Характеристика уровней подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (73) сентябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 28.08.2014

Статья просмотрена: 5955 раз

Библиографическое описание:

Морозкова Н. А. Характеристика уровней подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 302-305. — URL https://moluch.ru/archive/73/12389/ (дата обращения: 17.08.2018).

Самостоятельная проектировочная деятельность студентов профессиональных образовательных организаций — это вид творческой деятельности по созданию проекта, обеспечивающего решение актуальной профессионально-ориентированной задачи, которая реализуется студентом без специально организованного воздействия со стороны педагога и направлена на усвоение предметных знаний, умений и способов организации собственной деятельности.

Самостоятельная проектировочная деятельность характеризуется следующим:

-          студенты среднего профессионального образования приобретают новые знания, умения самостоятельно, без специально организованного воздействия со стороны педагога;

-          у них формируются умения, которые успешно осуществляются системой действий исследовательского, организаторского, коммуникативного, аналитического, информационного, исследовательского, творческого характера, что дает возможность планировать, организовывать и вести собственную деятельность;

-          у обучающихся складывается алгоритмический стиль организации собственной деятельности, направленной на решение теоретических и практических задач;

-          у студентов профессиональных образовательных организаций формируется ценностное отношение к самостоятельной проектировочной деятельности как составляющей будущей профессиональной деятельности специалиста;

-          вырабатываются профессионально-значимые личностные качества, такие как коммуникативность, самостоятельность, исполнительность, креативность, ответственность и др.

Самостоятельная проектировочная деятельность студента профессиональных образовательных организаций включает в себя три основных компонента:

1.         Субъектный (профессионально-значимые личностные качества и ценностные ориентации).

2.         Информативный (специальные знания):

-          знания самоорганизации деятельности;

-          знания проектировочной деятельности;

-          знания содержания профессиональной деятельности.

3.         Функциональный (специальные умения):

-          исполнительские;

-          коммуникативные;

-          аналитические;

-          исследовательские;

-          рефлексивные.

Таким образом, самостоятельная проектировочная деятельность студентов профессиональных образовательных организаций является важным фактором профессиональной подготовки специалиста среднего звена.                                                            

Подготовленность студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности может проявляться на четырех уровнях.

В общем виде уровни проявления подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности характеризуются следующим образом:

Высокий уровень — студенты среднего профессионального образования полностью подготовлены к самостоятельной проектировочной деятельности, используют безошибочно данный вид деятельности при решении нестандартных ситуационных профессиональных задач, вносят элемент творчества при выполнении заданий;

Достаточный уровень — подготовленность студентов среднего профессионального образования к самостоятельной проектировочной деятельности носит устойчивый характер; данный вид деятельности применяют успешно в стандартных ситуациях при решении профессиональных задач;

Допустимый уровень — студенты среднего профессионального образования подготовлены к самостоятельной проектировочной деятельности частично, фрагментарное и ситуативное проявление требует помощи при выполнении заданий со стороны педагога-тьютора;

Недопустимый уровень — студенты среднего профессионального образования подготовлены к самостоятельной проектировочной деятельности неполно, постоянно нуждаются в сопровождении педагога-тьютора.

Представим их характеристику более подробно (см. табл.1).

Таблица 1

Характеристика уровней подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности

Уровень

Показатели

Характеристика уровня

Недопустимый

Информативный

Студент имеет недостаточный объем знаний по теории самоорганизации, организации взаимодействия и выполнения проектировочной деятельности; плохо владеет терминологией; не может установить связь между теоретическими и практическими знаниями

Содержательный

Студент может повторить действия, информацию, решить типовые задачи, рассмотренные в процессе обучения с применением инструкции, алгоритма; уровень творческого поиска в рамках будущей профессии низкий; у него отсутствует инициатива, стремление творчеству

Коммуникативный

Способность к сотрудничеству достаточно низкая, плохо идет на контакт, замкнут, пассивен

Субъектный

Отношение к приобретению знаний, умений характеризуется как безответственное; имеет общее представление о будущей профессиональной деятельности; осознание значения приобретенных знаний, умений для профессионального самоопределения отсутствует; потребности и мотивы раскрытия своих возможностей носят ситуативный характер, зависят от внешнего воздействия

Допустимый

Информативный

Студент имеет недостаточный объем знаний по теории самоорганизации, организовывает проектировочную деятельность и выполняет ее под постоянным контролем педагога-тьютора, слабо владеет терминологией, часто допускает ошибки при ответе на вопросы, требующие установления связей между теоретическими и практическими знаниями

Содержательный

Студент может иногда повторить действия, информацию, решить типовые задачи, рассмотренные в процессе обучения с применением инструкции, алгоритма; уровень творческого поиска в рамках будущей специальности проявляется при непосредственном участии педагога; инициатива проявляется редко

Коммуникативный

 Способность к сотрудничеству достаточно низкая, не всегда идет на контакт, часто пассивен

Субъектный

 Отношение к приобретению знаний, умений характеризуется как безответственное; имеет общее представление о будущей профессиональной деятельности; значение приобретенных знаний, умений для профессионального самоопределения не всегда понимает; потребности и мотивы раскрытия своих возможностей носят ситуативный характер, зависят от внешнего воздействия

Достаточный

Информативный

Студент имеет хороший объем профессиональных знаний по теории самоорганизации и выполнения самостоятельной проектировочной деятельности; владеет терминологией; не всегда может установить связь между теоретическими и практическими знаниями, перенести полученные знания на решение профессиональных задач

Содержательный

Студент выполняет проективные действия, приобретенные в процессе обучения при изменившихся условиях; умеет применять знания в стандартных ситуациях, умеет пользоваться алгоритмами, cоставлять программы своей деятельности; при обсуждении вопросов, связанных с профессиональной деятельностью, студент проектирует свою деятельность и прогнозирует ее результаты поверхностно, не всегда объективно.

Коммуникативный

 Хорошая степень сотрудничества с другими участниками образовательного процесса, охотно делится результатами своей деятельности для организации совместной деятельности, оказывает помощь другим студентам, активен при выполнении заданий

Субъектный

 Отношение к приобретению знаний, умений характеризуется как положительное; осознание значения приобретенных знаний, умений для профессионального самоопределения; стремление использовать все возможные средства для повышения своего профессионализма, мотивация к постоянному самообразованию

Высокий

Информативный

Наличие глубоких системных, исчерпывающих профессиональных знаний в объеме учебных программ, позволяющих творчески решать ситуационные профессиональные задачи; способность к исследовательской деятельности; высокая познавательная активность

Содержательный

 Студент способен обеспечить максимальную продуктивность своей деятельности; возможность проектирования самостоятельной деятельности при решении задач общенаучного цикла и профессиональных дисциплин; умеет перестраиваться в проектировочной деятельности с учетом меняющихся условий; оценивать результаты как собственной деятельности, так и чужой, умеет находить оптимальные решения в условиях неопределенности; создает оригинальное решение поставленных задач

Коммуникативный

Способность работать в команде, умение находить разные формы взаимодействия как внутри коллектива, так и с отдельными участниками учебного процесса; передавать свой опыт

Субъектный

Способность нести ответственность за принятые решения, высокая мотивация в достижении поставленных целей, приоритетность общечеловеческих ценностей

Следует заметить, что границы выделенных уровней непостоянны. Обусловлено это противоречием между современными требованиями к выпускникам среднего профессионального образования стороны государства, работодателей и недостаточным уровнем сформированности у студентов профессиональных образовательных организаций умения осуществлять самостоятельную учебно-познавательную и учебно-производственную деятельность.

Самостоятельная проектировочная деятельность студентов среднего профессионального образования представляет собой комплексное многоаспектное явление. Успех студента в производственной деятельности характеризуется его образованностью и профессионализмом. Профессионализм мы понимаем как совокупность приобретенных личностных качеств, которые обеспечивают наибольшую эффективность практической деятельности студента. Сформированность проектировочных знаний, умений у студентов профессиональных образовательных организаций является важнейшей составляющей профессионализма, позволяющей им легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям производственной среды.

С нашей точки зрения, подготовленность студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности зависит от степени развития каждой из трех составляющих, которые одинаково необходимы для успешной подготовки студентов к данному виду деятельности. Степень подготовленности студентов к самостоятельной проектировочной деятельности можно оценить, используя следующую зависимость между субъектной, информативной и функциональной составляющими данного вида деятельности.

Три составляющих самостоятельной проектировочной деятельности студентов среднего профессионального образования можно представить с помощью координатной плоскости X,Y,Z, где по оси X откладываем уровень предметных и специальных знаний (ПСЗ), по оси Y — уровень специальных умений (СУ), по оси Z — уровень наличия профессионально- значимых личностных качеств (ПЗЛК).

Рис. 1. График, отражающий подготовленность студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности

Данный график уникален тем, что на осях координат могут быть представлены любые необходимые в конкретных условиях оценки качеств личности. Например, исполнительские умения и коммуникативные качества. Набор данных критериев зависит от цели оценки специалиста.

При этом информативная составляющая может определяться как общим уровнем успеваемости студента, так и уровнем его успеваемости по каждому направлению. как предметному, так и специальному. Уровень специальных умений и сформированность профессионально-значимых личностных качеств определяется исходя из данных, полученных при решении профессиональных задач, при участии студентов в ситуациях, имитирующих профессиональные ситуации. Кроме того, ПЗЛК определяются с помощью разнообразного диагностического аппарата.

В качестве количественной оценки уровней подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности нами были выделены четыре уровня ее проявления: 0–1 баллов — недопустимый уровень; 1,5–2,5 балла — допустимый уровень; 3–4 баллов — достаточный, 4,5–5 баллов — высокий уровень.         

График наглядно показывает проблемы и возможности каждого студента в процессе подготовки студентов к самостоятельной проектировочной деятельности и, как следствие, указывает на потенциал личности в достижении поставленной цели.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная проектировочная деятельность, знание, студент, умение, проектировочная деятельность, собственная деятельность, подготовленность студентов, профессиональное образование, приобретение знаний, профессиональное самоопределение.


Похожие статьи

Проектный метод в профессиональном воспитании студентов

Профессиональное образование приобретает деятельностную направленность и нацелено на конкретную профессиональную деятельность согласно запросам

Поддержка студентов в личностно-профессиональном самоопределении в условиях информатизации образования.

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся...

Социальное проектирование как средство профессионального...

Задачи социального проектирования в профессиональном самоопределении: формирование позитивной Я-концепции и умений обучающегося адекватно оценивать себя и свои действия; развитие способностей обучающихся в той сфере деятельности...

Самосовершенствование студента — залог успешной...

проектная деятельность, рынок труда, непрерывное саморазвитие человека, потребность, профессиональная деятельность, профессиональное самосовершенствование, способность, студент...

Готовность студентов к самообразованию в ракурсе...

Готовность студентов к самообразованию в ракурсе профессионального самоопределения. Авторы: Мальчукова Надежда Николаевна, Куликова Светлана

Уровень самообразовательной деятельности зависит от уровня владения студентами познавательными умениями.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Поддержка студентов в личностно-профессиональном...

Поддержка студентов в личностно-профессиональном самоопределении в условиях информатизации образования.

личностно-профессиональное самоопределение, поддержка, студент, профессиональное образование, информатизация.

К вопросу о проектном методе как способе повышения уровня...

Участвуя в проектной деятельности, студенты демонстрируют

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, будущий бакалавр вуза, самостоятельная работа, профессиональное образование, практическая деятельность...

Компетентностная модель подготовки специалистов в вузе...

Необходима активизация усилий по формированию у студентов индивидуального опыта профессионально ориентированной деятельности, развитию индивидуальных механизмов получения студентами знаний...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проектный метод в профессиональном воспитании студентов

Профессиональное образование приобретает деятельностную направленность и нацелено на конкретную профессиональную деятельность согласно запросам

Поддержка студентов в личностно-профессиональном самоопределении в условиях информатизации образования.

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся...

Социальное проектирование как средство профессионального...

Задачи социального проектирования в профессиональном самоопределении: формирование позитивной Я-концепции и умений обучающегося адекватно оценивать себя и свои действия; развитие способностей обучающихся в той сфере деятельности...

Самосовершенствование студента — залог успешной...

проектная деятельность, рынок труда, непрерывное саморазвитие человека, потребность, профессиональная деятельность, профессиональное самосовершенствование, способность, студент...

Готовность студентов к самообразованию в ракурсе...

Готовность студентов к самообразованию в ракурсе профессионального самоопределения. Авторы: Мальчукова Надежда Николаевна, Куликова Светлана

Уровень самообразовательной деятельности зависит от уровня владения студентами познавательными умениями.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Поддержка студентов в личностно-профессиональном...

Поддержка студентов в личностно-профессиональном самоопределении в условиях информатизации образования.

личностно-профессиональное самоопределение, поддержка, студент, профессиональное образование, информатизация.

К вопросу о проектном методе как способе повышения уровня...

Участвуя в проектной деятельности, студенты демонстрируют

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, будущий бакалавр вуза, самостоятельная работа, профессиональное образование, практическая деятельность...

Компетентностная модель подготовки специалистов в вузе...

Необходима активизация усилий по формированию у студентов индивидуального опыта профессионально ориентированной деятельности, развитию индивидуальных механизмов получения студентами знаний...

Задать вопрос