Самосовершенствование студента — залог успешной творческой профессиональной деятельности в будущем | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 25.03.2015

Статья просмотрена: 214 раз

Библиографическое описание:

Ульянова Л. И. Самосовершенствование студента — залог успешной творческой профессиональной деятельности в будущем [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 242-245. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7625/ (дата обращения: 21.10.2018).

Личность — не столько законченный продукт, сколько процесс.

А. Н. Леонтьев

 

Анализируя работы ученых (Л. С. Выготский, А. А. Деркач, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу и др.) полагаем, что основой, определяющей интенсивность и направление самосовершенствования личности, являются ее потребности.

У духовно развитой личности оценка своей значимости, самоутверждение происходят на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях. На этом же высоком уровне, как определяет Г. К. Селевко, потребности в самоутверждении переходят в стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию.

Основным результатом профессионального образования на современном этапе выступает компетентность будущего специалиста, рассматриваемая как единство личностного принятия профессии, опыта, совокупности знаний и умений, креативных способностей, самостоятельности, адекватной самооценки, эмоционально-волевой регуляции и интенции к саморазвитию.

Инновационное образование сегодня — это процесс и результат такой учебной и воспитательной деятельности, который стимулирует и проектирует новый тип деятельности как отдельного человека, так и общества в целом. В инновационных образовательных учреждениях учебная и развивающая деятельность имеет свою специфику (по целеполаганию, по содержанию, технологиям, методам, способам управления и другим компонентам). Актуальным становится формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению, конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В современных социально-экономических условиях, в процессе инновационных преобразований у будущего специалиста должно быть развито экономическое мышление (он постоянно занят тем, чтобы придать рыночный статус своей рабочей силе, сделать ее востребованной на рынке, конкурентной; его заботят экономические характеристики создаваемого продукта — себестоимость, востребованность); на этапе разработки продукта и при изучении рыночной ситуации специалист должен уметь применять информационные технологии, что повышает эффективность работы и рентабельность продукта; непрерывное саморазвитие — неотъемлемая черта современного специалиста, без этого он не сможет удержаться даже на достигнутых позициях, а профессионал сегодня должен опережать требования своего рабочего места, даже у будущего специалиста больше шансов найти работу, если он придет к работодателю со своей идеей, задумкой, проектом, о том, как сделать фирму процветающей. Только при непрерывном самообновлении, вхождение в мир профессиональной деятельности для специалиста будет психологически комфортным, а работа — новаторской и творческой.

Кроме того, на рынок труда выпускник колледжа выходит со своим, очень специфическим «товаром» — профессией, уровнем квалификации, мастерством. Он не может оставаться невостребованным длительное время, потому что речь идет о профессиональной квалификации и знаниях, которые быстро устаревают. Поэтому сегодня важным становится не только овладение профессией, которая пользуется спросом на рынке труда, а достижение определенного образовательного и культурного уровня, его постоянное развитие, овладение общекультурными компетенциями, чтобы быть конкурентоспособным, а значит, соответствовать требованиям «потребителя» — рынка труда и работодателя.

Для создания модели инновационного обучения необходимо:

-          выбрать эталонную модель человека как саморазвивающейся системы;

-          выделить актуальную систему деятельности, способную продуцировать непрерывное саморазвитие человека;

-          создать новый тип образовательного учреждения, функционирующего на технологической основе, обеспечивающей непрерывное саморазвитие человека.

Работа природного механизма жизнедеятельности человека происходит в инвариантном режиме: «хочу» (потребности, установки, нужда, личная выгода), «могу» (способность удовлетворить свои потребности), «понимаю» (сознаю, что и зачем делаю).

Итак, первый принцип, обеспечивающий целесообразность и экономичность инновационного образовательного процесса, требует построения такого технологического процесса, в основу которого положено управление развитием природного механизма функционирования человека: его потребностей — способностей — сознания.

Второй принцип — деятельностная организация содержания обучения, продуцирующая саморазвитие человека и коллектива.

В структуре деятельности, как известно, основными элементами являются: цели (преобразованные потребности), средства (объективированные, нормативно заданные возможности реализации целей), действия (реальные способы достижения целей через точное использование средств в конкретной ситуации), результат (точность реализации цели, определяющаяся степенью желания, четкостью подбора средств и качеством способностей), рефлексия (осознание точности достижения результата, определение степени успеха, выявление ошибок, их причин, путей устранения).

В своей профессиональной деятельности считаю одним из способов «включения» внутреннего механизма саморазвития студента — вовлечение его в проектную деятельность.

Овладение студентом «сквозными» компетенциями, такими как, самостоятельность, целеполагание, креативность, умение находить ресурсы для достижения цели, применять полученные знания в иных ситуациях, работать в команде формируются в ходе проектной деятельности.

Проектная деятельность студентов колледжа — это технология создания ситуации развития будущих специалистов; личностно значимая, творческая деятельность, которая предусматривает актуализацию потребности профессионального самосовершенствования в процессе выполнения проекта.

Проектная деятельность будет обладать развивающими возможностями для формирования компетентности профессионального самосовершенствования у студентов колледжа при условии:

-          включения студентов в проектную деятельность, связанную с их профессией;

-          моделирования ситуаций конкуренции проектов и продуктов творчества будущих специалистов, организации их взаимодействия при разработке и реализации профессиональных проектов с компетентными специалистами;

-          обретения опыта применения знаний в условиях определения проектных целей и средств их достижения, внутрикомандного взаимодействия, реальной ориентировки в рыночной среде.

Студенты, обучающиеся профессии «Электромонтажник электрических сетей и оборудования» с самого первого курса и весь период обучения работают над проектами «Умный дом», «Дом моей мечты» и т. п. Изучая общепрофессиональные дисциплины такие, как электротехника, — рассчитывают сечение проводниковых изделий, нагрузку сети, сечение плавких вставок защитных устройств, черчение — чертят схемы электрической осветительной сети, планы расположения ее, схему защитного заземления проектируемого дома; общая технология — выбирают марки проводов и кабелей, установочных устройств, ПМ01Технология монтажа осветительных сетей и электроосвещения — выбирают марки осветительных приборов, источников света, защитных устройств, схему электроснабжения дома, рассчитывают освещенность всех помещений дома; ПМ02 Технология монтажа кабельных линий — выбирают марку питающего кабеля, способ его прокладки и ввод в здание дома; ПМ03 Технология монтажа распределительных устройств и вторичных цепей — выбирают типы УЗО и автоматов, схему квартирного учетного щитка, схему защитного заземления(наружного и внутреннего контура);автоматизация — решают задачу автоматизирования схем управления освещением. Причем, работая над индивидуальным проектом, студент обязательно все производственные задачи проектирования согласует с нормами ПУЭ, СНиП, ПТЭ. А продукт его творческого труда — пакет проектной документации электроснабжения дома. Подводим итоги на 3 курсе на Конкурсе проектов. Но и в течении 1 и 2 курсов- проводим «Ярмарки интересных идей», обозревающие пятиминутки «Новинки науки и техники», обмен опытом (расчетные задачи). Работа над проектом предусматривается в счет часов, отведенных на самостоятельную работу студентов.

Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа обеспечивается организацией системы личностно-развивающих ситуаций в проектной деятельности посредством применения конкурсных форм проведения занятий, новых спецкурсов, тренингов и творческих лабораторий; общения с профессионалами-мастерами, создания профессиональных продуктов творчества.

Итоги участия студентов в различных мероприятиях находят свое отражение в портфолио индивидуальных достижений студентов, позволяющее студенту планировать и организовывать собственную учебно-профессиональную деятельность; развивать навыки рефлексивной деятельности по реализации индивидуально-образовательной траектории успешности.

Практические результаты проектно-исследовательской деятельности показывают что студенты, активные её участники, проявляют большую заинтересованность в учебе и внеучебной деятельности, более высокое качество знаний по результатам промежуточных и итоговых аттестаций, обладают более высокой информационно-коммуникативной культурой, более высокой самооценкой и другими личностными и профессионально значимыми качествами, формированию которых способствует личностно-деятельный характер проектно-исследовательской работы.

В целом, учебно-исследовательская проектная деятельность как важная составляющая реализации индивидуальной профессионально-личностной траектории студентов предоставляет возможности для предъявления успешности студентов и, в конечном итоге, имеет своей целью подготовку творческой, конкурентоспособной, социально ориентированной личности, способной к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, рынок труда, непрерывное саморазвитие человека, потребность, профессиональная деятельность, профессиональное самосовершенствование, способность, студент, формирование компетентности.

Похожие статьи

Характеристика уровней подготовленности студентов...

проектная деятельность, рынок труда, непрерывное саморазвитие человека, потребность, профессиональная деятельность, профессиональное самосовершенствование, способность, студент...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий: - профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи

Развитие профессиональной компетентности в системе...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

Студент вуза как субъект саморазвития | Статья в журнале...

Ключевые слова: студент, саморазвитие, интеллектуальное саморазвитие, социокультурное саморазвитие, профессиональное саморазвитие. Для того, чтобы учебная, социокультурная и профессионально-ориентированная (трудовая) деятельность студента вуза была успешной...

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза...

Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций

Управленческий аспект. ● Высокая профессиональная компетентность в области владения основными знаниями и технологиями процессов

Деловая игра как средство развития профессиональных...

деловая игра, профессиональная деятельность, профессиональный рост, профессиональное развитие, задача, студент, профессиональное саморазвитие, внутренняя мотивация, полная реализация...

Научно-исследовательская работа как фактор формирования...

Развитие творческих способностей студентов в процессе... Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа

В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия конкурентоспособности на рынке труда.

Проектный метод в профессиональном воспитании студентов

Проектная деятельность в развитии личностных...

формирование профессиональных компетенций, конструкторская деятельность, бакалавр... Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального...

Развитие творческой активности студентов в условиях...

Показана роль творческой активности в формировании специалиста конкурентоспособного на рынке труда.

Творческая активность является неиссякаемым резервом профессионального роста и личностного развития человека.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Характеристика уровней подготовленности студентов...

проектная деятельность, рынок труда, непрерывное саморазвитие человека, потребность, профессиональная деятельность, профессиональное самосовершенствование, способность, студент...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий: - профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи

Развитие профессиональной компетентности в системе...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

Студент вуза как субъект саморазвития | Статья в журнале...

Ключевые слова: студент, саморазвитие, интеллектуальное саморазвитие, социокультурное саморазвитие, профессиональное саморазвитие. Для того, чтобы учебная, социокультурная и профессионально-ориентированная (трудовая) деятельность студента вуза была успешной...

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза...

Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций

Управленческий аспект. ● Высокая профессиональная компетентность в области владения основными знаниями и технологиями процессов

Деловая игра как средство развития профессиональных...

деловая игра, профессиональная деятельность, профессиональный рост, профессиональное развитие, задача, студент, профессиональное саморазвитие, внутренняя мотивация, полная реализация...

Научно-исследовательская работа как фактор формирования...

Развитие творческих способностей студентов в процессе... Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа

В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия конкурентоспособности на рынке труда.

Проектный метод в профессиональном воспитании студентов

Проектная деятельность в развитии личностных...

формирование профессиональных компетенций, конструкторская деятельность, бакалавр... Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального...

Развитие творческой активности студентов в условиях...

Показана роль творческой активности в формировании специалиста конкурентоспособного на рынке труда.

Творческая активность является неиссякаемым резервом профессионального роста и личностного развития человека.

Задать вопрос