Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 26.01.2015

Статья просмотрена: 1147 раз

Библиографическое описание:

Грехова Т. В. Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 752-755. — URL https://moluch.ru/archive/83/15128/ (дата обращения: 25.09.2018).

Только то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развития.

Л. С. Выготский

 

Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности студентов, на формирование их профессиональных базовых компетенций, общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности.

Сегодня преподаватель приобретает иные роль и функции в учебном процессе. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому студенту систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен преподаватель при активном участии своих студентов.

Основная цель моей педагогической деятельности — воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у студентов умение и желание самосовершенствования и самообразования.

Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку обучаемых; через привлечение студентов к исследовательской работе, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.

Моя профессиональная деятельность напрямую согласуется с направлениями деятельности нашего образовательного учреждения.

Для достижения конкретного результата я ставлю перед собой следующие педагогические задачи:

-          Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;

-          Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии

-          Вовлекать каждого студента в активный познавательных процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности

-          Создать условия для интенсивного речевого развития студентов в процессе изучения русского языка и литературы

-          Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого обучаемого, дать возможность проявить себя

-          Привить навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов

-          Формировать устойчивый интерес к изучаемой дисциплине через аудиторную и внеаудиторную деятельность.

Отсюда, тема моего самообразования — «Нетрадиционные формы и методы (метод проекта) проведения учебных занятий», она базируется на методической теме нашего учебного заведения: «Развитие инновационной деятельности техникума, направленной на создание условий для повышения профессиональных компетенций преподавателей».

«Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребенку учиться» [2, с.12] Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценят не только результат, но и сам процесс учения. Это возможно в рамках учебного проекта, где большая роль отводится самостоятельной работе учащихся.

Проектное обучение — это «путь замысла или способ планирования». Поэтому преподавателю важно развить способности студента к целеполаганию и планированию.

Необходимо также создать условия для составления плана и помочь студенту в его реализации, учитывая действия, методы, способы и результаты. И в конечном итоге преподаватель должен в студенте развитать способности и умения анализировать и объективно оценивать результат.

Актуальность представленного опыта обусловлена тем, что организация исследовательской деятельность при изучении русского языка и литературы способствует формированию ключевых компетенций студента.

Теоретико-методологической основой решения вышеуказанных задач являются философские положения об общей связи, взаимосвязи и целостности явлений процессов в действительности, про природу и функции исследовательский умений и навыков (А.Арнольдов, К. Абульханова-Славская); основы общей теории деятельности (Л.Выготский, А.Леонтьев, С. Рубинштейн); идеи гуманистической педагогики (П.Блонский, В.Сухомлинский, А.Ухтомский); положение об учебной деятельности учащихся (П.Гальперина, В.Давыдова, Л. Занкова); теория компетентности (И. Ермакова, В. Краевского, А. Хуторского).

На основе системного анализа научных источников по проблеме была определена гипотеза: формирование ключевых компетенций студентов в процессе изучения русского языка и литературы успешно осуществляется при условии организации учебного взаимодействия на основе проектно-исследовательской технологии, что ставит своей целью содействие развитию творческого потенциала, интеллектуальных способностей и исследовательских умений, способствует творческой самореализации, содействует перенесению полученных знаний в различные сферы познавательной и практической деятельности.

Инновационное значение опыта состоит в системном подходе к организации преподавателем исследовательской деятельности.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студентов на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Для того, чтобы студент воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для обучающегося, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения и приобрести новые, получив реальный и ощутимый результат.

Главная идея опыта — разработка инновационной модели организации деятельности в процессе изучения русского языка и литературы в учебном заведении на основе анализа достижений современной психологии и педагогики, а также личных наработок.

Основными составными технологии являются:

-          развитие умений и навыков поисково-исследовательской деятельности на занятии и во внеурочной деятельности;

-          организация научно-исследовательской деятельности студентов;

-          привлечение обучающихся к активной проектной деятельности по решению социально значимых проблем жизни общества.

Высшей формой исследовательской работы является творческая (научная, проектная), которая осуществляется студентами 1–3 курсов. Задача преподавателя в этот период подготовить подростков к самообразованию, научить самостоятельно получать информацию, решать проблемные вопросы, направлять полученные результаты на практическое решение проблем; развивать коммуникативные способности. Осуществить это можно в системе: урок, домашнее задание, внеаудиторная и самообразовательная работа, при которой поисково-исследовательская деятельность постепенно превращается в научно- исследовательскую.

Например, проект «Письма с фронта — Великая Отечественная война в истории моей семьи», одним из направлений которого был сбор информации о событиях ВОВ и запись воспоминаний.

Опыт показывает, что в процессе организации НИД необходимо придерживаться правил:

-          содержание исследования обязательно должно быть единым с обучающей целью, требованиями программы, общими требованиями общества.

Работа над выполнением проекта учит видеть проблемы, исследовать и определять свое отношение к ним, мотивировать деятельность, устанавливать соответствующие контакты, работать в группе, вырабатывать совместные направления и принципы деятельности, и реализовывать их на практике, презентовать результаты и оценивать их.

Самым главным при этом является то, что учащиеся практическими действиями фактически решают проблему, преподаватель же берет на себя функции менеджера, тьютора, который не угнетает своим авторитетом, а организует, моделирует, координирует и направляет работу.

На протяжении 2011–2014 гг. были выполнены проекты, разные по тематике и направлениям:

-          «Ранние браки — за и против»;

-          «Душа обязана трудиться» (по творчеству Юлии Друниной)

-          Творческая работа «История любви в стихах А. Пушкина «Талисман» и «Сожженное письмо»

-          «Ну что тебе сказать про Сахалин?»

-          «Мысль семейная» в романе Толстого «Война и мир».

-          «Огонь родного очага» по роману Шолохова «Тихий Дон» и др.

Повышение общей языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на занятиях, развитие творческих способностей обучающихся, самовыражение, самореализация творческого воображения, навыков коллективной творческой деятельности, ответственного отношения к результатам своей работы и работы коллектива, выявление одарённых студентов– вот далеко не полный перечень задач, которые решаю во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.

Учебно-исследовательская и творческая деятельность — это процесс совместной работы обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний. В целях создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых студентов и реализации их потенциальных возможностей, провожу работу, основанную на принципах развивающего и воспитывающего обучения, индивидуализации и дифференциации обучения, учёта возрастных возможностей, при подготовке к таким мероприятиям, как:

-          декада русского языка и литературы;

-          предметные олимпиады;

-          научно-практические конференции;

-          конкурсы сочинений, чтецов;

-          интеллектуальный марафон.

Нетрадиционные формы проведения занятия стимулируют деятельность студентов, поэтому использую уроки-лекции, семинары, путешествия, диспуты, соревнования, проблемные, интегрированные уроки.

На занятиях стараюсь создавать условия для индивидуального творчества студента, полагая, что состояние вдохновения, творческого порыва стимулирует его познавательный интерес как основу главной его потребности в процессе обучения. В последнее время возрастает доля занятий с применением ИКТ.

Все это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого студента, прививать любовь и интерес к родному языку и литературе.

Спецификой в изучении гуманитарных дисциплин является развитие творческих способностей студентов, чтобы у них проснулось желание и способность творить, необходим ряд условий, которые строятся на сотрудничестве студентов и преподавателя на занятии и вне его:

-          атмосфера доверия, открытости, доброжелательности;

-          наличие в духовном мире студента ярких, интересных впечатлений;

-          сохранение индивидуальности, особенности, стилистической окрашенности речевого запаса и развитие его;

-          прочтение, осмысление, переживание образов классической русской литературы;

-          востребованность активности студента, его индивидуальной точки зрения, оценки, мнения;

-          поиск с помощью индивидуального творческого труда лучшего в человеке, его духовных ценностей.

На основе такого взаимодействия удается заинтересовать студентов, вовлечь в активную познавательную и исследовательскую деятельность в области гуманитарных дисциплин, хотя в профессиональном учебном заведении это довольно сложно. У большинства студентов отсутствует мотивация к изучению предметов гуманитарного цикла.

В связи с этим считаю наиболее целесообразным использовать метод проектной деятельности. Метод проектов позволяет овладеть коммуникативной способностью, защищать свою точку зрения, составлять план, владеть аудиторией — все перечисленные навыки могут быть полезными и при изучении других дисциплин.

Использование всех вышеназванных приемов, методов и технологий позволило добиться положительной динамики успеваемости студентов по дисциплинам. Это подтверждается мониторингом качества образования, который проводится через разнообразные формы контроля и оценки знаний: тестирование в электронной форме, срез знаний, самостоятельные, творческие и контрольные работы.

Таким образом, наблюдаются стабильные результаты освоения студентами образовательных программ по дисциплинам «Русский язык» и «Литература», показатели динамики их достижений составляют общую успеваемость: 98–100 %, качественную 46- 52 %, средний балл- 3,5.

Для поддержания такой результативности у студентов, особенно на первых курсах, приходится общаться с родителями. С ними веду беседы на родительских собраниях и в частном порядке через классных руководителей и учебную часть. В беседах не делаю упор на отрицательные качества учащихся, а в деликатной форме прошу обратить внимание на конкретные недостатки, приобщаю родителей к воспитанию в студентах ответственного отношения к учебе, развитию осознанной потребности в изучении русского языка и литературы. Довожу до сведения родителей требования, предъявляемые мной к обучающимся.

На достигнутом никогда не останавливаюсь. Повышаю свое профессиональное мастерство через участие в семинарах и конференциях различного уровня, заседаниях цикловых комиссий, на курсах повышения квалификации, посещаю занятия у коллег.

Составляю поурочное планирование, рабочие программы по дисциплинам в соответствии со стандартом образования, совершенствую формы и методы проведения занятий. Постоянно слежу за новинками методической и специализированной литературы, в том числе регулярно изучаю журналы «Литература в школе», «Русский язык в школе», «СПО», «Специалист» и др.

В процессе моей педагогической деятельности столкнулась с такими трудностями:

1.      Низкий уровень подготовки абитуриентов по русскому языку и литературе.

2.      Отсутствие познавательного интереса к дисциплинам гуманитарного цикла.

3.      Увеличение контингента студентов со слабыми интеллектуальными возможностями.

4.      Отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самодисциплины.

Для преодоления трудностей планирую:

1.         Формировать у студентов системные знания и применять их в творческих заданиях, что позволит поднять качество обучения.

2.         Совершенствовать педагогическое мастерство через самообразование, продолжать освоение перспективных педагогических технологий, сочетающих в себе разнообразные подходы к творческой деятельности студентов.

 

Литература:

 

1.         Горбунова Н. В., Кочкина Л. В. Методика организации работы над проектом. Материал подготовлен на основе анализа педагогической литературы и зарубежного опыта, представленного в сети Интернет. //Образование в современной школе. — 2009 — № 4 — с.21–25.

2.         Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. //Директор школы. — 2005. — № 6

3.         Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование. — 2005. — № 2 — с.113–121

4.         Методика мозгового штурма// Интернет… Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе управления и организации учебного процесса. М.: 2011

5.         Мурашковска И. Н. Неделя проектов.//Директор школы — 2005. — № 3 — с 184–188.

6.         Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М. — Academa. — 2003

7.         Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.// Методический вестник. — Опыт учителей школ г.Чайковского. — 2012 — № 4 — с.21–28.

8.         Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.// Директор школы. -2008. — № 3.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, студент, развитие, процесс изучения, литература, дисциплина, исследовательская работа, исследовательская деятельность, гуманитарный цикл, внеурочная деятельность.


Похожие статьи

Организация исследовательской деятельности на занятиях...

исследовательская деятельность, студент, умение, работа, проблема, современное образование, справочная литература, качество знаний, русский язык, критическое мышление.

Формирование навыков исследовательской работы во...

военная лексика, Толковый словарь, живой великорусский язык, слово, военная тематика, исследовательская деятельность, внеурочная деятельность, русский язык, суворовское училище, III.

Метод проектов как способ организации исследовательской...

начальная школа, русский язык, исследовательская деятельность, исследовательская деятельность учащихся, программный объем, процесс изучения лексики, раздел, слово...

Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся...

Формирование языковой компетенции во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС. Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла.

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс.

Формирование исследовательских умений учащихся во...

Формирование исследовательских умений студентов на основе информационных технологий.

Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Современные подходы к организации учебно-исследовательской...

Исследование понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов...

Формирование исследовательской компетентности...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся врамках организации внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность, как учебная, так и научная, способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности, так как реализует...

Проблемы организации исследовательской деятельности...

воспитательный процесс, гуманитарное образование, педагогические инновационные технологии, педагогическая мысль. Похожие статьи. Из опыта работы по организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся по биологии.

Организация исследовательской деятельности на занятиях...

исследовательская деятельность, студент, умение, работа, проблема, современное образование, справочная литература, качество знаний, русский язык, критическое мышление.

Формирование навыков исследовательской работы во...

военная лексика, Толковый словарь, живой великорусский язык, слово, военная тематика, исследовательская деятельность, внеурочная деятельность, русский язык, суворовское училище, III.

Метод проектов как способ организации исследовательской...

начальная школа, русский язык, исследовательская деятельность, исследовательская деятельность учащихся, программный объем, процесс изучения лексики, раздел, слово...

Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся...

Формирование языковой компетенции во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС. Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла.

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс.

Формирование исследовательских умений учащихся во...

Формирование исследовательских умений студентов на основе информационных технологий.

Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Современные подходы к организации учебно-исследовательской...

Исследование понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов...

Формирование исследовательской компетентности...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся врамках организации внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность, как учебная, так и научная, способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности, так как реализует...

Проблемы организации исследовательской деятельности...

воспитательный процесс, гуманитарное образование, педагогические инновационные технологии, педагогическая мысль. Похожие статьи. Из опыта работы по организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся по биологии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Организация исследовательской деятельности на занятиях...

исследовательская деятельность, студент, умение, работа, проблема, современное образование, справочная литература, качество знаний, русский язык, критическое мышление.

Формирование навыков исследовательской работы во...

военная лексика, Толковый словарь, живой великорусский язык, слово, военная тематика, исследовательская деятельность, внеурочная деятельность, русский язык, суворовское училище, III.

Метод проектов как способ организации исследовательской...

начальная школа, русский язык, исследовательская деятельность, исследовательская деятельность учащихся, программный объем, процесс изучения лексики, раздел, слово...

Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся...

Формирование языковой компетенции во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС. Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла.

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс.

Формирование исследовательских умений учащихся во...

Формирование исследовательских умений студентов на основе информационных технологий.

Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Современные подходы к организации учебно-исследовательской...

Исследование понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов...

Формирование исследовательской компетентности...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся врамках организации внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность, как учебная, так и научная, способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности, так как реализует...

Проблемы организации исследовательской деятельности...

воспитательный процесс, гуманитарное образование, педагогические инновационные технологии, педагогическая мысль. Похожие статьи. Из опыта работы по организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся по биологии.

Организация исследовательской деятельности на занятиях...

исследовательская деятельность, студент, умение, работа, проблема, современное образование, справочная литература, качество знаний, русский язык, критическое мышление.

Формирование навыков исследовательской работы во...

военная лексика, Толковый словарь, живой великорусский язык, слово, военная тематика, исследовательская деятельность, внеурочная деятельность, русский язык, суворовское училище, III.

Метод проектов как способ организации исследовательской...

начальная школа, русский язык, исследовательская деятельность, исследовательская деятельность учащихся, программный объем, процесс изучения лексики, раздел, слово...

Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся...

Формирование языковой компетенции во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС. Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла.

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс.

Формирование исследовательских умений учащихся во...

Формирование исследовательских умений студентов на основе информационных технологий.

Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Современные подходы к организации учебно-исследовательской...

Исследование понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов...

Формирование исследовательской компетентности...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся врамках организации внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность, как учебная, так и научная, способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности, так как реализует...

Проблемы организации исследовательской деятельности...

воспитательный процесс, гуманитарное образование, педагогические инновационные технологии, педагогическая мысль. Похожие статьи. Из опыта работы по организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся по биологии.

Задать вопрос