продукта в микро-, мезо-, макро- и мегасреде.
6) дихотомичности и взаимодополнения:
  • выделение и использование в практической и теоретической работе педагога двух диаметрально противоположных составляющих процесса, например, индуктивных и дедуктивных методов;
  • ситуативное и своевременное пополнение ресурсов и моделей профессионально-педагогической деятельности и общения.
Система принципов формирования КСР педагога уникальна по своей основе, в ней учтен линейно-нелинейный характер моделирования и организации педагогического взаимодействия. Реализация системы принципов – одно из условий формирования КСР педагога.
Рассмотрим дефиниции и систему принципов формирования КСР инженера-строителя. Итак, под КСР инженера-строителя мы будем понимать совокупность формально-логических, содержательно-ме­то­до­логических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педа­го­ги­чес­ко­му феномену, обуславливающему становление, формирование и развитие личности, способной адекватно строить профессионально-деятельностные модели, фасилитирующие изучение проблем, их анализ и решение в традиционной и нестандартной формах, приводящих к оформлению патентов на изобретения и рацпредложения, а также разнообразным трудам интеллектуальной собственности и благам, создающим предпосылки для развития средств, форм, условий, технологий профессионально-трудовой деятельности и общения.
В условиях перехода на двухуровневую структуру высшего профессионального образования можно построить дефиницию термина «КСР инженера-строителя» с позиции основной гносеолого-дидактической единицы (компетенции) – это матрица преобразований структур, качеств, ценностей, моделей, мотивов, целей и задач личности, включенной в систему социально-профессиональных, гражданско-правовых и культурно-досуговых отношений в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, предопределяющая построение и реализацию вектора саморазвития, самосовершенствования и самореализации в социально и личностно значимых направлениях, определяющих условия для создания, потребления и распределения материальных благ в соответствии с нормами общественных и индивидуальных отношений, создающих и сохраняющих человеческое в человеке и обществе.
В контексте компетентностного подхода можно привести еще одно определение КСР инженера-строителя – это социально обусловленный и личностно значимый механизм формирования разнообразных компетенций у субъекта деятельности, культуры и общения, предопределяющий и/или фасилитирующий включение личности в профессионально-деловые, социально-педагогические, культурно-до­су­го­вые отношения, где смыслы деятельности и общения лежат в поле ресурсов и результатов антропологического генеза, а ценность и смысл результатов преобразования есть история рождения и становления общества и каждого человека в полном смысле этого слова.
Иными словами КСР это мерило человеческого в человеке, где сам человек становится на позицию первооткрывателя, родоначальника, мастера, творца истории, техники, культуры, производства, спорта и прочих областей деятельности человеческого разума, нравов и физического труда, создающих человека в социально важных, личностно значимых направлениях, в ходе которых рост и становление есть функция деятельности, самосовершенствование и самореализация – продукты данной деятельности и культуры, благополучие и устойчивость личности – условия сохранения общества, результаты проверки истинности моделей отношений и преобразований в средах.
В данном направлении можно выделить следующую систему принципов полисубъектного взаимодействия, фасилитирующих формирование КСР, являющейся вектором формирования и развития личности и средством, подталкивающим к осознанным процессам самоопределения, самосовершенствования, самореализации будущих инженеров-строителей:
1. Принцип научности в системе современного знания и культуры:
  • принцип последовательности, системности, систематичности в изучении объективной реальности внешнего и внутреннего генеза;
  • принцип прочности, результативности, состоятельности интеллектуальной и физической деятельности;
  • принцип единства теории и практики в построении моделей деятельности и общения;
  • принцип единства сознания и деятельности в становлении личности как уникальной ценности современного мира;
  • принцип культуросообразности и природосообразности воспитания, обучения, образования, развития в их единстве и уникальной полисубъектной матрице формирования интересов, склонностей, предпочтений, мотивов, целей, условий, принципов, уровней притязаний, моделей самооценки, взаимооценки, общения, поведения, самоопределения, самосовершенствования, самореализации и пр.;
  • принцип социализации и адаптации через значимую деятельность и общение;
  • принцип аксиакмеологических и гносеолого-герменевтических основ взаимодействия в социуме, а также самосовершенствования и самореализации личности на протяжении всей жизнедеятельности;
  • принцип учета индивидуальных особенностей личности в мультисредовом ее формировании и развитии;
  • принцип адекватного отражения объективной действительности в полисистемном рассмотрении событий, явлений, условий, тенденций, закономерностей и пр.;
  • принцип гуманной целеустремленности и диалектической иерархичности самовыражения и роста личности в мультисредовом конгломерате ее идей, мыслей, грез, чувств, эмоций и пр. индивидуально-личностных особенностей, включенных прямо и косвенно в общее поле культуры, науки, искусства и др.;
  • принцип здоровьесберегающей системы психобиологосоциального развития личности в культуре деятельности и общении.
2. Принцип эзотеричности и дихотомичности в становлении, формировании, развитии личности и культурно-исторического поля, создаваемого, трансформируемого, ретранслируемого, обновляемого в микро-, мезо-, макро-, мега- и космомасштабах:
  • принцип ситуативного самовыражения и благополучия личности в среде;
  • принцип психоэмоционального и морально-гносеологического комфорта и личностно-профессиональной состоятельности, результат которых опосредован такими эзотерическими и дихотомическими феноменами, как вера, надежда, любовь, добро и зло, ответственность, гуманизм, востребованность и пр.;
  • принцип индивидуальной симпатии-антипатии, агностицизм коего влияет на продуктивность деятельности и общения, на здоровье и благополучие личности и социума в целом.
Данные принципы есть не что иное, как результат анализа деятельности студентов инженеров-строителей в методологическом контексте их становления, формирования и развития.
Возможности формирования инженеров-строителей благодаря нами выявленным двум составляющим есть двусторонняя монета полисубъектных и субъект-объектных отношений и преобразований, свидетельствующих о неустанной борьбе научного и эзотерического в науке, культуре, искусстве.
От нас зависит процесс и результат формирования КСР студентов будущих педагогов и инженеров-строителей. Как известно, данный процесс носит двусторонний характер, и результат сформированности КСР отражается и на деятельности педагога, моделирующего и внедряющего индивидуально-личностные аспекты общения и деятельности всех субъектов в воспитательно-образовательном поле.


Литература:

Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы: учебно-ме­то­ди­чес­кое пособие к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. – Новокузнецк, 1997. – 102 с.
Козырева, О. А. Моделирование технологии уровневого обучения в системе высшего профессионального образования / О. А. Козырева // Развитие систем высшего образования: тенденции, перспективы, прогнозы: тезисы Международной научно-практической социологической конференции 21 декабря 2006 г. – М.: изд-во Современного гуманитарного университета, 2006. – С.73-74.

5

Основные термины (генерируются автоматически): формирования КСР, принципов формирования КСР, формирования КСР педагога, КСР инженера-строителя, формирования культуры самостоятельной, самостоятельной работы, систему принципов, системы принципов, формирования КСР инженера-строителя, педагогического взаимодействия, культуры самостоятельной работы, принцип единства, принципов формирования культуры, условий формирования КСР, результат формирования КСР, КСР педагога уникальна, Культура самостоятельной работы, субъекта деятельности, развитие личности, развития личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос