Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 12.12.2016

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Кожокарь О. А., Кожокарь М. Ю. Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 677-680. — URL https://moluch.ru/archive/131/36682/ (дата обращения: 19.04.2018).



Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности

Кожокарь Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, учитель математики

ГБОУ лицея № 144 г. Санкт-Петербурга

Кожокарь Михаил Юрьевич, кандидат физико-математических наук, учитель физики

ГБОУ СОШ № 232 г. Санкт-Петербурга

В настоящее время, в связи с переходом школ на ФГОС второго поколения, в связи с новым видением целей и результатов образования, возрос интерес к проблеме развития исследовательских умений учащихся. В учебных заведениях создаются условия для участия школьников в исследовательских проектах, проводятся научно-практические конференции, функционируют школьные научные общества. Но, как правило, такая деятельность осуществляется в рамках одного учебного предмета и не позволяет учащимся вести исследовательскую деятельность на различном предметном содержании. Нами была поставлена цель организации исследовательской деятельности учащихся, направленной на формирование исследовательских умений, как универсальных, применимых в любой предметной области, так и специфичных для отдельных областей.

Одной из форм организации внеурочной деятельности учащихся, направленной на достижение поставленной цели, является математический клуб [3]. Математический клуб — это объединение учеников 5–6 классов, имеющее своего президента, традиции и символику. Занятия математического клуба проходят один раз в неделю, каждое занятие построено вокруг определенной настольной игры или математической головоломки. Учащиеся погружаются в атмосферу эпохи, в которой была создана, или приобрела большую популярность, выбранная для занятия игра, изучают историю появления игры, знакомятся с легендами, баснями, интересными историями и фактами, связанными с ней, строят выигрышные стратегии.

При подготовке к занятию руководитель клуба совместно с учителями-предметниками осуществляет поиск путей для установления связи предметных знаний учащихся с историческими событиями, искусством и бытом выбранной эпохи. Установление такой связи возможно через решение метапредметных заданий и постановку исследовательских вопросов.

Введение в ход занятия игры осуществляется в результате инсценировки басни, легенды, рассказа об одной из версий ее происхождения, или при выполнении метапредметного задания. Приведем пример метапредметного задания, в результате выполнения которого учащиеся смогут самостоятельно назвать игру, о которой пойдет речь на занятии, а также установиться связь игры с известными людьми и фактами.

Задание 1: перед вами 10 объектов: портреты, картина, фотографии, фрагменты текста. Разделите их на 4 группы. Объясните, какая связь между объектами внутри каждой группы.

Ррис. 1. Карточка к метапредметному заданию 1

Задания такого типа способствуют формированию универсальных исследовательских умений: умение выдвигать гипотезу, выявлять закономерности, делать обобщающие заключения, выводы.

Ученическое исследование начинается с постановки исследовательского вопроса. Приведем пример задания, которое направлено на формирование умения ставить исследовательский вопрос (универсального умения).

Задание 2: Пользуясь данными из задания 1, заполните таблицу:

Заполни пропуски:

Сформулируй вопросы, которые ты хотел бы задать учителю:

Александр Сергеевич Пушкин был страстным игроком в шашки, о чем свидетельствуют его современники. В одном из стихотворений Пушкина описывается зимний быт помещиков того времени, в частности, есть и такие любопытные строки:

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

литературы: _____________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

______________________________________

Наполеон Бонапарт всегда брал в военные походы перламутровую доску для игры в _________. Сидя за ней, он разрабатывал свои воинские планы и идеи, тактические приёмы. Будучи прирожденным __________, Наполеон оставил свой след не только на полях сражений Европы, но и в шашках, введя новую комбинацию, которая и была названа его именем: «Удар Наполеона».

математики: _____________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Петр Иванович Пнин — российский художник, прославился всего одной картиной — «Игра в _________». Картина хранится в коллекции ____________ музея.

изобразительного искусства:_______________

________________________________________

________________________________________

Лев Николаевич Толстой не был страстным любителем шашек, он серьезно увлекался шахматами. Тем не менее во всемирно известном произведении «________________»

он сравнивает стратегию военного искусства со стратегией шашечной игры.

истории: ________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Выбор эпохи погружения связан со временем появления игры или временем, в которое она была популярна среди населения страны. Например, на занятиях, посвященных игре в шашки, учащиеся погружались в Петровскую эпоху. Во времена Петра I шашки входили в программу ассамблей, царь активно содействовал распространению этой игры. На занятии математического клуба учащиеся реконструировали ассамблею Петра I. В процессе подготовки к таким занятиям дети исследуют объекты, явления и процессы из различных учебных предметов — истории, географии, литературы, технологии. Овладевают умением отбирать нужную информацию, систематизировать ее, ставить вопросы и находить ответы на них, развивая специфичные для различных областей исследовательские умения.

Результатом исследования в большинстве предметных областей является новый для ученика факт, но для некоторых областей, например, для литературы, искусства, это может быть новый взгляд на художественное произведение или произведение искусства. Но, в целом, восприятие человеком любого явления культуры строится на единстве логического и эмоционального. Поэтому материал для занятий должен быть подобран таким образом, чтобы развивать у учащихся логическое и эмоциональное восприятие любых ценностей материальной и духовной жизни в их единстве и многообразии. Это будет способствовать формированию целостного мировоззрения учащихся, пониманию учащимися, что один и тот же объект имеет большое количество различных свойств, поэтому может быть интересен для разных наук. Таким образом, на занятиях у учащихся возникают различные исследовательские вопросы, связанные с одним и тем же объектом. Результатом ответа на такой вопрос могут стать учебно-исследовательские проекты, затрагивающие разные предметные области, а также межпредметные проекты.

Центральное место на каждом занятии занимает настольная игра.

Участники клуба изучают правила игры, играют в парах сменного состава, на занимательном материале знакомятся с такими важными понятиями теории игр, как стратегия и выигрышная стратегия. Поиски выигрышной стратегии развивают логические, комбинаторные способности учащихся, способствуют формированию исследовательских умений, специфичных для математики. Школьники применяют математические методы рассуждений в реальной ситуации, преодолевают трудность теоретического исследования. При поиске стратегий учащиеся ставят перед собой задачи: найти план действий и показать, что лучшего плана не существует, найти все оптимальные планы и т. д. Это стандартные задачи для различных областей науки и техники. Решение таких задач способствует формированию у учащихся универсальных исследовательских умений.

Проведение занятий математического клуба будет обеспечивать целостность образовательного процесса, интеграцию содержания различных учебных предметов и направлено на формирование у учащихся универсальных и специфичных для различных предметных областей исследовательских умений.

Литература:

  1. Стефанова Н. Л. Проблема развития исследовательских умений учащихся с позиции метаметодического подхода // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2002. — № 3 том 2. — С. 167–175.
  2. Метапредметные задания как средство достижения образовательных результатов. (5–11 классы). Учебно-методическое пособие /Подходова Н. С., Аранова С. В., Комаров Б. А., Леонтьева О. В., Суворова Е. П. СПб.: Фора-принт, 2012.
  3. Кожокарь О. А. Математический клуб как одна из форм организации внеурочной деятельности пятиклассников в условиях реализации ФГОС общего образования // Молодой ученый. — 2016. — № 9. — С. 1124–1127.
  4. Городецкий В. Б. Книга о шашках. — М.: Детская литература, 1984. — 271 с.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательских умений, исследовательских умений учащихся, универсальных исследовательских умений, развития исследовательских умений, Формирование исследовательских умений, формирование исследовательских умений, внеурочной деятельности, учащихся универсальных исследовательских, математического клуба, формированию исследовательских умений, областей исследовательских умений, деятельности учащихся, форм организации внеурочной, организации внеурочной деятельности, формированию универсальных исследовательских, различных учебных предметов, внеурочной деятельности учащихся, предметных областей, предметных знаний учащихся, исследовательской деятельности учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос