Библиографическое описание:

Маркова А. В., Шевченко Н. Н. Формирование творческой активности студентов педагогического вуза в изобразительной деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 554-557.

Анализ ситуации общественного развития, социально-экономических преобразований в стране свидетельствует о наличии потребности общества в личности, обладающей новым типом мышления, способностью нестандартно и эффективно решать жизненные проблемы. От современного человека требуется умение действовать в ситуации выбора, ставить и достигать поставленные цели, принимать самостоятельные решения. В связи с этим перед системой образования стоит задача развития творческой личности, воспитания активной жизненной позиции обучающихся. Инновационные процессы, которые происходят на современном этапе в направлении модернизации образования, сопровождаются разработкой различных вариантов его содержания, использованием возможностей педагогической науки и практики в повышении эффективности образовательных идей и технологий с ориентацией на развитие творческого потенциала подрастающего поколения.

Особое место в решении этой задачи отводится высшим учебным заведениям, которые должны способствовать расширению и углублению знаний студентов, развитию их инициативы и самостоятельности, проявлению творческой активности, формированию практических умений и навыков; воспитывать художественный вкус, будить фантазию, воображение, уникальность мироощущения. Творческая активность развивается в ходе усвоения систематизированных знаний, умений и навыков при соблюдении определённых психолого-педагогических условий, важнейшим из которых является организация образовательного процесса с использованием продуктивных видов творческой деятельности студентов.

Качество профессиональной подготовки будущих специалистов во многом зависит от их мотивационно-творческой активности: познавательной потребности, гибкости и дивергентности мышления, стремления к творческим достижениям, продуктивности творческой деятельности, умения моделировать различные ее способы в соответствии с изменением условий, антиципировать (предвосхищать) возможный ход развития деятельности. Вовлечение студентов в процесс саморазвития, самоизменения и самоактуализации предполагает не только наличие определённого набора знаний, умений и навыков (базовых компонентов деятельности), но и творческой активности.

С точки зрения Н. А. Бердяева, творчество есть нравственный долг, назначение человека на Земле, его задача и миссия. Через все его философские работы проходит антропологическая идея значимости творчества как силы, освобождающей человека и дающей смысл его существованию. Он считал, что в основе творчества лежат три элемента: а) элемент свободы, благодаря которой только и возможно творчество нового и небывшего; б) элемент дара и связанного с ним назначения; в) элемент сотворенного уже мира, в котором и совершается творческий акт, и в котором он берет себе материалы [2, с. 117]. Мы считаем правомерным это высказывание, подтверждая то, что развитие творческой активности личности возможно лишь при сочетании ряда факторов, важнейшими из которых являются: наличие креативной способности («дара»), независимость от авторитетов и стандартов («элемент свободы»), единство репродуктивного и продуктивного начал («элемент сотворенного мира и сам творческий акт»).

Творчество не поддается рациональной раскладке на определенные правила и способы действий. С позиции антропологического подхода, творчество — это не только и не столько создание новых продуктов, ценностей, идей или открытий, сколько создание человеком в себе личности, постижение своей уникальности и потенциальной творческой бесконечности. Общепринятая точка зрения на трактовку понятия «творчество» заключается в том, что, как виду человеческой деятельности, ему присущи новизна и оригинальность, неповторимость, общественно-историческая уникальность. Большинство ученых придерживаются мнения, что природа творчества едина, а поэтому и способность к творчеству универсальна. Научившись творить в сфере искусства, техники или других видах деятельности, человек без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу.

В психолого-педагогической литературе активность личности рассматривается, как способность человека производить общественно значимые преобразования в жизни на основе «присвоения» богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах общения. Формы общей активности индивида выражаются в стремлении к продолжению начатой деятельности, в энергичности производимых действий, в выносливости по отношению к напряжению, связанному с активностью, в разнообразии производимых действий, скорости и их варьировании. Проявляется активность в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности [1, с. 36].

Таким образом,активность — естественный для человеческой жизни способ самореализации, удовлетворения потребностей, применительно к определенным ситуациям и объектам, которые выступают как мотивы деятельности. Активность рассматривается в соотношении с деятельностью, как динамичное условие ее становления, реализации и видоизменения, как свидетельство ее движения. По мнению Т. И. Колесниковой, «активность человека определяется не абстрактно, а через то, как ею преобразуется совокупность обстоятельств, направляется ход жизни, формируется жизненная позиция. Динамика становится зависимой от характера активности личности, от её способности организовать и направить события в желательном направлении [4, с.68].

Сущность творческой активности связана с «порождением побочного продукта» в процессе деятельности, который и является в итоге творческим результатом и представляет собой нечто новое и необычное. Творческая активность предполагает наличие интереса к творческой деятельности, мотивационной направленности, эмоционально-волевых усилий, готовности личности действовать самостоятельно в процессе овладения знаниями. Творческая активность в образовательном процессе определяется как высший уровень познавательной активности, характеризуется стремлением личности к преодолению привычных правил и норм, поскольку сама задача ставится самим обучающимся, а пути ее решения выбираются новые, нешаблонные и оригинальные.

Формирование творческой активности студентов возможно путём комплексного применения интерактивных методов проблемного и развивающего обучения: эвристической беседы, ролевых игр, тренингов, мастер-классов, проектов и т. д., а также при наличии соответствующих педагогических условий. Как отмечает Н. И. Непомнящая, целью инициирования творческой активности обучающихся в образовательном процессе является не овладение знаниями, умениями и навыками, а преодоление привычных знаний, способов деятельности, выход за пределы изученного [6, с. 53].

Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза по специальности 030800 «Изобразительное искусство и дизайн» включает цикл следующих дисциплин: история изобразительного искусства, рисунок, живопись, композиция, перспектива, скульптура, основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом, цветоведение, компьютерная графика, теория и методика преподавания изобразительного искусства, пленэр, культура оформления дипломного проекта.

История изобразительного искусства способствует выработке у студентов сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Предметная дисциплина «Рисунок» способствует овладению студентами графических навыков реалистического изображения с натуры: натюрморта, пейзажа, портрета; направлена на развитие практических умений владения техниками и материалами рисунка, присущими ему средствами и приемами реалистического изображения. Основная цель данной дисциплины — формирование особой формы конструктивно-пространственного представления у обучающихся о предметах и передача их изображения на плоскости.

В рамках предметов «Живопись» и «Цветоведение» студенты изучают свойства цвета и цветотоновые отношения предметов, явлений окружающей действительности, закономерности цветовой гармонии и колористического единства для создания художественного образа. На занятиях по композиции происходит освоение принципов композиционно-художественного формообразования, приобретение навыков использования художественных средств построения композиции (графических, пластических и др.) [3, с. 3].

Развитие интереса студентов к творчеству, формирование потребности в познании себя как его субъекта в большей степени происходит в процессе практико-ориентированной творческой деятельности. Пленэр как один из видов практики студентов в рамках предметных дисциплин «Рисунок» и «Живопись» способствует формированию навыков изобразительной деятельности обучающихся в нестандартных условиях.

Благодаря работе на пленэре, художник может наблюдать окружающую среду, градации светотени на открытом воздухе [5, с. 508]. Непосредственное общение студентов с природной красотой карельских пейзажей пробуждает неповторимость образного восприятия, эмоциональный отклик, проявления творческой индивидуальности, что, безусловно, находит отражение в их работах.

Овладение студентами знаниями и умениями «правильно видеть», грамотно и доходчиво изображать, объяснять и проектировать самые различные предметы окружающей действительности является целевой установкой учебного курса «Перспектива». Сформированность у обучающихся навыков ощущения перспективы позволяет не только представить будущий продукт художественного творчества, но и своевременно выявить достоинства и недостатки формы, композиционного или цветового решения творческого проекта [7, с. 3].

Одной из важных дисциплин, направленных на развитие восприятия объемной формы, формирование конструктивно-пластического мышления студентов, является курс «Скульптура». На практических занятиях по данной дисциплине у обучающихся, помимо развития пространственных представлений, умений видеть и передавать в скульптуре трёхмерность объектов действительности и пластику форм, проявляется индивидуальный творческий стиль.

В содержание образовательного процесса подготовки учителей изобразительного искусства включен курс «Декоративно-прикладное творчество», в рамках которого студенты овладевают не только основами теории декоративно-прикладного искусства, но развивая свои умения и навыки, самореализуются в проектировании различных его видов. Усиление историко-культурологической подготовки студентов, осмысление и приобщение их к национальной культуре и искусству — те важные тенденции, которые, в конечном итоге, находят свое выражение в различных творческих проектах обучающихся, связанных с декоративно-прикладным творчеством. Всё это является одной из приоритетных задач профессиональной подготовки будущего учителя — художника.

Одной из дисциплин, которая в большей степени, на наш взгляд, способствует активизации креативности студентов, является «Компьютерная графика». К задачам данной дисциплины относятся: освоение методологии и технологии выполнения графических работ на компьютере и разработка пользовательского графического интерфейса в разработке печатной продукции. Овладевая знаниями, умениями и навыками в рамках этого курса студенты самостоятельно разрабатывают рекламную продукцию, буклеты, афиши, логотипы и т. д., проявляя при этом творческий подход.

При анализе содержания дисциплины «Теория и методика преподавания изобразительного искусства» мы ставили перед собой цель — выявить возможности данного курса в профессиональном становлении студентов как будущих учителей в период прохождения ими педагогической практики в школе. В соответствии с этой целевой установкой нами определялись следующие задачи:

-          дать понятие о системе художественно-эстетического воспитания учащихся в современной школе (содержание, формы и методы его реализации);

-          познакомить с современными педагогическими технологиями творчества;

-          создать условия, стимулирующих студентов к творческому самовыражению на этапе профессиональной подготовки (комплекс различных видов педагогической практики);

-          познакомить их с творческими приемами и методами организации художественно-эстетической деятельности школьников (разработка программно-методического обеспечения уроков и внеклассных мероприятий художественно-эстетической направленности).

Развитию творческой активности студентов способствует и их участие в научно-исследовательской деятельности: в выступлениях с докладами на научно-практических конференциях, в работе над курсовыми и дипломными проектами по проблемам организации творческой художественно-эстетической деятельности школьников. В ходе работы над исследованиями студенты рассматривают теоретические аспекты организации творческой художественной деятельности детей, разрабатывают программы спецкурсов, факультативов, комплексы уроков с использованием технологий творчества.

На защите выпускных квалификационных работ проходят презентации проектов будущих учителей по различным видам и направлениям изобразительного искусства. При этом им свойственны потребность в новизне, проявление рефлексирующего уровня художественного сознания, критически-оценочное отношение к результату художественного творчества.

Основой процесса развития творческой активности студентов, его основными компонентами на всех этапах обучения было формирование их ценностно-смысловых установок на творчество как механизма самореализации, развитие интереса к творческой деятельности, формирования потребности в познании себя как субъекта творчества в различных видах практико-ориентированной изобразительной деятельности.

Литература:

1.                  Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий: От темперамента — к характеру и типологии личности. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000.

2.                  Бердяев Н. А. О значении человека. — М.: Изд-во «Республика», 1993.

3.                  Даглдиян К. Т. Декоративная композиция: учебное пособие. — Изд. 3–е. — Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2011.

4.                  Колесникова Т. И. Психологический мир личности и его безопасность. — М.: Изд-во «ВЛАДОС — ПРЕСС», 2001.

5.                  Конькова Е. А. Популярная история русской живописи. — М.: Изд-во «Вече», 2002.

6.                  Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: Теория и практика. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.

7.                  Павлова А. А. Перспектива: учебное пособие по графике и дизайну для студентов факультетов технологии и предпринимательства педвузов. — М.: Школьная Пресса, 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): творческой активности, Формирование творческой активности, творческой активности студентов, творческой деятельности, студентов педагогического вуза, изобразительной деятельности, изобразительного искусства, творческой деятельности студентов, творческой активности личности, развития творческой, проявлению творческой активности, творческой активности связана, активности студентов педагогического, творческой активности бакалавра, творческой активности школьников, инициирования творческой активности, продуктивности творческой деятельности, интереса к творческой деятельности, Развитию творческой активности, развития творческой личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос