Студент вуза как субъект саморазвития
Автор: Егорова Юлия Александровна
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (1) март 2015 г.
Дата публикации: 02.03.2015
Статья просмотрена: 3343 раза
Библиографическое описание:
Егорова, Ю. А. Студент вуза как субъект саморазвития / Ю. А. Егорова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 1 (1). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/3/75/ (дата обращения: 18.03.2025).
В статье студент вуза рассматривается как субъект интеллектуального, социокультурного и профессионального саморазвития.
Ключевые слова: студент, саморазвитие, интеллектуальное саморазвитие, социокультурное саморазвитие, профессиональное саморазвитие.
Для того, чтобы учебная, социокультурная и профессионально-ориентированная (трудовая) деятельность студента вуза была успешной, он должен заниматься саморазвитием. О значимости саморазвития писал А. Дистервег: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». П. Ф. Каптерев отмечал: «... Человек начинается с самообразования, с саморазвития, а не с воспитания; последнее присоединяется к первому и может действовать только на его почве, по его образу и подобию» [16, с. 156].
Саморазвитие — одна из сложных и многомерных педагогических категорий. Философы считают, что в основе его лежит сила самодвижения, которая определяет направленность самосознания личности как активный компонент самосозидания. Это явление в области философии известно давно. Выделение самодвижущей силы как ключевого момента в самостроении личности характерно для отечественных философов и психологов начала XX века (Бахтин М. М., Бердяев Н. А., Блонский П. П., Вентцель К. Н., Гумилев Л. Н., Соловьев B. C., Флоренский Л. А. и др.).
Современные психологи определяют саморазвитие как основной внутренний механизм развития и формирования, имеющий регулятивную функцию (Альбуханова-Славская А. К., Битянова М. Р., Рубинштейн С. Л., Слободчиков В. И., Чинкина Н. Ш. и др.).
В педагогической науке это понятие определяет сущность процесса развития и формирования личности при активной позиции субъекта. Еще Я. А. Коменский, выделяя принцип природосообразности в воспитании, видел в нем начало самодвижущей силы, определяющей созидание «Образа человека». В. А. Сухомлинский считал, что стремление человека к саморазвитию присуще ему от природы. Идею саморазвития изучал и развивал О. С. Газман, видя в ней основополагающую силу развития свободной, независимой личности с доминированием ее «самости». Данный аспект в современных педагогических исследованиях играет ведущую роль (Белкин А. С., Григорьева Н. Г., Санникова А. И., Семенов В. Д., Цукерман Г. А. и др.). Анализ литературы свидетельствует, что основа саморазвития опирается на самодвижущую силу, именно она определяет и уровень, и характер проявления этой силы и самости. Все исследователи сводят данное явление к ключевому понятию активности личности, что обусловливает особо пристальное его изучение в раскрытии сущности процесса саморазвития. Такой подход важен для педагогических исследований, решающих задачи развития, саморазвития и формирования личности в разных аспектах ее самоопределения и самоутверждения в разных видах деятельности [11].
Трактовка понятия «саморазвитие» у разных авторов различна, поскольку рассматривается этот феномен с различных позиций. Большинство авторов приходят к заключению о том, что саморазвитие подразумевает развитие некоторых личностных и профессиональных качеств, которое протекает не на внешнем уровне, а на уровне самости, при этом инициатором процесса является сама личность [1, с. 73]. «Стремление человека к саморазвитию обусловлено наличием «энтелехии» — врожденной тенденции и способности индивида реализовать себя» (В. Штерн) [16, с. 140]. В. И. Смирнов подчеркивает роль активных действий: «... именно и только собственная деятельность человека является способом его саморазвития, условием реализации поставленных целей [16, с. 141]. Источник и движущая сила саморазвития — потребность в саморазвитии [16, с. 142].
Ход саморазвития индивида и его результаты определяются двумя факторами: а) способностью индивида к деятельности «со знанием дела», т. е. качеством и уровнем образования; б) характером и мерой воплощения социально-культурного опыта в реалиях, с которыми имеет дело субъект деятельности [15, с. 330].
Саморазвитие — это «развертывание» уже имеющихся, но «свернутых» до поры задатков, способностей, умений, качеств и т. п. [8, с. 126]. Саморазвитие есть целесообразная внутренняя активность и осознанная направленность на разворачивание и совершенствование значимых для личности свойств, сторон, качеств и т. п. [14].
Е. Б. Бабошина, Н. Р. Битянова и Л. Н. Куликова рассматривают саморазвитие как сознательный процесс целенаправленного многоаспектного личностного становления и самоизменения личности с целью самореализации на основе внутренние значимых устремлений и внешних влияний, которое следует рассматривать через смену саморегуляции личности [22]. Большой толковый словарь русского языка (под редакцией С. А. Кузнецова) дает следующее определение понятию «саморазвитие»: «Умственное или физическое развитие человека путем самостоятельных занятий или упражнений».
С позиции акмеологии саморазвитие можно представить как тенденцию к самораскрытию и саморазвертыванию творческого потенциала человека; сознательный процесс самосовершенствования с целью эффективной самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний; целенаправленное, многоаспектное самоизменение, служащее цели максимального духовно-нравственного самообогащения и саморазвертывания [8, с. 127].
При анализе совокупности разнообразных характеристик понятия «саморазвитие» человека, имеющихся в литературе, обращают на себя внимание следующие общие признаки этих характеристик. Саморазвитие — это: 1) человеческая ценность и потребность; 2) результат сознательного целеполагания; 3) духовно-практическая деятельность личности; 4) процесс собственных изменений; 5) процесс, направленный к идеалу; 6) творческий процесс; 7) процесс, протекающий в общении личности; 8) не только единство, но и противопоставленность процессов саморазвития личности и общности; 9) процесс реализации сверхличных ценностей; 10) случайная последовательность переходов через точки бифуркации, обязанные внешним воздействиям на личность [19, с. 57–58].
Процесс саморазвития личности, внешне и естественно подталкиваемый различными обстоятельствами, детерминируется изнутри личностной нуждой в нем и духовной устремленностью личности с ее уникальной историей. Все эти факторы обладают реальной мотивирующей силой для саморазвития [19, с. 62].
Исследования Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, B. C. Мухиной, С. Л. Рубинштейна и других показывают, что овладение методами и приемами саморазвития личности представляет собой сложный и противоречивый, растянутый во времени процесс. При этом важнейшими условиями его реализации рассматриваются сознательное стремление к равновесию и гармонии индивида и окружающего мира, готовность к совершенствованию собственной личности, умение принимать решения, соизмеряя их с потребностями общества и т. д. [2].
Что же необходимо для успешного саморазвития личности? В первую очередь, на уровне личности должны выполняться следующие условия: 1) саморазвитие должно быть осознано личностью не только как возможный способ реализации полноты себя, но и как особая ценность и жизненно важная потребность; 2) саморазвитие немыслимо без развитой духовности личности; 3) для саморазвития необходимо, чтобы ориентирами и продуктами духовной деятельности личности были идеалы; 4) для саморазвития необходимо, чтобы личность могла осуществлять целеполагание в своей деятельности; 5) для саморазвития необходимо, чтобы личность могла самоизменяться, «самодостраиваться»; 6) необходимым условием саморазвития личности является свобода (наличие поля личной автономии индивида); 7) роль одного из важнейших условий саморазвития играет культура; 8) диалог как основная форма духовного общения людей; 9) саморазвитие невозможно без духовных ориентиров, без системы сверхличных ценностей [19, с. 62–68].
Процесс саморазвития не бывает планомерным, саморазвитие происходит скачкообразно, поскольку личность растет и развивается, преодолевая трудности, обретая новый жизненный и профессиональный опыт [1, с. 80]. Саморазвитие не может носить негативный характер, поскольку всегда направлено на достижение глобальной личностной цели — самореализации [1, с. 75]. Л. М. Попов, описывая стратегию «личностного саморазвития», отмечает, что предметом исследования становится «Я-сам», т. е. «предмет, объект и субъект совпадают. Психический индивид становится «самодеятельным существом». Здесь в гармоническом единстве представлено созерцательное и преобразующее начало» [12, с. 142]. Следует отметить, что ученым предложен оригинальный метод самоанализа и саморазвития личности студентов, получивший название «интервью с самим собой», который позволяет формулировать жизненно важные вопросы и самому искать на них ответы.
По Д. А. Леонтьеву, при саморазвитии деятельность личности направлена на себя [6]. Целью и результатом деятельности становится сама личность, при этом процесс саморазвития можно представить в виде спиралевидного движения вверх: с каждым достигнутым успехом укрепляется уверенность в себе, что становится важным результатом саморазвития благодаря укреплению веры в свои силы и возможности, обогащенная личность переходит на новый уровень, актуализируя новые цели и задачи [1, с. 80]. Как полагает И. Д. Егорычева: «В итоге... саморазвития человек становится обладателем ряда важных характеристик: веры в свои способности выполнять поставленные задачи... обеспечивая ориентацию на достижения, интегрального локуса контроля, проявляющегося в способности принимать ответственность за свои действия, взгляды, события собственной жизни» [4, с. 29]. Саморазвитие — это вид деятельности личности субъект-субъектного характера, направленный на позитивное изменение личностных и профессиональных качеств на основе самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и творческой самореализации (В. И. Андреев).
Юношеское саморазвитие, согласно Л. Н. Куликовой, есть процесс самостоятельной, целостной, самонаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению нравственного опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям [3, с. 59]. Стадии саморазвития включают: подготовку, осознание, переоценку, действия (Л. А. Стахнева) [17, с. 173–174].
Различие между категориями «развитие» и «саморазвитие» заключается в том, что при развитии личности эволюционное движение, рост воспринимается как некое изменение, стимулированное, инициированное извне, а в саморазвитии данный процесс исходит от самой личности [1, с. 73]. Развитие личности существенно отличается от ее саморазвития. Если первый процесс вне-субъектен, то во втором именно личность и выступает в качестве субъекта, активного творца себя. Процессы развития и саморазвития личности эффективны во все возрастные периоды жизни человека, если обеспечена оптимальность их соотношения [19, с. 92].
Анализ литературы позволил выделить три вида саморазвития студента вуза: интеллектуальное, социокультурное и профессиональное.
Интеллектуальное саморазвитие. В психолого-педагогической литературе до сих пор нет четкого определения понятия «интеллектуальное саморазвитие».
Существует термин «интеллектуальной саморегуляции», введенный в науку М. А. Холодной [20], рассматриваемый как умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, самостоятельно отслеживать сильные и слабые стороны в работе своего интеллекта и, главное, целенаправленно строить процесс самообучения.
Термин «интеллектуальное саморазвитие» в учебный процесс средней общеобразовательной школы был введен В. И. Земцовой. Интеллектуальное саморазвитие — это целенаправленный и сознательный процесс развития учеником умений, а именно: произведение логических умозаключений, оперирование отвлечёнными понятиями, совершение операций анализа и синтеза, структурирование поступающей информации, понимание специфики мыслительных операций в процессе учебной деятельности на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний (взаимодействия в диалоге с учителем и другим учеником). Критериями и показателями процесса интеллектуального саморазвития учащихся являются: мотивационно-ценностный (отражает характеристику изменений в мотивационной сфере учащихся; его реализация направлена на развитие у школьников стремления к интеллектуальному саморазвитию и принятие интеллектуального саморазвития как ценности); когнитивный (характеризуется изменением в знании содержания интеллектуального саморазвития, овладением приемами и способами самостоятельного расширения пределов собственных знаний и умений); деятельностный (включает умение учащихся работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, оценивать умения у других, самостоятельно приобретать необходимые знания) [7; 9].
Интеллектуальное саморазвитие ученика строится на разрешении противоречия между реальными качествами личности и идеальным образом интеллектуально развитого субъекта, представляемым извне или созданным самостоятельно [7; 9].
Интеллектуальное саморазвитие — устойчивое интегративное качество личности, выражающееся в стремлении субъекта к самопознанию, интеллектуальному самосовершенствованию, самоорганизации мышления как системного, интегративного, логического, концептуального (Левина О. Н.) [7, с. 13].
Саморазвитие интеллектуальной сферы — это активность и развитие личности путем прогрессирующего самодвижения в социальных отношениях, направленных на область психики, характеризующейся видами мышления, стилем мышления, мыслительными операциями, познавательными умениями, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний (Терещенко А. В.) [18, с. 10].
Социокультурное саморазвитие. Анализ литературы позволяет определить социокультурное саморазвитие студента вуза следующим образом: развитие студентом себя как субъекта социальных отношений, субъекта коммуникации, межличностного общения, участника общественной жизни, исполнителя различных социальных ролей, потребителя достижений культуры, носителя социальных и культурных ценностей; развитие «способности к стабильной жизнедеятельности во благо себя и общества» (Л. П. Лазарева); развитие социальной ответственности и самоконтроля, умения рациональной организации досуга; развитие: навыков жизни в современном обществе и гражданской позиции, организаторских навыков, навыка владения устной и письменной коммуникацией, навыка межличностного общения, навыка работы в группе, навыка исполнения различных социальных ролей в коллективе, готовности к семейной жизни (Кормягина Н. Н.) [5, с. 15–16].
«Чем больше в конкретной деятельности проявлено и на более высоком уровне использовано достижений общечеловеческого опыта, т. е. культуры, чем более эта деятельность культурна, тем больший уровень социализированности являет собой субъект» [10, с. 43]. «Социализировать индивида — это не вписать его в толпу, не уподобить его другим, и даже не обеспечить его «грубую настройку» на соответствие требованиям социума, а придать его жизнедеятельности максимально человеческий, максимально отличающийся от биологического, максимально нагруженный культурой характер» [10, с. 45].
Профессиональное саморазвитие — это процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека (Сластенин В. А., 2000). Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию личностного смысла профессионального саморазвития. Внешняя подготовка и внутреннее движение являются составляющими процессами профессионального саморазвития. Оно складывается из двух компонентов: внешних условий (которые создаются определенными позициями) и внутренних способностей (ими овладевает сам субъект), которые предполагают наличие: а) потребностей — потребность в обновлении, развитии, самопознании, понимании своих действий; б) целей; в) средств [23, с. 116].
К числу механизмов, обеспечивающих профессиональное саморазвитие, относятся: 1) самосознание, ассоциированное с пониманием, признанием, принятием своего Я; 2) самоопределение, показанное обозначением границ своего Я; 3) самоактуализация, связанная с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в Я человека; 4) самореализация, представленная с выражением потенциала Я; 5) самодеятельность, которую человек осуществляет как субъект и в которой он объективирует и развертывает свое Я; 6) саморегуляция, соединенная с управлением человеком различными сторонами своей личности и с их интеграцией; 7) самостроительство, связанное с целенаправленным культивированием и развитием определенных (целостно значимых) способностей, сторон и качеств личности; 8) самоидентификация, представленная с отождествлением и разотождествлением себя с какой-либо позицией, ролью; 9) самооценка, связанная с соотнесением «себя актуального» и «себя потенциального» по различным шкалам (Сластенин В. А., 2000). Таким образом, профессиональное саморазвитие — непрерывный процесс совершенствования своего «Я», профессиональных качеств и способностей, творческой самореализации, являющийся средством самопознания и преобразования внутреннего мира [23, с. 117], стимулируя определенные мотивы, осуществляет самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию [23, с. 118].
Профессиональное саморазвитие студентов вуза — внутренне обусловленное прогрессивное самоизменение личности, выражающееся в изменении качества учебно-профессиональной деятельности и диалектически связанное с динамикой его изменения, представляющее собой единство следующих компонентов: мотивационного (компетенции: стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; сформированность профессиональных интересов), когнитивно-деятельностного (компетенции: способность и готовность к приобретению новых знаний, критическому восприятию информации, ее анализу и синтезу, изучению, систематизации и обобщению научно-технической информации, использовать информационные технологии и базы данных в профессиональной области), оценочно-рефлексивного (компетенции: осознание и оценка себя и своих способностей, поступков, мотивов и целей; способность конструктивно строить взаимоотношения с окружающими; осознание требований социума и их анализ с точки зрения поставленных целей профессионального саморазвития; способность к осмыслению результатов саморазвития в выбранной профессиональной сфере деятельности и определению — в случае необходимости — альтернативных вариантов ее изменения).
Профессиональное саморазвитие студентов в образовательном процессе вуза осуществляется поэтапно: первый этап — становление — направлен на формирование устойчивой мотивации к профессиональному саморазвитию; второй этап — закрепление — направлен на закрепление способности и готовности к получению знаний и их реализации в учебно-профессиональной деятельности с целью саморазвития и самосовершенствования; третий этап — преобразование — направлен на совершенствование навыков учебно-профессиональной деятельности студентов вуза на основе самоанализа и осмысления результатов профессионального саморазвития [21].
Профессиональное саморазвитие студента педагогического вуза представляет собой самоуправляемый и самоконтролируемый процесс формирования и развития профессионально важных качеств личности, актуализации и развития творческой и профессиональной индивидуальности, в котором студент выступает и как субъект, и как объект деятельности [13]. Профессиональное саморазвитие будущего учителя — многоуровневый процесс формирования и развития педагогических способностей, профессионально значимых качеств личности и профессионального опыта, характеризующие субъективные и объективные критерии профессионального роста [2].
Одним из условий успешности саморазвития студента вуза является целеполагание. Особенности целеполагания в сфере саморазвития раскрыты автором в другой статье.
Литература:
1. Андреева, Ю. В. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.08. — Казань, 2006.
2. Ахмедова, А. М. Педагогические условия профессионального саморазвития личности будущего учителя: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — Махачкала, 2007.
3. Дехаль, С. Г. Обогащение опыта целеполагающей деятельности старшеклассников во временном детском коллективе: На примере Всероссийского детского центра «Океан»: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. — Новосибирск, 2005.
4. Егорычева, И. Д. Самоотношение, самореализация, самоактуализация как феномены, определяющие способность человеческого роста — развития // Мир психологии. — 2005. — № 3 (43).
5. Кормягина, Н. Н. Формирование социальной компетентности студентов экономико-управленческих специальностей: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — Ярославль, 2007.
6. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М., 1997. — С. 156–175.
7. Левина, О. Н. Организационно-педагогические условия интеллектуального саморазвития подростка: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. — Оренбург, 2013.
8. Малыгон, Л. И. Формирование культуры личного достижения в образовательном процессе / Л. И. Малыгон, Г. Ф. Понкратенко // Образование и саморазвитие. — 2012. — № 3(31). — С. 125–130.
9. Масловская, С. В. Организационно-педагогические условия интеллектуального саморазвития учащихся среднего звена // Интеллект. Инновации. Инвестиции: Сборник научных трудов. 2013. № 2.
10. Николаева, Е. М. Социализация личности как проблема социальной синергетики: дис.... д-ра филос. наук: 09.00.11. — Казань, 2006.
11. Оплетин, А. А. Педагогическая технология социально-нравственного саморазвития личности учащихся колледжа (На материале физического воспитания): дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. — Пермь, 2005.
12. Психология в Казанском университете: сб. науч. тр. / отв. ред. Л. М. Попов. — Казань: КГУ, 2004. — 282 с.
13. Серебрянская, О. Д. Профессиональное саморазвитие студентов педагогического вуза (На примере изучения иностранного языка): дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — Волгоград, 2002.
14. Селезнева, Е. В. Саморазвитие личности как акмеологическая категория // Акмеология. — 2002. — С. 20.
15. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2004.
16. Смирнов, В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
17. Стахнева, Л. А. Субъектный подход к проблеме развития личности и его значение для педагогической психологии: дис.... д-ра психол. наук: 19.00.07. — Иркутск, 2005.
18. Терещенко, А. В. Формирование саморазвития интеллектуальной сферы подростков в условиях индивидуализированного обучения: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. — Волгоград, 2002.
19. Фишман, Б. Е. Педагогическая поддержка личностно-профессионального саморазвития педагогов в профессиональной деятельности: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.08. — Биробиджан, 2004.
20. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — М., 1997.
21. Цепляева, С. А. Профессиональное саморазвитие студентов сельскохозяйственного вуза: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — М., 2011.
22. Чурсина, А. С. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — Челябинск, 2011.
23. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учебное пособие. — М., 2014.
Ключевые слова
студент, саморазвитие, профессиональное саморазвитие, интеллектуальное саморазвитие, социокультурное саморазвитие, профессиональное саморазвитие.Похожие статьи
Направления целеполагания студента вуза в сфере саморазвития
В статье выделены и рассмотрены три направления целеполагания студента вуза в сфере саморазвития: интеллектуальное, социокультурное и профессиональное.
Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста
В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдиплом...
Рефлексивное взаимодействие как необходимый компонент обучения будущих организаторов инклюзивного образования
В статье рассматривается проблема создания системы инклюзивного образования. Обоснована необходимость рефлексивного взаимодействия между субъектами этой системы.
Экспериментальная проверка методики формирования готовности будущего учителя технологий к профессиональному саморазвитию
В статье раскрывается суть методики формирования готовности будущего учителя технологий к профессиональному саморазвитию. Анализируется спецкурс для студентов пятого курса «Профессиональное саморазвитие будущего учителя».
Самообразование как составляющая профессионального саморазвития педагога высшей школы
В статье рассмотрены особенности профессионального саморазвития педагога высшей школы и роль самообразования в этом процессе. Предложены формы содействия самообразованию преподавателей высших учебных заведений.
Рефлексия современного учителя
В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре общепрофессиональных умений учителя. Автором рассмотрены такие понятия как «профессиональная самоидентификация», «профессиональное самосознание», «профессиональное самоуважение». Дан анали...
Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе
В статье рассматриваются понятия «культура» и «художественно-эстетическое воспитание», которые формируют и отражают систему ценностей, вбирая в себя все самое необходимое для воспитания творчески мыслящей личности современного общества.
Условия эффективного управления инновационной деятельностью педагога
В данной статье рассматриваются понятия «открытое образовательное пространство», функции инновационной деятельности, компоненты готовности педагогов к инновационной деятельности.
Изучение учебной мотивации студентов вуза
В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная мотивация студентов определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность. Показана необходимость мотиви...
Игра как эффективное средство обучения школьников иностранному языку
Данная статья посвящена изучению понятия «игра» в широком смысле слова, а также в качестве эффективного средства формирования личности школьника и реализации его потребности воздействия на мир, а в частности изучение иностранного языка. Игра в педаго...
Похожие статьи
Направления целеполагания студента вуза в сфере саморазвития
В статье выделены и рассмотрены три направления целеполагания студента вуза в сфере саморазвития: интеллектуальное, социокультурное и профессиональное.
Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста
В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдиплом...
Рефлексивное взаимодействие как необходимый компонент обучения будущих организаторов инклюзивного образования
В статье рассматривается проблема создания системы инклюзивного образования. Обоснована необходимость рефлексивного взаимодействия между субъектами этой системы.
Экспериментальная проверка методики формирования готовности будущего учителя технологий к профессиональному саморазвитию
В статье раскрывается суть методики формирования готовности будущего учителя технологий к профессиональному саморазвитию. Анализируется спецкурс для студентов пятого курса «Профессиональное саморазвитие будущего учителя».
Самообразование как составляющая профессионального саморазвития педагога высшей школы
В статье рассмотрены особенности профессионального саморазвития педагога высшей школы и роль самообразования в этом процессе. Предложены формы содействия самообразованию преподавателей высших учебных заведений.
Рефлексия современного учителя
В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре общепрофессиональных умений учителя. Автором рассмотрены такие понятия как «профессиональная самоидентификация», «профессиональное самосознание», «профессиональное самоуважение». Дан анали...
Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе
В статье рассматриваются понятия «культура» и «художественно-эстетическое воспитание», которые формируют и отражают систему ценностей, вбирая в себя все самое необходимое для воспитания творчески мыслящей личности современного общества.
Условия эффективного управления инновационной деятельностью педагога
В данной статье рассматриваются понятия «открытое образовательное пространство», функции инновационной деятельности, компоненты готовности педагогов к инновационной деятельности.
Изучение учебной мотивации студентов вуза
В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная мотивация студентов определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность. Показана необходимость мотиви...
Игра как эффективное средство обучения школьников иностранному языку
Данная статья посвящена изучению понятия «игра» в широком смысле слова, а также в качестве эффективного средства формирования личности школьника и реализации его потребности воздействия на мир, а в частности изучение иностранного языка. Игра в педаго...