Развитие творческой активности студентов в условиях профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 27.04.2015

Статья просмотрена: 3154 раза

Библиографическое описание:

Белоруссова, Е. В. Развитие творческой активности студентов в условиях профессионального образования / Е. В. Белоруссова, О. Р. Михайлова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7992/ (дата обращения: 24.04.2024).

В данной статье средства развития творческой активности студентов из опыта работы педагогов ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания». Показана роль творческой активности в формировании специалиста конкурентоспособного на рынке труда.

Ключевые слова:творческаяактивность, образование, рабочая тетрадь.

 

Происходящие преобразования в российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, их профессиональной компетентности, навыкам творческой деятельности.

Основными показателями качества подготовки специалистов в настоящее время являются: достаточный профессионализм; творческое мышление и способность к самообразованию. Подготовка специалиста, конкурентного на рынке реального производства, владеющего умениями и знаниями по своей специальности, имеющих практический, пусть и небольшой, опыт предполагает использование в процессе обучения методов, способствующих развитию творческой активности студентов.

Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных креативных усилий в учебной и профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными интересами и целями.

Показателями творческой активности студента могут считаться новизна оригинальность, отстранение от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, ценность, перенос знаний из одной предметной области в другую или в сферу профессиональных компетенций. Творческая активность является неиссякаемым резервом профессионального роста и личностного развития человека.

Главная цель развития творческой активности студентов — воспитание подлинно творческой свободной личности

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи

-        формировать у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

-        развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

-        воспитывать интерес к участию в творческой деятельности;

-        формировать профессиональный кругозор и творческий подход к своей профессиональной деятельности.

Современная ориентация образования на формирование компетенций предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых студент может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою потребность выразить себя как субъект обучения и проявить себя в профессиональной сфере.

Педагогами ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания» создаются следующие условия, способствующие развитию творческой активности:

1.         организация активной деятельности всех студентов на учебных занятиях (применение педагогических приемов, интерактивных технологии и активных форм организации учебного процесса);

2.         включение творческих заданий исследовательского характера профессиональной направленности во внеаудиторную самостоятельную работу;

3.         применение современных средств обучения;

4.         включение студентов в систему профессиональных конкурсных мероприятий различного уровня, от уровня техникума до — международного.

К активным формам деятельности относятся такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.

Например, студентам предлагается перевести рецепт из неспециализированной литературы (журнал, интернет) в технологическую карту блюда; или составить конкретный перечень блюд по предложенным ингредиентам.

Одним из способов развития общих компетенций служат деловые игры [1]. В техникуме существует практика проведения обобщающих занятий в форме игры. Опыт работы показывает, что подготовка к итоговым занятиям для студентов всегда сопряжена с психологическим дискомфортом. Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего студента не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать лишнее, сопоставлять, оценивать. Процесс должен быть организован так, чтобы каждый студент стремился решить учебные задачи своими силами, и умел работать в группах.

Эффективной формой организации современного урока производственного обучения являетсямастер-класс. У педагогов торгового отделения техникума сложилась система проведения уроков учебной практики в форме мастер-класса. Именно такая форма организации урока имеет большой потенциал для развития творческой активности студентов. Например, уроки производственного обучения ПМ.01 «Продажа непродовольственных товаров», темы «Упаковка товаров» и «Продажа галантерейных товаров», традиционно проводятся мастерами производственного обучения в форме мастер-классов «Дизайнерская и подарочная упаковка» и «Магия платка». В рамках этих мастер-классов педагоги не только демонстрируют эксклюзивные трудовые дизайнерские приёмы, организуют деятельность студентов по их присвоению, но и на этапе оценивания результатов самостоятельной работы на уроке, вводят критерий «Оригинальность исполнения (нестандартный, творческий подход к выполнению задания)». Это несомненно мотивирует студентов к проявлению своего творческого потенциала.

Самостоятельная работа является одной из важнейших составляющих учебного процесса в ходе, которой происходит формирование навыков, умений и знаний, и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентами приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать профессиональные задачи. Учебные задания творческого уровня направлены на решение проблемных вопросов задач или производственных ситуаций.

Приводим примеры некоторых заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

1.         Дисциплина «Технология продукции общественного питания для различных категорий потребителей»: Разработать цикличное двухнедельное диетическое меню для диеты № 7». Это задание послужило основой для разработки совместного практического проекта по организации лечебного питания в нефрологическом отделении Костромского филиала ЧУ «Медико-образовательной организации «НЭС», который реализуется на базе техникума по настоящее время, на основании договора о сотрудничестве.

2.         Дисциплина «Математика»: Подготовить сообщение по теме «Фракталы: наука и искусство. Студент Иванов Л. использовал содержание данной работы для подготовки к конкурсу «Интеллект ХХI» в рамках Десятой региональной олимпиады технического творчества «Радуга талантов» студентов профессиональных образовательных организаций Костромской области (2014 г), целью которой является «…развитие творческого потенциала обучающихся и студентов с креативным мышлением, подготовка их к успешной деятельности».

3.         Дисциплина «Иностранный язык»: Подобрать пословицы, поговорки связанные с профессией. Перевести и подобрать русский эквивалент. Следует отметить, что ряд студентов подошли к выполнению этого задания не формально, в частности Сизов С., представил в своей работе более 30 пословиц и поговорок. Ему было предложено обобщить опыт свой работы и представить результаты на конференции в Шестнадцатой областной научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»

Разработка новых методов и приёмов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, требует применение принципиально новых средств обучения.

В последнее время деятельность педагога техникума по формированию новых знаний и умений немыслима без средств организации познавательной деятельности обучающихся (опорных сигналов, структурно-логических средств, листов рабочей тетради, обобщенных алгоритмов решения задач и т. д.)

Рабочие тетради являются средством развития познавательной активности и организации профессиональной самостоятельности работы студентов. При разработке, формировании рабочей тетради педагоги техникума руководствуются следующими правилами:

-        Все задания начинаются побудительными словами: Изобразите…; Сделайте…; Обозначьте…; Выделите…; Проанализируйте…; Классифицируйте…, Предложите рациональное решение…; и т. д.;

-        Задания в рабочей тетради представлены в разных формах: тестовой с выбором ответа, классификацию и обобщение различных фактов, решение расчетных задач различных типов, решение ситуационных заданий;

-        Задания обеспечивают усвоение знаний, на репродуктивном, конструктивном и творческом уровне.

При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определенной известной информации, до заданий, требующих установить межпредметные связи, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения.

Применение дидактических пособий в обучении дает следующие результаты

-        улучшает качество образования,

-        повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации,

-        дает возможность реализации перспективных методов обучения,

-        обеспечивает проверку уровня усвоения содержания каждой темы предмета.

Наряду с рабочими тетрадями педагоги техникума работают над формированием электронных образовательных ресурсов. Например, в декабре 2014 года педагогами отделения общественного питания презентовано учебно-методическое пособие для реализации МДК 07.01 «Технология приготовления сладких блюд и напитков».

Большим потенциалом для формирования творческой составляющей профессиональных компетенций студентов техникума обладают олимпиады и конкурсы профессионального мастерства. В техникуме сложилась система конкурсных мероприятий, которая позволяет уже на первом курсе выявить талантливых студентов с высоким уровнем творческого потенциала, индивидуально сопровождать их обучение, выращивать призёров региональных, Всероссийских и Международных соревнований.

Таким образом, необходимыми условиями для развития творческой активности являются

-        совершенствование содержания учебного процесса;

-        повышение уровня его организации;

-        внедрение эффективных форм и методов обучения;

-        широкое применение в учебном процессе современных средств обучения

-        конкурсное движение (предметные олимпиады и конкурсы профессионального мастерства).

Активизация творческой работы студентов нашего техникума призвана, не только пробудить и поддержать интерес к различным дисциплинам и модулям, но главное, сформировать потребность к реализации собственных креативных способностей в учебной и профессиональной деятельности, что, в конечном итоге, приводит к формированию выпускника — специалиста, конкурентного на рынке реального производства.

 

Литература:

 

1.      Белоруссова Е. В. Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 218–220.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, творческая активность, задание, рабочая тетрадь, творческая активность студентов, производственное обучение, профессиональная деятельность, студент, творческая деятельность, внеаудиторная самостоятельная работа.

Похожие статьи

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

учебный процесс, творческая активность, задание, творческая активность студентов, рабочая тетрадь, творческая деятельность, студент, профессиональная деятельность, производственное обучение, внеаудиторная...

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

исследовательская деятельность, творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, студент.

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

Эффективность внеаудиторных мероприятий по иностранному...

учебный процесс, творческая активность, задание, творческая активность студентов, рабочая тетрадь, творческая деятельность, студент, профессиональная деятельность, производственное обучение, внеаудиторная...

Развитие творческой активности в процессе обучения...

учебный процесс, творческая активность, задание, творческая активность студентов, рабочая тетрадь, творческая деятельность, студент, профессиональная деятельность, производственное обучение, внеаудиторная...

Формирование творческой активности студентов...

учебный процесс, творческая активность, задание, творческая активность студентов, рабочая тетрадь, творческая

Творческая деятельность, особенно деятельность художественная формирует особенные качества и свойства у студента, ею занимающегося.

Организация творческой деятельности бакалавров факультета...

...учебный процесс, творческая активность, задание, творческая активность студентов, рабочая тетрадь, творческая деятельность, студент, профессиональная деятельность, производственное обучение, внеаудиторная самостоятельная работа.

Методологические основы понятия творческой активности...

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

- повысить активность студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, учебный процесс, работа, задание...

Стратегии преодоления психологических барьеров в творчестве...

учебный процесс, творческая активность, задание, творческая активность студентов, рабочая тетрадь, творческая деятельность, студент, профессиональная деятельность, производственное обучение...

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

Похожие статьи

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

учебный процесс, творческая активность, задание, творческая активность студентов, рабочая тетрадь, творческая деятельность, студент, профессиональная деятельность, производственное обучение, внеаудиторная...

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

исследовательская деятельность, творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, студент.

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

Эффективность внеаудиторных мероприятий по иностранному...

учебный процесс, творческая активность, задание, творческая активность студентов, рабочая тетрадь, творческая деятельность, студент, профессиональная деятельность, производственное обучение, внеаудиторная...

Развитие творческой активности в процессе обучения...

учебный процесс, творческая активность, задание, творческая активность студентов, рабочая тетрадь, творческая деятельность, студент, профессиональная деятельность, производственное обучение, внеаудиторная...

Формирование творческой активности студентов...

учебный процесс, творческая активность, задание, творческая активность студентов, рабочая тетрадь, творческая

Творческая деятельность, особенно деятельность художественная формирует особенные качества и свойства у студента, ею занимающегося.

Организация творческой деятельности бакалавров факультета...

...учебный процесс, творческая активность, задание, творческая активность студентов, рабочая тетрадь, творческая деятельность, студент, профессиональная деятельность, производственное обучение, внеаудиторная самостоятельная работа.

Методологические основы понятия творческой активности...

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

- повысить активность студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, учебный процесс, работа, задание...

Стратегии преодоления психологических барьеров в творчестве...

учебный процесс, творческая активность, задание, творческая активность студентов, рабочая тетрадь, творческая деятельность, студент, профессиональная деятельность, производственное обучение...

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...