Научно-исследовательская работа как фактор формирования профессиональной компетентности студентов средних профессиональных учебных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Куличенко, А. И. Научно-исследовательская работа как фактор формирования профессиональной компетентности студентов средних профессиональных учебных учреждений / А. И. Куличенко, О. А. Сердцева, А. Е. Шпакова, Т. В. Мамченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 567-569. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13513/ (дата обращения: 19.03.2024).

В статье рассмотрена организация научно-исследовательская деятельность студентов, которая способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.

 

Перед каждым образовательным учреждением профессионального образования встала насущная задача корректировки образовательных программ в соответствии с индивидуальными запросами личности и требованиями рынка труда. Есть понимание того, что логика организации образовательного процесса должна способность развитию таких компетенций, как способность человека анализировать свой профессиональный уровень, осваивать новые профессиональные знания и навыки в соответствии с меняющимися требованиями, умение проектировать свою карьеру, работать с информацией и организовывать профессиональное общение и взаимодействие со всеми субъектами образовательного сообщества.

Исследовательская деятельность студентов под руководством преподавателей способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.

Научно-исследовательская работа студентов организуется в форме:

-        самостоятельной поисковой работы;

-        исследований в период учебной и преддипломной практик;

-        курсового и дипломного проектирования;

-        проблемного обучения на учебных занятиях (изучение, исследование конкретной проблемы);

-        мини-исследований новинок в различных областях;

-        семинаров-презентаций;

-        уроков-конкурсов;

-        экспериментальных работ.

Чтобы научно-исследовательская работа студентов стала эффективной, необходимо использовать системный подход в ее организации и проведении, а также формировать исследовательскую культуру студентов. Системный подход определяет и учитывает условия выработки у студентов активной потребности в знаниях, профессиональную готовность преподавателей к инновациям в преподавательской деятельности и последовательному осуществлению исследовательской работы [2].

Исследовательские проекты предполагают максимальную степень свободы обучающихся. Они не имеют определённой и проработанной структуры. Преподаватель и мастер производственного обучения определяет лишь общие параметры проекта и указывает оптимальные пути решения поставленных задач. Исследовательский метод — это путь к знанию через собственный творческий исследовательский путь. Его основные составляющие — выявление проблем, выработка и постановка гипотез наблюдения, опыта, эксперимента. Исследование начинается обычно с выявления проблемы, постановки вопросов, выработки гипотез [3].

Общая схема исследовательского проекта, состоит из следующих пунктов:

-        анализ проблемы;

-        постановка цели;

-        выбор средств её достижения;

-        описание поэтапного достижения поставленной цели;

-        оценка полученных результатов и выводов.

Проблемой является любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия. В первую очередь это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем — дело непростое. Реальный процесс творчества — это всегда попытка сделать шаг в неизведанное. Продукт творческого исследования во многом непредсказуем, он не может быть просто выведен из начальных условий. Обычно в исследовании осознание цели происходит параллельно с её достижением по мере решения проблемы. Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся остаётся одной из актуальных задач в связи с введением ФГОС нового поколения [3].

Формулируя, открывая, интегрируя вновь открывающиеся возможности, обучающийся одновременно конкретизирует и видоизменяет стоящую перед ним вначале проблему. Прежде чем, что-то делать, обучающийся чётко, определяет цель, составляет план действий (алгоритм действий). Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, т. е. развёртывается следующая фаза мыслительного процесса — решение проблемы посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознаётся в форме гипотезы. Одной из необходимых компетенций является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность, гибкость мышления, продуктивность, а также такие личные качества как решительность и смелость. Обучающийся часто высказывает самые разные гипотезы по поводу того, что видит, слышит, чувствует. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем эти гипотезы в ходе исследования подвергаются проверке матером производственного обучения. Гипотезы дают обучающимся возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. В исследовательском проекте даётся анализ и видение будущей профессии. Для примера рассмотрим несколько методов, в ходе которых формулируются гипотезы, ставится цель и задачи. На уроках теоретического обучения и учебной практики применяются следующие методы обучения: иллюстративный метод, репродуктивный метод, эвристический метод, альтернативный метод. Рассмотрим каждый метод.

1.         Иллюстративный метод включает демонстрацию учебных плакатов или инструкционных карт, применение информационно-коммуникационных технологии. Объяснительно-иллюстрированный урок — такой урок может быть чрезвычайно ярким. На занятиях используются профессиональные компьтеры в качестве технического средства обучения. Материал демонстрируется с помощью программы Power Point. Демонстрационные материалы подготавливают студенты самостоятельно [1].

2.         Репродуктивный метод обеспечивает усвоение действий, формирует умения и навыки. В процессе обучения данным методом развивается механическая память, а следовательно, не развивается творческое мышление.

3.         Эвристический метод (частично — поисковый) — способствует решению поставленной проблемы самостоятельно. Применение данного метода предполагает самый высокий уровень профессиональной компетенции творческого развития личности и является основным видом проблемного обучения.

4.         Альтернативный подход. На завершающей стадии необходимо проанализировать полученный результат: ещё раз пройти тот же путь, закрепив полученные навыки, необходимые для решения подобных задач. Проблемный метод позволяет более полно использовать информационный материал в электронной форме. Таким образом, именно применение информационных технологий позволяет преподавателю сделать процесс обучения более индивидуальным, и дифференцированным, учитывать возможности, способности и уровень каждого обучающегося [1].

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что заниматься научно- исследовательской работой со студентами необходимо. Даже если преподаватели при подготовке студентов учтут все аспекты требований рынка, то информация очень быстро становится не современной, в том числе и та, что стала базовой, когда мы обучали наших студентов. И если мы не научим их обучаться самостоятельно, быть пытливыми и любознательными исследователями, то они всю оставшуюся жизнь будут работать с использованием устаревшей информации, что не допустимо. Таким образом, одной из центральных целей педагогической деятельности образовательных учреждений должно стать развитие мотивации у студентов к самостоятельному познанию и творчеству. Важно заложить у студентов не только профессионально — предметную подготовленность по специальности, но и основу всех направлений профессиональной компетентности в будущем, что в полной мере может быть реализовано при занятии со студентами научно-исследовательской работой.

 

Литература:

 

1.         Кузина О. Е. Использование информационных технологий в преподавании филологических дисциплин. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-427556.html?page=3

2.         Садчикова И. В. Связь среднего профессионального образования с практикой и научными исследованиями. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lib-urtk.narod.ru/teoria/vip2_ch2/sadcikova-2.doc

3.         Применение проектной технологии для организации внеаудиторной, исследовательской работы студентов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.uspolitech.ru/metod_kopilka/primenenie_proektnoj_tekhnologii_dlja_organizacii_.doc

Основные термины (генерируются автоматически): творческое мышление, проблема, Эвристический метод, студент, системный подход, Репродуктивный метод, процесс обучения, производственное обучение, проблемное обучение, выявление проблемы, обучающийся, научно-исследовательская работа студентов, личностная самореализация, исследовательский проект, исследовательская работа, Иллюстративный метод, гипотеза.


Похожие статьи

Исследовательское обучение как средство формирования...

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу студентов, придав ей исследовательский

А потому использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных.

Применение исследовательского подхода к обучению как...

В современных условиях особое внимание в процессе обучения студентов уделяется становлению специалиста как субъекта научно-исследовательской работы, конкурентоспособного профессионала, владеющего опытом научно-творческой деятельности.

История развития проблемы исследовательского метода...

Одним из первых ученых, использовавших в обучении исследовательский метод, был Сократ.

Он одним из первых предложил совместить репродуктивные и продуктивные (исследовательские) методы обучения [3]. Ушинский считал, что исследовательская...

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.

Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного...

Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности...

Учебно-исследовательская деятельность на младших курсах предполагает стимулирование интеллектуального потенциала личности студента, активизацию его творческого потенциала, формирование критического мышления, самореализацию личности студента.

Применение активных методов обучения на занятиях по...

 объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.

исследовательский метод. решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение опытов, классификация, моделирование, проектирование, конструирование...

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия конкурентоспособности на рынке труда. Даются определения видов исследовательских работ, краткая историческая справка развития проблемно-поискового метода.

Организация проектно-исследовательской деятельности на...

- организация научно-исследовательской деятельности студентов

Высшей формой исследовательской работы является творческая (научная, проектная), которая осуществляется студентами 1–3 курсов.

Технология реализации метода исследовательских групп...

исследовательский метод, научно-исследовательская работа студентов, исследовательская компетентность специалиста АПК, Анализ преподавателем, результат работы, Модель формирования...

Исследовательское обучение как средство формирования...

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу студентов, придав ей исследовательский

А потому использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных.

Применение исследовательского подхода к обучению как...

В современных условиях особое внимание в процессе обучения студентов уделяется становлению специалиста как субъекта научно-исследовательской работы, конкурентоспособного профессионала, владеющего опытом научно-творческой деятельности.

История развития проблемы исследовательского метода...

Одним из первых ученых, использовавших в обучении исследовательский метод, был Сократ.

Он одним из первых предложил совместить репродуктивные и продуктивные (исследовательские) методы обучения [3]. Ушинский считал, что исследовательская...

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.

Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного...

Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности...

Учебно-исследовательская деятельность на младших курсах предполагает стимулирование интеллектуального потенциала личности студента, активизацию его творческого потенциала, формирование критического мышления, самореализацию личности студента.

Применение активных методов обучения на занятиях по...

 объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.

исследовательский метод. решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение опытов, классификация, моделирование, проектирование, конструирование...

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия конкурентоспособности на рынке труда. Даются определения видов исследовательских работ, краткая историческая справка развития проблемно-поискового метода.

Организация проектно-исследовательской деятельности на...

- организация научно-исследовательской деятельности студентов

Высшей формой исследовательской работы является творческая (научная, проектная), которая осуществляется студентами 1–3 курсов.

Технология реализации метода исследовательских групп...

исследовательский метод, научно-исследовательская работа студентов, исследовательская компетентность специалиста АПК, Анализ преподавателем, результат работы, Модель формирования...

Похожие статьи

Исследовательское обучение как средство формирования...

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу студентов, придав ей исследовательский

А потому использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных.

Применение исследовательского подхода к обучению как...

В современных условиях особое внимание в процессе обучения студентов уделяется становлению специалиста как субъекта научно-исследовательской работы, конкурентоспособного профессионала, владеющего опытом научно-творческой деятельности.

История развития проблемы исследовательского метода...

Одним из первых ученых, использовавших в обучении исследовательский метод, был Сократ.

Он одним из первых предложил совместить репродуктивные и продуктивные (исследовательские) методы обучения [3]. Ушинский считал, что исследовательская...

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.

Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного...

Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности...

Учебно-исследовательская деятельность на младших курсах предполагает стимулирование интеллектуального потенциала личности студента, активизацию его творческого потенциала, формирование критического мышления, самореализацию личности студента.

Применение активных методов обучения на занятиях по...

 объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.

исследовательский метод. решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение опытов, классификация, моделирование, проектирование, конструирование...

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия конкурентоспособности на рынке труда. Даются определения видов исследовательских работ, краткая историческая справка развития проблемно-поискового метода.

Организация проектно-исследовательской деятельности на...

- организация научно-исследовательской деятельности студентов

Высшей формой исследовательской работы является творческая (научная, проектная), которая осуществляется студентами 1–3 курсов.

Технология реализации метода исследовательских групп...

исследовательский метод, научно-исследовательская работа студентов, исследовательская компетентность специалиста АПК, Анализ преподавателем, результат работы, Модель формирования...

Исследовательское обучение как средство формирования...

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу студентов, придав ей исследовательский

А потому использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных.

Применение исследовательского подхода к обучению как...

В современных условиях особое внимание в процессе обучения студентов уделяется становлению специалиста как субъекта научно-исследовательской работы, конкурентоспособного профессионала, владеющего опытом научно-творческой деятельности.

История развития проблемы исследовательского метода...

Одним из первых ученых, использовавших в обучении исследовательский метод, был Сократ.

Он одним из первых предложил совместить репродуктивные и продуктивные (исследовательские) методы обучения [3]. Ушинский считал, что исследовательская...

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.

Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного...

Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности...

Учебно-исследовательская деятельность на младших курсах предполагает стимулирование интеллектуального потенциала личности студента, активизацию его творческого потенциала, формирование критического мышления, самореализацию личности студента.

Применение активных методов обучения на занятиях по...

 объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.

исследовательский метод. решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение опытов, классификация, моделирование, проектирование, конструирование...

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия конкурентоспособности на рынке труда. Даются определения видов исследовательских работ, краткая историческая справка развития проблемно-поискового метода.

Организация проектно-исследовательской деятельности на...

- организация научно-исследовательской деятельности студентов

Высшей формой исследовательской работы является творческая (научная, проектная), которая осуществляется студентами 1–3 курсов.

Технология реализации метода исследовательских групп...

исследовательский метод, научно-исследовательская работа студентов, исследовательская компетентность специалиста АПК, Анализ преподавателем, результат работы, Модель формирования...

Задать вопрос